Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
потенциальная одаренность / образовательная среда / общеобразовательная школа / учащиеся средних классов / potential giftedness / educational environment / secondary school / middle school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крохин К.А.

В статье рассматривается феномен потенциальной одаренности, особенности развития потенциальной одаренности учащихся средних классов в условиях общеобразовательной школы, а также особенности функционирования образовательной среды школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF POTENTIAL GIFTEDNESS IN MIDDLE GRADES OF SECONDARY SCHOOLS

The article examines the phenomenon of potential giftedness, the peculiarities of the development of potential giftedness of secondary school students in a comprehensive school, as well as the peculiarities of the functioning of the educational environment of the school.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 37

Крохин К.А.

магистрант Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: в статье рассматривается феномен потенциальной одаренности, особенности развития потенциальной одаренности учащихся средних классов в условиях общеобразовательной школы, а также особенности функционирования образовательной среды школы.

Ключевые слова: потенциальная одаренность, образовательная среда, общеобразовательная школа, учащиеся средних классов.

Актуальность данной статьи заключается в том, что обучающиеся с потенциальной одарённостью развиваются, опережая остальных обучающихся, однако ввиду трудности диагностики и выявления их потенциал является непроявленным. В связи с этим главной проблемой развития потенциальной одарённости в общеобразовательной школе является отсутствие либо недостаточное развитие особой среды, где они могли бы чувствовать себя комфортно. Образовательная среда играет немаловажную роль в формировании интеллектуальных способностей. Учащиеся средних классов находятся в переходном возрасте, что усложняет проявление потенциальной одаренности среди них. Таким образом, данная статья призвана проанализировать, какие факторы способствуют развитию одарённости, и как сформировать приемлемую для этого образовательную среду. Кого мы называем потенциально-одаренными учащимися? Прежде всего, речь идет о категории обучающиеся, которые развиваются, опережая остальных обучающихся, однако ввиду трудности

диагностики и выявления их потенциал является непроявленным. В связи с этим главной проблемой развития потенциальной одарённости является отсутствие либо недостаточное развитие особой среды, где они могли бы чувствовать себя комфортно.

Образовательная среда играет немаловажную роль в формировании интеллектуальных способностей. Особенную остроту проблема принимает среди учащихся средних классов, под которыми мы понимаем как правило 5-8 классы, которые проходят переходный период от детского к юношескому. В это время происходит перестройка функционирования всего организма, что оказывает сильное влияние на учебу. Как правило, это происходит в виде падения мотивации к учебной деятельности, падению дисциплины. Соответственно, это оказывает негативное влияние и на развитие потенциальной одаренности учащихся. Не способствует развитию потенциальной одаренности и образовательная среда общеобразовательной школы, ориентированная на среднестатистического школьника. Таким образом мы попадаем в ситуацию, при которой способности и талант учащегося не развиваются, либо деградируют.

Какие меры нужны для развития потенциальной одаренности в средних классах общеобразовательной школы? Прежде всего, необходимо налаживание системной работы с такими учащимися, которая должна включать в себя работу педагогического коллектива, психологов и родителей учащегося с задатками к одаренности. Таким образом мы сформируем модель работы по развитию потенциальной одаренности в средних классах. Данная модель включает в себя несколько критериев:

1) Образовательная среда ни в коем случае недопустима быть догматической средой - это сковывает интеллектуальное и психическое развитие учащихся,

2) Образовательная среда для развития потенциала одаренности учащихся общеобразовательной школы должна поощрять энтузиазм учащихся и стремление к новому знанию, а также творческому осмыслению полученных знаний и получению из этого новых результатов, в том числе изобретений

(например, кружки роботостроения) - таким образом образовательная среда для формирования потенциальной одаренности должна включать в себя элементы идейной среды Корчака, однако в отличие от последнее, необходимо сделать акцент на сплочении потенциально-одаренных учащихся,

3) Модель развития потенциальной одаренности должна включать в себя упор на развитии аналитических навыков учащихся.

Модель развития потенциальной одаренности учащихся в средних классах общеобразовательной школы состоит из нескольких этапов:

1) Анализ психического развития учащихся,

2) По итогам анализа психического здоровья учащихся должны быть определены ребята, чьи способности находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии,

3) Создание секций, групп и классов по склонностям учащихся к тому или иному виду одаренности (гуманитарные классы, спортивные секции и т.п.),

4) Формирование образовательной среды для развития потенциальной одаренности, которая будет поддерживать мотивацию к учебе и поиску нестандартных ответов на учебные задачи,

5) Воспитание в рамках среды учащегося, обладающего повышенным интересом к знаниям (интеллектуальная одаренность), творчеству (творческая одаренность), видам спорта (спортивная одаренность),

6) Углубленное преподавание тех дисциплин, к которым учащиеся имеют склонность и повышенный интерес,

7) Учебно-воспитательная работа по формированию в учащихся любви к изучаемому предмету, проведение соревнований и подготовки к олимпиадам, а также работа по сплочению коллектива,

8) Контроль психологического и интеллектуального развития учащихся со способностями,

9) Контрольный анализ, по итогам которого мы можем определить, развилась ли потенциальная одаренность учащихся.

В рамках данной модели мною был сделана диагностика состояния развития потенциальной одаренности учащихся 6-х классов в МАОУ СОШ №94 города, по итогам которого было выяснено, что большинство учащихся (170 из 190) так или иначе имеют определенные задатки, из них лишь десятую часть (17 человек) можно назвать потенциально-одаренными, поскольку они выражают заинтересованность в собственном развитии. Ключевыми видами одаренности, к которым учащиеся имеют склонность, являются спортивная и творческая одаренность, интеллектуальная одаренность получила меньшее распространение.

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что в силу физических и психологических показателей для учащихся средних классов интеллектуальная одаренность менее характерна, чем творческая и спортивная. Для развития интеллектуальной одаренности необходимо провести работу по популяризации научных знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург, 1997. 125 с;

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — Москва, 2005. 671 с;

3. Выготский Л.С. Основы педологии. - Москва, 1934. 89 с;

4. Задорина Е.В. Технологии диагностики творческой одаренности личности, 2013;

5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Москва, 1991. 176 с;

6. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Москва, 1997. 193 с;

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва, 2001. 363 с.

Krokhin K.A.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

DEVELOPMENT OF POTENTIAL GIFTEDNESS IN MIDDLE GRADES OF SECONDARY SCHOOLS

Abstract: the article examines the phenomenon of potential giftedness, the peculiarities of the development ofpotential giftedness of secondary school students in a comprehensive school, as well as the peculiarities of the functioning of the educational environment of the school.

Keywords: potential giftedness, educational environment, secondary school, middle school

students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.