Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ВИДЫ ЕГО СТИМУЛИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ВИДЫ ЕГО СТИМУЛИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательный интерес / познавательная потребность / группа стимулов / процесс деятельности / процесс обучения / интерес / развитие. / cognitive interest / cognitive need / group of stimuli / activity process / learning process / interest / development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадеева Айгуль Ахтямовна

в статье автор обращается к вопросу развития познавательного интереса у детей, который связан с потребностью в знаниях и любознательностью. Важным фактором успеха обучения являются познавательные интересы ребенка, которые формируются благодаря присущим людям потребностям в знаниях. Автор акцентирует внимание на важности пробуждения интереса к предмету и далее развитии этого интереса на более высоком уровне. Формирование и развитие познавательного интереса должны происходить на основе психолого-педагогических основ. Автор подчеркивает важность познавательного интереса в качестве мотивирующей силы и средства формирования личности. Статья включает анализ различных стадий развития интереса и виды его стимулирования у младших школьников и акцентирует внимание на роли самостоятельной работы и использовании нестандартных задач в формировании устойчивого интереса к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST AND TYPES OF ITS STIMULATION IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN

in the article the author addresses the issue of developing cognitive interest in children, which is associated with the need for knowledge and curiosity. An important factor in the success of learning is the child’s cognitive interests, which are formed due to the inherent needs for knowledge in people. The author focuses on the importance of awakening interest in the subject and further developing this interest at a higher level. The formation and development of cognitive interest should occur on the basis of psychological and pedagogical foundations. The author emphasizes the importance of cognitive interest as a motivating force and a means of personality formation. The article includes an analysis of the various stages of interest development and types of its stimulation in younger schoolchildren and focuses on the role of independent work and the use of non-standard tasks in the formation of sustainable interest in the subject.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ВИДЫ ЕГО СТИМУЛИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ВИДЫ ЕГО СТИМУЛИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ахмадеева А.А.

Ахмадеева Айгуль Ахтямовна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»,

г. Бавлы

Аннотация: в статье автор обращается к вопросу развития познавательного интереса у детей, который связан с потребностью в знаниях и любознательностью. Важным фактором успеха обучения являются познавательные интересы ребенка, которые формируются благодаря присущим людям потребностям в знаниях. Автор акцентирует внимание на важности пробуждения интереса к предмету и далее развитии этого интереса на более высоком уровне. Формирование и развитие познавательного интереса должны происходить на основе психолого-педагогических основ. Автор подчеркивает важность познавательного интереса в качестве мотивирующей силы и средства формирования личности. Статья включает анализ различных стадий развития интереса и виды его стимулирования у младших школьников и акцентирует внимание на роли самостоятельной работы и использовании нестандартных задач в формировании устойчивого интереса к предмету. Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная потребность, группа стимулов, процесс деятельности, процесс обучения, интерес, развитие.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST AND TYPES OF ITS STIMULATION

IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN Akhmadeeva A.A.

Akhmadeeva Aigul Akhtyamovna - primary school teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "SECONDARY SCHOOL NO. 3",

BAVLY

Abstract: in the article the author addresses the issue of developing cognitive interest in children, which is associated with the need for knowledge and curiosity. An important factor in the success of learning is the child's cognitive interests, which are formed due to the inherent needs for knowledge in people. The author focuses on the importance of awakening interest in the subject and further developing this interest at a higher level. The formation and development of cognitive interest should occur on the basis of psychological and pedagogical foundations. The author emphasizes the importance of cognitive interest as a motivating force and a means of personality formation. The article includes an analysis of the various stages of interest development and types of its stimulation in younger schoolchildren and focuses on the role of independent work and the use of non-standard tasks in the formation of sustainable interest in the subject.

Keywords: cognitive interest, cognitive need, group of stimuli, activity process, learning process, interest, development.

В условиях современного преобразования общества, резко возрастает потребность в образованных, грамотных людях, которые могут решать задачи в нестандартных ситуациях, принимать правильные, обдуманные решения, прогнозировать будущее.

Человеческая психика проявляется и формируется в процессе деятельности - трудовой, учебной, игровой. Какими бы природными задатками не обладал от рождения человек, они смогут получить свое развитие лишь в процессе деятельности. Ее эффективность зависит от мотивов ее вызывающих. У школьников это познавательный интерес. Он возникает и формируется на основе присущей человеку потребности в знании, которая является природным его свойством. Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах - один из важнейших факторов успешности учения.

Пытливость, любознательность, готовность и стремление к познавательной деятельности, жажда знаний - все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и процессу его познания.

Каждый педагог хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, беседы, любого воспитательного мероприятия. «... Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Да и как может быть иначе. Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она - точный сигнал о том, что

деятельность нам приятна, доставляет наслаждение». 1 Однако пробуждение познавательного интереса -это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям.

Формирование и развитие познавательного интереса должно осуществляться с опорой на психолога -педагогические основы.

В философском словаре под редакцией И.П.Фролова: «Интерес (лат. Interest -иметь значение) - 1) понятие, характеризующее объективно - значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, класса, нации, общества в целом; 2) в психологии - положительное, эмоциональное отношение к объекту, сосредоточие внимания на нем».

Л.С. Выготский пишет: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения. Прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой - либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее».2

Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он, как общий феномен интереса имеет сложную структуру, которую составляет как процессы - интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

Щукина выделила в развитии познавательного интереса младших школьников несколько основных этапов, которые в известной мере помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность:

Любопытство - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

Любознательность - когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т.д. Однако любознательность его обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие. 3

Познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно необходимым фактором становления личности.

Как свойство личности познавательный интерес не дается человеку от природы, поэтому необходима целенаправленная систематическая работа по его формированию и развитию. Учитель возбуждает у школьников познавательную потребность не за счет какого - либо одного приема, средства, способа обучения, а определенную роль играют здесь и содержание изучаемого материала, и методы обучения, и отношение учителя к учащимся, и уровень умственного развития, и многое другое. Все эти элементы, компоненты, части процесса определенным образом связаны между собой.

Этот вывод был подтвержден в исследованиях Г.И. Щукиной, показавших, что в процессе обучения имеет место использование трех видов стимулирования познавательных интересов учащихся:

1) при помощи содержания учебного материала;

2) в ходе организации учебной деятельности школьников;

3) на основе отношений, которые складываются в учебном процессе между учениками, а также

4

между ними и учителем.

Установлено, что важными побуждающими познавательный интерес стимулами являются новизна содержания изучаемого материала и обновление уже усвоенных знаний для жизни, сообщение сведений из истории науки практическая необходимость в знаниях для жизни (первая группа стимулов). Вторую группу стимулов составляет многообразие форм самостоятельных работ, учащихся и их сменяемость, проблемный характер обучения, исследовательский подход и приобщение учащихся к методам научного анализа, практические работы учащихся. Наконец, к третьему виду стимуляции познавательных интересов относятся эмоциональный тонус деятельности учащихся и эмоциональность самого учителя, взаимная поддержка учителя и учащихся, соревнование и поощрение.

1 Дусавицкий А.К. Формула успеха. - М., 1989. - С.57.

2 Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1996. - С.84.

3 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1979.

4 Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Учебник для вузов / Г.И. Щукина - Москва: Изд-во «Педагогика», 1971.

Таким образом, познавательный интерес развивается в процессе обучения посредством предметного содержания деятельности и складывающихся взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Поэтому главной задачей педагога по-прежнему остаётся развитие познавательного интереса и формирование познавательной потребности.

Список литературы /References

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 84 с.

2. Дусавицкий А.К. Формула успеха. М., 1989. 57 с.

3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2000.

4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд. М., 2001. С. 212.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2004.

6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1979.

7. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Учебник для вузов / Г.И. Щукина. М.: Изд. «Педагогика», 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.