УДК 340.15 ББК 67.71
ПРИНЦИПЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА ВО ФРАНЦИИ
ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА АНДРЕЕВА,
кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: irinandreeva3812@rambler. ru
Научная специальность 12.00.01 — теория и история государства и права; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Становление правового государства невозможно без наличия сильной независимой судебной власти. В статье автор рассматривает принципы построения и деятельности судебной системы Франции, раскрывает «руководящие принципы судебного процесса» во Франции.
Ключевые слова: Франция, судебная система, принципы судопроизводства.
Annotation. A strong and independent judicial system is an essential part of a true rule-of-law state. The author of the article examines the principles of formation and functioning of France's judicial system, specifies the key rules of proceedings in France.
Keywords: France, judicial system, principles of court procedure.
Среди принципов построения и деятельности судебной системы Франции большой блок составляют принципы судопроизводства или судебного процесса, выражающие сущность судопроизводства и служащие гарантией достижения его целей, свидетельствующих о важнейших направлениях судебной политики и перспективах ее дальнейшего развития. Часть из них нашла формальное закрепление в так называемом конституционном блоке Французской Республики и может быть названа конституционными принципами. Большое значение в этом смысле имело знаменитое решение Конституционного совета от 16 июля 1971 г., в котором в число «основных принципов, признанных законами Республики», были включены принцип соблюдения права на защиту и принцип равенства граждан перед правосудием, выведенный из содержания ст. 6 Декларации 1789 г.: «все граждане равны перед законом». Другая часть включает как общие принципы правосудия, так и отдельные, так называемые руководящие принципы гражданского, уголовного и административного процессов, которые определе-
ны в Кодексе о судебной организации, Гражданском процессуальном кодексе, Уголовном процессуальном кодексе и Кодексе административной юстиции Франции.
Несмотря на согласие по поводу значимости основных принципов правосудия и руководящих принципов отдельных видов судопроизводства, французские исследователи высказывают разные мнения относительно их перечня и определения понятия «принцип». Под принципом может пониматься моральное требование, внешнее по отношению к позитивному праву, из которого извлекается некоторый смысл, которому позитивное право должно соответствовать; интеллектуальная конструкция, вырабатываемая в ходе систематического изучения права; нормы общего характера, формальным источником которых могут быть нормативные правовые акты и иногда судебная практика (Конституционный совет, Государственный совет, Кассационный суд). Чаще всего принципы судопроизводства воспринимаются как положения позитивного права, имеющие относительно общее содержание, зани-
мающие высокое место в иерархии норм, но тесно связанные с научной доктриной [7, с. 21].
Руководящие принципы являются фундаментом судебного процесса. Основные из них касаются и гражданского, и уголовного, и административного судопроизводства. Стремление к принятию наиболее справедливого решения, соответствующего истинному положению дел, на основе свободного и всестороннего изучения ситуации, состязательности сторон, в полном уважении прав и свобод личности должно лежать в основе любой судебной процедуры в современном демократическом государстве. Нормы, которые воплощают эти конечные цели, должны главенствовать над остальными процессуальными нормами. Принципы, выраженные в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, образуют этот фундамент процессуального права (конвенция уточняет, что нормы применимы и к уголовному, и к гажданско-му процессу): требование справедливого процесса, независимость и беспристрастность суда, быстрота процедуры, публичность и равенство правовых средств.
Современный французский исследователь Э. Верже в докторском исследовании по праву включает в группу «бесспорных принципов» судебного процесса Франции следующие: состязательность, право на защиту, справедливый процесс, судебная власть как хранительница личных свобод, публичность судебного разбирательства, устность судебного разбирательства, тайна судебных совещаний, презумпция невиновности, право на судью, право на обжалование, быстрота судебного разбирательства, равенство перед юстицией, равенство правовых средств, возложение бремени доказательства претензии на истца, свобода доказательства, внутреннее убеждение судьи, законность доказательств (или система законных доказательств), мотивированность судебных решений, независимость судей, правосудия, беспристрастность судей, разграничение процессуальных функций, уважение человеческого достоинства, право на жизнь, свобода передвижения, сила судебного решения, разделение властей, охрана личной жизни, примирение, признание недействительности любого судебного решения вследствие подлога [7, с. 33]. Он отмечает также «небесспорные» принципы судебного про-
цесса: законность (в поиске доказательства), сотрудничество, диспозитивность, инициатива суда, неприкосновенность жилища, коллегиальность, рассмотрение единоличным судьей, неизменность спора, иммунитет юрисдикции, полнота юрисдикции, целесообразность преследования, право обвиняемого на последнее слово, тайна подготовки дела.
Ссылаясь на этот перечень, который не является исчерпывающим (впрочем, на это указывает и его автор), рассмотрим некоторые из принципов более подробно. Использование словосочетания «руководящий принцип судебного процесса», отмечает Э. Верже, впервые было концептуализировано во французской правовой доктрине в первой половине XX в. А. Визьо и получило широкое распространение в 1950-е гг. благодаря профессорам Ж. Корню и Ж. Фуайе. Именно так была названа первая глава нового Гражданского процессуального кодекса Франции [1, с. 2] — «Руководящие принципы судебного процесса», которые Р. Леже определяет как «принципы публичного порядка, которые применяются во всех судах» [2, с. 384]. На сегодняшний момент она состоит из 24 статей.
Первая глава нового кодекса, содержащая отправные положения судебного процесса, сразу же после ее опубликования получила благоприятный отклик в среде экспертов. «Его ясная и одновременно лаконичная и удивительного богатства редакция — заслуга, главным образом, профессора Ж. Корню и является также плодом его тесного сотрудничества с А. Мотюльски» [7, с. 10]. Принципы были выработаны комиссией, осуществлявшей в 70-х гг. XX в. крупнейшую реформу гражданского процесса во Франции, и стали опорой в ее дальнейшей работе. В научной доктрине утвердилось представление о том, что основополагающие принципы должны обеспечивать согласованность законотворчества (А. Солю, Р. Перро).
Некоторые из руководящих принципов гражданского процесса существовали и до принятия нового Гражданского процессуального кодекса Франции в виде устойчивых выражений в юридическом языке или разрозненных правовых норм (например, принцип публичности судебного разбирательства или отдельные аспекты принципа состязательности). Однако лишь новый Гражданский процессуальный
кодекс, представив принципы ясным образом, сформулировал французскую концепцию гражданского процесса.
Первая группа принципов кодекса (ст. 1—13) определяет распределение ролей между сторонами и судьей в гражданском процессе.
Принцип диспозитивности и сотрудничества сторон означает, что стороны самостоятельно определяют предмет спора (ст. 4), а судья должен вынести решение по всем заявленным требованиям, но только в пределах того, что было потребовано (ст. 5). В соответствии с логикой этой концепции процесса судебное разбирательство ведут стороны. Но если прежняя концепция процесса позволяла ответчику играть пассивную роль (на основании принципа установления истины ответчик, защищаемый адвокатом, не нес «риск доказывания» и вследствие этого мог помешать полной осведомленности судьи), то теперь на каждую из сторон налагается обязательство «оказывать содействие правосудию в целях обнаружения истины» [2, с. 385].
«Нейтральность» судьи тоже осталась в прошлом. Судья обладает важными прерогативами, которые он может осуществлять со стадии судебного рассмотрения дела. Судья следит за надлежащим ходом судебного разбирательства: он может устанавливать сроки совершения процессуальных действий и обязывать к принятию необходимых мер (ст. 3). Судья в силу должностных полномочий вправе принимать любые меры по выяснению обстоятельств дела, допустимые на основании закона (ст. 10). Он может потребовать от сторон предоставления объяснений правового характера, которые посчитает необходимыми для разрешения спора (ст. 13). Он должен давать или воспроизводить точную квалификацию оспариваемым фактам и правовым актам, не останавливаясь на квалификации, предложенной ему сторонами. Он может выдвигать собственные правовые основания, каковы бы ни были доводы, на которые ссылаются стороны. «Таким образом, судья может выполнять свою работу по отправлению правосудия, совмещая ее с заботой об установлении истины и разъясняя сторонам их права и обязанности, а также правовые последствия совершаемых ими процессуальных действий» [2, с. 385].
Вторая группа принципов Гражданского процессуального кодекса Франции представляет собой процедурные гарантии надлежащего осуществления правосудия:
• принцип состязательности (ст. 14—17). Ст. 15 Кодекса прямо устанавливает соответствующие обязанности сторон, которые направлены на то, чтобы каждая из них была в состоянии организовать свою защиту: «своевременно извещать друг друга о фактических доводах, которыми они подтверждают свои исковые требования, о доказательствах, которые они предъявляют, и о правовых основаниях, которые они приводят». Судья обязан следить за соблюдением этого принципа сторонами, но также должен и сам ему соответствовать. Если он намеревается положить в основу своего решения довод, который выдвинул по своей инициативе, то он должен сначала предложить сторонам представить свои соображения на этот счет (ст. 16);
• свобода защиты, то есть свобода защищаться самому или избрать защитника (ст. 18, 19).
• право судьи заслушать сами стороны и обязанность их примирения (ст. 20, 21);
• принцип публичности судебного разбирательства (ст. 22);
• принципы, применимые к сторонам, не владеющим французским языком, или к глухонемым (ст. 23, 23-1);
• уважение к суду (ст. 24).
До начала 1990-х гг. и появления знаменитых докладов комиссии «Уголовная юстиция и права человека» во главе с М. Дельмас-Марти во французской науке уголовного процесса категория принципов уголовного правосудия не была разработанной. П. Буза и Ж. Пинатель в трактате об уголовном праве и криминологии 1962 г. упоминали два «основных принципа»: единство правосудия по гражданским и уголовным делам и коллегиальность рассмотрения дел. Не используя термин «принцип», авторы упоминают также «общие черты судебного разбирательства», среди которых называются публичность, устность и состязательность. Выражение «руководящий принцип» появилось в уголовной доктрине случайно, когда П. Буза упомянул, что уголовное законодательство «закладывает несколько руководящих принципов», но среди них нет тех,
что имеют отношение к нормам доказательственного права [7, с. 10—12]. Что касается позитивного права, то Уголовный процессуальный кодекс Франции, вступивший в силу в 1958 г., не содержал специального раздела, посвященного принципам уголовного процесса. В то же время, несмотря на свои позитивистко-доктринальные позиции, Кассационный суд Франции неоднократно ссылался на «общие правила процедуры» в своих постановлениях [7, с. 14].
Перемены произошли в начале 1990-х гг. в связи с работой комиссии по реформе уголовного судопроизводства во главе с М. Дельмас-Марти, в которую вошли представители университетской науки, судьи, адвокаты и сотрудники министерства юстиции. Комиссия, работая над выявлением проблем досудебной стадии уголовного процесса, рассматривала процессуальные нормы в тесной связи с основными принципами. В докладах, представленных министру юстиции в 1989 и 1990 гг., были определены десять фундаментальных принципов (законность, судебный контроль всех мер, связанных с ограничением свободы, пропорциональность мер принуждения, презумпция невиновности, право на защиту, равенство перед судом, уважение достоинства человеческой личности, равенство сторон в процессе, быстрота процесса, доступ потерпевших к участию в уголовном процессе), предназначенных гарантировать качество процесса. Они были не просто перечислены, была осуществлена настоящая работа по их концептуализации (формулировка принципа в законе, выделение норм, связанных с принципом, и предложения по их формулировке и расположению в кодексе и т.д.). «Комиссия (...) считает не только полезным, но и необходимым внести формулировку десяти фундаментальных принципов в Уголовный процессуальный кодекс. Чтобы сделать понятнее основные черты уголовной процедуры, технические правила которой являются только более или менее удачным их отражением, для всех участников судебного процесса, специалистов» [6].
Однако законы от 4 января и 24 августа 1993 г., реформировавшие уголовный процесс Франции, ставшие результатом работы комиссии М. Дель-мас-Марти, сохранили в тексте кодекса только один принцип презумпции невиновности. Но с
этого времени в университетской научной и учебной литературе Франции укрепляется традиция подробно рассматривать руководящие принципы уголовного процесса [7, с. 15]. Это доктриналь-ное переосмысление роли принципов в уголовно-процессуальной отрасли права вскоре отразилось в законодательстве. Под влиянием министра юстиции Э. Гигу законом от 15 июня 2000 г. текст Уголовного процессуального кодекса Франции был дополнен предваряющей статьей, содержащей принципы уголовного процесса. Приведем ее полностью с дополнениями 2011 г. (последний абзац) и 2013 г. (седьмой абзац о праве на переводчика):
«I. Уголовная процедура должна быть справедливой, состязательной и обеспечивать равенство прав сторон.
Она должна гарантировать разграничение функций уголовного преследования, предварительного следствия и разрешения дела по существу.
Лица, оказывающиеся в сходных ситуациях преследования за одинаковые правонарушения, должны быть осуждены на основе одинаковых норм.
II. Судебная власть обеспечивает получение информации о ходе разбирательства по уголовному делу и защиту прав потерпевших в течение всей уголовной процедуры.
III. Любое подозреваемое или преследуемое в уголовном порядке лицо презюмируется невиновным, пока его вина не установлена.
Оно имеет право быть информированным о принятых в его отношении ограничительных мерах и право на защитника.
Если подозреваемое или преследуемое в уголовном порядке лицо не понимает французского языка, оно имеет право на услуги переводчика в течение всего процесса, включая встречи с адвокатом, перевод всех имеющих отношение к делу документов, гарантирующих его право на защиту и состязательность процесса, врученных ему в порядке, установленном настоящим кодексом.
Меры процессуального принуждения в отношении подозреваемого или преследуемого в уголовном порядке лица принимаются постановлением судебного органа или находятся под его контролем. Они должны быть строго ограничены необходимо-
стью процедуры, пропорциональны тяжести вменяемого в вину правонарушения и не унижать личное достоинство.
Окончательное решение в отношении виновности данного лица должно быть вынесено в разумный срок.
Любое осужденное лицо имеет право на пересмотр судебного приговора судом высшей инстанции.
По делам о преступлениях и деликтах приговор не может быть вынесен на основания заявлений обвиняемого лица, которое оно сделало, не имея адвоката или вне его присутствия» [5].
Предваряющая статья Уголовно-процессуального кодекса характеризуется Э. Верже как первая во французском праве позитивная конструкция принципов, вытекающих из французской традиции, из европейского права, из научной доктрины и судебной практики (разграничение уголовно-процессуальных функций, гарантия прав жертв, уважение человеческого достоинства, право на разумный срок рассмотрения дела, право на обжалование и т.д.), поскольку способ изложения принципов в Гражданском процессуальном кодексе был мало отличим от способа изложения обычных норм права [7, с. 17].
Руководящие принципы административного судопроизводства закреплены в Кодексе административной юстиции Франции (введен Ордонансом от 4 мая 2000 г.), который, как и многие современные французские кодексы законов, основывается на принципе объединения постоянно действующих правовых норм [3]. В одиннадцати статьях предварительного титула формулируются уже признанные во французской доктрине принципы судебного процесса (состязательность, независимость, публичность, коллегиальность, тайна совещания судей, обязательная мотивировка судебного решения, сила судебного решения).
Литература
1. Новый гражданский процессуальный кодекс Франции / пер. с франц. В. Захватаев. Киев, 2004.
2. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход: пер. с фр. 3-е изд., перераб. М., 2011.
3. Code de justice administrative. Dernière modification 1 janvier 2016. URL: http://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITE XT00000607093.
4. Code de procédure civile. Dernière modification 5 novembre 2015. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/ affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT00000607071.
5. Code de procédure pénale. Dernière modification 1 janvier 2016. URL: http://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITE XT000006071154
6. La mise en état des affaires pénales, rapports. La documentation française. Paris, 1991. URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/storage/ rapports-publics/914059500/0000.pdf.
7. Verges E. Les principes directeurs du proces judiciaire. Etude d'une catégorie juridique THESE pour le Doctorat en Droit. Décembre 2000. URL: http:// www.facdroit-grenoble.org/crj/images/documents/ these-verges.pdf.
References
1. Novyi grazhdanskii protsessual'nyi kodeks Frantsii / per. s frants. V. Zakhvataev. Kiev, 2004.
2. Lezhe R. Velikie pravovye sistemy sovremennosti: sravnitel'no-pravovoi podkhod: per. s fr. 3-e izd., pererab. M., 2011.
3. Code de justice administrative. Dernière modification 1 janvier 2016. URL: http://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITE XT00000607093.
4. Code de procédure civile. Dernière modification 5 novembre 2015. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/ affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT00000607071.
5. Code de procédure pénale. Dernière modification 1 janvier 2016. URL: http://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITE XT000006071154
6. La mise en état des affaires pénales, rapports. La documentation française. Paris, 1991. URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/storage/ rapports-publics/914059500/0000.pdf.
7. Verges E. Les principes directeurs du proces judiciaire. Etude d'une catégorie juridique THESE pour le Doctorat en Droit. Décembre 2000. URL: http:// www.facdroit-grenoble.org/crj/images/documents/ these-verges.pdf.