Оригинальная статья / Original article УДК 330
DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2018-1 -121-132
РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
© В.В. Янковская3, Л.Н. Бабкина"
аРоссийский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 117977, Российская Федерация, г. Москва, пер. Стремянный, 36.
ьСеверо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
198115, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Средний проспект, 57.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Проведено исследование различных точек зрения на понятие, особенности и сущность труда профессорско-преподавательского состава, рассмотрены требования строительной отрасли экономики к формированию и изменению компетенций преподавателя вуза, связанные с положениями Болонской декларации и рыночной экономикой. МЕТОДЫ. В рамках исследования были применены теоретико-эмпирический и частнонаучный методы. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Подписание Болонской декларации о высшем образовании в 1990 году изменило структуру дисциплин, в частности преподающихся при подготовке бакалавров строительной отрасли, и требования к содержанию образовательного процесса. Произошла трансформация данного процесса из способа передачи знаний от преподавателя к обучающемуся в способ развития личности на основе субъект-субъектных отношений. Несмотря на то, что на рынке труда нет недостатка в выпускниках строительных и экономических вузов, главными причинами спада российской экономики названы такие факторы, как дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров и т.д. Происходит процесс увеличения числа компетенций при отсутствии высокого уровня профессионализма выпускников. По планам Правительства РФ, в
2017 году на базе ведущих вузов будут создаваться центры компетенции. Их деятельность будет интегрирована с системой образования и высокотехнологическими компаниями. Приоритеты заложены в Стратегию научно-технологического развития России, утвержденную Указом Президента РФ № 642 от 1 декабря 2016 г. ВЫВОДЫ. Преподаватель в условиях постоянно возрастающих требований строительной и иных отраслей экономики должен стать обучающимся. Основные задачи подготовки выпускника сводятся к обеспечению его овладения компетентностью необходимого уровня, навыками получения знаний.
Ключевые слова: строительная отрасль, компетенции педагога строительного и экономического вузов, Болонская система, модель компетентности, Указ Президента № 642.
Информация о статье. Дата поступления 17 января 2018 г.; дата принятия к печати 01 февраля
2018 г.; дата онлайн-размещения 29 марта 2018 г.
Формат цитирования: Янковская В.В., Бабкина Л.Н. Развитие потенциала научно-педагогических кадров для подготовки бакалавров строительной отрасли // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8, № 1. С. 121-132. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-1-121-132
DEVELOPMENT OF THE POTENTIAL OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF TO PREPARE BACHELORS IN THE BUILDING SPHERE
V.V. Yankovskaya, L.N. Babkina
Plekhanov Russian University of Economics,
36, Stremyanny lane, 117977 Moscow, Russian Federation
эЯнковская Вероника Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий, е-mail: [email protected]
Veronika V. Yankovskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Theory of Management and Business Technologies, е-mail: [email protected]
бабкина Людмила Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, e-mail: [email protected]
Lyudmila N. Babkina, Doctor of Economic Sciences, Professor of Department of state and municipal management, e-mail: [email protected]_
North-West Institute of Management, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and
Public Administration under the President of the Russian Federation,
57, Sredniy prospekt, Vasilyevsky Island, 198115 Saint-Petersburg, Russian Federation
ABSTRACT. PURPOSE. To perform the research of the different points of view on the definition, characteristics and essence of the work of professors and teachers, consider the requirements of the construction industry of the economy to form and change the competencies of a university teacher associated with the provisions of the Bologna Declaration and market economy. METHODS. Within the frames of the research we used theoretical and empirical and private-scientific methods. RESULTS AND THEIR DISCUSSIONS. The signing of Bologna Declaration on Higher Education in 1990 changed the structure of disciplines, particularly those that are taught during the preparation of bachelors in the construction industry, and the demands for the content of the educational process. There was transformation of this process from the way knowledge is transferred from the teacher to the student into the way of personality development on the basis of subject-subject relationships. Despite the fact that there are no shortages in the labor market for graduates of construction and economic universities, the main reasons for the decrease in Russian economy are factors such as lack of investment resources, modern technologies, professional personnel, etc. There is a process of increasing a number of competencies in the absence of a high level of professionalism of graduates. According to the plans of the Government of Russian Federation in 2017, competence centers will be established on the basis of leading universities. Their activities will be integrated with the education system and high technological companies. Priorities are laid down in the Strategy for Scientific and Technological Development of Russia, approved by Presidential Decree No. 642 dated on December 1, 2016. CONCLUSIONS. The teacher in the conditions of constantly increasing demands of the construction and other branches of the economy should become a student. The main aims of the graduate preparation are to provide the student with the required competence and the skills to obtain knowledge.
Keywords: construction industry, the competence of the teacher of construction and economic universities, the Bologna system, the competence model, Presidential Decree No. 642
Article info. Received January 17, 2018; accepted for publication February 01, 2018; available online March 29, 2018.
For citation: Yankovskaya V.V., Babkina L.N. Development of the potential of scientific and pedagogical staff to prepare bachelors in the building sphere. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate]. 2018, vol. 8, no. 1, pp. 121-132. (In Russian) DOI: 10.21285/2227-2917-2018-1-121-132
Введение
В научной литературе существуют различные определения понятия научно-педагогических кадров. Во-первых, под ними понимается особая группа в составе научных кадров, объединяющихся по роду деятельности, которая характеризуется сочетанием педагогической и исследовательской деятельности. Во-вторых, это сложное, внутренне дифференцированное социальное образование, состоящее из различных профессиональных, квалификационных и должностных групп, существенно различающихся по характеру и содержанию труда, сферам исследования, связям с производственно-практической деятельностью, роли в развитии духовной культуры [1].
Основные особенности труда научно-педагогических кадров заклю-
чаются в отношениях между преподавателем и обучающимся, которые до недавнего времени представляли собой субъект-объектные отношения, где субъектом являлся преподаватель, а объектом исследования, воздействия или управления - обучающийся. После появления федеральных государственных образовательных стандартов произошло изменение формы отношений на субъект-субъектные, при которых студенты выбирают дисциплины из вариативной части учебного плана и, следовательно, являются субъектами своей собственной образовательной деятельности с целью самообучения, саморазвития и самосовершенствования, без формирования и реализации которой педагогический процесс не может быть результативным и эффективным [2].
Также ситуация отличается результатом, или продуктом, производственных и образовательных процессов, поскольку обучающиеся не являются объектом педагогической деятельности, а принимают непосредственное участие в педагогическом процессе и являются одним из главных его элементов в системе взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, решаемых совместно с преподавателем.
Следовательно, использование потенциала самого обучающегося, его интереса к образовательному процессу, наличие потребности в результате процесса обучения является основным требованием или условием любого педагогического процесса, особенно актуальным в сфере высшего образования, когда в такой процесс вовлечен субъект, обладающий своими психофизиологическими особенностями и социальной позицией. В связи с указанными обстоятельствами, очевидно, что заданный качественный результат получает с высокой степенью вероятности лишь часть выпускников вузов.
Однако, несмотря на наличие некоторой доли репродуктивного труда в общей трудоемкости, работа профессорско-преподавательского персонала является сложным квалифицированным трудом, который предполагает необходимость постоянного обучения, а особенно самообучения или самообразования.
Методы исследования
В данной работе использовались теоретико-эмпирический и част-нонаучный методы исследования, применение которых показало, что в России студенты, окончив программу обучения и получив соответствующий диплом бакалавра или магистра, должны, по мнению большинства работодателей, обладать каким-либо опытом выявления и решения практических проблем в различных производственно-хозяйственных ситуациях,
возникающих под влиянием изменяющихся факторов внешней среды.
Результаты исследования и их обсуждение
После подписания Болонской декларации о высшем образовании в 1990 году изменилась структура дисциплин, требования к содержанию образовательного процесса [3], его длительности, уровню компетентности выпускников в соответствии с принципами развития международного образовательного пространства и создания открытых рынков труда. В частности, произошли существенные изменения как учебного процесса, так и общекультурных и профессиональных компетенций строительного и архитектурного направления. К принципам развития международного образовательного пространства можно отнести взаимное доверие вузов к качеству высшего образования, прозрачность (транспарентность) учебных программ и планов, признание компетенций и квалификаций, полученных выпускниками вузов в одних странах, работодателями других стран [4, 5]. Сегодня выпускник вуза по направлению 08.03.01 «Строительство» может решать широчайший комплекс задач, так или иначе связанных со строительством. Ими могут быть инженерные изыскания либо работа над проектами, непосредственное участие в процессе возведения и контроль последующей эксплуатации объектов строительства. Бывший студент сможет давать оценку зданиям и сооружениям, заниматься их реконструкцией.
Кроме того, еще в конце 70-х годов прошлого столетия в одном из докладов Римскому клубу была выявлена проблема неадекватности содержания и результатов традиционного обучения, его принципов и целей требованиям современного этапа социально-экономического развития большинства стран Европы, Азии и Америки, обладающих схожими образовательными пространствами, на-
циональной политикой в сфере высшего образования, требованиями к качеству образования [6].
Таким образом, произошла трансформация образовательного процесса из способа передачи знаний от преподавателя к обучающемуся в способ развития личности на основе субъект-субъектных отношений, как об этом было сказано выше.
Поэтому задачи подготовки выпускника, обладающего профессиональной и территориальной мобильностью, сводятся, прежде всего, к обеспечению его овладения компетентностью необходимого уровня и навыками получения знаний, их рационального использования в разнообразных ситуациях, исходя из индивидуальной целевой направленности, личных интересов, соответствующих стремлений к карьерному росту на основе продолжающихся в течение всей трудовой деятельности самообразования, самообучения, самоорганизации и самоменеджмента.
Отсюда следует вывод о том, что все перечисленные причины, или вызовы высшей школы и требования к обучающемуся, обусловливают изменения сущности и содержания труда профессорско-преподавательского персонала [7]. Преподаватель в таких условиях также должен стать обучающимся, причем скорость его самоподготовки, самообразования, повышения квалификации должна быть выше, чем у студентов, в том числе должна быть больше и степень заинтересованности, стремления к новациям как в образовательном, так и в научном, воспитательном и других процессах1.
В высшей школе на сегодняшний день используется несколько моделей обучения. Одна из них, на наш взгляд, может быть названа практико-компетентностной. Во-первых, она
ориентирована на наибольшую долю практических занятий в общем объеме часов. Например, при подготовке бакалавров по направлениям «Строитель», «Архитектор» количество лекционных часов у студентов дневной формы обучения меньше, чем количество таких часов у обучающихся заочно. Кроме того, число практических занятий примерно в четыре раза превышает количество лекций по таким дисциплинам, как, например, «Экономика строительства и архитектурных решений» или «Теория проектирования жилых и промышленных зданий». Основная идея такого распределения часов в учебном плане состоит в том, чтобы обучающиеся получали знания и навыки в процессе практических занятий. Поэтому большое внимание при подготовке учебного процесса преподавателями должно быть уделено методикам проведения занятий с использованием активных методов обучения либо традиционного решения задач, в том числе экономических и управленческих.
Следует обратить внимание и на то, что в Японии формируются новые тенденции в подготовке бакалавров в области проектирования жилых и промышленных зданий. В университетах данной страны находятся передовые лаборатории всего мирового сообщества. Высшие учебные заведения Японии продолжительное время были закрыты для иностранных студентов, однако в XXI веке ситуация изменилась [8]. «Страна восходящего солнца» доброжелательно приняла молодых людей, желающих связать свою жизнь с передовыми технологиями, в том числе и в области проектирования жилых и промышленных зданий и строительства. Япония, как одна из наиболее передовых стран в сферах новаций, экономики и менеджмента, придерживается ос-
1
Иванов В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы: дисс. ... доктора педагогических наук: 13.00.08. Казань, 1997. 341 с. / Ivanov V.G. Project of the content of professional and pedagogical training of the teacher of higher technical school: Diss. ... Dr. of pedagogical sciences: 13.00.08. Kazan, 1997, 341 p.
новной концепции, или принципа, подготовки архитектора, строителя, менеджера, в том числе и высшего звена, предполагающей обучение посредством приобретения опыта в результате планомерного освоения различных должностей, что позволяет охватить обширный перечень областей экономической, производственной, строительной, архитектурной, маркетинговой, сбытовой, управленческой деятельности и задач, требующих решения в различных режимах - оперативном, текущем, кратко- , средне- и долгосрочном.
На сегодняшний день большинство работодателей считают, что выпускник вуза должен обладать каким-либо опытом выявления и решения практических проблем в различных производственно-хозяйственных ситуациях, возникающих под влиянием изменяющихся факторов внешней среды. Поэтому основной идеей практико-ориентированного обучения является организация преподавателем деловых игр, разбора кейсов как ситуационных задач на основе применения собственных знаний и опыта практической деятельности для того, чтобы достичь цели обучения - осуществить широкий охват управленческих, экономических, производственных и иных задач при описании и решении практических ситуаций.
Во-первых, преподавателем учитываются различные виды хозяйствующих субъектов - от крупных транснациональных строительных корпораций, поделивших мировые рынки и обладающих сложными организационными структурами управления, до мелкого бизнеса или малого предпринимательства, ограничившихся небольшими рыночными нишами на отечественных клиентурных рынках.
Во-вторых, преподавателю необходимо предусмотреть необходимость анализа и прогнозирования факторов, которые динамично изменяются во внешних средах на макро-
уровне - таких как политическая, экономическая, демографическая, научно-техническая, культурная и природная. На микроуровне большое влияние на возникновение практических ситуаций в исследуемых хозяйствующих субъектах оказывают поставщики всех видов ресурсов, конкуренты, посредники, клиентурные рынки, контактные аудитории.
В-третьих, для формирования практических заданий преподавателю необходимо обладать навыками решения задач в различных отраслях и сферах деятельности, а не только узконаправленных - строительных и архитектурных, а также знать соответствующие методики и алгоритмы постановки и описания проблемной ситуации.
Таким образом, особенностью труда педагогических кадров в условиях применения практико-компетентностно-ориентированной модели является необходимость формирования разнообразных кейсов для различных процессов, в том числе и бизнес-процессов, в производственно-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих разнообразные организационно-правовые формы, как строительной, архитектурной, так и иных отраслей и сфер экономики, что требует непрерывного сбора и обработки текущей информации о состоянии данных субъектов, получаемой из многочисленных источников. При этом преподаватель должен уметь проводить мониторинг различными методами, выполнять требование достоверности и надежности статистических, отчетных или иных данных, использовать критерии отбора информации в соответствии с поставленными целями и задачами исследования, применять как можно большее количество методов отработки, анализа и визуализации информации, представления исходных данных для кейсовых заданий [9].
Вторая часть практико-ориентированной модели обучения -компетентностная, сущность которой заключается в том, что обучающийся должен в процессе обучения, согласно федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, соответствовать требованиям, относящимся к его компе-тентностным составляющим, или базовым элементам, которые делятся на три блока, или вида: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОП) и профессиональные компетенции (ПК) [10].
Компетенция (от латинского compete - «добиваюсь, соответствую, подхожу») - это знания и опыт в той или иной сфере [11]. Таким образом, компетентностная составляющая модели базируется на опыте не только обучающегося, но и, прежде всего, преподавателя. Потому отображенные в рабочих программах дисциплин знания и умения, которые позволяют владеть определенным перечнем навыков как результатом обучения, должны быть, прежде всего, имманентны преподавателю.
Так, в результате изучения такой системной и завершающей образование магистров дисциплины, как «Организация научно-
исследовательской работы», можно заключить, что перечень того, что должен знать магистр, относится к требованиям, которые следует предъявить любому преподавателю высшего учебного заведения, независимо от того, какие дисциплины он освоил. По меньшей мере от преподавателя следует ожидать знания, хотя бы в минимальном объеме, таких основ: общих и особенных принципов, законов; теорий и методологических подходов к исследованию предметов изучения; категорий научного познания как гносеологии, или теории познания, в их логической последовательности и целостности; частных принципов и требований к разработке концепций, целей, задач и
организации проведения научных исследований; методов и методик поиска и обработки информации разных категорий надежности, методик выбора (отбора) источников информации по определенной тематике исследования.
Адекватные умения преподавателя включают следующие способности: формирование собственных аргументированных мировоззренческих и научных позиций; совершенствование и расширение методологии и методики познания; создание новых научных принципов и освоение предметных смежных сфер исследования; формирование требований к выявлению и описанию научных проблем, обоснованию их актуальности, новизны, теоретической и практической значимости; формулирование целей и задач исследования, определение последовательности решения этих задач в процессе научного исследования; планирование, организация и контроль процессов проведения научных исследований и представления их результатов; использование психологических методов активации научно-исследовательского труда как обучающегося, так и собственного. Профессорско-преподавательский состав также должен владеть навыками, которые требуются от обучающегося, но более широко и осмысленно, что обусловлено применением системного и комплексного подходов. К данным навыкам относится владение: методиками сбора, обработки, систематизации и анализа информации как входной первичной; методиками обучения способности абстрактно мыслить, синтезировать и классифицировать полученную и генерируемую (входную вторичную) информацию в виде результатов исследования; методами и способами оформления и визуализации обоснованных выводов, суждений по конкретной научной проблеме; методиками (алгоритмами) выбора и применения методов и средств решения
поставленных задач исследования, публичной защиты и представления результатов; методиками разработки рекомендаций (предложений) по использованию полученных результатов исследования в практической деятельности на основе расчета ожидаемых (планируемых) эффектов и экономической эффективности предлагаемых планов и конкретных мероприятий; рекомендациями по подготовке научных публикаций в открытой печати; методиками разработки программ и планов проведения научных исследований, подготовки и проведения поэтапного контроля деятельности отдельных групп обучающихся или каждого исследователя.
Однако, если обучающегося получение знаний, умений и навыков (владений) приводит к формированию трех видов компетенций, как было указано выше, то для преподавателей, по нашему мнению, ситуация противоположенная. Преподаватель должен обладать всем набором компетенций, чтобы обучающиеся получили требуемые, согласно федеральным образовательным стандартам третьего поколения, знания, умения, навыки (владения) и сформировали, а в дальнейшем и применили свои компетенции. К минимальному перечню общекультурных компетенций относятся следующие: способность к абстрактному, системному, комплексному мышлению, к проведению синтезирования, агрегирования, детализирования (декомпозиции) проблем и методов их решения; способность принимать адекватные и рациональные решения в нестандартных форс-мажорных ситуациях; способность нести социальную, этическую, педагогическую и научную ответственность за принятие решения и поведение; готовность к постоянному самообучению, саморазвитию, самореализации в педагогической, научной, воспитательной и образовательной деятельности. Общепрофессиональные компетенции преподавателя должны со-
стоять из способностей и готовности: к активной коммуникативной деятельности на русском и иностранных языках с помощью информационно-компьютерных и традиционных технологий для решения разнообразных задач в профессиональной деятельности; руководству коллективами обучающихся и коллег в научной, педагогической (образовательной) и воспитательной деятельности; толерантному восприятию социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; проведению инициативных самостоятельных научных исследований и участию в коллективных, аргументированному обоснованию актуальности, теоретической и практической значимости этих исследований.
В блок профессиональных компетенций преподавателя в рассматриваемом примере входят перечни способностей в организационно-управленческой, аналитической, научно-исследовательской и педагогической деятельности. Так, к компетенциям преподавателя в организационно-управленческой деятельности относятся способности: управлять подразделениями, группами (командами) сотрудников и коллег, проектами и сетями; разрабатывать стратегии, программы и планы организационного развития, вносить изменения и участвовать в организации процессов и их реализации. Компетенции в процессе аналитической деятельности способствуют применению количественных и качественных методов и оценок в процессах образовательно-педагогической деятельности и прикладных научных исследованиях, а именно: подготовке аналитических выводов по результатам их проведения; использованию методов анализа существующих социально-экономических, политико-правовых, демографических, научно-технических, культурных и природоохранных тенденций и их изменений в России и за рубежом; применению методов прогно-
зирования дальнейшего выявления тенденций развития в условиях глобальной рыночной экономики; применению методик расчета ожидаемой финансово-экономической эффективности для обоснования необходимости решения стратегических прикладных проблем и практических ситуационных задач [12].
Научно-исследовательская деятельность преподавателя предполагает владение такими компетенциями, как: обобщение опыта решения аналитических задач; критическая оценка результатов научных исследований по выявлению актуальных проблем; представление результатов научных исследований в различных видах (отчет, статья, тезисы доклада, монография, диссертация, презентация); научное обоснование актуальности, теоретической и практической значимости выбранной темы научного исследования; осуществление самостоятельной и коллективной научно-исследовательской деятельности в соответствии с целями и интересами, как личными, так и коллективными. Наименьшее количество компетенций относится к педагогической деятельности, для осуществления которой необходимо иметь способность к разработке учебных программ (рабочих программ) дисциплин и их методического обеспечения, применению современных методов преподавания. Такое рассмотрение компетенций как базы для осуществления деятельности педагогов вузов позволяет сделать вывод о том, что практико-компетентностно-ориентированная модель объединяет в своем составе инновационно-творческую и культурологическую. Однако, на наш взгляд, во вторую часть этой модели, компе-тентностную, следует включить в виде профессиональных компетенций способности педагогов к воспитательной, консультационной и просве-
тительской деятельности, поскольку в законе «Об образовании в Российской Федерации»2 указывается на права образовательной организации вести консультационную и просветительскую деятельность, применять формы, средства, методы обучения и воспитания, соответствующие возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Для трудовой политики вуза важно, чтобы преподаватели соответствовали новым направлениям подготовки выпускников школ как будущих обучающихся вузов, таким как: усиление творческого развития, умение самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нетиповые, нестандартные задачи, формулировать цели и реали-зовывать их.
Очевидно, что прослеживается связь между компетенциями, которые должны получить выпускники вузов, и уровнем подготовки абитуриентов, который явно должен повышаться, и, следовательно, потребует изменения квалификационных характеристик профессорско-преподавательского состава.
Одна из новых компетенций, которой должны обладать выпускники вузов, - это способность участвовать в формировании интеллектуальной, технологической, культурной повестки глобального развития или, иными словами, в выявлении, обсуждении, анализе и решении глобальных проблем демографического, экономического, научно-технического, культурного и природоохранного развития стран мирового сообщества.
Несмотря на то, что на рынке труда нет недостатка в выпускниках строительных и архитектурных вузов, а также выпускниках вузов по экономическим направлениям подготовки,
2Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. 2012. 31 дек. № 5976 (303). / About education in Russian Federation: Federal Law dated on December 29, 2012 No. 273-FZ. The Russian Newspaper, 2012. Dec. 31, no. 5976 (303).
главными причинами замедленного роста, стагнации или даже спада российской экономики в 2015 году на 3,7 процента, а в 2016 году на 0,3 процента названы такие факторы, как дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий и, что очень важно для вузов, профессиональных кадров, а также недостаточное развитие конкуренции и изъяны делового климата [10, 13].
Выводы
Таким образом, происходит двусторонний процесс: с одной стороны, будет увеличиваться число компетенций школьников, уровень их развития, а с другой стороны, уровень компетентности (профессионализма) выпускников вузов будет недостаточно высок [14], что потребует постановки новых целей и задач в системе высшего образования, изменения условий труда преподавателей, содержания процессов образовательного, научно-исследовательского, консультационного труда профессорско-преподавательского состава и методов управления, стимулирующих рост потенциала преподавателей и его использование. В связи с этим трудовая политика в вузе должна исходить из этих процессов и задач подготовки будущих профессиональных кадров для экономики страны. Причем значительное внимание должно быть уделено научно-исследовательской деятельности преподавателей в виде увеличения исследовательской базы и инфраструктуры, улучшения материальных условий до более высокого уровня по программам долгосрочного финансирования результативных (эффективных) исследовательских проектов [15]
По планам Правительства РФ, в 2017 году на базе ведущих вузов, в том числе и в регионах, создаются центры компетенции, цель которых -обеспечить интеллектуальную и кад-
ровую поддержку проектам, направленным на формирование новых отраслей и географических рынков. Деятельность таких научных центров компетенции будет интегрирована, прежде всего, с системой образования и высокотехнологическими компаниями [16, 17].
Следовательно, изменится характер и процесс труда преподавателей адекватно цели увеличения доли или трудоемкости научных исследований во всех видах деятельности профессорско-преподавательского состава, что должно быть предусмотрено в программах совершенствования трудовой политики не только в ведущих столичных и региональных вузах, но и в большинстве вузов России, поскольку приоритеты научно-исследовательской деятельности заложены в Стратегии научно-технологического развития России, утвержденной Указом Президента РФ № 642 от 1 декабря 2016 г3.
В настоящее время в систему высшего образования внедрен компе-тентностный подход, способствующий подготовке бакалавров и магистров, в частности и строительной отрасли, которые по окончании вуза, а многие и в период обучения в нем, включаются в деятельность той или иной степени новационности, в которой реализуют свои профессиональные качества в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Таким образом, наличие компетентностного подхода изменяет требования к уровню профессиональной подготовки педагогов, повышает значимость профессионализма, творческого или новаци-онного потенциала [18]. Поэтому профессиональная компетентность преподавателя вуза должна быть как минимум адекватна, т.е. соответствовать тем компетенциям, которыми должны овладеть обучающиеся по
3
О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642. / About the Strategy for Scientific and Technological Development of Russian Federation: Decree of the President of Russian Federation of 01.12.2016. No. 642.
тем дисциплинам, которые преподает педагог.
Непрерывное расширение перечня профессиональных компетенций и рост педагогического мастерства преподавателей вуза зависит от базовых потенциалов - интеллектуального, творческо-новационного, социально-коммуникационного и управленческого [19].
Компетенции преподавателя вуза, выраженные количественными значениями, определяют уровень его профессиональной компетенции. На-
пример, считается, что максимальный уровень компетентности имеют профессора, а минимальный - ассистенты4. Однако, на наш взгляд, не во всех компетенциях профессор достигает максимальных значений. Отсюда возникает проблема количественной оценки уровня компетентности по каждому виду деятельности и/или каждой отдельной компетенции, если учитывать мнение, что уровень компетентности преподавателя и есть его профессиональный потенциал.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Никишина О.В., Моргунова Т.А. Особенности экспертизы сметной стоимости строительства // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2015. № 4 (15). С. 76-83.
2. Yanckovsckaya V.V. Creation of permanent institutional monitoring mechanism of modern educational technology market significant for nanoindustry. IEJME: Mathematics Education. 2016, vol. 6, pp. 1545-1556.
3. Гретченко А.А., Гретченко А.И. Бо-лонский процесс. Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.: Кнорус, 2017. 426 с.
4. Бурцев А.К., Звонова В.А. Болон-ский процесс. Основополагающие материалы. М.: Финансы и Статистика, 2006. 88 с.
5. Горбачевская Е.Ю., Антонова П.Г. Возможности внедрения сервеиингового подхода в управлении многоквартирными домами // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 2 (17). С. 34-43.
6. Botkin J.W., Elmandjra M., Malitza M. No Limits to Learning: Bridging the Human Gap: The Report to the Club of Rome. Pergamon, 2014, 178 p.
7. Sivak E., Yudkevich M. The academic profession in Russia's two capitals: The impact of 20 years of transition. European educational research journal. 2017, vol. 16, pp. 626-644.
8. Van H.H., Fursova V.V., Shakirova A.Y. Economic capital of the family as a factor of availability of higher education: a comparative study of universities in Russia and Vietnam. Quid-investigacion ciencia y tecnologia. 2017, vol. si., pp. 292-297.
9. Логинова А.В. Навыки преподава-
теля 21 века как условие и показатель качества образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1402-1405.
10. Руководство по использованию европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (ECTS) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/ 2015.pdf (19.10.2017).
11. Шапошников А.К. Этимологический словарь современного русского языка. М.: Наука, 2010. Т. 1. 586 с.
12. Plushcheva L.V., Kiselev V.M., Sav-inkov S.V. The study of the influence of colors in marketing communications: empirical and experimental figures. Globalization and its socioeconomic consequences. 16th International Scientific Conference. 5th-6th October 2016. Proceedings, Part IV. Rajecke Teplice, Slovak Republic: University of Zilina, 2016, pp. 17201728.
13. О численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам [Электронный ресурс]. URL: http://www.g ks. ru/wps/wcm/co n nect/rosstat_m a i n/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/ doc_1245749635312 (22.10.2017).
14. Konstantinovskiy D.L. Expansion of higher education and consequences for social inequality (the case of Russia). Higher education. 2017, vol. 74, pp. 201-220.
15. Sedov S.A., Valiev I.N. Quality of higher professional pedagogical education in Russia. Quid-investigacion ciencia y tecnologia. 2017, vol. si., pp. 674-679.
16. Smolentseva A. Universal higher education and positional advantage: Soviet legacies and neoliberal transformations in Russia. Higher education. 2017, vol. 73, pp. 209-
4Васильева Е.Ю. Концепция системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава в вузе: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08. СПб., 2005. 499 с. / Vasilyeva E.Yu. The concept of the system to assessing the quality of the activities of faculty in the university: Diss. ... Dr. pedagogical Sciences: 13.00.08. SPb., 2005. 499 p.
226.
17. The Unified Qualification Reference Book for Positions of Managers, Specialists and Employees. 2016, 327 p.
18. Robertovich G.A., Vasilyevna P.N., Nikolaevich R.I. Innovative Activity in the Formation of Cross-Cultural Communication and Self-Study Skills in the Pedagogical Higher Educational Establishment // Tarih kultur ve sanat
arastirmalari dergisi - journal of history culture and art research. 2017, vol. 6, pp. 381-391.
19. Melnikov O.N., Gorelov N.A. The change of educational paradigms as a condition for the creative development of the student's personality and the formation of professional competencies. Creative Economy. 2013, no. 3 (75), pp. 15-23.
REFERECES
1. Nikishina O.V., Morgunova T.A. Osobennosti ekspertizy smetnoi stoimosti stroitel'stva [Inspection peculiarities of budget building value]. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2015, no. 4 (15), pp. 76-83. (In Russian).
2. Yanckovsckaya V.V. Creation of permanent institutional monitoring mechanism of modern educational technology market significant for nanoindustry. IEJME: Mathematics Education, 2016, vol. 6, pp. 1545-1556.
3. Gretchenko A.A., Gretchenko A.I. Bolonskii protsess. Integratsiya Rossii v ev-ropeiskoe i mirovoe obrazovatel'noe prostran-stvo [Bologna process. Integration of Russia into the European and world educational space]. Moscow, Knorus Publ., 2017, 426 p.
4. Burtsev A.K., Zvonova V.A. Bolonskii protsess. Osnovopolagayushchie materialy [Bologna process. Fundamental materials]. Moscow, Finansy i Statistika Publ., 2006, 88 p
5. Gorbachevskaya E.Yu., Antonova P.G. Vozmozhnosti vnedreniya serveiingovogo podkhoda v upravlenii mnogokvartirnymi domami [Possibilities to implement surveying approach into the management of blocks of flats]. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2016, no. 2 (17), pp. 34-43. (In Russian).
6. Botkin J.W., Elmandjra M., Malitza M. No Limits to Learning: Bridging the Human Gap: The Report to the Club of Rome. Pergamon, 2014, 178 p.
7. Sivak E., Yudkevich M. The academic profession in Russia's two capitals: The impact of 20 years of transition. European educational research journal, 2017, vol. 16, pp. 626-644.
8. Van H.H., Fursova V.V., Shakirova AY. Economic capital of the family as a factor of availability of higher education: a comparative study of universities in Russia and Vietnam. Quid-investigacion ciencia y tecnologia, 2017, vol. si., pp. 292-297.
9. Loginova A.V. Navyki prepodavatelya 21 veka kak uslovie i pokazatel' kachestva obra-zovatel'nogo protsessa [Skills of the teacher of the 21st century as a condition and indicator of the quality of educational process]. Molodoi
uchenyi [Young scientist], 2015, no. 11, pp. 1402-1405. (In Russian).
10. Rukovodstvo po ispol'zovaniyu ev-ropeiskoi sistemy perenosa i nakopleniya zachetnykh edinits (ECTS) [Guide for the use of the European Credit Transfer and Accumulation System (ECTS)]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/2015.pdf (accessed on 19.10.2017).
11. Shaposhnikov A.K. Etimologicheskii slovar' sovremennogo russkogo yazyka [Etymological dictionary of the modern Russian language]. Moscow, Nauka Publ., 2010, vol. 1, 586 p.
12. Plushcheva L.V., Kiselev V.M., Sav-inkov S.V. The study of the influence of colors in marketing communications: empirical and experimental figures. Globalization and its socioeconomic consequences. 16th International Scientific Conference. 5th-6th October 2016. Proceedings. Part IV. Rajecke Teplice, Slovak Republic: University of Zilina, 2016, pp. 17201728.
13. O chislennosti i potrebnosti organi-zatsii v rabotnikakh po professional'nym grup-pam [About the number and need of the organizations in workers according to professional groups]. Available at: http://www.gks.ru/wps /wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/p ublications/catalog/doc_1245749635312 (accessed on 22 October 2017).
14. Konstantinovskiy D.L. Expansion of higher education and consequences for social inequality (the case of Russia). Higher education, 2017, vol. 74, pp. 201-220.
15. Sedov S.A., Valiev I.N. Quality of higher professional pedagogical education in Russia. Quid-investigacion ciencia y tecnologia, 2017, vol. si, pp. 674-679.
16. Smolentseva A. Universal higher education and positional advantage: Soviet legacies and neoliberal transformations in Russia. Higher education, 2017, vol. 73, pp. 209226.
17. The Unified Qualification Reference Book for Positions of Managers, Specialists and Employees. 2016, 327 p.
18. Robertovich G.A., Vasilyevna P.N., Nikolaevich R.I. Innovative Activity in the Formation of Cross-Cultural Communication and Self-Study Skills in the Pedagogical Higher Educa-
tional Establishment. Tarih kultur ve sanat arastirmalari dergisi - journal of history culture and art research, 2017, vol. 6, pp. 381-391.
19. Melnikov O.N., Gorelov N.A. The change of educational paradigms as a condition
for the creative development of the student's personality and the formation of professional competencies. Creative Economy, 2013, no. 3 (75), pp. 15-23.
Критерии авторства
Янковская В.В., Бабкина Л.Н имеют равные авторские права. Янковская В.В. несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution
Yankovskaya V.V., Babkina L.N. have equal author's rights. Yankovskaya V.V. bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.