Научная статья на тему 'Развитие полицейских органов во Франции в период буржуазной революции XVIII В. '

Развитие полицейских органов во Франции в период буржуазной революции XVIII В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1384
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полицейская деятельность / полиция Франции / Великая французская революция / просвещенный абсолютизм / policing / the police in France / the French revolution / enlightened absolutism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергей Александрович Казаченко

Рассматриваются основы становления полицейских служб Франции в начале XVII в. и их дальнейшее развитие в период Великой французской революции конца XVIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE POLICE IN FRANCE IN THE PERIOD OF THE BOURGEOIS REVOLUTION OF THE XVIII CENTURY

Covers the basics of the formation of the police services of France in the early seventeenth century, and their further development during the great French revolution at the end of the XVIII century.

Текст научной работы на тему «Развитие полицейских органов во Франции в период буржуазной революции XVIII В. »

УДК 342 ББК 67

РАЗВИТИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОРГАНОВ ВО ФРАНЦИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII В.

Сергей Александрович Казаченко,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.01 — история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются основы становления полицейских служб Франции в начале XVII в. и их дальнейшее развитие в период Великой французской революции конца XVIII в.

Ключевые слова: полицейская деятельность, полиция Франции, Великая французская революция, просвещенный абсолютизм.

THE DEVELOPMENT OF THE POLICE IN FRANCE IN THE PERIOD OF THE BOURGEOIS REVOLUTION OF THE XVIII CENTURY

Sergey A. Kazachenko,

post-graduate student of the faculty of training scientific and pedagogical and scientific personnel of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot

Abstract. Covers the basics of the formation of the police services of France in the early seventeenth century, and their further development during the great French revolution at the end of the XVIII century.

Keywords: policing, the police in France, the French revolution, enlightened absolutism.

Полиция как особый институт появилась в Европе в конце XVII — начале XVIII в. Понятие «полиция» имеет долгую историю. С течением времени его значение все больше и больше сужалось. Понятия «полиция», «политическая» деятельность и «политика» — родственные. Все они происходят от латинского слова politia, означающее «гражданское управление» или «государство», а также от греческого polis (город) и politike (город/государство, гражданское общество). Вначале слово «полиция» включало все сферы ответственности государства, в том числе и религиозные функции (если они относились к сфере ответственности государства) [1].

Из курса истории известно, что изначально слово «police» (полиция) совпадало по своему значению с государственной деятельностью («policing») и в ряде документов являлось синонимом общественного благополучия. Так, например, в ранних германских документах «gute Polizei» означало порядок (Нюрнбергский указ 1492 г.) [2].

В период XVII—XVIII вв. в Европе наблюдается установление абсолютизма. Благодаря этому вошла в

норму практика опеки государством всех сторон общественной жизни. В результате под «полицией» стали подразумевать «управление внутренними делами» (сфера безопасности, область благосостояния).

Полиция во Французском государстве появилась с учреждения должности лейтенанта полиции королевским Эдиктом от 15 марта 1667 г., которым и было положено начало процесса институционализации полицейской деятельности, завершение которого означало окончательное формирование полицейской системы. В 1705 г. в Париже выходит известный «Трактат о полиции» Николя де Ла Мара, где круг задач полиции, определен широко в соответствии с теми видами благ, которые показывают деятельность и работу различных общественных групп.

«Трактат» явился практическим руководством, где собрано множество частных вопросов полицейской деятельности. Но есть там ряд теоретических обобщений относительно принципов организации и функций полиции. По мнению автора, полиция является учреждением, которое обязано обеспечить счастье всех членов общества, отсюда, в компетен-

цию полиции должны входить как можно больше вопросов государственной жизни. Де Ламар относил к компетенции полиции следующие предметы: 1) надзор за отправлением религиозных культов, ибо, по его мнению, должная организация религиозной жизни общества вообще должна исключать все остальные стороны полицейской деятельности; 2) наблюдение за нравами (сюда входит, прежде всего, преследование роскоши, праздности, надзор за театрами, играми, публичными женщинами); 3) забота о народном здоровье, (соблюдение условий, предупреждающих болезни); 4) забота о народном продовольствии; 5) строительство общественных зданий; 6) надзор за противопожарной безопасностью; 7) контроль за состоянием путей сообщения; 8) организация почты; 9) соблюдение общественной тишины и спокойствия; 10) принятие мер против стихийных бедствий; 11) развитие науки и искусства; 12) торговля и промышленность; 13) отношение к прислуге и наемным рабочим; 14) призрение нищих [3].

Такой подход к полиции и ее функциям получил широкое распространение в Европе, поскольку в то время господствовала теория всеобщего благоденствия и просвещенного абсолютизма, и являлась, по сути, освящением практики полицейского государства.

Во второй половине XVIII в. в Париже происходит объединение полицейских служб, которые подчинялись «генерал-лейтенанту», а затем такие же службы и должности появляются по всей стране. Французское королевство своей централизованной системой власти не могло не повлиять на формирование самосознания в понимании служебных обязанностей полицейских органов. Именно в XVIII в. возникает новое понятие, а фактически — идеология «полицейского государства». Власть полицейского государства такова, что она, провозглашая целью своей деятельности народное благо и порядок, никогда не видела свой народ как источник власти. В результате получается, что «полицейское государство» — это государство, которое осуществляет жесткие и репрессивные меры контроля над социальной, экономической и политической жизнью населения. Показывая элементы тоталитаризма и социального контроля, оно, как правило, делает очень незначительное различие между законом и осуществлением политической власти, органами исполнительной власти.

Естественно, создание органов полиции изначально преследовало цель обеспечить охрану правопорядка, защиту граждан от противоправного посягательства, а не заботу о благосостоянии граждан. Это должно было стать предметом деятельности других государственных служб. Однако изучение разных типов государств показывает, что полиция, как особый орган, существовала далеко не в каждом государстве и не всегда в том виде, в каком ее привыкли видеть европейцы. Это говорит о том, что если полиция существует не в каждом обществе, то функция государства по охране правопорядка является универсальной категорией.

Подводя итог, можно определить, что основными «полицейскими функциями» в XVIII в. являлись обеспечение общественного порядка, правосудия, законности и если было необходимо, применение государственного принуждения. Кроме этого на полицию возлагались обязанности по обеспечению условий для безопасной и благопристойной жизни подданных. Конечно, осуществление полицейской функции не сводится к применению силы, но именно возможность прибегнуть к принуждению показывает ее специфику и обеспечивает ее обособленность внутри правоохранительной функции. Многозначность смысла термина «полиция» общеизвестна, определение полиции, взятой вне ее общественного, политического, культурного контекста, претендующее на универсальность, невозможно. К середине XVIII столетия этот термин стал трактоваться еще шире: как забота властителей и государства о физическом и нравственном благополучии подданных. Однако несмотря на столь гуманистическую трактовку, в реальности на определенном этапе государственной эволюции сложился специальный аппарат, уполномоченный осуществлять полицейскую деятельность с возможным применением мер принуждения [4, с. 53].

Существующая в рамках политической экономии XVIII в. «наука полиции» включала в понятие «полиция» всю деятельность по управлению государством и общественным порядком с помощью экономической, социальной и культурной политики.

Даже беглое знакомство с историческим развитием государственности показывает, что тип полицейского государства занимал длительное время в политическом развитии многих европейских стран. Закре-

пление этих положений в правовых школах Европы было завершено к концу XVIII в. Главный исторический факт этого процесса заключался не только в том, как определялись действия полиции, но и в том, что впервые в законодательном порядке ограничивались полиция и полицейская власть. По признанию самих юристов, «...самая сильная, самая опасная для свободы отдельных лиц сторона государственной власти была этим в принципе превращена из беззаконной в закономерную деятельность, и таким образом, внутри полицейского государства частично осуществилось правовое государство» [5, с. 113].

Попытка изменить положение дел в полиции Франции была предпринята на самом первом этапе Великой французской революции, когда была проведена масштабная реорганизация полицейских органов. Начало было положено в период разработки Учредительным собранием одного из важнейших документов революции, а именно в «Декларации прав человека и гражданина». В данной Декларации, которая была провозглашена 24 августа 1789 г., был закреплен ряд новых и весьма прогрессивных принципов, которые также касались и организации общественного порядка в стране. Среди них можно назвать: равенство всех граждан перед законом, отсутствие обратной силы уголовного закона; пропорциональность наказания характеру, тяжести и общественной опасности преступления. 17 августа 1789 г. на заседании Учредительного собрания было оглашено заявление, в котором принципы старой полиции подверглись жесткой критике. Она изображалась мелочной административной опекой, стремлением распространять свой контроль на любые незначительные явления жизни и деятельности населения, стремлением регламентировать каждый шаг граждан [6, с. 13], поэтому многие полицейские структуры были ликвидированы. К примеру, была упразднена должность полицейских инспекторов и ликвидирована старая система полицейского управления в провинциях. Главной целью Учредительного собрания в изменении структуры полиции являлась децентрализация ее управления. Впрочем, подобные изменения в управлении касались всего государственного аппарата в целом, что было характерно для начального периода революции. Крупная буржуазия, овладев властью, смогла оттеснить от феодальной полицейской машины все узы, которые

связывали ее с абсолютизмом и которые олицетворяли все пороки старого режима.

Старый режим полицейского государства рухнул и началось создание новой полиции. В ее обязанности входило прежде всего обратить внимание на нужды общества. Вышел Декрет от 14 декабря 1789 г., в котором забота о полиции была предоставлена местным органам самоуправления по департаментам, дистриктам (округам) и кантонам. Так в ст. 50 были указаны обязанности местных муниципалитетов. Они должны были принять меры к тому, чтобы «Граждане наслаждались преимуществами хорошей полиции, защищающей собственность, здоровье, безопасность и спокойствие в местностях и общественных зданиях» [8, с. 107].

20 апреля 1790 г. король утверждает декрет Учредительного собрания, который в ст. 9 устанавливает новый порядок деятельности местной полиции. И уже 20 август 1790 г. издается первый из целой серии декретов, в котором перечисляются основные объекты внимания и сопутствующие к ним новые обязанности муниципальной полиции:

1. Обеспечение безопасности и удобства прохода по улицам, набережным, площадях и на общественных дорогах; поддержание в чистоте и освещении всех перечисленных коммуникаций; разборка нагромождений, разрушение или ремонт строений, угрожающих разрушениям.

2. Сохранение порядка в местах большого скопления больших масс народа.

3. Проведение профилактических мер по уменьшению опасности от стихийных бедствий (пожаров, эпидемий и т.п.).

4. Обеспечение порядка в торговых и лечебных заведениях (контролирование продажи и доброкачественности продаваемых съестных припасов, осуществления контроля над мерами веса и длины, а также за состоянием санитарных условий хранения продуктов питания и медикаментов).

5. Осуществление мер по соблюдению общественного спокойствия (пресекать драки и споры, если таковые ведут к возмущению на улицах; пресекать панику и суматоху, в случае их возникновения в общественном месте; воспрепятствовать ночных сборищ и шума, мешающих отдыху граждан).

6. Проведение мер по предупреждению возможных опасных действий душевнобольных, лиц

находящихся в невменяемом состоянии, бешенных животных, а также борьбу с колдовством, ведовством и черной магией.

Кроме того, полицейским разрешалось входить в любое помещение, где проводились запрещенные азартные игры (по заявлению двух жителей). Из вышеуказанного следует, что содержание данного декрета имело много отличий от методов и задач старого полицейского режима дореволюционной Франции. Новая деятельность полиции теперь больше была направлена не на поддержание власти правящего класса, а на обеспечение помощи гражданскому населению как поддержка общественного порядка и морально-нравственных устоев общества.

К сожалению, данные мероприятия, проводившиеся на начальном этапе революции оказались малоэффективными. Внутренняя обстановка в стране продолжала накаляться. В Декретах Национального собрания, которые были приняты в конце первого этапа революции (особенно в декрете от 23 июня 1792 г.), указывалось о состоянии серьезного социального брожения, охватившего страну. Вместе с тем подчеркивалось, что новая власть в стране является законной и конституционной, что основы нового законодательства уже заложены и необходимо употребить все средства для обеспечения порядка и общественного спокойствия. «Добрым гражданам» предписывалась задача «сплотиться вокруг конституционных властей для непримиримой борьбы с «врагами народа и свободы» с целью достижения всеобщего благоденствия» [6, с. 13]. Из всего этого видно, что у законодателей возникли серьезные опасения, касающееся незыблемости их власти. Однако эти увещевания ожидаемого результата не принесли. 10 августа 1792 г. произошло свержение конституционалистов и на их место пришло жирондистское правительство.

Попытки создать полицию для обеспечения порядка и безопасности гражданского населения, а не для обеспечения интересов правящего класса начали терпеть неудачу. Крайняя социальная нестабильность, сопровождалась общественной и внутриполитической борьбой. Частая смена политических режимов заставила правящий класс вновь обратить внимание к полиции, как наиболее действенному инструменту для сохранения политической стабильности и подавления оппозиционных сил.

Важнейшим мероприятием политического режима Директории, существовавшего во Франции с ноября 1795 по ноябрь 1799 г., явилось учреждение нового специализированного учреждения — Министерства общей полиции. Оно было созданно декретом 2 января 1796 г. [7, с. 24].

Функции и цели полиции были сформулированы в Уголовном кодексе, принятом в 1795 г.: «Полиции учреждена для того, чтобы гарантировать общественный порядок, свободу, собственность, личную безопасность. Ее главный принцип — бдительность. Общество как таковое является объектом ее покровительства» [9, с. 109]. Главной целью вновь созданного министерства было: «...централизовать деятельность полиции и основать строгий надзор, который расстроит враждебные партии и разрушит губительные для свободы заговоры» [8, с. 125], т.е. полиция должна была проявлять решительность и быстроту в разрушении враждебных замыслов и обузданию мятежей, тем самым обеспечивая поддержку общественного спокойствия. При этом появляется термин, так называемой «превентивной деятельности». Организаторы нового министерства полагали, что «легче удержать общественное спокойствие, чем воссоздать его, когда оно уже было нарушено» [8, с. 125].

Мы видим, что одна из самых масштабных реорганизаций полицейской системы, произошедшая в конце XVIII в. во Франции в ходе буржуазной революции, была пронизана прогрессивными и гу-маннистическими идеями но и она фактически провалилась. Попытки покончить с полицейским государством привели к совершенно обратному эффекту. Новая полиция стала еще более репрессивной машиной, чем была при старом режиме.

Литература

1. Ещенко И.Н. Понятие полиции, ее социальное назначение, цели и задачи // Аграрное и земельное право. 2012. № 3. С. 102—109.

2. Мартыненко О.А. Органы внутренних дел в зеркале криминологических исследований / О.А. Мартыненко // Право и политика. 2002. № 4 (28). С. 62—69.

3. La Mare N. d. Traite de la police, oil l'ontrouveral'histoire de son etablissement, les fonctions et les prerogatives de sesmagistrats, toutes les loix et tous les reglemens qui la concernent. T. 1. Paris, 1705.

4. Андреева И.А. Полицейская система Франции: генезис, формирование, развитие (вторая половина XVII — начало XXI вв.), Автореферат. Омск, 2015.

5. Аншютц Г. Полиция (пер. с нем.) // Журнал Министерства юстиции. 1911. № 7.

6. Кучма А.А. Реорганизация полицейской системы Франции на начальном этапе Буржуазной революции (июль 1789 — август 1792 г.). Историче-

ские и теоретические проблемы // Вестник ВолГУ 2003—2004. Сер. 5 (6).

7. Кучма А.А. Полицейская организация Франции от свержения якобинцев до крушения первой империи (1794—1814 гг.). Проблемы теории и истории государства и права // Вестник ВолГУ. 2005. Сер. 5. Вып. 7.

8. Buisson H. La Police, son history. P., 1958.

9. Егоров А.А. Фуше. Ростов н/д, 1998.

УДК 342 ББК 67

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Яна Витальевна Лобанова,

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научный руководитель: В.И. Червонюк, доктор юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.01 — история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлен анализ злоупотребления свободой экономической деятельности в конституционно-правовом аспекте, охарактеризованы правомерные и неправомерные злоупотребления правом, предложены меры, направленные на борьбу со злоупотреблением свободой экономической деятельности.

Ключевые слова: свобода экономической деятельности; злоупотребление свободой экономической деятельности; злоупотребление правом; правомерные и неправомерные злоупотребления правом.

ABUSE OF THE FREEDOM OF ECONOMIC ACTIVITY AS AN OBJECT OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION

Yana V Lobanova,

Associate Professor of the Chair of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot

Abstract. The article presents the analysis of abuse of freedom of economic activities of the constitutional-legal aspect, characterized legitimate and illegitimate abuse of the right, proposed measures aimed at combating abuse of freedom of economic activities.

Keywords: freedom of economic activity; abuse of freedom of economic activity; abuse of right; lawful and unlawful abuse of rights.

В юридической литературе сформировалось мнение о том, что злоупотребление правом является как правило объектом гражданско-правового регулирования. Такое мнение основано на ст. 10 ГК РФ, в соответствии с которой установлены пределы осуществления гражданских прав и недопустимость злоупотребления правом. В последнее время отмечается проведение все больше научных исследова-

ний, посвященных вопросам злоупотребления правом, особенно это проявляется в научных исследованиях в сфере гражданского права [1, с. 34; 30, с. 127; 31, с. 160]. В конституционном праве вопросам злоупотребления прав и свобод посвящено очень небольшое количество работ [2, с. 46], а относительно злоупотребления свободой экономической деятельности монографических работ и вовсе не наблюдает-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.