Научная статья на тему 'Развитие полиграфической отрасли в условиях цифровизации'

Развитие полиграфической отрасли в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
931
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА / PRINTING INDUSTRY / DIGITALIZATION / ECONOMICS / PRODUCTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трушникова Анастасия Андреевна, Плеханов Сергей Викторович

В статье рассмотрен вопрос эффективности развития полиграфической отрасли, а также значимость данного процесса в условиях цифровизации экономики. На примере полиграфической отрасли показана необходимость внедрения структурных изменений на полиграфическом рынке и формирования нового сектора цифровых услуг. Материалы, изложенные в данной статье, способны послужить информационной основой в области принятия управленческих решений в сфере полиграфических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE POLYGRAPHIC INDUSTRY IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The article considers the issue of the development efficiency of the printing industry, as well as the significance of this process in the context of the digitalization of the economy. On the example of the printing industry, the need for introducing structural changes in the printing market and the formation of a new digital services sector is shown. The materials presented in this article can serve as an information basis in the field of managerial decision-making in the field of printing services.

Текст научной работы на тему «Развитие полиграфической отрасли в условиях цифровизации»

ДыуЛВ

УДК 338.45:655

РАЗВИТИЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

DEVELOPMENT OF THE POLYGRAPHIC INDUSTRY IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Трушникова Анастасия Андреевна

Trushnikova Anastasia Andreevna

магистрант кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

Master's program student of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

е-mail: [email protected]

Плеханов Сергей Викторович

Plekhanov Sergey Viktorovich

доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

Associate professor of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

е-mail: [email protected]

В статье рассмотрен вопрос эффективности развития полиграфической отрасли, а также значимость данного процесса в условиях цифровизации экономики. На примере полиграфической отрасли показана необходимость внедрения структурных изменений на полиграфическом рынке и формирования нового сектора цифровых услуг.

Материалы, изложенные в данной статье, способны послужить информационной основой в области принятия управленческих решений в сфере полиграфических услуг.

Ключевые слова: полиграфическая отрасль, цифро-визация, экономика, издержки производства.

The article considers the issue of the development efficiency of the printing industry, as well as the significance of this process in the context of the digitalization of the economy. On the example of the printing industry, the need for introducing structural changes in the printing market and the formation of a new digital services sector is shown.

The materials presented in this article can serve as an information basis in the field of managerial decision-making in the field of printing services.

Keywords: printing industry, digitalization, economics, production costs.

Основное направление развития мировой экономики сегодня - переход на постиндустриальный технологический уклад, который означает повсеместное применение сетевых комплексных решений и цифровых технологий [6] от начальных до финишных этапов производства.

Данная тенденция не обошла стороной и полиграфическую отрасль, что обусловлено в большей степени снижением тиражности выпускаемой печатной продукции и ростом зака-

зов со сложной последующей обработкой. Вышесказанное влечет за собой увеличение издержек производства и сокращение нормы прибыли [5]. С данной проблемой столкнулись не только полиграфические предприятия, но и предприятия других отраслей, что говорит об общемировой тенденции.

В течение двух последних десятилетий полиграфическая отрасль претерпела немало изменений: охватывающие страну кризисы, быстрое развитее цифровых технологий и многие

iteasz

другие факторы сыграли важную роль в развитии полиграфического бизнеса в стране.

Отечественная полиграфия, как и вся экономика страны в целом, циклично испытывает кризисные ситуации. Следствием экономического кризиса 1998 г. стало значительное сокращение оборота полиграфического производства. Годовой оборот упал в 2,4 раза по сравнению с уровнем 1997 г. Однако за счет предпринятых мероприятий для увеличения объема выпускаемой печатной продукции были построены новые полиграфические предприятия, а также проведена масштабная модернизация большого числа типографий. В результате с 2000 г. развитие отечественного полиграфического потенциала имело устойчивую положительную динамику до наступления мирового финансового кризиса 2008 г. Обострение конкуренции, демпинг, повышение цен на бумагу и картон, падение рентабельности производства, падение покупательной способности населения - все это является следствием того, что наращивание производственных мощностей в полиграфии все предыдущее время происходило в отрыве от представления о реальном состоянии рынка печатной продукции и перспективах его развития [3; 7]. Росстат констатирует, что в период кризиса 2008 г. происходило падение производства полиграфической отрасли на 25 % и последующий его спад вплоть до 2011 г. [10]. В посткризисное время полиграфическая отрасль вступила в длительную фазу стагнации с понижающим трендом в перспективе, причем эта тенденция имела общемировой характер.

Однако не только экономические кризисы влияли на развитие полиграфической отрасли. Компании, выпускающие полиграфическую технику, а также международные профессиональные организации осуществили прогнозирование рынка печатной продукции и пришли к выводу, что основным обстоятельством для формирования спроса на печатную продукцию станет не только экономическое развитие страны, но и замена книжно-журнальной продукции средствами информации на электронных носителях [8], а новейшие цифровые технологии в мультимедийном сегменте приведут к крупномасштабным обновлениям [1] в полиграфической отрасли.

Недооценка перспективности внедрения цифровых технологий во всех сегментах рынка полиграфической продукции, а также влияние распространения электронных средств

воспроизведения массовой информации сыграли огромную роль в серьезном падении производства полиграфической продукции [2].

В результате в отрасли не произошло каких-либо принципиальных изменений, связанных с обновлением морально изношенных основных фондов и вводом масштабных и технологичных производств. Кроме того, среди самых заметных тенденций отмечалась ухудшение инвестиционного климата. Руководство типографий осуществляло реализацию инвестиционных решений только при условии рентабельности финансовых вложений. Однако необходимость сохранения конкурентоспособности и перспектива развития цифровых технологий придали новый импульс процессам автоматизации в полиграфии на новой цифровой основе.

Несмотря на то, что современная полиграфическая отрасль переживает период стагнации, ничто не дает такой мощный толчок к переменам, как кризисная ситуация, потеря конкурентоспособности и, наконец, вероятность банкротства полиграфических предприятий. С одной стороны, для собственников и топ-менеджеров функционирование предприятия в такой среде является стрессовым состоянием, а с другой - стимулом для принятия мер по обеспечению дальнейшего развития бизнеса, что заставляет предпринимателей обновлять морально изношенные основные производственные фонды, отдать предпочтение новым технологиям [4], что аккумулирует инвестиционную активность и, как следствие, обеспечивает экономическое развитие производства.

Однако некоторые изменения в структуре полиграфического рынка произошли. На фоне снижения производства книжно-журнальной продукции существенно расширился ассортимент, выросли тиражи печатной продукции производственно-технического назначения: этикеток, упаковки, обоев, пленочных и бумажных печатных материалов для различных отраслей промышленности. Это повлекло формирование нового сегмента рынка - производство малотиражной персонализированной печатной продукции различного назначения на базе цифровых печатных технологий. Были освоены новые материалы для печати помимо бумаги и картона: пластик, полимерные пленки, фольга, стекло, гофрокартон, текстиль и различные готовые промышленные изделия.

В результате в части структуры российских инсталляций полиграфической техники существенное место занимает инсталляция машин цифровой печати, характерных как для российской, так и зарубежной стран (рис. 1).

Цифровая печать помогает производителям экономить на упаковке, за счет отсутствия неизбежных излишек, как при печати на традиционной офсетной или флексографической машине, которые в итоге утилизируются. Цифровым способом можно печатать строго необходимое количество продукции в соответствии с необходимым объемом заказа.

В результате этих структурных изменений на полиграфическом рынке формируется новый сектор цифровых малых и микротипографий, получивший название «бутиковая полиграфия», который изготавливает малотираж-

ную и персонифицированную печатную продукцию главным образом в сферах книгоиздания, печатной рекламы, корпоративного (В2В) и потребительского (В2С) спроса, а также в области производства печатной упаковочной и этикеточной продукции.

Данный сектор имеет высокий темп развития и быстрый рост производства за счет как создания новых предприятий, специализирующихся в данном секторе, так и диверсификации действующих типографий. Чтобы ком -пенсировать падение рентабельности при сокращении тиражей печатной продукции, типографии все чаще начинают развивать упаковочное производство, а некоторые и вовсе переходят в сегмент упаковки [9], что транслирует рост емкости рынка, представленный на рис. 2.

Рис. 1. Удельные веса отдельных групп оборудования в российских и западных инсталляциях полиграфической техники, в %

10

23,6 24,1

Рис

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Объем производства продукции {млрд. л.-отт.) 2. Объем производства продукции производственно-технического назначения, млрд л.-отт.

îteasz

С развитием процессов импортозамещения и экспорта на рынке упаковки прогнозируется дальнейшее увеличение производства полимерной упаковки в стране. Однако типографиям при стратегическом планировании полиграфического производства этикеточно-упаковочной продукции следует учитывать ряд аспектов инфраструктурного характера. В настоящий момент все чаще встает вопрос загрязнения окружающей среды и использования экологически чистых материалов, а к материалам на основе пластика много претензий, и уже сейчас в определенных сферах их применение не так очевидно, как это было раньше. При сравнении бумаги и картона с пластиком преимущество остается не в пользу последнего, так как пластик не изготавливается из возобновляемого сырья, он не является разлагаемым продуктом, что наносит огромный вред планете, и всё чаще упоминается как проблемный мусор для утилизации.

С 1 января 2015 г. Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"» введена расширенная ответственность производителя, в техническом процессе которого используется полимерная упаковка, осложнено использование пластика в производстве. Однако уже сейчас разрабатываются и успешно используются в производстве новые формы биоразлагаемой упаковки, которые в скором времени заменят полимерную упаковку.

Конечно, упаковочное производство - не единственное возможное направление дивер-

сификации производства типографий. Постоянные изменения полиграфического рынка вынуждают его участников осваивать новые рыночные ниши, такие как изготовление печатной продукции производственно-технического назначения. Эксперты полиграфической отрасли видят определенную дальнейшую перспективу в тесном сотрудничестве со сферами производства стекла, керамики, тканей, мебели, а также различных строительно-отделочных материалов.

Новые сегменты рынка, где в последнее время было можно зафиксировать рост прибыльности полиграфического бизнеса, были связаны с развитием цифровых видов печати. Практика применения цифровых технологий в действующих типографиях различной специализации значительно расширяет направление диверсификации их производства и конкурентные преимущества.

Полиграфическая отрасль в настоящий момент переживает цифровую трансформацию в связи с реалиями современного мира и постоянно меняющимся состоянием спроса на печатную продукцию. Снижение тиражей выпускаемой продукции, сокращение сроков их исполнения, увеличение малотиражных заказов, рост стоимости бумаги и составляющих расходных материалов, демпинг и, как следствие, падение рентабельности производства - одним из решений этих проблем сегодня должно быть применение цифровых технологий в производстве печатной продукции

Библиографический список

1. Волошин И.П. Безопасность при разработке программного обеспечения // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 80-83.

2. Жумабаева Д.П., Плеханов С.В. Современные проблемы конкурентоспособности предприятий // Социальные науки. 2019. № 1 (24). С. 18-25.

3. Казанкина О. А., Глазкова К. А. Страхование инвестиционных рисков предприятия: основные проблемы и пути их решения // Факторы успеха. 2018. № 1 (10). С. 27-31.

4. Кублин И.М., Еремеев М.А., Плеханов С.В. Качественное изменение труда в условиях цифровизации производства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 65-69.

References

1. Voloshin I.P. (2018) Bezopasnost pri razrabotke pro-grammnogo obespecheniya [Software Development Security] // Ekonomicheskaya bezopasnost i kachestvo. № 1 (30). S. 80-83.

2. Zhumabaeva D.P., Plehanov S.V. (2019) Sovremen-nye problemy konkurentosposobnosti predpriyatij [Modern problems of enterprise competitiveness] // Socialnye nauki. № 1 (24). S. 18-25.

3. Kazankina O.A., Glazkova K.A. (2018) Strahovanie investicionnyh riskov predpriyatiya: osnovnye problemy i puti ih resheniya [Insurance of investment risks of the enterprise: the main problems and solutions] // Faktory uspeha. № 1 (10). S. 27-31.

4. Kublin I.M., Eremeev M.A., Plehanov S.V. (2019) Kachestvennoe izmenenie truda v usloviyah cifrovizacii proizvodstva [A qualitative change in labor in the context of digitalization of production] // Vestnik Saratovskogo gosu-darstvennogo socialno-ekonomicheskogo universiteta. № 1 (75). S. 65-69.

5. Кублин И.М., Плеханов С.В., Рябченко А.В., Удовик Е.Э. Инновационные тактические маркетинговые воздействия: особенности, учет и анализ эффективности // Экономика устойчивого развития. 2019. № 3 (39). С. 129-133.

6. Кублин И.М., Матковская Я. С. Состояние, перспективы и качество современной экономики: новые возможности и ограничения развития // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 6 (216). С. 9-14.

7. Лукинский В. С., Одинцова Т.Н. Систематизация моделей и методов управления ресурсными потоками в сфере услуг // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2011. № 5. С. 181-190.

8. Мартынович В.И., Найденков В.И., Спиридонова С.А. Цифровизация банковских услуг (на примере ПАО «Сбербанк») // Наука и общество. 2019. № 2 (34). С. 32-35.

9. Найденков В.И. Развитие малого предпринимательства России в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 51-56.

10. Сердюкова Л. О. Развитие инновационных систем на мезоуровне как ключевой фактор формирования и использования интеллектуального капитала // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 180186.

5. Kublin I.M., Plehanov S.V., Ryabchenko A.V., Udovik E.E. (2019) Innovacionnye takticheskie marketin-govye vozdejstviya: osobennosti, uchet i analiz effektivnosti [Innovative tactical marketing impacts: features, accounting and performance analysis] // Ekonomika ustojchivogo raz-vitiya. № 3 (39). S. 129-133.

6. Kublin I.M., Matkovskaya Ya.S. (2018) Sostoyanie, perspektivy i kachestvo sovremennoj ekonomiki: novye voz-mozhnosti i ogranicheniya razvitiya [The state, prospects and quality of the modern economy: new opportunities and development constraints] // Izvestiya Volgogradskogo gosu-darstvennogo tehnicheskogo universiteta. № 6 (216). S. 9-14.

7. Lukinskij V.S., Odincova T.N. (2011) Sistematizaci-ya modelej i metodov upravleniya resursnymi potokami v sfere uslug [Systematization of models and methods of resource flow management in the service sector] // Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. № 5. S. 181-190.

8. Martynovich V.I., Najdenkov V.I., Spiridonova S.A. (2019) Cifrovizaciya bankovskih uslug (na primere PAO «Sberbank») [Digitalization of banking services (on the example of Sberbank)] // Nauka i obshestvo. № 2 (34). S. 3235.

9. Najdenkov V.I. (2016) Razvitie malogo predprini-matelstva Rossii v sovremennyh usloviyah [The development of small business in Russia in modern conditions] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo socialno-ekonomi-cheskogo universiteta. № 3 (62). S. 51-56.

10. Serdyukova L.O. (2012) Razvitie innovacionnyh sistem na mezourovne kak klyuchevoj faktor formirovaniya i ispolzovaniya intellektualnogo kapitala [The development of innovative systems at the mesoscale as a key factor in the formation and use of intellectual capital] // Aktualnye prob-lemy ekonomiki i prava. № 4 (24). S. 180-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.