УДК 37
Крохин К.А.
магистрант Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: в статье рассматривается феномен потенциальной одаренности, особенности развития потенциальной одаренности учащихся средних классов в условиях общеобразовательной школы, а также особенности функционирования образовательной среды школы.
Ключевые слова: потенциальная одаренность, образовательная среда, общеобразовательная школа, учащиеся средних классов.
Актуальность данной статьи заключается в том, что обучающиеся с потенциальной одарённостью развиваются, опережая остальных обучающихся, однако ввиду трудности диагностики и выявления их потенциал является непроявленным. В связи с этим главной проблемой развития потенциальной одарённости в общеобразовательной школе является отсутствие либо недостаточное развитие особой среды, где они могли бы чувствовать себя комфортно. Образовательная среда играет немаловажную роль в формировании интеллектуальных способностей. Учащиеся средних классов находятся в переходном возрасте, что усложняет проявление потенциальной одаренности среди них. Таким образом, данная статья призвана проанализировать, какие факторы способствуют развитию одарённости, и как сформировать приемлемую для этого образовательную среду. Кого мы называем потенциально-одаренными учащимися? Прежде всего, речь идет о категории обучающиеся, которые развиваются, опережая остальных обучающихся, однако ввиду трудности
диагностики и выявления их потенциал является непроявленным. В связи с этим главной проблемой развития потенциальной одарённости является отсутствие либо недостаточное развитие особой среды, где они могли бы чувствовать себя комфортно.
Образовательная среда играет немаловажную роль в формировании интеллектуальных способностей. Особенную остроту проблема принимает среди учащихся средних классов, под которыми мы понимаем как правило 5-8 классы, которые проходят переходный период от детского к юношескому. В это время происходит перестройка функционирования всего организма, что оказывает сильное влияние на учебу. Как правило, это происходит в виде падения мотивации к учебной деятельности, падению дисциплины. Соответственно, это оказывает негативное влияние и на развитие потенциальной одаренности учащихся. Не способствует развитию потенциальной одаренности и образовательная среда общеобразовательной школы, ориентированная на среднестатистического школьника. Таким образом мы попадаем в ситуацию, при которой способности и талант учащегося не развиваются, либо деградируют.
Какие меры нужны для развития потенциальной одаренности в средних классах общеобразовательной школы? Прежде всего, необходимо налаживание системной работы с такими учащимися, которая должна включать в себя работу педагогического коллектива, психологов и родителей учащегося с задатками к одаренности. Таким образом мы сформируем модель работы по развитию потенциальной одаренности в средних классах. Данная модель включает в себя несколько критериев:
1) Образовательная среда ни в коем случае недопустима быть догматической средой - это сковывает интеллектуальное и психическое развитие учащихся,
2) Образовательная среда для развития потенциала одаренности учащихся общеобразовательной школы должна поощрять энтузиазм учащихся и стремление к новому знанию, а также творческому осмыслению полученных знаний и получению из этого новых результатов, в том числе изобретений
(например, кружки роботостроения) - таким образом образовательная среда для формирования потенциальной одаренности должна включать в себя элементы идейной среды Корчака, однако в отличие от последнее, необходимо сделать акцент на сплочении потенциально-одаренных учащихся,
3) Модель развития потенциальной одаренности должна включать в себя упор на развитии аналитических навыков учащихся.
Модель развития потенциальной одаренности учащихся в средних классах общеобразовательной школы состоит из нескольких этапов:
1) Анализ психического развития учащихся,
2) По итогам анализа психического здоровья учащихся должны быть определены ребята, чьи способности находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии,
3) Создание секций, групп и классов по склонностям учащихся к тому или иному виду одаренности (гуманитарные классы, спортивные секции и т.п.),
4) Формирование образовательной среды для развития потенциальной одаренности, которая будет поддерживать мотивацию к учебе и поиску нестандартных ответов на учебные задачи,
5) Воспитание в рамках среды учащегося, обладающего повышенным интересом к знаниям (интеллектуальная одаренность), творчеству (творческая одаренность), видам спорта (спортивная одаренность),
6) Углубленное преподавание тех дисциплин, к которым учащиеся имеют склонность и повышенный интерес,
7) Учебно-воспитательная работа по формированию в учащихся любви к изучаемому предмету, проведение соревнований и подготовки к олимпиадам, а также работа по сплочению коллектива,
8) Контроль психологического и интеллектуального развития учащихся со способностями,
9) Контрольный анализ, по итогам которого мы можем определить, развилась ли потенциальная одаренность учащихся.
В рамках данной модели мною был сделана диагностика состояния развития потенциальной одаренности учащихся 6-х классов в МАОУ СОШ №94 города, по итогам которого было выяснено, что большинство учащихся (170 из 190) так или иначе имеют определенные задатки, из них лишь десятую часть (17 человек) можно назвать потенциально-одаренными, поскольку они выражают заинтересованность в собственном развитии. Ключевыми видами одаренности, к которым учащиеся имеют склонность, являются спортивная и творческая одаренность, интеллектуальная одаренность получила меньшее распространение.
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что в силу физических и психологических показателей для учащихся средних классов интеллектуальная одаренность менее характерна, чем творческая и спортивная. Для развития интеллектуальной одаренности необходимо провести работу по популяризации научных знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург, 1997. 125 с;
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — Москва, 2005. 671 с;
3. Выготский Л.С. Основы педологии. - Москва, 1934. 89 с;
4. Задорина Е.В. Технологии диагностики творческой одаренности личности, 2013;
5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Москва, 1991. 176 с;
6. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Москва, 1997. 193 с;
7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва, 2001. 363 с.
Krokhin K.A.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
DEVELOPMENT OF POTENTIAL GIFTEDNESS IN MIDDLE GRADES OF SECONDARY SCHOOLS
Abstract: the article examines the phenomenon of potential giftedness, the peculiarities of the development ofpotential giftedness of secondary school students in a comprehensive school, as well as the peculiarities of the functioning of the educational environment of the school.
Keywords: potential giftedness, educational environment, secondary school, middle school
students.