Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЕМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЕМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОВЫРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Можгина М.А.

Каждый учитель стремится к тому, чтобы его уроки были познавательными и интересными. Элементы театрализации хорошо сочетаются с педагогическим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN HISTORY THROUGH THEATERIZATION

Each teacher strives to ensure that his lessons are informative and interesting. Elements of theatricalization are well combined with the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЕМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 37

Можгина М.А.

студентка отделения филологии и истории Елабужский институт «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (Россия, г. Елабуга)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЕМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Аннотация: Каждый учитель стремится к тому, чтобы его уроки были познавательными и интересными. Элементы театрализации хорошо сочетаются с педагогическим процессом.

Ключевые слова: театрализация, экспериментальная работа, развитие личности, самовыражение.

Педагогическая практика показывает, что активировать интерес в старших классах можно, если обратиться к использованию средств театра. На уроке лучше всего использовать лишь элементы театрализации. Они интересны для учеников, так как создаются условия для самовыражения их личности.

Преимущество театра в том, что он с ясностью и конкретностью воплощает воображаемое в живое действие, разворачивающееся на сцене. Основной закон театра, внутреннее соучастие зрителей в событиях, происходящих на сцене, предполагает стимулирование воображения, самостоятельного, внутреннего творчества в каждом из зрителей [2, с. 27].

Школы стали включать театр в самые разнообразные формы учебной и внеклассной работы. Не только специализированные школы гуманитарной или эстетической направленности (гимназии и лицеи), но и обычные средние школы

стали вводить в свои программы не только театральные кружки и факультативы, но и театральные классы.

Театр как средство развития личности ребенка стал компонент театральной культуры, который, по мнению педагогов, занимающихся этой работой, чаще всего представляет собой знакомство учащихся с театром как видом искусства, изучение истории как отечественной, так и зарубежной. Через постановку можно реализовать не только образовательную функцию, но и детализировать определенные исторические события, преподнести сложный материал в интересной и запоминающейся форме [3, с. 18].

В настоящее время метод театральных интерпретаций органично сочетается с требованиями федеральных образовательных стандартов (всех уровней образования) как инструмент формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых, неизведанных и неизвестных граней современности. Театр дает возможность познать не только теоретически, но и на практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в персонажа и проживать самые разные жизни, духовные перипетии и драматические испытания характера.

Одной из основных форм театра в школьном образовании может является драматический кружок, который существует не по законам образовательного стандарта, а как самостоятельный "орган" художественного искусства. В нем занимаются талантливые, одаренные дети, которые интересуются театром.

Театральные занятия дают детям еще одну бесценную возможность самовыражения, что особенно важно в их возрасте, особенно если по тем или иным причинам они не могут проявить себя каким-либо другим способом [4, с. 83].

Посещая театральные занятия, ученики удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности. Занятия дают ученикам такие бесценные приоритеты, как:

- уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение себя как личности;

- приобретение социальных навыков, необходимых детям в дальнейшей взрослой жизни;

- развитие чувства ответственности и независимости;

-приобретение творческого самовыражения и реализация

индивидуальных способностей;

- контакт через игру с явлениями и опытом реальной жизни, которые оставляют неизгладимое впечатление в его памяти;

- расширение кругозора, что дает дополнительные знания.

Школьная театральная педагогика - междисциплинарное направление,

возникновение которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Ведь именно в школьной "атмосфере" формируются личностное самосознание, культура чувств, умение общаться, владение телом, голосом, пластическая выразительность движений, чувство меры и вкуса, которые необходимы человеку для успеха в любой сфере деятельности. В связи с этим, наиболее универсальным средством развития личности, является театрально-эстетическая деятельность, которая органично включается в учебный процесс [2, с. 34].

Организация театральной деятельности предоставляет ученикам возможность для творческого самовыражения. Дети учатся глубоко чувствовать события и взаимоотношения между героями пьесы. Театрализованные представления способствуют развитию детского воображения, фантазии, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) [1, с. 20].

Использование элементов театрализации на уроках повышает эффективность педагогического процесса и создает условия для его интенсификации.

Именно прием театрализации обеспечивает приобретение опыта творческой деятельности, так как дает возможность учащимся попробовать себя в различных ее формах. Она также предоставляет значительные возможности для развития индивидуальных способностей и дает простор для детской изобретательности и фантазии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Иванова Г.А. Инновационные процессы в образовательных учреждениях

Ленинградской области (из опыта работы экспериментальных площадок):

информационно-образовательный сб. СПб, 2010. Ч. 2. С. 20

Лапина О.А. Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного

синтеза. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 22.

СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002 г. С. 34

Махрова Э.В. Стратегии художественно-педагогического образования XXI веке

// Проблемы искусства в XXI веке: задачи школы. 2010. С. 18

Шлет Г. Г. Театр как искусство//Вопросы философии,1989, № 11. С. 83.

Mozhgina M.A.

student of the department of philology and history Elabuga Institute Kazan Federal University (Russia, Elabuga)

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN HISTORY THROUGH THEATERIZATION

Abstract: each teacher strives to ensure that his lessons are informative and interesting. Elements of theatricalization are well combined with the pedagogical process.

Keywords: theatricalization, experimental work, personality development, self-expression.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.