Научная статья на тему 'Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых'

Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / POLYSUBJECT INTERACTION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INSTITUTION OF ADDITIONAL ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невдах Светлана Игоревна

В данной статье полисубъектное взаимодействие представлено как форма непосредственного взаимодействия субъектов друг с другом. Создание условий для организации совместной деятельности и общения субъектов обеспечивается функционированием образовательной среды учреждения дополнительного образования взрослых, служащей основой для организации полисубъектного взаимодействия. Рассмотрены функции, определяющие содержание образовательной среды учреждения дополнительного образования взрослых. Интегративным крите рием качества выступает способность среды учреждения дополнительного образования взрослых обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для полноценного личностного и профессионального развития в процессе полисубъектного взаимодействия. Развитие полисубъектного взаимодействия в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых способствует формированию профессиональной культуры специалиста, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и технологий профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Невдах Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polysubject Interaction development in Educational Environment of Institution of Additional Adult Education

The article presents polysubjekt interaction as a form of direct interaction between subjects. Operating educational environment in the additional adult education institution affords creating organizational conditions for joint activity and communication of subjects, which serves as basis for the polysubjekt interaction organization. The paper analyzes functions determining the contents of educational environment in the additional adult education institution. The integrative quality criterion is anhe ability of additional adult education institution's environment to provide participants of the educational process with a system of possibilities for full-fedged personal and professional development in the process of polysubjekt interaction. Polysubjekt interaction development in the educational environment of additional adult education institution contributes to formation of the specialist's professional culture, professional humanistic orientations and personality traits and universal modes of cognition and techniques of professional activities.

Текст научной работы на тему «Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых»

С.И. Невдах

Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых

В современной образовательной практике все большее значение приобретает развивающая парадигма. В связи с этим становится очевидной необходимость обращения исследователей к изучению и рефлексии возникающих особых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, порождающих новые саморазвивающиеся общности, в которых полисубъектные взаимодействия способствуют личностному и профессиональному развитию их членов. В данной статье рассмотрена проблема по-лисубъектного взаимодействия слушателей и преподавателей в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых.

Идеи полисубъектности представлены в научных трудах педагогов, психологов, философов и др. В них особое внимание обращено не только на содержание и формы образования, но и на связь образования и саморазвития личности; на ценностно-смысловую сторону педагогической деятельности; на развитие субъектного потенциала личности обучающегося; на субъектное развитие личности педагога, его способность стать полноценным субъектом педагогической деятельности и развивать субъектный потенциал учащегося (А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.). В зарубежной психологии и педагогике результаты изучения феномена субъектного становления педагога и полисубъектности в образовательной среде отражены в работах А. Комбса,

А. Маслоу, К. Роджерса и др.

Проблема полисубъектности в настоящее время выходит на одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях и становится одним из актуальных направлений в изучении механизмов развития и саморазвития субъектов образовательной среды. «Полисубъектное взаимодействие — это такая форма непосредственного взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность и особый тип общности — полисубъект, понимаемый как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития внутренних содержаний реальных субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях и объединенных совместной творческой деятельностью, и проявляющееся в способности к активности, действенности, интеграции, способности к преобразованию окружающего мира и себя, способности выступать как целостный субъект в отношении к про-

цессу саморазвития и в отношениях с другими полисубъектами» [1]. Создание условий для организации совместной деятельности и общения субъектов, в процессе которых происходит их развитие и развитие полисубъекта в целом, обеспечивается функционированием образовательной среды учреждения дополнительного образования взрослых, являющейся основой для организации полисубъект-ного взаимодействия.

В научных исследованиях понятие «образовательная среда» рассматривается как:

- набор определенным образом связанных между собой условий, обеспечивающих образование человека; часть социокультурного пространства, зона образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов [2];

- культуросообразная среда воспитания человека культуры, центром которой предстает суверенный человек, свободный субъект, способный к свободному выбору образцов культурной среды и жизнетворчества [3];

- система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [4];

- совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных [5] и др.

Таким образом, образовательную среду учреждения дополнительного образования взрослых следует рассматривать как совокупность различных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Обучающиеся создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное влияние в процессе взаимодействия, в то же время образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса. Образовательная среда учреждения дополнительного образования взрослых также представляет собой единство функционально взаимосвязанных компонентов: внутренних ресурсов (учебно-методических, материально-технических, кадровых, научно-технологических, психологических, финансовых и др.) и внешних ресурсов (сложившийся рынок труда в стране, профиль вуза, научные исследования и др.).

В настоящее время образование вступило в стадию фундаментальных реформ и должно ориентироваться не только на устоявшиеся известные позиции, но и инновационный характер развития. В этой связи нами выделены функции, определяющие содержание образовательной среды учреждения дополнительного образования взрослых. Это:

- Воспроизводящая функция подготовки специалиста. Дополнительное образование взрослых можно рассматривать, с одной стороны, как новую ступень профессионально-личностного развития, а с другой — как особый процесс и результат саморазвития профессиональной субъектности, обогащения профессиональной культуры специалиста. Данная функция выполняется бла-

годаря реализации в учреждениях дополнительного образования взрослых различных образовательных программ повышения квалификации, специальной подготовки, переподготовки, стажировки и др.

- Функция самоопределения и самоосуществления траектории развития учреждения дополнительного образования взрослых. Систему дополнительного образования взрослых характеризуют многофункциональность, динамизм, опережающий характер развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся [6]. Следует отметить, что каждое учреждение дополнительного образования взрослых самостоятельно определяет направленность своей деятельности, осуществляет выбор образовательных программ, ориентированных на конечный результат, связанный с решением актуальных профессиональных проблем.

- Функция научного и научно-методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования взрослых. Деятельность учреждений дополнительного образования взрослых имеет свою специфику, что обусловливает необходимость разработки соответствующего научно-методического обеспечения, включающего учебно-программную документацию образовательных программ, программно-планирующую документацию воспитания, учебно-методическую документацию, учебные издания, информационно-аналитические материалы. Проводимые научные исследования позволяют предвидеть будущие проблемы профессиональной деятельности специалистов, разрабатывать конструктивные модели их решения, предусматривать последствия принимаемых профессиональных решений.

- Функция маркетинга духовно-нравственных, психофизиологических, социокультурных, творческих, профессиональных ресурсов обучающегося. Абсолютное большинство образовательных задач, решаемых в рамках образовательной среды учреждения дополнительного образования взрослых, обусловлено, прежде всего, профессиональными потребностями специалистов, их социальным статусом, профессиональными и должностными функциями, учетом требований к профессиональной деятельности и др.

- Аналитическая функция через определение показателей качества ресурсного обеспечения. Успешность обучения в учреждении дополнительного образования взрослых во многом обеспечивают проводимые на различных этапах обучения мониторинговые мероприятия, позволяющие оценить уровень профессиональной компетентности, определить личностные потребности обучающихся, устранить пробелы в базовой профессиональной подготовке специалистов, внести коррективы в их теоретические знания, умения и практический опыт.

- Функция формирования конкурентоспособности, престижности, инновационного характера развития учреждения дополнительного образования взрослых. На рынке образования действуют категории спроса и предложения. В основе спроса потребителей на образовательные услуги лежат потребности, интересы, стимулы, влияющие на поведение конкретных потребителей. Предложение

на рынке образования материализуется в количестве учебных мест, разнообразии образовательных программ и т.д., предлагаемых учреждениями дополнительного образования взрослых. Инновационный характер развития связан с подготовкой обучающихся к реализации различных нововведений, значимых для повышения качества и эффективности работы специалиста.

Если рассматривать образовательную среду учреждения дополнительного образования взрослых с точки зрения предоставляемых ею образовательных возможностей, то интегративным критерием качества будет способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для полноценного личностного и профессионального развития в процессе полисубъектного взаимодействия, удовлетворение комплекса потребностей обучающихся, создавая, таким образом, соответствующую мотивацию их деятельностной активности.

Разнообразные качества полисубъекта «преподаватель - обучающийся» определяются взаимодействием составляющих элементов полисубъекта, которыми выступают отдельные слушатели (возможно, группы слушателей) учреждения дополнительного образования взрослых и преподаватель. Время, которое может потребоваться для достижения полисубъектного уровня взаимодействия в системе «преподаватель - обучающийся», зависит от многих факторов, среди которых чрезвычайно важными, как указывает в своих работах И. Вачков, являются используемые субъектами средства развития определяющих признаков полисубъектности — способности к осознанию системы отношений между субъектами, совместной творческой деятельности, нацеленности на саморазвитие и общего семантического пространства [1]. Условием возникновения полисубъектного взаимодействия служит высокий уровень субъектности каждого из членов общности, что, в свою очередь, определяется соответствующим уровнем развития самосознания субъектов.

Совместная творческая деятельность субъектов образовательного процесса направлена на овладение содержанием образования, определяемым образовательной программой, с использованием разнообразных технологий, стимулирующих познавательную активность обучающихся и способствующих их самореализации и самоактуализации. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых способствует формированию системы интегрированных профессиональных знаний, умений и навыков, опыта профессиональноличностного саморазвития, творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру.

Обучение в учреждении дополнительного образования взрослых включает два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение, которые постепенно должны перерасти в сотворчество на полисубъектном уровне.

Преподавание представляет собой целенаправленную, личностно ориентированную деятельность преподавателя, включающую мотивированное, опос-

редованное управление учением обучающегося в целях перевода его в позицию активного субъекта самосовершенствования, направленную на постоянное обогащение культурно-информационного и предметно-развивающего компонентов образовательной среды учреждения дополнительного образования взрослых; создание условий для развития субъектности участников взаимодействия.

Учение — особым образом организованное познание обучающихся, включающее осознание и принятие личностью образовательных задач, планирование деятельности, ее реализацию в процессе самой учебы, самоконтроль и самооценку эффективности своего труда. Возможность его осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью, проявляя активность. Цель учения — познание, сбор и переработка информации об окружающем мире в соответствии с реализуемой образовательной программой, в конечном итоге выражающаяся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии. Учение субъекта в образовательном процессе учреждения дополнительного образования взрослых характеризуется его стремлением к самостоятельности, независимости, самоуправлению.

Несмотря на то что обучающиеся системы дополнительного образования взрослых имеют базовое профессиональное образование и определенный опыт профессиональной деятельности, для полисубъектного взаимодействия, оптимальной организации совместной деятельности и общения субъектов, в процессе которых происходит развитие субъектов и полисубъекта в целом, необходимо в процессе обучения оказать им помощь в понимании предназначения профессии; развитии профессионального мышления; формировании профессиональных ценностей; развитии позитивной мотивации учения; проектировании образовательных задач и способов их решения; самостоятельном поиске информации; творческом самостоятельном решении образовательных задач и т.д.

В образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых полисубъектное взаимодействие в системе «преподаватель - обучающийся» обеспечивается использованием разнообразных авторских педагогических технологий, характерные черты которых — диалогичность, сотрудничество, сотворчество, направленность на формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности специалиста, предоставление ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений в вопросе организации своего обучения, выбора содержания и способов учения в контексте избранной образовательной программы и др. Реализация педагогических технологий, соответствующих указанным характеристикам, способствует развитию профессиональной культуры, человеческого потенциала, субъектности и креативности специалиста.

В практику работы со слушателями системы дополнительного образования взрослых плодотворно внедряются активные методы обучения, способствующие развитию полисубъектного взаимодействия:

- метод анализа конкретных ситуаций — когда выдвигается то или иное событие, включающее противоречие (конфликт), которое необходимо разрешить;

- разрешение проблемных ситуаций — когда учебно-познавательная деятельность слушателей максимально приближается к естественному процессу познания;

- метод разыгрывания ролей — направлен в первую очередь на приобретение умений руководить коллективом (группой), решать проблемы с подчиненными;

- метод дискуссии — свободный обмен мнениями;

- метод полемики — победа над другой стороной («противником»), утверждение собственной точки зрения;

- метод «круглого стола» — характеризуется тем, что слушателей можно объединять в различные группы учебных занятий (учебные семинары, учебные дискуссии, учебные встречи и др.);

- мозговая атака (брейнсторминг) — групповое нахождение альтернативных вариантов решения проблемной ситуации;

- метод коррекции личностных свойств — содействует осознанию слушателями своего личностного профиля и роста на основе данных диагностики индивидуальных свойств личности;

- метод инновационных проектов — направлен на развитие у слушателей нестандартного инновационного мышления;

- метод психофизиологической поддержки — направлен на поддержку осуществляемых возможностей слушателя с учётом его психофизического состояния и др. [7].

Критериями результативности полисубъектного взаимодействия в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых выступают:

- взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех субъектов образовательного процесса;

- степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

- сплоченность и сознательность всех субъектов;

- продуктивность взаимодействий в образовательном процессе.

Подводя итог данной работы, следует отметить, что образовательная среда учреждения дополнительного образования взрослых выступает как совокупность различных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Структурные компоненты образовательной среды используются ее субъектами для освоения профессиональной деятельности, делового общения и творчества в ходе полисубъектного взаимодействия, что гарантированно обеспечивает успешное профессиональное и личностное становление будущих специалистов.

Развитие полисубъектного взаимодействия в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых способствует формированию профессиональной культуры специалиста, аккумуляции совокупности общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических

ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и технологий профессиональной деятельности.

Литература

1. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие учителей и учащихся / И. Бачков // Проблемы воспитания и развития личности. - С. 147-162. - URL: http://rl-online.ru/ artides/3-02/134.html (Дата доступа: 23.04.2011 г.).

2. Крылова Н.Б. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания / Н.Б. Крылова // Базовая культура личности теоретические и методологические проблемы: сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Газмана. - М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - С. 12-32.

3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа / Е.В. Бондаревская // Образование в поисках человеческих смыслов. - Ростов н/Д.: РПУ, 1995. - 216 с.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М: ЦКФЛ РАО, 1997. - 248 с.

5. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко. - СПб.: Лань, 1999. - 524 с.

6. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сла-стенина. - М. Изд. центр «Академия», 2004. - 368 с.

7. Технологии и методы обучения слушателей в системе последипломного образования: учебно-метод. пособие / Автор-сост.: А.И. Андарало [и др.]; под ред.

В.В. Чечета. - Минск: БГПУ, 2006. - 87 с.

Literatura

1. Vachkov I.V. Polisub’’ektnoe vzaimodejstvie uchitelej i uchashhixsya / I.V. Vach-kov // Problemy’ vospitaniya i razvitiya lichnosti. - S. 147-162. - URL: http://rl-online.ru/ articles/3-02/134.html (Data dostupa: 23.04.2011 g.).

2. Kry’lova N.B. Filosofsko-pedagogicheskie aspekty’ kul’tury’ vospitaniya / N.B. Kry’lova // Bazovaya kul’tura lichnosti teoreticheskie i metodologicheskie problemy’: sb. nauch. tr. / Pod red. O.S. Gazmana. - M.: Izd-vo APN SSSR, 1989. - S. 12-32.

3. Bondarevskaya E.V Cennostny’e osnovaniya lichnostno-orientirovannogo vospitaniya gumanisticheskogo tipa / E.V. Bondarevskaya // Obrazovanie v poiskax chelovecheskix smy’slov. - Rostov n/D.: RPU, 1995. - 216 s.

4. Yasvin VA. Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu / V.A. Yasvin. - M: CKFL RAO, 1997. - 248 s.

5. Tolkovy’j slovar’ obshhestvovedcheskix terminov / N.E. Yacenko. - SPb.: Lan’, 1999. - 524 s.

6. Pedagogika professional’nogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vy’ssh. ped. ucheb. zaved. / E.P. Belozercev, A.D. Goneev, A.G. Pashkov i dr.; pod red. V.A. Slastenina. -M. Izdatel’skij centr «Akademija», 2004. - 368 s.

7. Texnologii i metody’ obucheniya slushatelej v sisteme poslediplomnogo obrazovaniya : uchebno-metod. posobie / Avtor-sost.: A.I. Andaralo [i dr.]; pod red. V.V. Checheta. - Minsk: BGPU, 2006. - 87 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.