ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2017. № 2
а. ю. ишков, аспирант кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ*
реформа уголовно-процессуального права во франции в ходе буржуазной революции конца XVIII в.
В статье исследуется процесс реформирования основных институтов уголовно-процессуального права Франции в ходе Великой французской революции конца XVIII в., рассматриваются основные дискуссии, существовавшие по этому поводу, оценивается характер изменений уголовно-процессуальных норм в этот переломный для Франции период.
Ключевые слова: государство и право Франции, история права в Новое время, уголовно-процессуальное право Франции, уголовный процесс зарубежных стран.
The article examines the process of reforming the main institutions of French criminal procedure in the course of the Great French Revolution of the late XVIII century, examines the main discussions that existed on this issue, assesses the nature of the changes in the criminal procedural norms at this crucial period for France.
Keywords: state and law of France, law in Modem history, criminal procedure of France, criminal procedure abroad.
В годы буржуазной революции XVIII в. Франция переживала глубокие политические, экономические и правовые изменения. Уголовно-процессуальные нормы, в силу своей природы затрагивающие основные и неотъемлемые права человека, не могли остаться прежними в момент острого социального и политического противоборства.
Известно1, что многие положения революционных изменений были предопределены в наказах избирателей депутатам Генеральных штатов 1789 г., которые являются ценным источником изучения общественного мнения накануне революции. Многие наказы содержали требования, касавшиеся реформирования уголовного процесса. Любопытно, что многие имеющиеся в наказах требования исходили не только от представителей третьего сословия, но и от дворянства и
1 См., напр.: КареевН.И. История Западной Европы в Новое время. Т. 4: Первая треть XIX века (Консульство, империя и реставрация). Спб., 1901. С. 451; Esmein A. Histoire de la procédure criminelle en France et spécialement de la procédure inquisitoriale depuis le XIII s. jusqu'à nos jours. P., 1882. P. 404.
духовенства. Основными требованиями сословий в сфере уголовного процесса были следующие:
1. Гласность судебной процедуры. «Гласность судопроизводства, некогда существовавшая во Франции, являющаяся обычаем всех просвещенных стран на все времена, должна быть возвращена, и рассмотрение дел в суде должно быть открыто для публики»2.
2. Состязательность судопроизводства3.
3. Право обвиняемого на квалифицированную юридическую помощь4.
3. Право обвиняемого и его защитника на ознакомление с материалами дела5.
4. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел в суде6.
5. Отмена пыток7.
6. Упразднение специальных судов (особых чрезвычайных юрис-дикций, не применяющих общие процессуальные нормы). Против подобных судов выступало даже духовенство8.
7. Отмена так называемой превотальной юстиции (судов прево — особых королевских чиновников). Сохранявшейся со времен развитого Средневековья превотальной юстиции были подсудны дела, связанные с разбоем, бродяжничеством, преднамеренным убийством, фальшивомонетничеством, вооруженным мятежом, воинскими преступлениями. Основным наказанием по данным делам была смертная казнь. При наличии многочисленных злоупотреблений судей и жестокости наказаний деятельность этих судов вызывала в обществе значительное недовольство9, поэтому многие наказы требуют их отмены, в том числе и дворянские10.
8. Ограничение срока ареста подозреваемого до первого допроса в суде. Подобное требование связано с распространенной дореволюционной практикой долговременного предварительного заключения подозреваемого лица без предъявления обвинения.
2 Cahier Du tiers-état de la ville de Paris // Archives parlementaires de 1787 à 1860. Cahiers des États généraux (clergé, noblesse, tiers état) classés par lettres alphabétiques de bailliages ou sénéchaussées / impr. par ordre du Corps législatif; sous la dir. de M. J. Mavidal et M. E. Laurent. Ser. 1.Vol. 5. P. 289.
3 Esmein A. Op. cit. P. 404-409.
4 Ibid.
5 Ibid.
6 Ibid.
7 Ibid.
8 Наказ сословия духовенства сенешальства Анноне // Великая французская революция: документы и исследования. Т. 1. М., 1990. С. 14.
9 Боровой А. А. История личной свободы во Франции. Т. 1. М., 1910. С. 45-46.
10 Cahier de l'ordre de la noblesse du balliage d'Alencon // Archives parlementaires de 1787 à 1860. Cahiers des États généraux (clergé, noblesse, tiers état) classés par lettres alphabétiques de bailliages ou sénéchaussées / impr. par ordre du Corps législatif; sous la dir. de M. J. Mavidal et M. E. Laurent. 1 serie. V. 1. P. 713.
Вызов в суд с допросом предусматривал наличие обоснованного предположения считать, что арестованный виновен в совершении преступления. Ограничение срока безосновательного задержания человека, таким образом, должно было устранить подобные злоупотребления11.
Наказами предлагалось ограничить сроки подобного задержания от 8 дней до 24 часов12. Любопытно, что дворянские наказы порой устанавливали подобный срок именно в 24 часа13.
9. Создание суда присяжных или, если выражаться языком наказов, отделение судей права от судей факта, с тем чтобы функции судей факта несли представители народа14. Подобная теоретическая схема не была народной инициативой, она была почерпнута из трудов Монтескье15. Реализация данного требования станет причиной появления во Франции суда присяжных.
10. Запрет использования lettres de cachet (административных приказов об аресте и о помещении в тюрьму человека без наличия достаточных доказательств)16. Подобные приказы были распространены во Франции до революции, их использование, как правило, было связано либо с правительственными репрессиями, либо с политическими и семейными интригами аристократии. Издание подобных приказов позволяло без всяких оснований арестовать и заточить в тюрьму любого человека. Подобная практика осуждалась всеми сословиями17.
11. Введение права на обжалование судебных решений (предоставление гарантии рассмотрения каждого дела как минимум в двух инстанциях)18.
Таким образом, огромный массив наказов депутатам содержал в себе проекты глубоких преобразований, своеобразную программу действий для Учредительного собрания, которое начинает ощущать себя мощной политической силой, представительством всего французского народа.
Уже 9 октября 1789 г. Учредительное собрание принимает Декрет об изменениях в уголовном процессе19, в котором устанавливает ряд но-
11 Боровой А. А. Указ. соч. С. 252.
12 Там же.
13 Наказ дворянского сословия Божоле // Великая французская революция 1789 г.: документы и исследования. Т. 1. С. 13.
14 Cahier Du tiers-état de la ville de Paris. P. 289.
15 Монтескье Ш.Л. де. Избранные произведения / Общая ред., вступ. ст. М. П. Ба-скина; примеч. Р. С. Миндлиной. М., 1955. С. 226.
16 Cahier de l'ordre de la noblesse du balliage d'Alencon. P. 713.
17 Боровой А. А. Указ. соч. С. 249-250.
18 Cahier de l'ordre de la noblesse du balliage d'Alencon. 1. P. 713.
19 Декрет об изменениях в уголовном процессе 8-9 октября 1789 г. // Великая французская революция: документы и исследования. Т. 1. С. 84-87.
вых принципов построения уголовного процесса. Декрет признает необходимость полного реформирования уголовного процесса и судоустройства во Франции и содержит в себе такие принципиальные нововведения, как:
1) введение гласного и коллегиального судебного разбирательства;
2) установление права обвиняемого на защиту;
3) ограничение срока доставки подозреваемого к судье 24 часами
после ареста;
4) право на ознакомление обвиняемого и его защитника с делом.
Декрет носил временный характер и сохранял юридическую силу
за некоторыми источниками дореволюционного права, поскольку оно не противоречило революционному законодательству. Но, несмотря на это, данный декрет имел важные юридические последствия: по существу, была разрушена классическая инквизиционная модель судопроизводства, в своем окончательном виде закрепленная в Уголовном ордонансе 1670 г.20
В марте—апреле 1790 г. в Национальном собрании развернулась дискуссия о введении суда присяжных. Необходимость его введения по делам уголовным не вызывала сомнений, поэтому спор в основном касался введения суда присяжных по гражданским делам (одним из его сторонников был М. Робеспьер). Однако противники введения суда присяжных по гражданским делам выдвинули более убедительные аргументы. В частности, Франсуа Дени Тронше — один из самых известных французских юристов конца XVIII — начала XIX в. — сумел доказать, что суд присяжных по гражданским делам существует только в Англии, где гражданский процесс устроен уникальным образом и основан на системе исков и доказывании свидетельскими показаниями. Во Франции же участие в подобном судебном разбирательстве требует хорошего знания гражданского права, невероятно разрозненного в условиях отсутствия единого Гражданского кодекса21.
30 апреля 1790 г. Национальное собрание принимает Декрет22, на основании которого суд присяжных вводится только по уголовным делам. Для Франции этот вопрос был решен навсегда, суд присяжных по гражданским делам в этой стране никогда не вводился.
Дальнейшей реформой уголовного судопроизводства во Франции стало принятие Декрета об организации судопроизводства 24 августа 1790 г.23 Его основными нововведениями стали:
20 Боровой А. А. Указ. соч. С. 318-319.
21 Михайлов П. Л. Суд присяжных во Франции: становление, развитие и трансформация. СПб., 2004. С. 94.
22 Декрет о присяжных в уголовных и гражданских делах 30 апреля 1790 г. // Великая французская революция: документы и исследования. Т. 1. С. 89.
23 Декрет об организации судопроизводства 16-24 августа // Там же. С. 90-96.
1. Создание новой судебной системы на основе нового административно-территориального деления, при котором территория Франции делилась на департаменты, дистрикты и кантоны. На уровне кантона была учреждена должность мировых судей. Апелляционной инстанцией по отношению к мировому судье и судам I инстанции по большинству уголовных и гражданских дел был суд дистрикта. Апелляции на него направлялись в другой суд дистрикта. Высший в государстве Кассационный трибунал был создан отдельным Декретом от 27 ноября 1789 г24.
2. Запрет купли-продажи судейских должностей и введение выборов судей (на 6 лет).
3. Создание новой системы прокуратуры.
25 февраля 1791 г. также были созданы уголовные трибуналы на уровне департаментов25.
Таким образом, была создана полноценная судебная система, способная реализовать требование наказов о возможности прохождения любого дела через две инстанции — первую и апелляционную. Подобный порядок служил дополнительной гарантией вынесения справедливого судебного решения в случае ошибки или злоупотребления судьи.
Наиболее детально проработанным уголовно-процессуальным законом Учредительного собрания был Декрет о полиции безопасности, уголовном процессе и учреждении суда присяжных от 16 сентября 1791 г.26 В нем была детально прописана процедура рассмотрения уголовных дел. Согласно Декрету, заявление о преступлении направлялось мировому судье, который наряду с полицейскими чиновниками имел право проводить предварительное расследование. Если мировой судья признавал заявление обоснованным, он отправлял его на уровень дистрикта к обвинительному жюри. Обвинительное жюри представляло собой орган, состоявший из 8 присяжных и директора жюри — профессионального судьи, который председательствовал на заседаниях жюри и руководил его работой. Обвинительное жюри принимало решение о направлении дела в суд для рассмотрения по существу (т. е. осуществляло предание суду). В случае принятия решения жюри о предании обвиняемого суду дело направлялось в уголовный трибунал, где решение принималось окончательно одним профессиональным судьей и 12 присяжными.
24 Декрет об учреждении, составе и полномочиях кассационного трибунала 27 ноября 1790 г. // Там же. С. 96-98.
25 Декрет об уголовном трибунале в департаментах 25 февраля 1791 г. // Там же. С. 107.
26 Décret sur la police de sûreté, la justice criminelle, et l'institution des jurés // Collection complète des lois, décrets, ordonnances, réglements, et avis du Conseil d'Etat / J. B. Du-vergier. V. 3. P., 1824. P. 331-348.
В годы якобинского террора и преобладания чрезвычайных судебных органов в виде чрезвычайного уголовного суда и революционного трибунала суд присяжных во многом дискредитировал себя в глазах общества (в революционном трибунале была коллегия присяжных), показав, что наличие присяжных отнюдь не является гарантией защиты от произвола и репрессий27.
25 октября 1795 г. Конвент принял Кодекс о преступлениях и наказаниях (Code des Delits et des Peines)218, ставший своеобразным итогом реформирования уголовного и уголовно-процессуального права Франции в период революции конца XVIII в. Представляется, что в Кодексе 1795 г. сочетались как позитивные, так и негативные аспекты. Позитивный аспект состоял в том, что Кодекс являлся возвратом к законодательству Учредительного собрания после чрезвычайного законодательства якобинцев. В то же время с точки зрения юридической техники он представлял собой шаг назад даже по сравнению с законодательством Учредительного собрания, поскольку в нем, подобно Уголовному ордонансу 1670 г., нормы материального права вновь объединялись с нормами процессуального права.
В Кодексе о преступлениях и наказаниях 1795 г. полиция была разделена на административную (для обеспечения общественной безопасности) и судебную (для расследования преступлений). Право расследования преступлений при наличии определенных законом оснований получили, помимо полицейских чиновников и мировых судей, также полевые и лесные сторожа, капитаны и лейтенанты жандармерии и др.
Суд присяжных был сохранен как в стадии предания суду, так и в стадии принятия решения по существу, должность председателя жюри также сохранялась.
В условиях сохранения высокого уровня преступности, возникшей на фоне революционных событий, подобная громоздкая система органов и сложная процедура оказывались нежизнеспособными. Наличие двух стадий рассмотрения дела присяжными усложняло работу правоохранительных органов и препятствовало наведению в стране должного порядка29.
Во многом именно это стало причиной и определило содержание кодификации уголовно-процессуального права в период правления Наполеона Бонапарта, результатом которой стало принятие Кодекса уголовного следствия30 16 декабря 1808 г., ставшего образ-
27 Михайлов П. Л. Указ. соч. С. 115.
28 Code des Delits et des Peines // Collection complète des lois, décrets, ordonnances, réglements, et avis du Conseil d'Etat. Vol. 8. P., 1825. P. 469-533.
29 Esmein A. Op. cit. P. 439-451.
30 Устав уголовного судопроизводства Франции / Пер. Н. Н. Неклюдова // Приложение к Журналу Министерства юстиции. СПб., 1860.
цом для проведения процессуальных реформ во многих странах мира31.
* * *
Подводя итоги, можно отметить, что во время буржуазной революции конца XVIII в. реформирование уголовно-процессуального права во Франции представляло собой сложный и противоречивый процесс: стремление общества к демократизации настраивало французского законодателя на идею широкого внедрения элементов состязательного уголовного процесса английского типа, однако подобные процедуры оказывались во Франции нежизнеспособными. Причина этого состояла в специфике французской правовой системы, а также в том, что «вихри» революции требовали жесткого порядка. Признав террор и чрезвычайное законодательство якобинцев ошибкой, впоследствии французский законодатель, особенно в эпоху правления Наполеона, отказался как от чрезмерно либеральных, так и от жестких консервативных принципов в уголовном процессе, избрав путь компромисса (впервые в истории введя процесс смешанного типа).
список литературы
1. Боботов С. В. Наполеон Бонапарт — реформатор и законодатель. М.,
1998.
2. Боровой А. А. История личной свободы во Франции. Т. 1. М., 1910.
3. Великая французская революция 1789 г.: документы и исслед. Т. 1. М.,
1990.
4. Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время. Т. 4: Первая треть XIX века (Консульство, империя и реставрация). Спб., 1901.
5. Михайлов П. Л. Суд присяжных во Франции: становление, развитие и трансформация. СПб., 2004.
6. Монтескье Ш.Л. де. Избранные произведения [Текст] / Общ. ред., вступ. ст. М.П. Баскина; примеч. Р.С. Миндлиной. М., 1955.
7. Archives parlementaires de 1787 à 1860. Cahiers des États généraux (clergé, noblesse, tiers état) classés par lettres alphabétiques de bailliages ou sénéchaussées / impr. par ordre du Corps législatif; sous la dir. de M. J. Mavidal et de M. E. Laurent. Ser. 1. Vol. 1. P., 1879; Vol. 5. P., 1879.
8. Collection complète des lois, décrets, ordonnances, réglements, et avis du Conseil d'Etat / J. B. Duvergier. Vol. 3. P., 1824; Vol. 8. P., 1825.
9. Esmein A. Histoire de la procédure criminelle en France et spécialement de la procédure inquisitoriale depuis le XIII s. jusqu'à nos jours. P., 1882.
31 Боботов С.В. Указ. соч. С. 185-189.