С.И. Невдах
Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых
В современной образовательной практике все большее значение приобретает развивающая парадигма. В связи с этим становится очевидной необходимость обращения исследователей к изучению и рефлексии возникающих особых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, порождающих новые саморазвивающиеся общности, в которых полисубъектные взаимодействия способствуют личностному и профессиональному развитию их членов. В данной статье рассмотрена проблема по-лисубъектного взаимодействия слушателей и преподавателей в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых.
Идеи полисубъектности представлены в научных трудах педагогов, психологов, философов и др. В них особое внимание обращено не только на содержание и формы образования, но и на связь образования и саморазвития личности; на ценностно-смысловую сторону педагогической деятельности; на развитие субъектного потенциала личности обучающегося; на субъектное развитие личности педагога, его способность стать полноценным субъектом педагогической деятельности и развивать субъектный потенциал учащегося (А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.). В зарубежной психологии и педагогике результаты изучения феномена субъектного становления педагога и полисубъектности в образовательной среде отражены в работах А. Комбса,
А. Маслоу, К. Роджерса и др.
Проблема полисубъектности в настоящее время выходит на одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях и становится одним из актуальных направлений в изучении механизмов развития и саморазвития субъектов образовательной среды. «Полисубъектное взаимодействие — это такая форма непосредственного взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность и особый тип общности — полисубъект, понимаемый как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития внутренних содержаний реальных субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях и объединенных совместной творческой деятельностью, и проявляющееся в способности к активности, действенности, интеграции, способности к преобразованию окружающего мира и себя, способности выступать как целостный субъект в отношении к про-
цессу саморазвития и в отношениях с другими полисубъектами» [1]. Создание условий для организации совместной деятельности и общения субъектов, в процессе которых происходит их развитие и развитие полисубъекта в целом, обеспечивается функционированием образовательной среды учреждения дополнительного образования взрослых, являющейся основой для организации полисубъект-ного взаимодействия.
В научных исследованиях понятие «образовательная среда» рассматривается как:
- набор определенным образом связанных между собой условий, обеспечивающих образование человека; часть социокультурного пространства, зона образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов [2];
- культуросообразная среда воспитания человека культуры, центром которой предстает суверенный человек, свободный субъект, способный к свободному выбору образцов культурной среды и жизнетворчества [3];
- система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [4];
- совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных [5] и др.
Таким образом, образовательную среду учреждения дополнительного образования взрослых следует рассматривать как совокупность различных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Обучающиеся создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное влияние в процессе взаимодействия, в то же время образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса. Образовательная среда учреждения дополнительного образования взрослых также представляет собой единство функционально взаимосвязанных компонентов: внутренних ресурсов (учебно-методических, материально-технических, кадровых, научно-технологических, психологических, финансовых и др.) и внешних ресурсов (сложившийся рынок труда в стране, профиль вуза, научные исследования и др.).
В настоящее время образование вступило в стадию фундаментальных реформ и должно ориентироваться не только на устоявшиеся известные позиции, но и инновационный характер развития. В этой связи нами выделены функции, определяющие содержание образовательной среды учреждения дополнительного образования взрослых. Это:
- Воспроизводящая функция подготовки специалиста. Дополнительное образование взрослых можно рассматривать, с одной стороны, как новую ступень профессионально-личностного развития, а с другой — как особый процесс и результат саморазвития профессиональной субъектности, обогащения профессиональной культуры специалиста. Данная функция выполняется бла-
годаря реализации в учреждениях дополнительного образования взрослых различных образовательных программ повышения квалификации, специальной подготовки, переподготовки, стажировки и др.
- Функция самоопределения и самоосуществления траектории развития учреждения дополнительного образования взрослых. Систему дополнительного образования взрослых характеризуют многофункциональность, динамизм, опережающий характер развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся [6]. Следует отметить, что каждое учреждение дополнительного образования взрослых самостоятельно определяет направленность своей деятельности, осуществляет выбор образовательных программ, ориентированных на конечный результат, связанный с решением актуальных профессиональных проблем.
- Функция научного и научно-методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования взрослых. Деятельность учреждений дополнительного образования взрослых имеет свою специфику, что обусловливает необходимость разработки соответствующего научно-методического обеспечения, включающего учебно-программную документацию образовательных программ, программно-планирующую документацию воспитания, учебно-методическую документацию, учебные издания, информационно-аналитические материалы. Проводимые научные исследования позволяют предвидеть будущие проблемы профессиональной деятельности специалистов, разрабатывать конструктивные модели их решения, предусматривать последствия принимаемых профессиональных решений.
- Функция маркетинга духовно-нравственных, психофизиологических, социокультурных, творческих, профессиональных ресурсов обучающегося. Абсолютное большинство образовательных задач, решаемых в рамках образовательной среды учреждения дополнительного образования взрослых, обусловлено, прежде всего, профессиональными потребностями специалистов, их социальным статусом, профессиональными и должностными функциями, учетом требований к профессиональной деятельности и др.
- Аналитическая функция через определение показателей качества ресурсного обеспечения. Успешность обучения в учреждении дополнительного образования взрослых во многом обеспечивают проводимые на различных этапах обучения мониторинговые мероприятия, позволяющие оценить уровень профессиональной компетентности, определить личностные потребности обучающихся, устранить пробелы в базовой профессиональной подготовке специалистов, внести коррективы в их теоретические знания, умения и практический опыт.
- Функция формирования конкурентоспособности, престижности, инновационного характера развития учреждения дополнительного образования взрослых. На рынке образования действуют категории спроса и предложения. В основе спроса потребителей на образовательные услуги лежат потребности, интересы, стимулы, влияющие на поведение конкретных потребителей. Предложение
на рынке образования материализуется в количестве учебных мест, разнообразии образовательных программ и т.д., предлагаемых учреждениями дополнительного образования взрослых. Инновационный характер развития связан с подготовкой обучающихся к реализации различных нововведений, значимых для повышения качества и эффективности работы специалиста.
Если рассматривать образовательную среду учреждения дополнительного образования взрослых с точки зрения предоставляемых ею образовательных возможностей, то интегративным критерием качества будет способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для полноценного личностного и профессионального развития в процессе полисубъектного взаимодействия, удовлетворение комплекса потребностей обучающихся, создавая, таким образом, соответствующую мотивацию их деятельностной активности.
Разнообразные качества полисубъекта «преподаватель - обучающийся» определяются взаимодействием составляющих элементов полисубъекта, которыми выступают отдельные слушатели (возможно, группы слушателей) учреждения дополнительного образования взрослых и преподаватель. Время, которое может потребоваться для достижения полисубъектного уровня взаимодействия в системе «преподаватель - обучающийся», зависит от многих факторов, среди которых чрезвычайно важными, как указывает в своих работах И. Вачков, являются используемые субъектами средства развития определяющих признаков полисубъектности — способности к осознанию системы отношений между субъектами, совместной творческой деятельности, нацеленности на саморазвитие и общего семантического пространства [1]. Условием возникновения полисубъектного взаимодействия служит высокий уровень субъектности каждого из членов общности, что, в свою очередь, определяется соответствующим уровнем развития самосознания субъектов.
Совместная творческая деятельность субъектов образовательного процесса направлена на овладение содержанием образования, определяемым образовательной программой, с использованием разнообразных технологий, стимулирующих познавательную активность обучающихся и способствующих их самореализации и самоактуализации. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых способствует формированию системы интегрированных профессиональных знаний, умений и навыков, опыта профессиональноличностного саморазвития, творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру.
Обучение в учреждении дополнительного образования взрослых включает два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение, которые постепенно должны перерасти в сотворчество на полисубъектном уровне.
Преподавание представляет собой целенаправленную, личностно ориентированную деятельность преподавателя, включающую мотивированное, опос-
редованное управление учением обучающегося в целях перевода его в позицию активного субъекта самосовершенствования, направленную на постоянное обогащение культурно-информационного и предметно-развивающего компонентов образовательной среды учреждения дополнительного образования взрослых; создание условий для развития субъектности участников взаимодействия.
Учение — особым образом организованное познание обучающихся, включающее осознание и принятие личностью образовательных задач, планирование деятельности, ее реализацию в процессе самой учебы, самоконтроль и самооценку эффективности своего труда. Возможность его осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью, проявляя активность. Цель учения — познание, сбор и переработка информации об окружающем мире в соответствии с реализуемой образовательной программой, в конечном итоге выражающаяся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии. Учение субъекта в образовательном процессе учреждения дополнительного образования взрослых характеризуется его стремлением к самостоятельности, независимости, самоуправлению.
Несмотря на то что обучающиеся системы дополнительного образования взрослых имеют базовое профессиональное образование и определенный опыт профессиональной деятельности, для полисубъектного взаимодействия, оптимальной организации совместной деятельности и общения субъектов, в процессе которых происходит развитие субъектов и полисубъекта в целом, необходимо в процессе обучения оказать им помощь в понимании предназначения профессии; развитии профессионального мышления; формировании профессиональных ценностей; развитии позитивной мотивации учения; проектировании образовательных задач и способов их решения; самостоятельном поиске информации; творческом самостоятельном решении образовательных задач и т.д.
В образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых полисубъектное взаимодействие в системе «преподаватель - обучающийся» обеспечивается использованием разнообразных авторских педагогических технологий, характерные черты которых — диалогичность, сотрудничество, сотворчество, направленность на формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности специалиста, предоставление ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений в вопросе организации своего обучения, выбора содержания и способов учения в контексте избранной образовательной программы и др. Реализация педагогических технологий, соответствующих указанным характеристикам, способствует развитию профессиональной культуры, человеческого потенциала, субъектности и креативности специалиста.
В практику работы со слушателями системы дополнительного образования взрослых плодотворно внедряются активные методы обучения, способствующие развитию полисубъектного взаимодействия:
- метод анализа конкретных ситуаций — когда выдвигается то или иное событие, включающее противоречие (конфликт), которое необходимо разрешить;
- разрешение проблемных ситуаций — когда учебно-познавательная деятельность слушателей максимально приближается к естественному процессу познания;
- метод разыгрывания ролей — направлен в первую очередь на приобретение умений руководить коллективом (группой), решать проблемы с подчиненными;
- метод дискуссии — свободный обмен мнениями;
- метод полемики — победа над другой стороной («противником»), утверждение собственной точки зрения;
- метод «круглого стола» — характеризуется тем, что слушателей можно объединять в различные группы учебных занятий (учебные семинары, учебные дискуссии, учебные встречи и др.);
- мозговая атака (брейнсторминг) — групповое нахождение альтернативных вариантов решения проблемной ситуации;
- метод коррекции личностных свойств — содействует осознанию слушателями своего личностного профиля и роста на основе данных диагностики индивидуальных свойств личности;
- метод инновационных проектов — направлен на развитие у слушателей нестандартного инновационного мышления;
- метод психофизиологической поддержки — направлен на поддержку осуществляемых возможностей слушателя с учётом его психофизического состояния и др. [7].
Критериями результативности полисубъектного взаимодействия в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых выступают:
- взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех субъектов образовательного процесса;
- степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
- сплоченность и сознательность всех субъектов;
- продуктивность взаимодействий в образовательном процессе.
Подводя итог данной работы, следует отметить, что образовательная среда учреждения дополнительного образования взрослых выступает как совокупность различных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Структурные компоненты образовательной среды используются ее субъектами для освоения профессиональной деятельности, делового общения и творчества в ходе полисубъектного взаимодействия, что гарантированно обеспечивает успешное профессиональное и личностное становление будущих специалистов.
Развитие полисубъектного взаимодействия в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых способствует формированию профессиональной культуры специалиста, аккумуляции совокупности общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических
ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и технологий профессиональной деятельности.
Литература
1. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие учителей и учащихся / И. Бачков // Проблемы воспитания и развития личности. - С. 147-162. - URL: http://rl-online.ru/ artides/3-02/134.html (Дата доступа: 23.04.2011 г.).
2. Крылова Н.Б. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания / Н.Б. Крылова // Базовая культура личности теоретические и методологические проблемы: сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Газмана. - М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - С. 12-32.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа / Е.В. Бондаревская // Образование в поисках человеческих смыслов. - Ростов н/Д.: РПУ, 1995. - 216 с.
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М: ЦКФЛ РАО, 1997. - 248 с.
5. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко. - СПб.: Лань, 1999. - 524 с.
6. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сла-стенина. - М. Изд. центр «Академия», 2004. - 368 с.
7. Технологии и методы обучения слушателей в системе последипломного образования: учебно-метод. пособие / Автор-сост.: А.И. Андарало [и др.]; под ред.
В.В. Чечета. - Минск: БГПУ, 2006. - 87 с.
Literatura
1. Vachkov I.V. Polisub’’ektnoe vzaimodejstvie uchitelej i uchashhixsya / I.V. Vach-kov // Problemy’ vospitaniya i razvitiya lichnosti. - S. 147-162. - URL: http://rl-online.ru/ articles/3-02/134.html (Data dostupa: 23.04.2011 g.).
2. Kry’lova N.B. Filosofsko-pedagogicheskie aspekty’ kul’tury’ vospitaniya / N.B. Kry’lova // Bazovaya kul’tura lichnosti teoreticheskie i metodologicheskie problemy’: sb. nauch. tr. / Pod red. O.S. Gazmana. - M.: Izd-vo APN SSSR, 1989. - S. 12-32.
3. Bondarevskaya E.V Cennostny’e osnovaniya lichnostno-orientirovannogo vospitaniya gumanisticheskogo tipa / E.V. Bondarevskaya // Obrazovanie v poiskax chelovecheskix smy’slov. - Rostov n/D.: RPU, 1995. - 216 s.
4. Yasvin VA. Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu / V.A. Yasvin. - M: CKFL RAO, 1997. - 248 s.
5. Tolkovy’j slovar’ obshhestvovedcheskix terminov / N.E. Yacenko. - SPb.: Lan’, 1999. - 524 s.
6. Pedagogika professional’nogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vy’ssh. ped. ucheb. zaved. / E.P. Belozercev, A.D. Goneev, A.G. Pashkov i dr.; pod red. V.A. Slastenina. -M. Izdatel’skij centr «Akademija», 2004. - 368 s.
7. Texnologii i metody’ obucheniya slushatelej v sisteme poslediplomnogo obrazovaniya : uchebno-metod. posobie / Avtor-sost.: A.I. Andaralo [i dr.]; pod red. V.V. Checheta. - Minsk: BGPU, 2006. - 87 s.