Научная статья на тему 'Становление полиции Франции в контексте модернизации общества (вторая половина XVII-XVIII вв.)'

Становление полиции Франции в контексте модернизации общества (вторая половина XVII-XVIII вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
451
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / полиция Франции / генерал-лейтенант полиции / Полицейское управление / Modernization / French police / lieutenant-general of the police / Police Department

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреева Ирина Анатольевна

В статье рассматривается учреждение и развитие современной полиции Франции в контексте глубоких социальных, политических и культурных трансформаций XVII-XVIII вв., в качестве составной части процесса модернизации. Современная полиция представлена как один из важнейших факторов и результатов становления современного суверенного государства, расширяющего посредством образования административных бюрократических структур свое вмешательство в организацию общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the foundation and development of the modern French police in the context of deep socio-political and cultural transformation of the 17th 18th centuries, as part of the modernization process. The modern police is presented as one of the most important factors and results of the development of the modern sovereign state expanding its interference into the public life through the establishment of bureaucratic structure.

Текст научной работы на тему «Становление полиции Франции в контексте модернизации общества (вторая половина XVII-XVIII вв.)»

УДК 342.1/.3 © И. А. Андреева, 2011

Становление полиции Франции в контексте модернизации общества (вторая половина ХУИ-ХУШ вв.)

И. А. Андреева *

В статье рассматривается учреждение и развитие современной полиции Франции в контексте глубоких социальных, политических и культурных трансформаций XVN-XVNI вв., в качестве составной части процесса модернизации. Современная полиция представлена как один из важнейших факторов и результатов становления современного суверенного государства, расширяющего посредством образования административных бюрократических структур свое вмешательство в организацию общественной жизни.

Ключевые слова: модернизация, полиция Франции, генерал-лейтенант полиции, полицейское управление.

Большинство зарубежных исследователей относят «рождение полицейской организации во Франции и Англии» к концу XVII в. *, некоторые авторы связывают этот момент с более ранним временем — началом XVII в. 2, другие, напротив, с более поздним, обнаруживая истоки современной полиции в административно-полицейской деятельности абсолютистских государств XVIII в. Наконец, распространенным является представление о том, что начало полиции, в ее современном понимании, было положено Великой французской буржуазной революцией 3. Разногласия в определении хронологических рубежей не отменяют признания общей теоретической основы, дающей широкую и связную перспективу исследований, ясно выраженную фран-

цузским философом и политологом Э. Л’Ёйе: «Полиция, не представляет ли она, изначально, особый тип отношения к государству и к нации, который делает ее удивительно соразмерной новой политической конфигурации современного мира?» 4

Среди четырех основных параметров общества модерна, выделяемых Э. Гидденсом, два прямо указывают на необходимость институционализации полиции (наличие развитого аппарата надзора и успешная и устойчивая монополия над средствами насилия в территориальных пределах) 5. В период модерна территории государств превращаются в подлинный объект управленческой деятельности, сферу пространственной реализации суверенитета и рождение национализма как основного способа

Постоянный автор нашего журнала.

*

обеспечения единения индивидуума с определенной суверенной общностью 6. Согласно традициям французской правовой мысли, институционализация полиции, как единственно возможной формы защиты публичной сферы, независимой от частных интересов, является обязательным коррелятом суверенного государства 7. Связь между становлением государственного суверенитета и модернизацией общества непосредственная: суверенитет «представляет собой исторически уникальную конфигурацию власти, сложившуюся в современную эпоху», он «предполагает концентрацию различных форм власти — военнополицейской, экономической, символической — на одном и том же уровне, на уровне государства, чья власть благодаря этой концентрации становится исключительной (т. е. не допускающей пересечений с властью других государств) и верховной (по отношению к негосударственным сферам власти)» 8.

Работа в рамках модернизационной парадигмы позволяет/требует выявить и объяснить создание и изменение полицейских институтов в ходе глубоких социально-политических трансформаций 9, на которые они, в свою очередь, оказывали воздействие («ее (полиции. — И. А.) соответствие с современностью состоит также и в том, что она и сама является ее источником, то есть прилагает руку к изменению общественных отношений» 10), установить их инвариантные качества, определяющие главные отличия осуществления полицейской функции в обществах «домодерновых» и «модерновых». П. Наполи, опираясь на идеи М. Фуко, характеризует полицейскую деятельность Нового времени как «фундаментальное основание власти, поскольку, с одной стороны, она обеспечивает капиллярное проникновение господства суверенной власти над населением и над территорией; а с другой, в силу своей природы, она способна управлять конкретной жизненной ситуацией, которая всегда превосходит любые представления о ней власти» 11.

Полиция стала одной из новых, «модерных» технологий власти, системообразующее значение в которых приобретает объективирующий и проверяющий, аналитически расчленяющий, контролирующий и всепроницающий взгляд. М. Фуко упоминает и описывает его «архитектурный» образ, придуманный И. Бентамом, — паноптикум. Полиция стала главным воплощением сформулированной Бентамом идеи всеобщего надзора и инспекции в целях установления порядка и его охраны, ядром новых технологий власти. Регламент, тип законодательства, специфически полицейского, стал главным средством дисциплини-рования населения и предупреждения насилия, дисциплина — целью полицейского действия, а надзор — главной формой полицейской деятельности в эпоху раннего модерна и главным условием дисциплины.

Эффективность этой технологии состояла в воспитании самодисциплинирующегося субъекта, который интериоризировал нормы, установленные властью, основы современной цивилизации: «...Современный человек — существо самоконтролируемое, интерио-ризовавшее поведенческие нормы — это цивилизованный человек. Французское государство в Новое время было горнилом нового кода поведения и дало Европе культурную модель „цивилизованности“» 12. С учреждением полиции политический центр получил возможность донести практически до каждого управляемого идеи, ценности, им порождаемые, и их поддерживать (лишь в самых крайних случаях — с помощью насилия) на всей территории. Отказавшись от военных (жестких, разовых, краткосрочных) методов обеспечения порядка в пользу полицейских (мирных, постоянных, дисциплинирующих), политическая власть превратила полицию в важнейший инструмент своей легитимации.

Ряд конкретно-исторических обстоятельств (массовые нарушения общественного порядка, обострение социальных конфликтов и борьбы на рубеже XVI-XVII вв. 13, опустошительные последствия Тридцатилетней войны, необходимость организации широкомасштабного строительства фортификаций и стратегических дорог, содержания постоянных, регулярных армий в условиях Европы, разделенной политическими и религиозными противоречиями, потребность в увеличении внутреннего производства и расширении международной торговли в связи с расходами на проведение грандиозных публичных мероприятий, искусство в духе барокко, демографический взрыв 14 и т. д.) лежали в основе усиления роли французского государства в экономической, социальной и культурной сферах, начиная с XVII в. Совокупность политических мер, известных под названием камералистики и меркантилизма, была направлена на укрепление самой власти и усиление безопасности государства 15, но привела к созданию той экономической и политической системы, которая отличает современные общества. На смену феодальным механизмам управления постепенно пришла модель централизованного административного управления.

Создание французской полиции произошло на начальном этапе модернизации французского общества, в контексте укрепления абсолютизма, с учреждением в Париже должности лейтенанта полиции (с 1674 г. генерал-лейтенанта) королевским Эдиктом от 15 марта 1667 г. Создание специального полицейского органа с расширенной компетенцией было обусловлено социальными последствиями урбанизации, а также необходимостью обеспечения политического контроля над Парижем. Радикальная реорганизация полиции в столице в 1660-1670-е гг. стала частью энергичных мер, направленных на вос-

становление абсолютной монархии после восстаний Фронды. К тому же Париж, в силу многообразия субъектов полицейской деятельности (парламент, Шатле — резиденция парижского прево, муниципалитет, сеньоры), стал полем постоянного конфликта юрисдикций. Людовик XIV, не желавший больше видеть в политическом центре своего королевства беспорядка, создал в 1666 г. комиссию по разработке полицейской реформы под председательством канцлера П. Сегье. Н. Деламар в знаменитом «Трактате о полиции», представив период 1667-1770-х гг. как поворотный момент в развитии полиции, отметил четыре принципа, лежащие в основе решений комиссии: юстиция и полиция имеют разные сферы деятельности; обе сферы составляют прерогативу королевской власти; общая полиция признана делом короля, что подчеркивалось в ее предназначении работать на общее благо и ставило полицейских чиновников в иерархии власти выше сеньоров; необходима организационная основа, позволяющая воплощать в жизнь прекрасные полицейские ордонансы 16.

Эдикт 1667 г., настоящая «квинтэссенция полицейской философии», согласно П. Наполи 17, впервые во Франции представил определение предмета, целей («обеспечивать общественную и частную безопасность, очистить город от элементов, могущих вызвать беспорядки, создавать изобилие и давать каждому возможность жить согласно своему положению и обязанностям» 18) и способов деятельности полиции, учредил должностное лицо со значительными полномочиями, компетенция и область деятельности которого относились исключительно к полицейской сфере. Реформа была произведена посредством разделения на две части функций гражданского лейтенанта Шатле. Полицейское управление впервые было отделено от общегражданского (хотя грань между ними оставалась нечеткой 19) и от реализации судебной функции.

Не являясь больше придатком судебного аппарата, превратившись в независимый орган, полиция быстро доказала свою полезность. Генерал-лейтенанты полиции — до 1789 г. их сменилось 15 — упорядочивали, организовывали общественную жизнь, обеспечивали безопасность государства и защиту граждан, способствуя усилению королевской власти. Для выполнения разнообразных расширяющихся 20 функций генерал-лейтенант полиции был наделен полномочиями высшего должностного лица, он был представителем короля, и в этом своем качестве сохранил судебные функции. Его власть, кроме того, что должна была ограничивать злоупотребления правом феодалов, была направлена на благоустройство городской жизни. Наконец, генерал-лейтенант полиции — это представитель государства, который работал вместе с церковью, чтобы смягчить социальные недуги. В письме

Ж. Кольберу 19 ноября 1671 г. лейтенант полиции Н. де Ларейни показал глубину своих представлений о задачах полиции, упоминая то, что намного позже будут называть «полицией превенции»: «Вы, как никто другой, понимаете, как важно и для служения делу короля, и для удовлетворения граждан Парижа поддерживать мир и спокойствие, и что намного легче поддерживать порядок постоянно, чем восстанавливать его после того, как он будет нарушен» 21. Лучше всего смысл предназначения лейтенанта полиции конкретизируется в наставлении Людовика XIV: «Все видеть и все предвидеть, все знать и все держать под контролем, быть одновременно самым уважаемым авторитетом и лучше всего осведомленным о своем королевстве человеком...» 22.

Генерал-лейтенант полиции приобрел свою значимость не формальным положением, а своей фактической близостью к королю и благодаря личностным качествам первых лейтенантов. Чтобы привести новый институт в действие, Н. де Ларейни пришлось бороться не столько с бродягами и преступниками, сколько с гражданским лейтенантом — своим номинальным начальником. Длительность пребывания Ларейни на этом посту — около тридцати лет — способствовала укреплению его влияния 23. До 1708 г. генерал-лейтенант полиции не располагал собственными кадрами и был вынужден опираться на 48 комиссаров Шатле, которые формально были независимы от него и должны были выполнять его полицейские запросы в дополнение к их работе судебных следователей 24. Его полномочия оспаривались городской ратушей, финансовым бюро. Наличие в Париже нескольких юрисдикций, подвластных разным вельможам, также стесняли его действия.

С этими оговорками генерал-лейтенант полиции обладал огромными полномочиями. Он контролировал книгопечатание, книготорговлю, распространение печатной продукции; отвечал за общую безопасность; вершил суд над «незаконными собраниями, над лицами, виновными в организации волнений и беспорядков»; два раза в неделю он лично судил и выносил приговоры по делам, имеющим отношение к ремеслам, и о преступниках, застигнутых на месте преступления.

Что касается его управленческой деятельности, то он ведал вопросами развития города, следил за снабжением, порядком на рынках, контролировал деятельность гильдий и цехов, осуществлял надзор за нравственностью, вел наблюдение за дорожной службой, заведовал тюрьмами. Вся промышленность Парижа и большая часть торговли зависели от него. Как и интенданты провинций, но намного чаще, чем они, он указывал королю на лиц, которых следовало направить по королевскому указу о заточении без суда и следствия в королевские форты (если это мужчины) или в монастыри (если женщины) 25.

Медленно, но верно первые генерал-лейтенанты (Н. де Ларейни (1667-1697) и его преемник М. Р. Д’Аржансон (1697-1718)) расширяли сферу своей деятельности, оттесняя сеньоров, мэров, прево, которые в позднее средневековье имели права и привилегии управления в определенных сферах или на определенных территориях. Они сумели, во-первых, создать миф о своей вездесущности и тем внушить населению слепой страх, а во-вторых, не получив в свое распоряжение какую-то новую организацию для осуществления порученных им функций, достигли вершин в искусстве управления формально не зависимыми от них структурами. В этой связи развитие столичной полиции предстает как институциональная реформа муниципальной власти, преследующая цель вытеснения конкурирующих политических инстанций представителями короны 26. Это соответствовало всеобщей политической тенденции постепенного подчинения местных городских органов абсолютной монархии. Институт «генерал-лейтенантства» просуществовал до 1789 г. и, воссозданный почти без изменений в 1799 г. в виде префектуры полиции, функционировал до середины XX в. 27

Усиление роли центральной власти в охране общественного порядка, с одной стороны, достигалось разрушением тесных связей между полицией и парижскими муниципальными властями, а с другой — посредством усиления аппарата генерал-лейтенанта. В 1708 г. были созданы должности 40 полицейских инспекторов (впоследствии сокращены до 20). Эдикт 1740 г. так определил их положение и обязанности: «20 инспекторов полиции. будут распределены по различным парижским кварталам генералом-лейтенантом полиции, чтобы под руководством комиссаров Шатле следить за чистотой улиц, фонарями, освещением публичных мест, устранять неизбежные опасности и наблюдать за всем, что касается соблюдения полицейских регламентов. Они обязаны сообщать ежедневно и немедленно, в случае необходимости, как лейтенанту полиции, так и комиссару, к которому они прикреплены, о всех обнаруженных ими нарушениях и злоупотреблениях и обо всем, что имеет отношение к полиции, а также немедленно являться по требованию комиссаров» 28. Введение должностей инспекторов было медленным (в 1711 г. их всего 9), и одновременно генерал-лейтенант полиции был сильно ограничен в возможности использовать для поручений тех должностных лиц, которые не были ему прямо подчинены 29.

В течение XVIII в. росла степень вмешательства полиции в жизнь парижского общества. Об этом свидетельствовало увеличение собственных служб генерал-лейтенанта полиции, внедрение территориального принципа в организацию деятельности комиссаров и инспекторов полиции, которые имели

к тому же колоссальную сеть осведомителей. Присутствие полиции на улице совершенствовалось открытием постоянных постов наблюдения, а также усилением системы патрулирования. Генерал-лейтенант полиции Ж.-П. Ленуар в 1780 г. утверждал: «.Деятельность полиции может быть эффективной только на ограниченных территориях, должностные лица должны быть ответственными только за эту отрасль управления, с их помощью эта территория становится видимой для власти и управляемой» 30. Это усиление полицейского аппарата повлекло существеннейшее изменение в полицейской деятельности: ее неотъемлемой частью стало предупреждение нарушений порядка, которое сочеталось с необходимостью осуществлять сбор информации.

Однако в течение всего рассматриваемого периода обеспечение безопасности страны, защита граждан и поддержание порядка продолжали находиться в разных руках 31. Кроме генерал-лейтенанта полиции в столице действовали гражданский лейтенант и комиссары Шатле, в других городах — муниципальная полиция, а также армейские подразделения. Наконец, следует назвать и маршальский суд, который, подчиняясь главному прево Франции 32, обеспечивал безопасность на дорогах. Хотя Эдикт 1667 г. предписал, что примеру Парижа должны последовать другие города, в ноябре 1699 г. эта мера была дополнена учреждением комиссаров полиции в качестве помощников генерал-лейтенантов полиции. К концу XVII в. лейтенанты полиции появились лишь в нескольких городках и в двух больших городах (Орлеан и Руан). Впоследствии эти новые должности часто выкупались муниципальными властями.

Подразделения муниципальной полиции продолжали во многих городах осуществлять свою роль без сильной конкуренции со стороны представителей королевской власти (интендант, парламент). Централизация (подчинение королю) коснулась в основном политической полиции 33. Центральное правительство предпочитало сотрудничать с местными властями, насильственные меры оно применяло только в случае бунта или откровенного пренебрежения местных властей своими обязанностями. Стремление королевской власти монополизировать полицейскую функцию, вытесняя муниципальную буржуазную милицию, не завершилось созданием единой, унифицированной системы полицейского управления в масштабе всей страны. Однако особенности модернизации французского общества, ведущие к централизации управления в XVIII в. и формированию своеобразного административно-хозяйственного менталитета, отличительной чертой которого стала вера во всемогущество государства и правительства 34, предопределили дальнейшее развитие и упрочение централизованной модели полицейской деятельности.

Раннее Новое время завершалось во второй половине XVIII в. исторически синхронными явлениями — началом промышленного переворота и европейским Просвещением. В ситуации кризиса феодально-абсолютистской системы, предложившей компромиссный вариант модернизированного к новым условиям феодализма с элементами капиталистического уклада, значение полиции как учреждения универсальной управленческой направленности достигло небывалых высот, что отразилось и в росте законодательства, и в появлении огромного количества специальной литературы. Но именно в этот момент был начат пересмотр сущности полицейской деятельности. С критикой основ полицейского государства и экономической программы меркантилистов первыми выступили представители экономической школы физиократов. Согласно их тезисам, развитым особенно Ф. Кенэ, производство является не единичным актом, а постоянно возобновляемым процессом воспроизводства, управляемым сложной реальностью рынка, представляющего движение товаров, произведенных естественным порядком вещей, в который полиция (управление) не должны вмешиваться. В сфере управления бюрократическая, дирижистская традиция все больше вступала в столкновение с нарождающейся либеральной тенденцией 35.

Появление рынка как сложного экономического пространства и как нового понятия, отражающего социальную реальность, повлекло переопределение целей и сущности полиции. Полномочия полиции постепенно сужались, по крайней мере, в теории, она была освобождена от ответственности за результаты экономической деятельности, от нее теперь ожидали «бдительности за качеством товара и создания безопасных условий для деятельности» 36. Созданию нового представления о полиции способствовало римское юридическое наследие 37. Таким образом, полиция «продолжала творить социальное, но иным, чем в прошлом, способом, не организовывая условия возможности и нормы коллективного действия, но защищая их» 38.

Это переосмысление роли полиции находит свое завершение во время Революции, ускорившей процесс переориентации юридического регулирования на автономного человека и утверждения в позитивном праве естественно-правовых требований свободы. «Декларация прав человека и гражданина» от 26 августа 1789 г. ввела концепт «государственная (публичная) сила»: согласно ст. 12, «для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена» 39. Таким образом, полиция, являясь воплощением этой государственной силы, если и ограничивала права и свободы человека, то, в соответствии со ст. 4 Деклара-

ции, исключительно для защиты естественных и неотъемлемых прав, перечисленных в ст. 2. Таким образом, отмечает П. Наполи, «вместо того, чтобы быть уничтоженной дискурсом прав человека, полиция, напротив, воссоздается как основа Конституции, и даже как практическое условие ее рождения» 40.

Впервые в Новое время полиция предстала как организация, особый институт. Это изменение получило и лингвистическое отражение. В XVIII в. термин «полиция» наряду с административной, управленческой деятельностью приобрел новый смысл — организация или аппарат полиции. В английском языке для обозначения этой «новой полиции» стало употребляться не традиционное «police», но «police force» 41. Во Франции, как, впрочем, и в других государствах, она была учреждена сначала в столице, долгое время полицейские органы страны не представляли собой единой структуры. Тем не менее ее создание было делом политической, национальной значимости, поскольку она выполняла фундаментальную роль в дальнейшем развитии современных обществ.

В процессе модернизации общества происходит постепенное оформление полицейской деятельности как профессии (становление профессиональной дифференциации — один из параметров общества модерна). Были созданы профессиональные структуры полиции, т. е. большие иерархизированные и дисциплинированные объединения (корпорации) людей, которые осуществляли надзор над всей совокупностью территорий и населения, находящихся в юрисдикции политических властей, сбор и накопление информации обо всем, что касается обеспечения порядка, и, собрав воедино свои ресурсы, могли обеспечить восстановление порядка. Профессионализация полицейской деятельности развивалась как следствие особой роли знания в управленческой практике Нового времени. «Функционирование аппаратов полиции, развивавшихся и разраставшихся в течение XVIII в., основывается на „полицейских знаниях“, это целый спектр оригинальных профессиональных знаний и умений, которые полиция вырабатывает или приспосабливает к собственным потребностям» 42.

Наконец, полиция модерна осуществляет свое постоянное, беспрерывное (или создает впечатление такового) присутствие в обществе, которое и обеспечивает эффективность ее деятельности. В ходе неприметной и постоянной полицейской деятельности (посредством наблюдения, сбора и обработки информации) создавалось структурированное видение общественной реальности (управляемые разделены на кластеры (по роду, возрасту, месту проживания и т. д., идентифицированы и т. д.), которая могла быть подчинена управленческим действиям. Территориальное распределение полицейского присут-

ствия (оно основывалось на новом, рациональном разделении городского пространства — введении нумерации домов, номинации улиц 43) сопровождалось созданием центральных структур, обрабатывающих собранную информацию.

1 Tremblay J.-N. Le métier de policier et le management. Presses de l’Université Laval, 1997. P. 5.

2 Piasenza P. Juges, lieutenants de police et bourgeois à Paris aux XVIIe et XVIIIe siècles // Annales. Économies, Sociétés, Civilisations. 1990. № 5. Р. 1190.

3 Berlière J.-M. Le monde des polices en France: XlXe-XXe siècles. Paris, 1996. P. 10.

4 L’Heuillet H. La généalogie de la police // Cultures & Conflits. 2002. № 48. URL: http://conflits.revues.org/index907. html (дата обращения: 10.09.2010).

5 Фурс В. Н. «Критическая теория позднего модерна» Энтони Гидденса // Социологический журнал. 2001. № 1. URL: http://www.socjournal.ru/article/423 (дата обращения:

11.08.2010) ; Кимелев Ю. А., Полякова Н. А. Теория общества Энтони Гидденса // Современные социологические теории общества / РАН. ИНИОН / сост. и науч. ред. Н. Л. Поляковой. М. : ИНИОН, 1996. С. 51-52.

6 Гидденс Э. Социология. М., 2005. С. 290.

7 Chassaigne P., Genêt J.-P. Droit et société en France et en Grande-Bretagne, XlIe-XXe siècles: fonctions, usages et représentations. Publications de la Sorbonne, 2003. Р. 89 ; LHeuillet H. La police à la lumière de la raison. URL: http://www.raison-publique.fr/La-police-a-la-lumiere-de-la.html (дата обращения:

10.09.2010).

8 Ремизов М. В. О суверенности. URL: http://www.trinitas. ru/rus/doc/0012/001c/00121733.htm (дата обращения: 10.09.2010).

9 Для их обозначения в тезаурусе общественных наук закрепился термин «модернизация». Модернизация — это революционный, связанный с радикальными и всеобъемлющими трансформациями моделей человеческого существования и деятельности процесс; комплексный процесс, так как вызывает изменения практически во всех областях человеческой мысли и поведения, порождая процессы структурно-функциональной дифференциации, индустриализации, урбанизации, социальной мобилизации, секуляризации, национальной идентификации, распространения средств массовой информации, грамотности и образования, становления современных политических институтов, демократизации политических структур; системный процесс, интегрирующий в связное целое факторы и атрибуты модернизации; длящийся во времени процесс, имеющий уровни или фазы; процесс гомогенизации; процесс необратимый и, в целом, прогрессивный (Опыт российских модернизаций

XVIII-XX в. М., 2000. С. 7, 28-31).

10 L’Heuillet H. La généalogie de la police.

11 Napoli P. Naissance de la police moderne. Pouvoirs, normes, société. Paris, 2003. Р. 42-43.

12 Мишо К. Полицейское управление во Франции при Старом режиме // Неприкосновенный запас. 2004. № 4(42). URL: http: //magazines.russ.ru/nz/2005/42/ (дата обращения:

10.09.2010).

13 Fijnaut С. Les origines de l’appareil policier moderne en Europe de l’Ouest continentale // Déviance et société. 1980. № 4. URL: http://www.persee.fr/web/revues/home/ prescript/article/ds_0378-7931_1980_num_4_1_1033?luceneQue ry=%2BauthorId%3A%22auteur+ds_27%22&words=auteur%20 ds_27 (дата обращения: 15.05.2010).

14 Laborier P. La bonne police. Sciences camérales et pouvoire absolutiste dans les États allemands // Politix. 1999. № 48. Р. 16.

15 Травин Д. Я., Maргания О. Европейская модернизация : в 2 кн. М.-СПб., 2004. Кн. 1. С. 128.

16 Dyonet N. Le commissaire Delamare et son Traité de la police (1639-1723) // Entre justice et justiciables: les auxiliaires de la justice du Moyen Âge au XXe siècle. Presses Université Laval, 2005. Р. 107.

17 Denis V. Edit de mars 1667 créant la charge de lieutenant de police de Paris. URL: http://www.criminocorpus.cnrs.fr/ar-ticle338.html (дата обращения: 10.05.2010).

18 Elouin, Trébouchet A., Labat E. Nouveau dictionnaire de police: ou, Recueil analytique et raisonné des lois, ordonnances, règlements et instructions concernant la police judiciaire et administrative en France, précédé d’une introduction historique sur la police, depuis son origine jusqu’à nos jours. B. Jeune, 1835. T. 1. Р. LIII.

19 Clément P. La police sous Louis XIV. Paris, 2002. Р. 68.

20 Buisson H. La police: son histoire nouvelles. Editions latines, 1958. Р. 53.

21 Ibid. Р. 52.

22 Tremblay J.-N. Le métier de policier et le management. Р. 10.

23 Piasenza P. Op. cit. Р. 1191.

24 Denis V. Edit de mars 1667 créant la charge de lieutenant de police de Paris. URL: http://www.criminocorpus.cnrs.fr/ar-ticle338 (дата обращения: 25.06.2010).

25 Piasenza P. Op. cit. Р. 1190.

26 Sälter G. Urbanisierung, migration und kriminalität als begründungskontext für die entstehung von polizei. Zur Entstehung einer eigenständigen Polizei im Paris des Ancien Régime. URL: http://www.univie.ac.at/policey-ak/pwp/pwp_05.pdf (дата обращения: 10.07.2010).

27 Piasenza P. Op. cit. Р. 1191.

28 Buisson H. La police... Р. 90.

29 Piasenza P. Op. cit. Р. 1202.

30 Milliot V. Saisir l’espace urbain : mobilite des commissaires et controle des quartiers de police a Paris au XVIII e siecle // Revue d’histoire moderne et contemporaine. 2003. № 1. URL: http://www.cairn.info/revue-d-histoire-moderne-et-contempo-raine-2003-1-page-54.htm (дата обращения: 15.05.2009).

31 Tremblay J.-N. Le métier de policier et le management. Р. 10.

32 Главный прево фактически объединял в одном лице верховного судью, министра юстиции и руководителя секретной службы королевства, он же Главный прево Королевского дворца.

33 Denys C. L’armée, support et modèle des polices urbaines en France et aux Pays-Bas autrichiens au XVIIIe siècle. URL: http://www.univie.ac.at/policey-ak/pwp/pwp_10.pdf (дата обращения: 26.04.2010).

34 Napoli P. Op. cit. Р. 134.

35 Травин Д. Я., Маргания О. Указ. соч. С. 153.

36 Napoli P. Op. cit. Р. 115.

37 L’Heuillet H. La généalogie de la police.

38 Napoli P. Op. cit. Р. 115.

39 Документы истории Великой французской революции / отв. ред. А. В. Адо. М., 1990. Т. 1. С. 112-113.

40 Napoli P. Op. cit. Р. 195.

41 Fijnaut С. Op. cit.

42 Denis V. Introduction. Que sait la police? // Revue d’histoire des sciences humaines 2008. № 2. Р. 5.

43 Marin B. Les police royales de Madrid et de Naple les divisions du territoire urbain (fin XVIII-e — début

XIX-e siècle) // Revue d’histoire moderne et contemporaine. 2003. № 1. P. 83-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.