Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ПРИРОДЕ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ПРИРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательный интерес / окружающий мир / природа / внеклассные занятия / младшие школьники / образование / наблюдение / cognitive interest / the world around us / nature / extracurricular activities / primary schoolchildren / education / observation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Р. Носачева, Л.Е. Картушина

В статье раскрываются особенности познавательного интереса младших школьников к окружающему миру и природе посредством организации внеурочной деятельности. Автор раскрывает сущность педагогического потенциала внеурочных занятий на природе в начальной школе и описывает специфику их использования, целевое назначение, дидактические возможности и преимущества. Описана роль занятий на природе в развитии познавательного интереса младших школьников к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Р. Носачева, Л.Е. Картушина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN THE ENVIRONMENT BASED ON THE ORGANIZATION OF EXTRA-CLASSROOM ACTIVITIES IN NATURE

The article reveals the features of the cognitive interest of younger schoolchildren in the world around them and nature through the organization of extracurricular activities. The author reveals the essence of the pedagogical potential of extracurricular activities in nature in primary school and describes the specifics of their use, intended purpose, didactic opportunities and advantages. The role of outdoor activities in the development of primary schoolchildren’s cognitive interest in the world around them is described.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ПРИРОДЕ»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ПРИРОДЕ

А.Р. Носачева, студент

Л.Е. Картушина, преподаватель

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-235-238

Аннотация. В статье раскрываются особенности познавательного интереса младших школьников к окружающему миру и природе посредством организации внеурочной деятельности. Автор раскрывает сущность педагогического потенциала внеурочных занятий на природе в начальной школе и описывает специфику их использования, целевое назначение, дидактические возможности и преимущества. Описана роль занятий на природе в развитии познавательного интереса младших школьников к окружающему миру.

Ключевые слова: познавательный интерес, окружающий мир, природа, внеклассные занятия, младшие школьники, образование, наблюдение.

Еще в младшем возрасте дети начинают проявлять интерес к тому, что их окружает. Познавая мир, исследуя его, дети делают массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности. Результатом познавательной деятельности являются знания. Понимание окружающего мира начинается через непосредственный контакт с самой природой. Формирование познавательного отношения к природному миру является одной из ведущих задач развития младших школьников, поскольку стремление к усвоению новых знаний обогащает духовный мир детей.

В ФГОС НОО обозначена цель экологического образования - «формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой» [1]. Из этого следует, что государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

Младший школьный возраст служит опорой для формирования основ мировоззрения, поэтому предоставляются большие возможности для экологического образования и воспитания. Попадая в мир знаний о природе, школьники начальной школы,

формируют будущее отношение к ней. Природа, является незаменимым педагогом и наимудрейшим воспитателем, которая выполняет функцию одного из важнейших средств воспитания и обучения детей - хранит и вбирает в себя все самое лучшее. Обязательным условием для раскрытия тайн природного мира является повышенный интерес к миру природы.

Проблемой отношения детей к окружающему миру занимались как зарубежные, так и отечественные ученые.

Представители зарубежной педагогики величайшие представители Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Х. Песталоцци отводили природе значительную роль в воспитании и обучении детей. Так И.Г. Песталоцци придерживался «принципа природосообразно-сти и считал природу одним из решающих факторов умственного, нравственного, сенсорного развития ребенка» [3, с. 79].

Основоположники русской педагогики К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский говорили об эмоциональной связи детей с природой. К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы - значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний» [6, с. 126].

В младшем школьном возрасте дети стремятся к активной деятельности, к познанию неизвестного в окружающем их мире. Чем разнообразнее будет

организована внеклассная деятельность на природе, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды занятий, такие как игра, экспериментирование, наблюдение, которые занимают особое место в их деятельности.

Интерес к окружающему миру - это направленность личности на окружающую среду, которая характеризуется такими свойствами, как избирательность и активность, желание постичь явления окружающего мира, происходящие на положительном эмоциональном фоне.

Проявление интереса к окружающему миру очень характерно для детей младшего школьного возраста. Активность в

изучении мира тесно связана с несколькими качествами: любознательность, наблюдательность и умение выделять нужную информацию. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Большое значение в развитии интереса детей к окружающему миру играет именно организация внеурочной деятельности на природе. Природа - неисчерпаемый источник знаний и впечатлений для детей. Организуя внеурочную деятельность младших школьников на природе, учитель направляет внимание детей на явления, которые ценны для расширения круга представлений. Вместе с этим питается интерес детей, развивается любознательность, потребность и осознание необходимости усвоения знаний для обогащения знаний.

Рис. 1. Методы проведения внеклассных занятий

Доступными средствами формирования интереса к природе у обучающихся начального звена являются экскурсии в природную среду. Дети проводят фенологические наблюдения, используют элементы исследовательской работы, изучают загадочные явления природы, выполняют трудовую деятельность по оказанию помощи природе.

Экологическая экскурсия - это постоянное расширение и совершенствование чувственного опыта детей в процессе

непосредственного наблюдения за живой и неживой природой. Экскурсия имеет большое познавательное и воспитательное значение. С помощью экскурсий углубляются, конкретизируются, расширяются знания детей об окружающем мире. Как правило, в начальных классах специально организованные экскурсии проводятся с целью развития эстетического отношения детей к окружающей действительности.

Например, на основе наблюдений за природой или отдельными явлениями: журчание ручья, пение птиц, шелест трав, листвы, снегопад - развивается чувство возвышенного или величественного. Наблюдения являются важнейшим источником знаний об окружающем мире, которые дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей.

В ходе таких экологических путешествий ребенок осознает свое место в этом мире, понимает всю его хрупкость и беззащитность. Экскурсии активируют мысли и ощущения детей, приводят в рабочее состояние все их органы чувств. Вольтер утверждал: «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека» [2, с. 18].

Внеклассные занятия в форме экскурсий повышают интерес к знаниям, появляется мотивация учения, расширяется кругозор младших школьников. По мнению Г.И. Щукиной, интерес побуждает школьника заниматься с увлечением не только на уроке, но и в ходе внеклассной деятельности.

На экскурсиях дети рассматривают факты и знакомятся с явлениями окружающей жизни во взаимосвязи, выполняют сравнения, делают обобщения и выводы. Под внимательным руководством учителя младшие школьники учатся видеть и подмечать, понимать, ценить красоту природы. Такой вид внеурочных занятий развивает интерес к родной природе, повышает активность мыслительной деятельности, которые в будущем являются основополагающим средством в формировании исследовательских умений.

Так русский писатель Л.Н. Толстой говорил: «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» [5, с. 102].

Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением учителей начальной школы преодолеть субъективность книжного и вербального обучения детей. Внеклассную работу на природе педагоги выстраивают

ступенчато в зависимости от особенностей обучающихся. Развитие личности ученика младшего школьного возраста предполагает максимальную реализацию.

Проводя с детьми экскурсии, учитель должен подвести школьника к выводу, что каждый человек должен встать на защиту природы. Только при условии тесной связи с природой, с ее явлениями у детей проявляются эмоции, обостряются восприятие и воображение. Общение с природой, несомненно, сильнейшее средство развития познавательных интересов обучающихся [4, с. 59].

В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, которые основаны на использовании современных компьютерных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Компьютерные технологии предоставляют школьникам возможность путешествовать, побывать на экскурсии через выход в Интернет. Ребята могут сравнить результаты своих наблюдений, полученных в результате экскурсии, походов, создать свои проекты на компьютере.

Преимуществами виртуальных экскурсий в природу являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и т.д. В любом случае нужно помнить о том, что хорошо и правильно составленная виртуальная экскурсия - это возможность развить и повысить интерес к окружающему миру. Стоит отметить, что необходимыми принципами развития интереса к природе у младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира.

Таким образом, внеклассная работа с ее разнообразными формами и методами дает широкие возможности для развития интереса в области изучения природы и удовлетворения различных индивидуальных запросов детей, дает возможность им получить новые знания об окружающей среде.

Библиографический список

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 N 955). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения 12.03.2024).

2. Вольтер. Философские трактаты и диалоги: антология мудрости. - М.: Эксмо, 2005. -432 с.

3. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Избр. пед. произв. / И.Г. Песталоцци.

- М., Издательство АПН РСФСР, 1963. Т. 2. - 379 с.

4. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по пед. специальностям. -Москва: Академия, 2000. - 159 с.

5. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. - М.: Художественная литература, 1980

- Т. 2. - 404 с.

6. Ушинский К.Д. Избранные пед. соч. - М., 1994. - 578 с.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN THE ENVIRONMENT BASED ON THE ORGANIZATION OF EXTRA-CLASSROOM ACTIVITIES IN NATURE

A.R. Nosacheva, Student L.E. Kartushina, Lecturer

Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Yessentuki (Russia, Yessentuki)

Abstract. The article reveals the features of the cognitive interest of younger schoolchildren in the world around them and nature through the organization of extracurricular activities. The author reveals the essence of the pedagogical potential of extracurricular activities in nature in primary school and describes the specifics of their use, intended purpose, didactic opportunities and advantages. The role of outdoor activities in the development ofprimary schoolchildren's cognitive interest in the world around them is described.

Keywords: cognitive interest, the world around us, nature, extracurricular activities, primary schoolchildren, education, observation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.