Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

РАЗВИТИЕ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъект / полисубъект / полисубъектное взаимодействие / информационная среда / образовательное пространство / профессиональная компетентность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стебовская Лариса Станиславовна, Шайдорова Ирина Анатольевна, Евсюкова Елена Владимировна

в статье рассматривается проблема формирования полисубъектного взаимодействия в образовательном пространстве школы. Для организации полисубъектного взаимодействия участников образовательных отношений необходима хорошо развитая и эффективно функционирующая информационно-образовательная среда образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Стебловская Л.С.1, Шайдорова И.А.2, Евсюкова Е.В.3

1Стебовская Лариса Станиславовна - директор, учитель

химии,

2Шайдорова Ирина Анатольевна - заместитель директора,

учитель русского языка и литературы, 3Евсюкова Елена Владимировна - заместитель директора, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 10», г. Белгород

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования полисубъектного взаимодействия в образовательном пространстве школы. Для организации полисубъектного взаимодействия участников

образовательных отношений необходима хорошо развитая и эффективно функционирующая информационно-

образовательная среда образовательной организации. Ключевые слова: субъект, полисубъект, полисубъектное взаимодействие, информационная среда, образовательное пространство, профессиональная компетентность.

Реализация обновленных федеральных государственных стандартов общего образования ставит задачу развития субъект-субъектных отношений и, как высшей формы взаимоотношений между субъектами, — формирования «полисубъектного взаимодействия», что будет способствовать высокому уровню достижения планируемых результатов освоения образовательных программ.

Для организации полисубъектного взаимодействия участников образовательных отношений необходима хорошо

17

развитая и эффективно функционирующая информационно-образовательная среда Учреждения.

Полисубъектное взаимодействие определяем, как своеобразные взаимоотношения субъектов. Способность быть субъектом - одно из важных свойств полисубъекта.

Основными характеристиками полисубъекта являются активность, наличие сознания, способность построения взаимоотношений, рефлексивная позиция.

Говорить о полисубъекте позволяют отличительные черты: способность осознавать обусловленную взаимосвязь между субъектами, совместная творческая активность, стремление к саморазвитию, семантическое пространство, общее для всех субъектов общности.

Полисубъект - это способная к развитию общность, в которой происходит развитие каждого субъекта в совместной деятельности, направленной на создание некоего продукта этой деятельности. Результатом организации взаимоотношений в деятельности становится новый уровень развития целостного полисубъекта.

При организации образовательной деятельности, способствующей высокому уровню достижения планируемых результатов освоения образовательных программ общего образования, организуем взаимодействие полисубъекта «учитель-учащиеся» на уровне классных коллективов и коллективов дополнительного образования. Такая модель взаимодействия при использования системно-деятельностного подхода в образовании снимет противоречия между получением определенного багажа знаний, исторически обобщенного опыта и собственными интересами ученика.

Для развития уровня самосознания полисубъекта необходимо повысить уровень самосознания всех субъектов. Все субъекты должны понимать систему взаимосвязей субъектов в полисубъекте и занимать рефлексивную позицию как по отношению к себе, так и ко всем субъектам, входящим в полисубъект. Этому может способствовать

создание эффективной информационной среды в образовательной организации.

Системно-деятельностный подход к образовательной деятельности предполагает широкое использование информационных и коммуникационных технологий. Эффективно организованное информационное пространство способствует формированию новых качеств субъектов, мотивирует на сотрудничество в освоении новой информации, создает новые возможности для организации интеллектуального труда.

Сформированность полисубъектного взаимодейстия в информационной среде образовательной организации позволит готовить выпускников, способных для полноценной социализации в современном информационном обществе, что во многом зависит от информационной культуры всех участников образовательных отношений.

В нашем Учреждении создана и успешно функционирует информационная среда, которая представляет собой комплекс технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, способствующих формированию полисубъекта «учитель - учащиеся».

Такое взаимодействие позволило перейти на обучение по индивидуальным учебным планам на уровне среднего общего образования, что способствует развитию каждого учащегося по индивидуальной образовательной траектории. Полисубъектное взаимодействие позволяет участникам образовательных отношений самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Обеспечены возможности информационного обмена, доступа к мировым информационным ресурсам - файловым архивам, базам данных, вычислительным и Web-серверам, что позволяет обмениваться информацией посредством электронной почты, в целях организации внутригородских и межрегиональных связей, включая международные контакты.

Решение этих задач позволит организовать семантическое пространство, общее для всех субъектов образовательного процесса, организовать совместную творческую деятельность полисубъектов, отследить рефлексивную позицию, способность к осознанию системы отношений между субъектами, нацелить участников полисубъектного взаимодействия на саморазвитие.

В дальнейшем развитии полисубъектного взаимодействия участников образовательного процесса необходимо продолжить работу по формированию базы данных диагностирования личности, отслеживание динамики развития субъектов образовательного пространства их взаимодействия, в чем, на наш взгляд, поможет создание информационной среды лицея. Это позволит расширить область применения диагностических методик, усовершенствовать процесс обработки и использования накопленных результатов.

Формирование полисубъекта «учитель-учитель» происходит при организации рабочих групп по решению каких-либо, поставленных перед коллективом узко специальных задач. Коллективная энергия направляется для решения этих задач, что позволяет добиваться хороших результатов и избежать серьезных ошибок. Определённый синергетический эффект, суть которого состоит в том, что результат усилий членов микрообъединения оказывается больше арифметической суммы тех результатов, которые могли бы получить члены группы, работая врозь. Работа в рабочей группе, сформированной на общности интересов, соответствует тем отличительным особенностям, которые характеризуют субъектность, а именно самостоятельность, творчество, вариативность, рефлексия, диалогичность общения, поддержка индивидуальности. Все это позволяет каждому члену такого объединения повышать уровень своей профессиональной компетентности.

Создание единой информационной среды учреждения позволит создавать такие объединения, выходящие за рамки одной школы, создаст условия для общения с коллегами

города, области, государства, будет способствовать

повышению квалификации учителя.

Список литературы

1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М., 1987.

2. Иванова С.П. Психология полисубъектного взаимодейсвия в социально-педагогической среде. Учебное пособие. Псков: ЛГПИ, 2000.

3. Кукушкина А.С. Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах / А.С. Кукушкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 685-689. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36263/ (дата обращения: 12.02.2024)

4. Степанов А.А. Психологические основы дидактики учебного телевидения - Л., 1973.

5. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя - М.,1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.