Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/65PDMN617.pdf Статья опубликована 29.01.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Шевченко С.М., Фокина Т.А., Салапаева А.А. Развитие познавательного интереса на занятиях по технологии // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/65PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 373.5
Шевченко София Михайловна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Россия, Нижний Новгород
Доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования»
Кандидат технических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=718028
Фокина Татьяна Александровна
АНО ВО «Московский гуманитарно-экономического университет» Нижегородский институт (филиал), Россия, Нижний Новгород
Заведующая кафедрой «Психологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=667552
Салапаева Александра Александровна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Россия, Нижний Новгород
Студентка
E-mail: [email protected]
Развитие познавательного интереса на занятиях по технологии
Аннотация. Познавательный интерес является одним из основных мотивов учебной деятельности, формирование которого является не только средством, обеспечивающим усвоение учебного материала, но и целью обучения. Процесс обучения не может быть успешным, если у обучающегося не сформирована потребность в знаниях, нет интереса к обучению, в связи с чем проблема развития познавательного интереса обучающихся является одной из актуальных современного образования. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит периоду младшего подросткового возраста (пятые-шестые классы). Большое значение для стимуляции познавательного интереса у обучающихся среднего звена имеют содержание предмета, организация образовательной деятельности, общение обучающихся. Авторами статьи разработан урок «открытия нового знания» с использованием метода проектов, направленный на развитие умения работать с разными источниками информации, анализировать, сравнивать, выделять главное; на освоение основной терминологии. Для контроля знаний и умений обучающихся по разделу «Кулинария» разработана игра "ИКОВИКИ", ориентированная на активизацию мыслительной деятельности и познавательный интерес обучающихся к предмету. В статье представлены результаты эксперимента по исследованию влияния разработанных материалов на развитие познавательного интереса обучающихся пятого класса на уроках технологии. Оценка уровня развития познавательного интереса у обучающихся проводилась по методу Г. И. Щукиной. Результаты исследования
свидетельствуют о существенном влиянии разработанных материалов на уровень познавательного интереса обучающихся. Важным результатом проведенного эксперимента является значительное уменьшение числа обучающихся с низким уровнем развития познавательного интереса: они стали справляться с практическими заданиями, проявлять больший интерес к занятиям по технологии, их учебная работа стала более продуктивной. Полученные результаты проанализированы и обобщены, представлены в виде диаграмм. Разработанные материалы внедрены в практику работы общеобразовательной школы г. Нижнего Новгорода, а также могут быть рекомендованы к использованию в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: познавательный интерес; процесс обучения; метод проектов; игровой метод; эксперимент; игра «ИКОВИКИ»
В последние годы довольно часто можно слышать и от работников образовательной сферы, и от родителей, что дети не хотят учиться. Это означает, что у ученика не сформирована потребность в знаниях, нет интереса к обучению. Процесс обучения в таком случае не может быть успешным. В связи с этим формирование познавательного интереса обучающихся является одной из важнейших проблем современного образования.
Слово «интерес» (латинское - «interesse») означает «иметь важное значение» [11]. По мнению Г. И. Щукиной, интерес является мощным побудителем активности личности, «под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» [12].
Познавательный интерес характеризуется способностью обогащать и активизировать как процесс познавательной, так и любой другой деятельности человека, так как познавательное начало имеется в каждой из них.
Познавательный интерес является одним из основных мотивов учебной деятельности, формирование которого является не только средством, обеспечивающим усвоение учебного материала, но и целью обучения. Если обучающийся не знает (или не понимает), зачем необходимо усвоить тот или иной учебный материал, то ему и неинтересно его изучать.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, что требует от обучающегося волевого напряжения и усилия, стремления достичь поставленную цель, преодоления встречающихся трудностей на пути ее достижения. Развитие, активизация познавательного интереса являются основой положительного отношения к процессу обучения на всех этапах его реализации. Особенно это важно на этапе перехода в среднюю школу (5-6 классы).
Переход из начальной школы в среднюю сопровождается возрастанием у обучающихся физиологической и психологической нагрузок, снижением успеваемости, уверенности в себе. [13]. Педагоги смотрят на пятиклассника уже как на взрослого школьника, а не как на малыша. Пятиклассники начинают учиться анализировать свои сильные и слабые стороны, приобретают опыт общения с широким кругом разных людей, умение слушать и учитывать мнения окружающих. Большое значение для стимуляции познавательного интереса у обучающихся среднего звена имеют содержание предмета, образовательная деятельность, общение обучающихся [4, 5, 11].
В работе представлены результаты исследования развития познавательного интереса у обучающихся 5 класса на уроках технологии.
В ФГОС 3-его поколения выделены три направления предмета «Технология» [1-3]: индустриальные технологии, технологии - ведения - дома, сельскохозяйственные - технологии.
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
Независимо от вида изучаемых технологий в содержании программы предусмотрены такие образовательные линии, как технологическая культура производства, получение, обработка, хранение и использование технологической информации, творческая и проектная деятельность и другие. Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся.
На учебный курс «Технология ведения дома» в 5 классе отводится 70 часов по 2 часа в неделю. Значительный интерес для обучающихся 5 класса (девочки) в силу его большой практической значимости вызывает раздел «Кулинария», на который по программе отводится 10 часов [1].
Эксперимент по оценке эффективности влияния методов, ориентированных на развитие познавательного интереса, проводился на базе средней общеобразовательной школы г. Нижнего Новгорода. В эксперименте принимали участие девочки двух пятых классов. Были выделены контрольный (5 «А») и экспериментальный (5 «Б») классы. В экспериментальном классе проводились уроки с использованием методов, ориентированных на развитие познавательного интереса, в контрольном классе - традиционные уроки по технологии. В качестве методов, ориентированных на развитие познавательного интереса, были выбраны метод проектов и игровой метод [6, 7].
Авторами был разработан урок-открытие нового знания по разделу «Кулинария» с использованием метода проектов. При применении этого метода для оценки познавательного интереса обучающегося используются степень подготовки к занятию, качество подготовленного материала, активность в выступлении, правильность выполнения задания, умение четко и грамотно отвечать на возникающие у учителя и одноклассников вопросы. Обучающиеся экспериментального класса выполняли проект по теме «Любимый салат моей семьи» (раздел «Кулинария. Блюда из овощей»). После защиты проекта проводилось анкетирование обучающихся с целью выявления их качеств и потребностей [9, 11]. Обучающимся предлагалось ответить на три вопроса, заполнив соответствующие таблицы:
1. Какие умения помогли в работе над проектом?
Таблица 1
Анализ умений и навыков при выполнении проекта
Умения Умел Научился Необходимо учиться
Определять существенное, главное
Анализировать и сравнивать
Делать обобщения, выводы
Создавать, моделировать
Планировать и организовать работу
Формулировать научную гипотезу и цель работы
2. Оцени в % возможности обычного урока и работы над проектом.
Таблица 2
Сравнение традиционного урока и работы над проектом
Урок Работа над проектом
Свобода при выборе темы
Свободный выбор источников информации
Общение, сотрудничество
Самостоятельность
Активность
Желание учиться
3. Какое значение имеет работа над проектом для тебя?
Мир Науки
• Возможность творческого самовыражения.
• Получение эмоционального удовлетворения.
• Возможность получить дополнительную оценку по предмету.
• Подготовка к будущей профессии.
• Реализация потребности в общении.
• Желание быть более активным, успешным.
• Возможность реализации лидерских качеств.
Результаты анкетирования представлены на рисунках 1 и 2. Из приведенных результатов видно, что работа над проектом способствовала развитию у учащихся таких качеств, как: умение обобщать и делать выводы (60 % обучающихся), умение анализировать и сравнивать (80 %).
Половина анкетируемых отметили, что, работая над проектом, они приобрели знания и умения по созданию, моделированию, планированию и организации своей работы, формулированию цели работы. Необходимо отметить, что это был первый проект в их учебной деятельности. Очевидно, что систематическое применение этого метода будет способствовать активному развитию у обучающихся таких качеств, как самостоятельность, критическое мышление, интерес к практической работе, и, как следствие, более высоким учебным результатам [8].
Рисунок 1. Результаты анкетирования обучающихся экспериментального класса (рисунок авторов)
При анализе вопроса «Оцени в % возможности традиционного урока и работы над проектом» было выявлено, что работа над проектом дает в большей степени свободу в выборе темы, источников информации, самостоятельность работы, способствует активности и повышению мотивации к обучению по сравнению с традиционным уроком (рисунок 2).
Мир Науки
Рисунок 2. Результаты оценки обучающимися уроков разного типа (рисунок авторов)
Работа над проектом выявила у обучающихся такие потребности как: стать лидером (25 %), получение дополнительной оценки (20 %), подготовка к будущей профессии (18 %), проявление своих творческих способностей (10 %) (рисунок 3). Несмотря на то, что у каждого обучающегося был свой мотив, важно, что данный проект был интересен для всех.
Рисунок 3. Результаты анкетирования обучающихся экспериментального класса (выявляемые потребности) (рисунок авторов)
Для контроля знаний и умений обучающихся экспериментального класса по разделу «Кулинария» была разработана игра "ИКОВИКИ". Цель урока-игры: активизировать мыслительную деятельность и познавательный интерес обучающихся к предмету.
Необходимое оборудование: игровое поле; цветные фигурки; кубик, символ каждой грани которого соответствуют определенному заданию; песочные часы, рассчитанные на минуту; два набора игровых карточек с заданиями. Задания заключаются в объяснении и отгадывании разными способами терминов раздела «Кулинария». Время выполнения задания в зависимости от сложности составляет 1-2 минуты. Учащиеся разбиваются на микро-группы по 2-3 человека.
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
Уровень развития познавательного интереса у обучающихся обоих классов оценивался по методу Г. И. Щукиной [11]. В экспериментальном классе анкетирование проводилось до и после урока с использованием игры «ИКОВИКИ». В соответствии с количеством набранных баллов выделялись три уровня познавательного интереса:
Высокий уровень - 15-25 баллов, для него характерна высокая познавательная активность; увлеченность самостоятельной работой, стремление к преодолению трудностей.
Средний уровень - 9-15 баллов, характерна инициируемая учителем познавательная активность; зависимость самостоятельной деятельности от ситуации; неумение достаточно часто самостоятельно решать возникающие трудности, ожидание помощи со стороны.
Низкий уровень - 5-9 баллов, для него характерна познавательная инертность; мнимая самостоятельность действий; нежелание решать возникающие затруднения.
Как видно из приведенных на рисунке 4 результатов, в обоих классах в начале эксперимента преобладали обучающиеся со средним уровнем развития познавательного интереса (50 % в обоих классах). Обучающиеся с низким уровнем составляли в экспериментальном и контрольном классах, соответственно, 38 % и 30 %; с высоким уровнем развития познавательного интереса - соответственно, 12 % и 20 %.
Мир Науки
Рисунок 4. Начальный уровень познавательного интереса обучающихся (рисунок авторов)
После проведения игры результаты значительно изменились (рисунок 5). Из приведенных диаграмм следует, что число обучающихся экспериментального класса, имеющих средний уровень развития познавательного интереса, увеличилось до 75 %, при этом с низким уровнем - сократилось до 13 %. Количество обучающихся с высоким уровнем познавательного интереса осталось неизменным. Необходимо отметить, что занятие с использованием игрового метода было проведено с этими обучающимися впервые, систематическое использование данного метода может привести к более значительным результатам.
Мир Науки
Рисунок 5. Уровень познавательного интереса обучающихся в конце эксперимента (рисунок авторов)
Обучающиеся проявили большой интерес к занятию с игровым методом, им понравилась работа в команде. Очень полезной такая работа оказалась для слабых учеников -работая в микро-группах, они стали справляться с практическими заданиями, проявлять больший интерес к занятиям по технологии.
Приведенные выше результаты свидетельствуют, что использование метода проектов и игрового метода на уроках технологии оказывает значительное влияние на развитие познавательного интереса у обучающихся 5 класса. Познавательный интерес даже у слабых учеников делает учебную работу более продуктивной.
Необходимо отметить, что:
• игровой метод целесообразно использовать на начальном этапе формирования познавательного интереса к предмету, как наиболее органичную деятельность младшего подросткового возраста;
• игры служат для создания мотивации к усвоению курса и подготавливают обучающихся к усвоению научных знаний;
• некоторые элементы игры следует применять в процессе изучения всего курса, так как это позволяет поддерживать любознательность обучающихся.
Метод проектов способствует развитию у обучающихся самостоятельности, критического мышления, приобщению к практической деятельности, реализации межпредметных связей.
Разработанные материалы внедрены в практику работы общеобразовательной школы г. Нижнего Новгорода. Они также могут быть рекомендованы к применению и в учреждениях дополнительного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бешенков А. К. «Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.» метод. Пособие / А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 220 с.
2. Галямова Э. М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э. М. Галямова, В. В. Выгонов. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 176 с., 8 с.
3. Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом. Издательство: АСТ-Пресс, 2014 г. - 336 с.
4. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. - 160 с.
5. Груздева М. Л. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ // Вестник Мининского университета: сетевое издание № 4 (9). 2014. - ISNN 2307-128.
6. Классификация активных методов обучения. [Электронный ресурс]. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met110/node4.html (дата обращения 13.04.2017 г.).
7. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: метод. пособие / А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова и др. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 120 С. 4-11
8. Пачурин Г. В., Шевченко С. М., Горшкова Т. А., Гуньков С. Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях по технологии обработки металлов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований №7, Часть 2, 2016, С. 155-160.
9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. 11-е издание, учебник. -М.: Academia, 2012. - 576 с.
10. Шевченко С. М., Тюмина Н. С. Тенденции инновационного развития общего образования / Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции "Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения", март 2016, С. 50-52.
11. Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / Г. И. Щукина. - М., 2011. -258 с.
12. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение. - 2009. - 280 с.
13. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е. Л. Яковлева. - М.: «Флинта», 2010 - 224 с.
Shevchenko Sofia Mikhaylovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
Fokina Tatyana Aleksandrovna
Nizhny Novgorod institute of the Moscow humanitarian and economics university, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
Salapaeva Aleksandra Aleksandrovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
The development of cognitive interest in the classroom for technology
Abstract. Cognitive interest is one of the main motives of educational activity, the formation of which is not only a means of ensuring the academic content, but also to educate. The learning process can not be successful if the student is not generated the need for knowledge, there is no interest in learning, and therefore the problem of development of informative interest of students is one of the most pressing of modern education. An important role in solving this problem belongs to the period of younger teenage age (fifth-sixth grade). Of great importance for the stimulation of cognitive interest of students' middle managers are the subject of the content, organization of educational activities, students communicate. The authors developed a lesson "discovery of new knowledge" by using a method of projects aimed at developing the ability to work with various information sources, analyze, compare, highlight important; on the development of the basic terminology. To control the knowledge and skills of students in the section "Cooking" has developed the game "IKOVIKI", focused on the intensification of mental activity and cognitive interest of students in the subject. The article presents the results of an experiment designed to study the impact of materials on the development of cognitive interest of students in the fifth grade technology class. The level of development of informative interest at students was conducted by the method of G. I. Schukin. The study showed significant effects of the developed materials to the level of cognitive interest of students. An important result of the experiment is a significant reduction in the number of students with a low level of development of informative interest: they have to deal with practical tasks, become more interested in studies on technology, their academic work became more productive. The results obtained are summarized and analyzed are presented in the form of diagrams. The developed materials are introduced into the practice of secondary school in Nizhny Novgorod, and can be recommended for use in additional education establishments.
Keywords: cognitive interest; learning; project-based learning; gaming method; experiment; play "IKOVIKI"