Научная статья на тему 'Истоки становления профессии полицейского во Франции'

Истоки становления профессии полицейского во Франции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
502
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полицейская система Франции / полицейская деятельность / комплектование личным составом / профессиональная подготовка полицейских / the police system of France / policing / Recruitment / professional police training

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреева Ирина Анатольевна

Преобразования французской полиции в конце XIX начале XX вв., прежде всего, совершенствование системы комплектования личным составом и становление полицейского образования рассматриваются в статье как важнейшее условие адаптации полицейской системы к социальным изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reforms of the French police in late 19th early 20th centuries, particularly the development of the recruitment system and police education, are considered in this article to be the most important condition of adapting a police system to social change.

Текст научной работы на тему «Истоки становления профессии полицейского во Франции»

Зарубежный опыт

УДК 351.741

ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИИ ПОЛИЦЕЙСКОГО ВО ФРАНЦИИ

И. А. Андреева

Преобразования французской полиции в конце XIX - начале XX вв., прежде всего, совершенствование системы комплектования личным составом и становление полицейского образования рассматриваются в статье как важнейшее условие адаптации полицейской системы к социальным изменениям.

Ключевые слова: полицейская система Франции, полицейская деятельность, комплектование личным составом, профессиональная подготовка полицейских.

Вопросы обеспечения внутренней безопасности в последние десятилетия приобрели в России и во всем мире крайнюю остроту. Представление о том, что личный состав полиции является главным ресурсом развития полицейских систем, условием повышения эффективности их функционирования, нашло отражение в официальной позиции руководства практически всех государств. Потребность в совершенствовании системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел России отражается в росте исследовательского интереса к опыту других стран (И. Ф. Колонтаевская, А. К. Киселев, А. А. Кобозев и др.), что актуализирует и обращение к его историческим аспектам, пока еще в отечественной науке недостаточно изученным. Очевидно. что среди факторов, определяющих формирование и развитие концептуальных основ профессиональной подготовки кадров полиции, национально-историческим традициям принадлежит важное место.

Предметом нашего внимания стал период (конец XIX - начало XX вв.), ставший поворотным в становлении профессии полицейского во Франции. Основой нашего подхода стали представления о том, что профессиональная дифференциация является одним из важнейших параметров общества модерна, а важнейшей составляющей процесса модернизации европейских обществ в XVШ-XIX вв. - становление социально значимых профессий. В этом контексте в течение более двух столетий полицейская деятельность в своем развитии прошла основные этапы профессионализации: выделение собственной уникальной области знания и трансформация ее в социальный престиж; формирование идеологии профессиональной группы, ее публичного образа, в ко-

тором акцент делается на профессиональную этику, альтруистическое служение обществу; создание профессиональных организаций, ассоциаций1. В XX в. этот процесс не только ускоряется и получает определенное завершение, он становится предметом рефлексии со стороны полицейского сообщества. Например, в 1930-е гг. Международная Ассоциация руководителей полиции (1АСР) создала Комитет по профессионализации полиции, которым на основе «достижений современной социологической науки» были выработаны критерии достижения полицией уровня «профессии»:

«- постоянно увеличивающаяся и обновляющаяся организованная совокупность знаний, базирующаяся на специальных методах;

- возможность и условия для формального обучения совокупности профессиональных знаний и процедур;

- применение квалификационных процедур для определения принадлежности к профессии и профессиональной идентификации;

- наличие организации, которая включает значительное число членов профессии, имеющих необходимую квалификацию для профессиональной деятельности, и оказывает влияние на поддержание профессиональных стандартов;

- моральный кодекс, который, в целом, определяет отношения членов профессионального сообщества друг к другу и к обществу»2.

Тем не менее, по сравнению и с «классическими», и «новыми» профессиями, сформировавшимися в XIX в., следует отметить незавершенность профессионализации полицейской деятельности, а также ее причины, сохраняющие свое значение и в настоящее время: 1) дефицит системного знания, связывающего теорию и практику. Он отражается, например, в ограниченном развитии полицейской экспертизы; 2) бюрократическая структура полиции. С одной стороны, организованность является хорошей почвой для развития профессии, с другой, доминирование иерархии должностей над иерархией профессионалов, присущее развитым бюрократическим организациям, ему препятствует3.

Современная полиция как особый государственный институт возникла в эпоху глубокой трансформации европейского общества, для обозначения которой в тезаурусе общественных наук закрепился термин «модернизация». Это изменение получило и лингвистическое отражение. В XVIII в. термин «полиция» наряду с админи-

стративной, управленческой деятельностью приобрел новый смысл - организация или аппарат полиции. Вместе с институционализацией полиции накапливаются профессиональные специальные знания и опыт4, формируется профессиональная этика, полицейская деятельность обретает все большую автономность, что соответствует основным критериям выделения какой-либо деятельности в профессиональную. Д. Байлей, один из ведущих теоретиков полицейской деятельности, к «минимальным указателям профессиональной полиции» отнес «...рекрутирование согласно определенным стандартам, оформление полицейской деятельности в оплачиваемую государственную службу, наличие профессиональной подготовки и системы контроля вышестоящими должностными лицами нижестоящих»5. Далее мы рассмотрим развитие системы отбора кандидатов на службу, становление профессионального образования, усиление контроля со стороны органов центрального управления за квалификацией персонала в полиции Франции на рубеже XIX-XX вв.

К началу XX в. французская полиция в организационном отношении не была единой. Четыре полицейских учреждения Франции отличались условиями набора, статусом персонала, численностью, компетенцией, территориальной юрисдикцией. Главное управление безопасности МВД (центральный орган управления полицией) вплоть до 1907 г. осуществляло преимущественно функцию политической полиции. Его исполнительными органами были комиссары и инспекторы специальной полиции железных дорог, созданной в 1855 г. Полномочия Национальной жандармерии также распространялись на всю территорию государства. Но она являлась, прежде всего, армейским корпусом. Прямой контроль со стороны военного министерства дополнялся функциональной подчиненностью Министерству внутренних дел, так как жандармерия выступала в качестве полиции в войсках, сельской полиции и полиции путей сообщения, и Министерству юстиции, в связи с тем, что офицеры жандармерии были наделены полномочиями судебной полиции. Важнейшим элементом полицейской системы были службы муниципалитетов, юрисдикция которых ограничивалась определенной, обычно городской, территорией. Наконец, организационный тип, ставший моделью для становления национальной полиции Франции - этатизированные муниципальные полиции Парижа и Лиона. Парижская полиция с 1800 г. находилась всецело в ведении префекта, подчинявшегося непосредственно министру внутренних дел.

В первые десятилетия существования республики (1870-1880-е гг.) отбор кандидатов на службу в государственной полиции (речь идет о Префектуре полиции Парижа и о подразделениях, находившихся в подчинении Главного управления безопасности МВД) происходил без серьезных изменений, по-прежнему главным источником формирования кадров были военные. Ряд законов (1873, 1889, 1905 гг.) резервировал за отставными военными от 4/5 до 5/6 всех должностных вакансий. Список «военных» кандидатов составлялся военными влас-

тями (учитывались внешний вид, поведение, моральный облик) и ежемесячно публиковался в “Journal officiel”. Комиссия под председательством префекта производила назначение лиц, включенных в эти списки, как только появлялись вакансии. Ко всем кандидатам предъявлялись одинаковые требования и при назначении не принимались в расчет специфика предстоящей полицейской службы и наличие у вновь прибывшего склонностей к ее выполнению6. Этот способ рекрутирования кадров отрицательно сказался на «качестве» полиции столицы. Даже своим обликом (поведением, менталитетом), отмечает Ж.-М. Берлиер, она представляла «почти карикатуру на армию», и все (представители власти, население, префекты, руководители полиции) видели в этом главную причину неприспособленности полиции к выполнению ее функций. Одну из наиболее резких оценок высказал основатель полицейской экспертно-криминалистической лаборатории в Лионе (1910 г.) Э. Локар: «Ничто не вредит полиции больше, чем ее обязанность принимать на службу сержантов в отставке... Я не делаю вывод, что военная служба является препятствием службе в полиции. Я только полагаю, что она не может быть достаточной причиной, обязывающей полицейскую службу принимать выходцев из армии в свои ряды»7.

Не имея возможности кардинально переломить ситуацию, руководители полиции пытались косвенным образом внести определенные улучшения в отбор кандидатов. Префект полиции Л. Лепин добился повышения жалования стражам порядка в 1894 г., введения для них системы дополнительных пособий. Это привело к увеличению числа кандидатов и позволило осуществлять отбор только из числа претендентов, имеющих свидетельство о начальном образовании и определенные интеллектуальные способности8. Его преемник, С. Энньон, выступил с предложением, чтобы все желающие служить в полиции сначала принимались на должности стражей порядка, и только руководство полиции вправе было принимать решение об их назначении на вышестоящие должности, исходя из способностей сотрудника. Предложение было отвергнуто военным министром, который, правда, согласился на участие префектуры полиции во вступительных экзаменах и на предоставление более детальной информации о кандидатах9.

Для «гражданских» кандидатов, которые составляли приблизительно одну пятую часть личного состава полиции, законом 1873 г. (подтвержден в 1889 и 1905 гг.) выделялось четыре категории вакансий. Для приема на должностные вакансии первой категории (комиссары и инспекторы специальной железнодорожной полиции) были установлены критерии - профессиональная подготовка и экзамен, второй категории (комиссары полиции) - уровень образования выше начального и экзамен, третьей категории - уровень начального образования и экзамен (комиссары муниципальной полиции), четвертой категории (инспекторы полиции, стражи порядка, агенты муниципальной полиции и т. д.) - внешний вид, моральный облик и свидетельство о добропорядочном поведении. Для всех кандидатов существовали ограни-

чения по возрасту - не старше 35 лет, росту - не менее 167 см, они должны были также пройти медицинское освидетельствование.

Так как полицейское руководство оказалось бессильным улучшить систему набора кадров, оно сосредоточилось на решении проблемы профессиональной подготовки. В 1883 г. для обучения стражей порядка была создана Школа муниципальной полиции. В течение трех месяцев стражники-новички (неграмотные и малограмотные - в течение 6-10 месяцев) без отрыва от служебной деятельности обучались письму, ведению полицейского делопроизводства, получали знания и умения, необходимые им в повседневной полицейской работе (обращение с телефоном, оказание неотложной помощи, навыки рассеивания толпы). Кроме того, в Школе они усваивали этические нормы, получая представление о правилах поведения, необходимых, чтобы «заслужить уважение каждого»10. Отметим, что выработка профессионально-этических норм чрезвычайно важна как для создания внутренней сплоченности, так и для внешнего позиционирования группы, без которого невозможно ее принятие общественностью в качестве профессиональной, а значит, обретения более высокого социального статуса и престижа.

Первая полицейская школа стала моделью для школ, открытых Главным управлением безопасности пятнадцать лет спустя в Бордо и Лионе, где обучались комиссары полиции.

Курсы при службе криминалистического учета парижской полиции, введенные постановлением префекта Л. Лепина от 6 марта 1895 г., можно считать «...официальным рождением профессионального обучения сотрудников судебной (уголовной) полиции во Франции»11. Постановление 1902 г. утвердило обязательное наличие свидетельства об обучении технике составления словесного портрета для кандидатов на должности комиссара, секретаря и инспектора полиции. Профессиональная подготовка, введенная сначала для «видимой» населению полиции, с этого времени распространяется на сотрудников судебной полиции, что в значительной мере было обусловлено модернизацией полицейской практики, связанной с разработкой и внедрением способов идентификации личности преступника - антропометрии, словесного портрета, анкетной фотографии - методов, объединенных термином «бертильонаж». Этим не только определилось появление службы криминалистического учета, но стало возможным формирование общих профессиональных знаний и умений, как и создание общего профессионального языка.

Школа муниципальной полиции была реорганизована в мае 1914 г. С. Энньоном. «Хорошо усвоенный интерес демократии состоит в том, чтобы поднимать значение полиции, но никак не снижать его, - утверждал он еще в 1911 г. - Человек, который держит в своих руках свободу, репутацию, судьбу другого человека, должен иметь прекрасное сердце и позицию заботливой справедливости... Именно в полицейской школе служащие приучатся размышлять о самих себе, понимать важность

их функций и службы для общества». Открывая 25 мая 1914 г. «свою» школу, получившую название «Практическая профессиональная школа активных служб префектуры полиции», он добавил: «Полиция не представляет собой только силу, она представляет также право. Как полицейские могут обеспечивать права граждан, призывать к терпимости, правосудию, вершить правосудие еще часто до того, как произошло обращение в суд, говорю я, если они не будут людьми высокой и нравственной чистоты? И как развивать в них базовые идеи, которыми они должны руководствоваться в своей работе, если не посредством обучения»12. В 1937 г. школа была преобразована в Практическую школу стражей порядка, а с 1982 г. приобрела свое современное название - Национальная парижская полицейская школа.

Школа была предназначена для профессиональной подготовки стражей порядка и инспекторов парижской полиции нового набора в течение 6 месяцев, а также всех кандидатов на продвижение по службе. Особенностью метода обучения в этой школе стало использование фильмов, посвященных типичным ситуациям, требующим вмешательства полиции. Их названия дают представление о смысле этой программы профессионального обучения и содержании занятий: «Памятка о роли полицейского в уникальном городе мира» (презентация Парижа); «Каким должен быть внешний вид стража порядка, каким он не должен быть»; «Жизнь парижской улицы»; «Вмешательство в ссору»; «Вмешательство после несчастного случая в общественных местах»; «Обычные типы злоумышленников: их привычки, одежда, способы, уловки и методы»; «Арест вооруженного преступника»; «Оказание помощи раненым»; «Спасение и оказание помощи утопающим». Только для инспекторов судебной полиции были предназначены фильмы: «Деятельность судебной полиции, различные фазы судебного полицейского расследования: история преступления, от расследований к суду»; «Снятие показателей антропометрической службой»; «Наблюдение, слежка, арест»; «Составление служебного отчета после просмотра фильма»13 и т. д.

Обучение было организовано следующим образом: теоретические занятия в школьных помещениях проводились утром, практические - во второй половине дня с выездом в Париж на автомобилях для осуществления полицейского наблюдения и вмешательства в необходимых случаях.

Важным шагом в развитии профессиональной подготовки было и то, что школа предназначалась для повышения квалификации уже работающих сотрудников, а именно - обучения всех кандидатов на продвижение на вышестоящую должность. Продвижение по карьерной лестнице - еще одна сфера приложения усилий С. Энньона, стремившегося рационализировать и сделать прозрачным продвижение по службе (это было одним из главных требований и полицейских «профсоюзов»), поставить его в прямую зависимость от профессиональной квалификации сотрудника. Постановление префекта 1914 г. определило порядок назначения на вышестоя-

щие должности. Теперь ежегодно в конце года формировались списки всех кандидатов на продвижение по службе, рассмотрев которые, специальная комиссия определяла лиц, представляемых к повышению, а также тех, кто мог претендовать на должность комиссара. Далее следовал период изучения документов претендентов, среди которых особое значение имело наличие «свидетельства об обучении методу составления словесного портрета». В новом постановлении этого же года были изложены правила, регламентирующие продвижение и распределение сотрудников. Сотрудник мог рассчитывать на повышение по службе лишь при условии, что он был включен в списки кандидатов на повышение, которые делились на группы согласно профессиональным склонностям. При их составлении комиссия учитывала стаж службы (не менее 6 лет), звание, а также сертификат, подтверждающий наличие способностей к исполнению должности и выдаваемый по итогам обучения в Практической профессиональной школе активных служб префектуры полиции.

Беспрецедентный рост преступности и увеличение запросов общества в сфере обеспечения безопасности, необходимость адаптации полицейской системы к изменившимся и изменяющимся характеристикам динамично развивающегося современного индустриального мира заставили обратиться к важнейшему условию преобразования системы в целом - качественным характеристикам кадрового состава. На рубеже XIX-XX вв. проблема набора и профессиональной подготовки полицейских обостряется как по «техническим» причинам (от профессиональной квалификации ее сотрудников как никогда раньше зависит эффективность полиции), так и политическим (ошибки полицейских идут в «пассив» государства, а правительства народного представительства не могут себе позволить потерять доверие своих избирателей). В период Третьей Республики постепенно выстраивались критерии отбора сотрудников полиции, организация их обучения, унифицированные формы прохож-

дения службы - все то, что принято объединять понятием профессионализации полицейской деятельности. В это время делает первые шаги полицейская наука, а именно - научные методы идентификации личности, которые преобразуют содержание полицейской работы, впервые позволяя сформулировать специальные квалификационные требования к персоналу. Франция одной из первых в Европе приступила к созданию полицейских учебных заведений, тем не менее, формирование многоуровневой и общенациональной системы подготовки кадров полиции произошло позднее.

1 Мансуров В. А., Юрченко О. В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 36-46.

2 Berg B. L. Policing in modem society. Gulf Professional Publishing, 1999. P. 414.

3 Palmiotto MCommunity policing: a policing strategy for the 21st century. Jones & Bartlett Learning, 2000. P. 8-10.

4 Denis V. Introduction. Que sait la police? // Revue d’histoire des sciences humaines. 2008. № 2. P. 5.

5 BayleyD. H. Patterns of policing: a comparative international analysis Rutgers University Press, 1990. P 47.

6 Berliere J. M. The Professionalisation of the Police Under the Third Republic in France, 1875-1914 // Policing Western Europe: Politics, Professionalism, and Public Order, 1850-1940. Greenwood Publishing Group, 1991. P. 41.

7 Berliere J.-M. Le monde des polices en France: XIX-XX siècles. Paris, 1996. P. 72.

8 Berliere J.-M. The Professionalisation of the Police Under the Third Republic in France, 1875-1914. P. 43.

9 Ibid. P 94.

10Berliere J.-M. La professionnalisation de la police en France: un phеnomеne nouveau au dеbut du XXеme siеcle // Dwiance et sociеtе. 1987. № 1. P 44.

11 Berliere J.-M. Le monde des polices en France: XIX-XX siècles. P. 230.

12 Berliere J.-M. Le Préfet Lеpine. Paris, 1993. P. 70.

13 Berliere J.-M. Le monde des polices en France: XIX-XX siècles. P. 91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.