Научная статья на тему 'Полиция Франции в период среднего модерна (конец XVIII В. — 1870 г. )'

Полиция Франции в период среднего модерна (конец XVIII В. — 1870 г. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1375
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТАДИИ МОДЕРНИЗАЦИИ / ПЕРИОД СРЕДНЕГО МОДЕРНА / ПОЛИЦИЯ ФРАНЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖАНДАРМЕРИЯ / PERIOD OF «MIDDLE MODERN» / MODERNIZATION / STAGES OF MODERNIZATION / FRENCH POLICE / NATIONAL POLICE / NATIONAL GENDARMERIE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Ирина Анатольевна

Рассматривается развитие полиции Франции в контексте глубоких социальных политических и культурных трансформаций XIX в. как составная часть процесса модернизации права и государства. Роль полиции в обществе была переосмыслена в рамках теории «публичной силы» и с учетом принципа разделения властей. Однако в первой половине XIX в. тенденции, во многом ускоренные под влиянием Великой французской революции — централизации, профессионализации, унификации, огосударствления полиции, — не завершились.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

French Police in the «Middle Modern» period (late 18 th century — 1870)

The researcher focuses on the development of the French police in the framework of deep social, political and cultural transformations of the 19 th century as an integral part of modernization of law and state.The role of police in the society was reconsidered within the framework of “public power” theory and basing on the principle of separation of powers. However in the first half of the 19 th century such tendencies as centralization, professionalization, unification and the idea of police being government ownership — greatly advanced due to the great French Revolution — were not completed.

Текст научной работы на тему «Полиция Франции в период среднего модерна (конец XVIII В. — 1870 г. )»

УДК 340 © И. А. Андреева, 2012

Полиция Франции в период среднего модерна (конец XVIII в. — 1870 г.)

И. А. Андреева *

Рассматривается развитие полиции Франции в контексте глубоких социальных политических и культурных трансформаций XIX в. как составная часть процесса модернизации права и государства. Роль полиции в обществе была переосмыслена в рамках теории «публичной силы» и с учетом принципа разделения властей. Однако в первой половине XIX в. тенденции, во многом ускоренные под влиянием Великой французской революции — централизации, профессионализации, унификации, огосударствления полиции, — не завершились.

Ключевые слова: модернизация, стадии модернизации, период среднего модерна, полиция Франции, Национальная полиция, Национальная жандармерия.

Формирование современного государства было длительным, неравномерным, а иногда и волнообразным процессом . Несмотря на его непрерывность, категория «стадия процесса» является полезным инструментом понимания содержания движения, приведшего государственные институты к столь масштабной трансформации . В нашем исследовании необходимость выделения стадий модернизации государства и права обусловлена не столько задачей более полного раскрытия направления и содержания ее развития, сколько потребностью в периодизации

истории французского государства как контекстной рамки для выделения основных этапов развития полицейской системы Франции . Рассматривая отдельные стадии как различные формы развертывающегося процесса модернизации, мы опирались на подход российского политолога М . В . Ильина *, ставший результатом осмысления им сложившейся научной традиции изучения вопроса . Он выделил три стадии политической модернизации стран Западной Европы, подразделив модерн на «ранний», «средний» и «зрелый» . Эта периодизация, как и характеристика

* Постоянный автор нашего журнала .

содержания этапов, может быть совмещена с концепцией Р. Карре де Мальберга о трех стадиях или исторических формах современного французского государства, изложенной в начале XX в . , но активно обсуждаемой правовой наукой Франции в настоящее время 2 . Они обозначены им как полицейское государство, легальное государство и правовое государство

В период раннего модерна происходит постепенное становление национального государства, формируется сильная исполнительная власть, обосновываемая теориями суверенитета . Полицейское государство в определении Р. Карре де Мальберга — «такое государство, в котором административная власть может... применять по собственной инициативе в отношении граждан все меры, которые она сочтет полезными, соответствующими конкретным обстоятельствам, для достижения целей, которые она сама определит» 3 . Его социальным оправданием было осуществление общего (публичного) интереса . Развитие гражданского общества как зоны, свободной от принуждающего насилия государственной власти, приводит к тому, что только общая воля способна легитимизировать общий интерес. Итогом этой фазы модернизации является закрепление позиций государства и гражданского общества в «конституциях первого порядка» 4 . Для Франции этот период завершается Революцией 1789 г. , принятием Декларации прав человека и гражданина 1789 г. , Конституции от 3 сентября 1791 г. Институционализация полиции Франции происходит в контексте глубоких социальных политических и культурных трансформаций XVП-XVШ вв. 5

В фазе среднего модерна происходит дифференциация внутри гражданского общества и государства, что выражается в появлении групп интересов, протопартий, а также в разделении властей, формируется система политического представительства, опосредующего отношения государства и гражданского общества, рождаются конституции «второго порядка», закрепляющие принципы республиканского устройства. Это переходный период от полицейского к легальному государству, постепенно создающего механизмы обеспечения верховенства права в осуществлении власти как воплощения легитимно сформулированной воли большинства или общей воли, а подданный (индивидуум, подчиняющийся публичному интересу) превращается в гражданина (индивидуум, участвующий в избрании законодательных органов) . Соответственно, упрочивается законодательная ветвь власти Важным критерием наступления эпохи легального государства является наличие сильной судебной власти, способной гарантировать уважение закона и его превосходство над административными актами В сфере развития пра-

ва переход к «легальному государству» означал создание единого кодифицированного права, обладающего новым политическим и философским содержанием, способным урегулировать общественные отношения в современном государстве, примиряя общие и частные интересы . Легальное государство окончательно утверждается в эпоху зрелого модерна, которая характеризуется тесным сосуществованием «демократического» и «национального» как генеральных форм легитимации «политического» Представляется, что Франция вступает в третий этап модернизации с утверждением Третьей республики (1870 г.) . Рождается теория правового государства и происходит трансформация государственноправовой реальности в соответствии с выработанными идеями Важнейшим критерием правового государства, отграничивающим его от других форм современного государства, является способность обеспечить правовую охрану индивидуальной свободы против тирании большинства

В XVIII в. значение полиции как учреждения универсальной управленческой направленности достигло небывалых высот. Но понемногу начинается пересмотр сущности полицейской деятельности Первоначально в теории полиция была освобождена от ответственности за результаты экономической деятельности, трансформируясь из «полиции блага» в «полицию безопасности». Роль полиции была переосмыслена в период Великой французской буржуазной революции При этом революционные идеи существенно изменили учреждения, существовавшие при старом режиме Институт генерал-лейтенанта полиции был фактически восстановлен в форме парижской префектуры полиции, маршальский суд был преобразован в Национальную жандармерию, комиссары Шатле стали комиссарами полиции, инспекторы полиции в Париже заменены мировыми офицерами. Хотя идеология полицейского государства была поставлена под сомнение, практики контроля и надзора продолжали развиваться и в первой половине XIX в .

Тем не менее роль и значение полиции в обществе значительно трансформировались Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. ввела концепт «государственная сила»: согласно ст 12, «для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена» 6 . Таким образом, полиция, являясь воплощением этой государственной (публичной) силы, если и ограничивала права и свободы человека, то, в соответствии со ст. 4 Декларации, исключительно для их защиты Таким образом, «вместо того, чтобы быть уничтоженной дискурсом прав человека, полиция, напротив, воссоздается как основа Конститу-

ции, и даже как практическое условие ее рождения» 7. К тому же новая революционная власть в условиях постоянного чрезвычайного положения была вынуждена опираться на полицию

Роль полиции была переосмыслена также с учетом принципа разделения властей Применительно к полиции он был развит по введении деления полиции на административную и судебную; это различение непосредственно связано с интерпретацией разделения административных и судебных властей, так как оно закреплено в законах от 16 и 24 августа 1790 г. , запретивших судебным органам вмешиваться в дела администрации Кодекс преступлений и наказаний от 25 октября 1795 г. определил, что административная полиция имеет целью повседневное поддержание общественного порядка в любом месте, в любой сфере административного управления, для чего ее органы должны заниматься предупреждением правонарушений (ст. 19), а судебная полиция (ст 20) расследует правонарушения и преступления, собирает доказательства и передает преступника суду для определения наказания согласно закону 8 . Рожденное в ходе трансформации полиции из органа управления в широком смысле слова в орган обеспечения общественного порядка и противодействия преступности «неокамералистское» понятие «административная полиция» первоначально означало совокупность всех регулирующих и контролирующих функций государства Оно было компромиссом между противниками поглощения особых регулирующих функций государства специализированной технической бюрократией без полицейских полномочий и сторонниками наделения полиции ограниченной функцией борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности Опирающаяся на традиции предреволюционного камерализма, с учетом всесторонней перестройки в середине XIX в . , мощная бюрократия общественного порядка способствовала выживанию во франкоязычной и центральной Европе главных элементов «административной полиции» и в XX в . 9

Утверждению представления о полиции как «публичной силе», предназначенной «обеспечивать выполнение законов и поддержания порядка внутри страны», способствовала муниципализация полиции, которая обеспечила окончательную ликвидацию продажи должностей Устанавливая, что муниципалитеты являются «обладателями публичной силы и располагают полицией без какого-либо контроля центральной власти», Закон от 14 декабря 1789 г означал децентрализацию полиции, тем более что коммуны в это время были исключены из круга публичных властей Такое положение не могло сохраняться долго в унитарном государстве, которое в XIX в. характеризовалось усилением централи-

зации управления Развитие полицейской системы Франции может рассматриваться как образец централизующего проекта, инициированного окружением средневекового сюзерена, развитого администрацией монарха старого режима и глубоко трансформированного национальной революцией Эта эволюция продолжалась до середины XX в . Значительное влияние на этот процесс в первой половине XIX в . оказывала реформа уголовного правосудия 10 . Ее суть в переходе от частного управления конфликтами к их контролю государственной властью посредством создания целостной системы судебных органов, одновременно с их интегрированием в сложную совокупность репрессивных инстанций, включая те, что работают на досудебной (полиция, прокуратура) и послесудебной стадиях уголовного процесса (пенитенциарная администрация)

Законом от 17 февраля 1800 г. «О разделении территории и администрации», сохранившим деление Франции на департаменты, было фактически ликвидировано местное самоуправление Министр внутренних дел 11 сосредоточил в своих руках все административные полномочия Префекты занимали место интендантов свергнутой монархии, но реально обладали большей властью и действовали в условиях строгого контроля центрального правительства . Централизация способствовала росту эффективности деятельности созданного еще 2 января 1796 г. Министерства общей полиции . Термин «общая полиция» обозначал деятельность по поддержанию порядка и общественного спокойствия на всей территории государства Именно это министерство, и, главным образом, масштаб личности, вставшей во главе учреждения, — Ж. Фуше — стали символом наполеоновской полиции и главной опорой Империи Вскоре и комиссары муниципальной полиции были подчинены министру полиции

Наличие и развитие центральных органов полицейской администрации (Министерство полиции и Управление безопасности Министерства внутренних дел), институты префекта и комиссаров, своеобразное положение мэра, который являлся одновременно и представителем коммуны и чиновником государства, позволяли современникам характеризовать французскую полицию как централизованную и унифицированную . Но несмотря на это, XIX в . в истории становления французской полицейской системы — это век муниципальной полиции или даже разрозненных муниципальных полиций Понятие «Национальная полиция» уже существовало, но какой-либо организационной формы она не имела Важнейшей тенденцией в развитии полицейской системы стал процесс постепенной замены муниципальной полиции государственной, т е процесс огосударствления Начало этого процесса было по-

ложено в столице, где согласно Закону от 19 февраля 1800 г. организация полиции получила значительные отличия Здесь действовала столичная префектура полиции Полномочия ее начальника — префекта полиции — были значительно шире, чем у префекта департамента и мэра города вместе взятых, подчинялся он непосредственно министру полиции, а после его упразднения — министру внутренних дел Парижский префект располагал значительными финансовыми и материальными средствами Это позволило гораздо раньше, чем в других городах, создать специализированные подразделения, например полицию безопасности (Сюртэ), корпус «полицейских в форме» Парижская полиция служила лабораторией для современной полиции, государственной полиции, предназначенной для всей территории государства Вторым городом, где был установлен прямой контроль центральной власти над городской полицией, в 1851 г. стал Лион.

Законом от 16 февраля 1791 г. депутаты Национальной ассамблеи создали новый институт, которому было поручено восстановить порядок в революционной Франции — Национальную жандармерию Наименование «Национальная» было призвано продемонстрировать ее важнейшую роль в становлении нового политического и общественного порядка Если всадник маршальского суда находился на службе короля, хотя и бывшего воплощением государства, то жандарм Республики служил закону. С 1791 г. учреждаются знаки корпуса (трехцветная кокарда, пуговицы с надписью «Сила закона», эмблема в форме плода белого граната, обозначающего принадлежность к элитным войскам, вместо белого аксельбанта и цветка лилии), символизирующие его новое предназначение 12 . Закон от 17 апреля 1798 г. определил, что жандармерия имеет тройное подчинение: Министерству юстиции (по вопросам осуществления функций судебной полиции), Военному министерству (по вопросам содержания и дисциплины) и, наконец, Министерству внутренних дел по делам общей полиции Это положение зависимости от различных инстанций воспроизводилось на уровне низового звена — бригады: жандармы обязаны были отвечать на запросы, предусмотренные законом, административных, судебных и военных властей .

Процесс регламентирования профессиональной деятельности жандарма протекал одновременно с утверждением в правовой идеологии французского общества требований «открытости или «большей видимости» деятельности государственных институтов по мере упрочения теории и практики легального государства Эти требования особенно заявили о себе с приходом к власти представительных правительств . В связи с этой «революцией публичности», которая характеризует, по мнению П Розанваллона, станов-

ление «демократического Левиафана», рождались новые представления о профессиональной этике государственных служащих . По крайней мере, теоретически администрация должна была оставаться в стороне от политической борьбы и от избирательных компаний Жандармерия, прямой наследник института, рожденного абсолютной монархией, благодаря глубокому проникновению в ее этос принципов профессиональной культуры военных, достаточно легко адаптировалась к этому требованию политической беспристрастности С принципом служения общим интересам, воплощенным в законе, коррелируют требование открытости государственной службы и введение для жандармов Ордонансом 1820 г ношения формы при исполнении служебных функций, а также обязательного протоколирования всех совершаемых ими действий Неоднократно повторяясь, требование открытости было возведено в принцип профессии Декретом от 1 марта 1854 г. : «Ни в коем случае, ни напрямую, ни косвенно, жандармерии не должны поручаться задачи тайного характера, нарушающие ее подлинное предназначение Ее действие всегда осуществляется в военной форме, открыто и без ухищрений той природы, которая наносит ущерб образу армии» (ст. 119) 13. В этом же ключе следует рассматривать Постановление префекта парижской полиции от 12 марта 1829 г. о создании подразделения городских сержантов в униформе, «видимость» работы которых для общества ее автор прямо связывал со смыслом «конституционного государства» 14

Однако принцип законности нелегко укореняется в практике полицейской деятельности . Так, дух закона, позиционирующий аполитизм жандармерии, нивелируется двусмысленностью официального дискурса, проникающего в подзаконные акты На сохранении участия жандармерии в сборе политических сведений настаивало Министерство полиции Ордонанс от 29 октября 1820 г. сохранил обязанности жандармерии в полицейской сфере и ее зависимость в этом отношении от префектов и специализированных правительственных служб.

В модернизирующихся обществах роль государства возрастает, и, как следствие, увеличивается сопротивление власти «Вдохновленные духом войны, жандармы Первой империи выполняют обязанности по навязыванию национального порядка непокорным сельским обществам начиная с непопулярного призыва на военную службу Они не отступают перед столкновением, из которого не всегда выходят победителями Далекая от «публичной силы, установленной для блага всех», как обещано в Декларации прав человека и гражданина, жандармерия порой ведет себя как оккупационная армия» 15. В последующем положение жандармов, зажатых в тиски двумя противниками — либералами, критиковавшими их за

превышение власти и требовавшими оградить личность от государственных репрессий, и консерваторами, сторонниками твердой руки, было сложным Оно дополнялось столкновениями с сельским миром, который из последних сил защищал свои традиции

По мере все большего полицейского профессионального самоопределения жандармов, когда они из армейского корпуса, выполняющего полицейские функции, трансформировались в милитаризованную полицию 16, на смену образу сурового и порой жестокого защитника государства, подкрепленному соответствующими практиками деятельности, приходил новый образ жандарма, близкого к жителям и всегда готового прийти им на помощь, следовательно, осуществляющего свою деятельность не только в интересах государства, но и граждан.

Множество задач и особенность статуса объясняют сложность управления жандармерией, которая к тому же оказывалась то объектом непрерывных реорганизаций, как в период революционного десятилетия, то предметом напряженного соперничества между власть предержащими, как в случае так называемой «дуэли» между генералом А . -Ж . Монси и министром полиции Ж . Фуше . Эта конкуренция высших полицейских начальников, на которой государство искусно играло, повторялась и на низовом уровне Вместе с тем Национальная жандармерия показала способность к эволюции, что позволило ей стать не только оплотом государственного порядка в сельской Франции, но и активным проводником модерниза-ционных импульсов, идущих от центра государства на его периферию Она играла существенную роль в растущем господстве государства над территорией, об этом свидетельствуют организация и постоянная адаптация сети бригад, охватывающей пространство всего государства, обеспечивающей внутри общества регулярное присутствие, видимость и способность оперативного вмешательства государственных властей Кроме того, жандармерия принимала участие в масштабном производстве статистических сведений об общественной и политической жизни, переданных затем на вершину государственной пирамиды .

Политическая нестабильность, характерная для эпохи среднего модерна, являлась источником противоречивого влияния на полицейскую систему В условиях, когда политическая власть была непрочной, существовала напряженность в отношениях с обществом и т. д. , многие из методов «полицейского государства» сохранились в арсенале послереволюционной Франции Особое значение приобрела политическая полиция, достигшая пика своей значимости при министре полиции Ж Фуше Но вместе с тем утверждаются идея и требование политической нейтральности полицейского аппарата, в немалой

степени благодаря существованию сильного полицейского института, авторитарной полицейской традиции Прочная связь с военными и полувоенными моделями организации и деятельности, особенно в сельской местности, этого авторитарного полицейского комплекса делала его удобным и полезным инструментом выполнения самых разнообразных задач — по обеспечению общественного порядка, государственной безопасности, социальной дисциплины и экономической мобилизации — в руках правительства Это не отменяло того факта, что полицейская система служила обществу, которое постепенно, ввиду распространения изменившегося понимания источников суверенитета и либерального проекта развития, ставило под сомнение авторитарную полицейскую традицию, поощряя суды, законодательные органы, прессу и других выразителей общественного мнения и контроля к деятельности по ограничению полномочий полиции Впрочем, решающая конфронтация между классической авторитарной моделью полицейской деятельности и моделью полицейского минимализма состоялась за пределами этого периода развития полицейской системы Франции

1 Ильин М. В. Очерки хронополитической типологии: проблемы и возможности типологического анализа эволюционных форм политических систем : монография . М. , 1995. С 49-51 .

2 De Aranjo C. Legeneral et leparticulier dans le droit consti-tutionnel moderne [Электронный ресурс] // Revue fran^aise de droit constitutional. 2008. № 2. URL: http://www. cairn . info/ revue-francaise-de-droit-constitutionnel-2008-2-page-239. htm (дата обращения: 27.04. 2011) .

3 Ibid . P. 245.

4 Ильин М. В. Понятийная омонимия: конституции и режимы // Полис . 2007. № 5 . С. 141 .

5 См. подробнее: Андреева И. А. Становление полиции Франции в контексте модернизации общества (вторая половина XVII-XVIII вв.) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011 . № 1. С 40-45.

6 Документы истории Великой французской революции / отв. ред. А. В. Адо. М. , 1990. Т. 1. С 112-113 .

7 Napoli P. Naissance de la police moderne . Pouvoirs, normes, societe. Paris, 2003. Р. 195 .

8 Code des delits et des peines du 3 brumaire, an 4 (25 oc-tobre 1795). URL: http://ledroitcriminel. free . fr/la_legislation_cri-minelle/anciens_textes/code_delits_et_peines_1795/code_delits_ et_peines_1795_1.htm (дата обращения: 20.03. 2011) .

9 Canoy J. R. The discreet charm of the police state: the Landpolizei and the transformation of Bavaria, 1945-1965. BRILL, 2007 Р 9-10

10 Rousseaux X., Levy R. Le penal dans tous ses etats: justice, Etats et Societes en Europe (Xlle-XXe siecles) Publications des Fac . St Louis, 1997. Р. 17.

11 Министерство внутренних дел было создано в 1791 г. и имело широкий предмет ведения . В период с 1796 г. по 1818 г. с некоторыми перерывами параллельно существовало Министерство полиции . Его преемником стало Управление безопасности «Сюртэ», которое после периода автономного существования в середине XIX в . было включено в состав МВД .

12 Luc J.-N. Gendarmerie, etat et societe au XIXe sieck . Publications de la Sorbonne, 2002 Р 36

13 Luc J.-N. La transition politique, observatoire original de la gendarmerie du XIXe siecle // Annales de Bretagne et des Pays de l’Ouest. 2007. № 2. URL: http://abpo . revues, org/87 (дата обращения: 22.01.2011).

14 Malandain G. Controle politique et controle social de la police sous la Restauration // Controler les agents du pouvoir: actes

du colloque organise par l’Equipe d’accueil histoire comparee des pouvoirs. Limoges, 2004. Р. 285.

15 Lignereux A. 1800-1859. Comment naissent les rebellions // Revue d’histoire du XIXe siecle . 2007. № 35 . URL: http:// rh19. revues. org//index2162.html (дата обращения: 22.09.2011) .

16 Brodeur J.-P. Force policiere et force militaire // La militarisation des apparelis policiers Benoit Dupont, Frederic Lemieux Presses Universite Laval, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.