Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА'

РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вагапова Альфия Равилевна, Кленова Милена Александровна

Представлена информация о прошедшем 9 июня 2022 г. заседании круглого стола «Формирование у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения». Участники обсудили широкий спектр теоретико-методологических, философских, правовых, организационно-управленческих, медико-профилактических, психологопедагогических и иных практических вопросов организации и совершенствования системы формирования у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, профилактики суицидального и аутоагрессивного поведения. В представленных докладах нашли отражение вопросы научно-методического обеспечения профилактики деструктивного поведения молодежи, психологопедагогического сопровождения, подготовки кадров для обеспечения совершенствования форм и методов предупреждения суицидального и аутоагрессивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF POSITIVE THINKING OF STUDENTS AS A MEANS OF PREVENTING SUICIDAL BEHAVIOUR: BASED ON THE RESULTS OF THE ROUND TABLE MEETING

The article provides information about the round-table meeting held on June 9, 2022 “Development of students’ positive thinking, principles of a healthy lifestyle, and prevention of suicidal behaviour”. The participants discussed a wide range of theoretical and methodological, philosophical, legal, organizational and administrative, medical and preventive, psychological and pedagogical and other practical issues connected with organizing and im proving the system of positive thinking development among students, with principles of a healthy lifestyle, and with the prevention of suicidal and auto-aggressive behaviour. The presented reports refl ect diff erent issues. Thus, they discussed the questions of scientifi c and methodological support for the prevention of destructive behaviour of young people. Moreover, the participants reported on the issues of psychological and pedagogical support. Finally, they spoke of personnel training in order to ensure the improvement of forms and methods of suicidal and auto-aggressive behaviour prevention.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1 (45). С. 87-92 Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2023, vol. 12, iss. 1 (45), рр. 87-92 https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-1-87-92, EDN: YCODTL

Материалы конференции УДК 159.95:316.624

Развитие позитивного мышления учащихся как основа профилактики суицидального поведения: по итогам заседания круглого стола

А. Р. Вагапова1 н, М. А. Кленова2

Саратовский национально-исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

2Саратовская государственная юридическая академия, Россия, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, д. 1

Вагапова Альфия Равилевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития, Al_fiya@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-2720-7656

Кленова Милена Александровна, кандидат психологических наук, руководитель Центра психологической поддержки, milena_d@bk.ru, https:// orcid.org/0000-0002-3900-1233

Аннотация. Представлена информация о прошедшем 9 июня 2022 г. заседании круглого стола «Формирование у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения». Участники обсудили широкий спектр теоретико-методологических, философских, правовых, организационно-управленческих, медико-профилактических, психолого-педагогических и иных практических вопросов организации и совершенствования системы формирования у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, профилактики суицидального и аутоагрессивного поведения. В представленных докладах нашли отражение вопросы научно-методического обеспечения профилактики деструктивного поведения молодежи, психолого-педагогического сопровождения, подготовки кадров для обеспечения совершенствования форм и методов предупреждения суицидального и аутоагрессивного поведения.

Ключевые слова: позитивное мышление, здоровый образ жизни, суицидальное поведение, профилактика суицидального поведения Для цитирования: Вагапова А. Р., Кленова М. А. Развитие позитивного мышления учащихся как основа профилактики суицидального поведения: по итогам заседания круглого стола // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1 (45). С. 87-92. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-1-87-92, EDN: YCODTL Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Conference Proceedings

Development of positive thinking of students as a means of preventing suicidal behaviour: Based on the results of the round table meeting

A. R. Vagapova1 M. A. Klenova2

1Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia 2Saratov State Law Academy, 1 Volskaya St., Saratov 410056, Russia

Alfiya R. Vagapova, Al_fiya@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-2720-7656 Milena A. Klenova, milena_d@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-3900-1233

Abstract. The article provides information about the round-table meeting held on June 9, 2022 "Development of students' positive thinking, principles of a healthy lifestyle, and prevention of suicidal behaviour". The participants discussed a wide range of theoretical and methodological, philosophical, legal, organizational and administrative, medical and preventive, psychological and pedagogical and other practical issues connected with organizing and improving the system of positive thinking development among students, with principles of a healthy lifestyle, and with the prevention of suicidal and auto-aggressive behaviour. The presented reports reflect different issues. Thus, they discussed the questions of scientific and methodological support for the prevention of destructive behaviour of young people. Moreover, the participants reported on the issues of psychological and pedagogical support. Finally, they spoke of personnel training in order to ensure the improvement of forms and methods of suicidal and auto-aggressive behaviour prevention.

Keywords: positive thinking, healthy lifestyle, suicidal behaviour, prevention of suicidal behaviour

For citation: Vagapova A. R., Klenova M. A. Development of positive thinking of students as a means of preventing suicidal behaviour: Based on the results of the round table meeting. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2023, vol. 12, iss. 1 (45), рр. 87-92 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-1-87-92, EDN: YCODTL

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Вагапова А. P., Кленова М. А., 2025

9 июня 2022 г. в ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» совместно с Департаментом координации информационной и просветительской деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации проводился круглый стол на тему «Формирование у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения». Актуальность проведения круглого стола связана с глобальными вызовами, с которыми сегодня столкнулась Российская Федерация в целом и система высшего образования в частности. Обусловленное происходящими в современном мире изменениями влияние негативного внешнего воздействия и угроз требует корректировки осуществляемой в стране образовательной политики, выработки качественно новых методов организации учебно-воспитательного процесса, активного использования психолого-педагогических технологий, программ, методов, ориентированных на формирование у обучающихся позитивного отношения к жизни, положительных установок мировосприятия и мотивации, приобретение навыков здорового образа жизни.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась заместитель министра молодежной политики и спорта, начальник управления по молодежной политике министерства молодежной политики и спорта Саратовской области Ангелина Антоновна Беловицкая. В своем выступление она подчеркнула важность формирования у обучающихся позитивного мышления, рассказала о традиционных мероприятиях, проводимых министерством («Лыжня России», чемпионат школьной баскетбольной лиги, всероссийский марафон-забег, областной фестиваль «Студенческая весна» и др.), целью которых являются пропаганда здорового образа жизни, вовлечение подростков в культурную, спортивную и познавательную деятельность, т. е. создание форм досуга, альтернативных асоциальному поведению. Мероприятия проводятся на межведомственной основе, в тесном контакте с региональными и образовательными организациями разного уровня. Они носят не только массовый, но и индивидуальный (точечный) характер, чтобы оказать помощь конкретному ребенку. Также подведомственные министерству учреждения работают над формированием правильных жизненных установок на базе ГБУ РЦ «Молодежь Плюс» с помощью программно-проектного подхода - разработаны мастер-классы, дискуссии, игры, тренинги, конкурсы, которые планируется активно внедрять в работу образо-

вательных организаций. А. А. Беловицкая подчеркнула готовность к сотрудничеству и обмену опытом со всеми участниками.

Круглый стол открыл заведующий отделом научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в сфере защиты прав несовершеннолетних Научно-исследовательского института Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук Дамир Ильдарович Ережипалиев. В своем докладе он рассказал о результатах аналитической работы в сфере предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних, проведенной прокуратурой (30 субъектов РФ) и университетом в структурных подразделениях разного уровня. К сожалению, несмотря на все проводимые мероприятия, за последние полгода улучшения не произошло, причинами совершения попыток суицида являются отсутствие взаимопонимания в семье, ссоры с родителями, зависимость от компьютерных игр, а также психоэмоциональные особенности подростков, их эмоциональная нестабильность, неспособность конструктивно справляться с травмирующей ситуацией. Фактором риска может также являться наличие у подростка психопатологического состояния, психического заболевания. Д. И. Ережипалиев подчеркнул важность качественного психолого-педагогического сопровождения образовательной среды, что не всегда возможно из-за нехватки в образовательных организациях педагогов-психологов. Из-за большой загруженности (по данным за 2021-2022 гг. на одного педагога-психолога в среднем приходится 607 учащихся в школах и техникумах и свыше 1000 студентов в вузах) затруднительно своевременное выявление детей, имеющих отклонение в развитии, находящихся в тревожно-депрессивном состоянии и т. д. Прокурорами также выявлена нехватка специалистов, способных оказать подросткам экстренную помощь. Д. И. Ережипалиев акцентировал внимание на необходимости комплексного решения проблемы - внедрения в регионах программ профилактики суицидального поведения, активизации работы психологических служб по системному мониторингу психоэмоционального состояния обучающихся, устранению кадрового дефицита.

Выступление Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области Татьяны Николаевны Загородней было посвящено теме профилактики подросткового суицида. За прошедший год количество случаев завершенного суицида не уменьшилось. Среди подрастающего поколения закрепляется тенденция к размыванию границ между жизнью и смертью, усиливается

зависимость от компьютерных игр, виртуальных сетей. Стоит задача создания позитивного интернет-пространства для детей, чтобы отвлечь их от деструктива, представленного в большом объеме в Сети («Синий кит», «Приятный ад» и др.). Т. Н. Загородняя рассказала о существующих проектах, которые способны помочь детям справиться с трудностями («Мне страшно»), о том, что необходимо популяризировать социально-ориентированные проекты, позитивный контент (проект «Пионерия 2.0»), прививающий здоровый образ жизни, привлекать к созданию таких проектов детей («Бумеранг», «Безопасное медиадетство), продвигать новые молодежные объединения (российское движение школьников, «Юнармия», «Большая перемена»).

Председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области Юлия Анатольевна Васильева рассказала о том, что важной частью профилактической работы является тщательный анализ случаев суицида, для чего на территории Саратовской области была создана региональная группа экстренного реагирования. В нее вошли узкие специалисты (психиатры, психологи, суи-цидологи и др.), способные помочь подросткам справиться с ситуацией. Анализируя случаи суицидального поведения, члены комиссии пришли к выводу, что причинами являются отсутствие своевременной помощи ребенку (совершают суицид дети, которые не смогли справиться со своим сложным эмоциональным состоянием), конфликты с родителями, их занятость и низкая заинтересованность в контактах с детьми. Ю. В. Васильева подчеркнула важность привлечения специалистов, ресурсов образовательных организаций, необходимость обмена опытом в организации профилактической работы, своевременной коррективе уже установившихся порядков работы, чтобы своевременно и максимально эффективно реагировать на ситуацию.

Поделилась опытом работы ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области, заместитель начальника управления семейной политики министерства труда и социального развития Новосибирской области Зоя Олеговна Вивденко. Первые попытки организации межведомственного взаимодействия по данному направлению работы были сделаны в 2013 г. В настоящее время существует единый регистр для фиксирования случаев суицидального поведения, при тесном сотрудничестве с МВД психоневрологическим диспансером определяется вид поведения (попытка суицида, суицидальное поведение, самоповреждающее поведение). В

утвержденной межведомственной программе закреплена трехуровневая система профилактики, существуют также мобильные группы. Анализ многолетний работы позволил выявить такую причину случаев завершенного суицида, как позднее обращение за помощью из-за страха постановки на учет у психиатра, в связи с чем проводится просветительская работа в родительском сообществе. Разработана трехуровневая комплексная модель профилактики кризисных ситуаций, которая состоит из нескольких программ по развитию жизнеспособности обучающихся (изменение установок по отношению к детям внутри образовательных организаций, повышение родительской компетентности в вопросах поддержки ребенка, выработка навыков общения, вовлечение родителей в проблематику детей), психогенетике девиантного поведения подростков в условиях образовательной организации (психологическое тестирование, генетическое тестирование), выработке алгоритма взаимодействия образовательных организаций с ГБУЗ НСО «НОДКПНД» (ведение конкретных случаев, выстраивание маршрута индивидуального сопровождения, внедрение факторного анализа в практику работы образовательной организации). Внедрение данной модели на территории области происходит постепенно, в настоящее время в этом плане работает 31 образовательная организация, и эти организации в дальнейшем станут ресурсными площадками для внедрения модели. З. О. Вивденко выказала готовность поделиться опытом работы по теме профилактики суицида.

В докладе руководителя Центра научно-методического обеспечения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Института законотворчества Саратовской государственной юридической академии Светланы Николаевны Зайковой представлены анализ причин суицида, классификация суицида (для подростков характерны аномический, аффективный и демонстративный типы суицида). Было отмечено, что на существующие в настоящее время три уровня межведомственного взаимодействия по совокупности всех этапов затрачивается 18 дней с момента выявления попытки суицида до начала организации исполнения межведомственного плана по оказанию помощи несовершеннолетним и их родителям (или иным законным представителям). Необходимо сокращать данный срок, и каждый субъект пытается это сделать с учетом своих особенностей. Разработаны рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия при выявлении попытки несовершеннолетнего совершить суицид.

Ароника научной жизни

89

Доцент кафедры гигиены Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат медицинских наук, доцент Светлана Валерьевна Маркелова рассказала о методах профилактики нарушения зрения у детей и подростков. Эта проблема нарушения здоровья возникает в результате бесконтрольного пользования электронными устройствами, для ее профилактики разработаны эффективные рекомендации. Навыки безопасного пользования электронными устройствами в большинстве своем отсутствуют и у взрослого населения, и вопросы гигиенического воспитания выпали из поля зрения педагогов и родителей. На кафедре разработаны и активно внедряются специальные формы профилактической работы.

На семейных ценностях как основе профилактики суицида сделала акцент кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского А. Р. Вагапова. В качестве причин суицидального поведения среди подростков и молодежи выделяют в том числе дисгармоничность семейных отношений (попустительство либо авторитаризм со стороны старших). Поэтому семейные ценности как нравственный ориентир, передаваемый из поколения в поколение, способствующий сплочению семьи, призваны помочь членам семьи пережить проблемы и трудности. Семейные ценности принято подразделять на традиционные и современные. Традиционные семейные ценности постоянно культивируются и внедряются в жизнь супругов - это вера, верность, любовь, брак, уважение, святость материнства, продолжение рода. Современные семейные ценности можно разделить на ценности супружества и родительства, т. е. произошел отказ от единой модели семьи для всех. Молодежь находится в поиске себя, в поиске оптимального устройства своей семейной жизни в условиях системного кризиса, стресса, падения жизненного уровня большинства российских семей с детьми, снижения воспитательной функции семьи. В конце своего выступления А. Р. Вагапова подчеркнула, что в современных условиях важно не только не забывать о традиционных семейных ценностях, но всеми возможными способами популяризировать их.

М. А. Кленова, доцент, и. о. заведующего кафедрой правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики Саратовской государственной юридической академии, кандидат психологических наук, предложила для рассмотрения

материал о психолого-педагогическом аспекте формирования позиции «Здоровая личность», а также о компонентах профилактической работы, реализуемой в образовательном пространстве. Необходимо, чтобы такая работа была нацелена на психологическое просвещение в вопросах важности сохранения и укрепления жизни и здоровья как базовых человеческих ценностей, и реализовывалась с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся. Еще одним значимым компонентом психолого-педагогической деятельности является развитие у обучающихся индивидуально-психологических характеристик, лежащих в основе ассертивности как одной из наиболее значимых компетенций предупреждения формирования аутодеструктивного поведения. Развитие таких характеристик возможно путем специальной кор-рекционно-развивающей работы и посредством целенаправленной образовательной деятельности во всех ее основных формах (учебной, воспитательной и др.).

Продолжила тему доцент кафедры истории, политологии и социологии Саратовской государственной юридической академии, кандидат социологических наук, доцент Ирина Олеговна Кузнецова с результатами опроса среди студентов вуза и колледжей (п = 5624; 50% несовершеннолетние). Выявлено, что досуг учащихся достаточно разнообразен, но большую часть времени они проводят в виртуальном пространстве. Результаты опроса показали, что студенты удовлетворены общением со сверстниками и преподавателями, однако отмечали случаи бул-линга - либо по отношению к себе, либо свое в нем участие (из-за внешних различий, по национальному или религиозному признаку и т. д.). В состоянии переживания неприятных ситуаций, неудач обращаются к близким, при этом никто не обращается в психологическую службу по месту обучения, к преподавателям. Выявлены факты деструктивного поведения (участие в деструктивных группах). И. О. Кузнецова предложила усилить воспитательную и просветительскую работу среди обучающихся.

Начальник Центра мониторинговых исследований и прогнозирования развития образования Саратовского областного института развития образования, кандидат социологических наук Мария Дмитриевна Спицына ознакомила участников круглого стола с единой методикой опроса, разработанной в 2019 г. Центром защиты прав и интересов детей, которая направлена на выявление у обучающихся факторов риска (потребность в одобрении, подверженность влиянию группы, принятие аддиктивных установок

социума, наркопотребеление в социальном окружении, склонность к риску, импульсивность, тревожность, фрустрация) и факторов защиты (принятие родителями, принятие одноклассниками, социальная активность, самоконтроль поведения, самоэффективность). По результатам диагностики работы возможны четыре варианта профилактической работы в зависимости от степени выраженности факторов риска (неблагоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты). На созданном ресурсе возможно прохождение обучающимися тестирования с дальнейшей автоматической обработкой результатов (составление профиля участника), сравнением с региональной нормой. В 2022 г. было опрошено 97% (п = 97733) обучающихся (с 13 лет), из них 7084 человека - с высокой степенью суицидального риска. Однако резистентность выборки достаточно высока, с этим ведется активная работа. Возможен анализ результатов для оценки выраженности факторов риска по образовательной организации в целом, далее предполагается совместная работа со специалистами (психиатры, специалисты из министерства здравоохранения, антитеррористической комиссии и др.). В 2022 г. наибольшую озабоченность вызывают результаты по шкале «принятие родителями», демонстрирующие выраженное родительское отвержение, то, что родители недостаточно уделяют внимания детям, не интересуются их жизнью и т. д. Предлагается создать региональный университет ответственных родителей, который функционировал бы как в онлайн-, так и в офлайн-режиме. У педагогических работников выявлен профессиональный дефицит психолого-педагогических знаний, знания возрастной психологии, навыков конструктивного общения. Было подчеркнуто, что просветительская работа проводится, однако ситуация остается сложной, требует привлечения ресурсов и специалистов.

Любовь Георгиевна Петрова, доцент кафедры правовой психологии ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», предложила рассмотреть заявленную проблему круглого стола с учетом сложной политической и экономической ситуации, а также состояния информационной войны. Полиморфный характер изучаемой проблемы связан с тем, что необходимо изменить условия работы, которой должен заниматься не только педагог-психолог, но и остальные заинтересованные лица - родители, воспитатели, педагоги, - переориентировать свой взгляд на то, каким образом усилия разных специалистов, в том числе психолога, способствовали бы тому, чтобы программы действительно работали как профилактические.

Вера Вадимовна Герасимова, кандидат психологических наук, педагог-психолог Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, доцент кафедры психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии, доцент Казанского филиала Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, отметила, что суицид - это крайняя форма аутоагрессии. Молодым легче навязать моду на деструктивный образ жизни из-за особенностей созревания коры головного мозга (18 -20 лет), с учетом того что вся информационная среда направлена в большей степени на правое полушарие, чем левым, и больше на подкорку, чем на кору головного мозга. Для снижения риска зависимости, суицида, агрессии, терроризма нужно усиление левополушарных функций, необходима интеграция и гармонизация обоих полушарий. Приведены результаты исследования среди молодых людей. Обнаружены психологические особенности молодежи, которые создают мотивацию к компенсации (из-за незрелости и противоречивости психики) с помощью ПАВ (беспокойство, тревога, склонность к резким колебаниям настроения, сензитивность в сочетании с излишней самоуверенностью и т. д.), выявлена деформация биопсихосоциодуховной структуры. Установ -лено, что любая деструкции начинается не в теле, а «в голове» - с потери со-знания, т. е. разобщенности между знанием и поведением. При данном подходе по итогам многолетних объемных исследований предлагаются конкретные рекомендации для профилактики аддикций и аутоагрессии на уровне психофизиологии (восстановить и всегда сохранять контроль коры над подкоркой, левого полушария над правым), на уровне психики (успокоить эмоции, восстановить способность последовательно, системно мыслить и т. д.), на уровне психологии (разбираться в себе, определить смысл и цели своей жизни и т. д.), на уровне поведения и социума (обеспечить конструктивные связи и т. д.). Таким образом, В. В. Герасимова подчеркнула, что для сохранения здоровья молодых людей и стабильности общества нужно добровольное, на основе разумного эгоизма сохранение нормативной иерархии масштабов приоритета биологических, социальных и духовных потребностей у себя и

у других.

Продолжила круглый стол Анжела Сергеевна Нилова, ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского

Аронила науоной жизни

91

Министерства здравоохранения Российской Федерации, которая сделала сообщение о методах профилактики суицидального поведения в пенитенциарной системе. Представлены статистические данные по случаям завершенного суицида за три года, дан анализ причин, кратко описана работа с теми, кто уже предпринимал попытку суицида.

Завершающим стало выступление Елены Геннадьевны Артамоновой, кандидата психологических наук, заместителя директора по развитию системы профилактики девиантного поведения Центра защиты прав и интересов детей. В докладе на тему «Психологическая безопасность и здоровье обучающихся в современном социуме» она представила материалы об организационно-методическом сопровождении развития системы профилактики девиантого поведения несовершеннолетних - интернет-ресурсах («Растим детей», сайт Центра защиты прав и интересов детей), опросах, конкурсах, конференциях и т. д.

Подводя итоги, доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе, заведующий кафедрой теории государства и права Саратовской государственной юридической академии Сергей Александрович Белоусов подчеркнул важность подобных регулярных встреч, необходимость согласования общих научных и практико-ориентированных позиций в приобретении навыков здорового образа жизни, совершенствовании профилактики суицидального и иных видов деструктивного поведения, а также предложил участникам выработать рекомендации для образовательных организаций высшего образования по дальнейшему развитию и совершенствованию указанных направлений -формированию позитивного мышления, принципов здорового образа жизни обучающихся, профилактике деструктивного, суицидального поведения обучающихся, оптимизации межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Поступила в редакцию 03.07.2022; принята к публикации 09.09.2022 The article was submitted 03.07.2022; accepted for publication 09.09.2022

92

Приложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.