Научная статья на тему 'Проблемы полиграфической отрасли сегодня'

Проблемы полиграфической отрасли сегодня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2392
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ИЗДАТЕЛЬСТВО / ЦЕНА / ТЕХНОЛОГИЯ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / PRINTING PRODUCTS / PRINTING INDUSTRY / DEVELOPMENT / DIGITAL PRINTING / PROBLEMS / PROSPECTS / PUBLISHING / PRICE / TECHNOLOGY / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бопп Виктория Андреевна

В процессе исследования актуальных проблем рынка полиграфической продукции и услуг была определена важная роль издательско-полиграфической отрасли как носительницы информационного комплекса. Выявлены основные проблемы, препятствующие развитию отрасли. Обозначена роль государства в разрешении указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TODAYPROBLEMS OF THE PRINTING INDUSTRY

The article is devoted to the identification of actual problems of the market of printing products and services. In the process of research, the important role of the publishing and printing industry as the carrier of the information complex was identified. Identified the main problems hindering the development of the industry. The role of the state in solving the problems of the printing industry is indicated.

Текст научной работы на тему «Проблемы полиграфической отрасли сегодня»

УДК 655.1

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ СЕГОДНЯ

В. А. Бопп

В процессе исследования актуальных проблем рынка полиграфической продукции и услуг была определена важная роль издательско-полиграфической отрасли как носительницы информационного комплекса. Выявлены основные проблемы, препятствующие развитию отрасли. Обозначена роль государства в разрешении указанных проблем.

Ключевые слова: печатная продукция, полиграфическая отрасль, цифровая печать, проблемы, перспективы, издательство, цена, технология, рентабельность.

Информационное обеспечение современного общества имеет решающее значение в условиях инновационного развития российского общества. Непосредственное участие в этом развитии принимает полиграфическая отрасль.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Основных направлений деятельности Правительства на период до 2018 года [1], для нормализации макроэкономической ситуации и выхода на траекторию устойчивого экономического роста, Правительству Российской Федерации необходимо реализовать ряд мер, способствующих росту предпринимательской инициативы и позволяющих существенно нарастить объём частных инвестиций.

Рентабельность современных полиграфических предприятий обеспечивается в основном за счёт рекламной индустрии, которая сегодня проникла во все сферы жизни бизнеса и общества.

Динамичное развитие рыночной экономики России определили и ряд проблем, с которыми столкнулись полиграфические предприятия.

В начале 1990-х годов в России было много полиграфических предприятий с высокой рентабельностью. В то время, как на крупных предприятиях тиражи упали в десятки раз.

Современные высокотехнологичные типографии заняли свою рыночную нишу. Высокую рентабельность им обеспечивает новое оборудование, которое позволяет делать качественную продукцию на достаточно высоком уровне.

Подавляющее большинство современных типографий составляют малые и средние предприятия. Примерно 70 % малые предприятия с численностью персонала до 20 человек, 20 % специализированных типографий с численностью от 20 до 50 человек и лишь 10 % крупных полиграфических комбинатов с численностью более 50 человек [5].

Настоящие хозяйственные условия на издательско-полиграфическом рынке показывают тенденцию последовательного спада объёмов печатной продукции, увеличением количества убыточных типографий, изменением структуры рынка полиграфических услуг.

Таким образом, как видно из рисунка, одной из основных проблем полиграфического рынка является тенденция вытеснения печатных версий средств массовой информации и книг.

Отметим особенности полиграфического рынка услуг:

сложный и многоэтапный технологический процесс;

большое количество технологически повторяющихся заказов (газеты, журналы, серийные книги, беловая, упаковочная, этикеточная продукция);

наличие для большинства операций разработанных и утверждённых технических требований к качеству полиграфических работ;

Известия ТулГУ. Технические науки. 2018. Вып. 12

сотрудничество, как правило, не с конечным потребителем печатной продукции, а с издательствами и рекламными агентствами;

наличие у крупных и средних типографий постоянных поставщиков и заказчиков.

журналы

■ печатная продукция п р оизводстве н н о-тея ниченкого назначения

правая печатная продукция

Структура полиграфического рынка по видам продукции в России за 2017 год

Основной особенностью полиграфии является тот факт, что рентабельно делать продукцию лишь большими тиражами, так как это снижает себестоимость единицы печатной продукции. И это особенно сложно в современных условиях крупных полиграфическим комбинатам.

Следовательно, мы видим разноплановое развитие бизнеса на рынке полиграфической продукции, а именно: автоматизация полиграфии, основанная на технических инновациях, таких как цифровая и нано печать, системы «web-to-print» и «print-on-demand» кросс-медийные процессы. А в сфере издательства и книгопечатания развитие в основном мультимедийной системы передачи информации, а также замещение печатной продукции на бумажном носителе на электронные версии [2, 3].

Характерно неравномерное соотношение цифровых и других новых технологий в различных сферах полиграфической индустрии. Новые технологии используются лишь в рекламной и коммерческой печати, примерно 40%, а также в оформлении этикеток и упаковок -2%. Издательская печать использует лишь 6% цифровой технологии. Причина является высокая цена оттиска, при малотиражных изданиях цифровая печать не рентабельна [4, 6].

В России не налажено производство не только печатно-отделочное оборудования и машин, но и таких расходных материалов, как: печатные пластины, краски, клеи, лаки, плёнки. В результате развитие полиграфической отрасли продолжает зависеть от импорта. Стоимость бумаги ежегодно растёт, что значительно увеличивает итак уже высокую себестоимость единицы печатной продукции.

Развитие современной полиграфической отрасли нуждается в поддержке и регулировании со стороны государства. Уделяя много внимания высокотехнологичным производствам, государственные структуры совсем не обращают внимания на развитие издательско-полиграфической отрасли.

А ведь в отличие от других производств полиграфический процесс содержит как вещественную, так и информационную компоненту. Полиграфия является одним из важнейших средств массовой коммуникации, наряду с радио, телевидением и интернетом. Она обслуживает информационные потребности массовой коммуникации.

Основной перспективой развития цифровой полиграфии является усиленная инвестиционная активность в новые технологии и услуги, популяризация печатной продукции среди населения, производство собственного расходного материала и оборудования.

Список литературы

1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018г. (утверждён Правительством РФ 14 мая 2015 г.) [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70309020/ (дата обращения: 12.10.2018)

598

2. Российская полиграфия: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический доклад Федерального управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии. М.: 2018. 81 с.

3. Кучин Е.В., Оценка тенденций и перспектив развития полиграфического бизнеса в России // Современная экономика: проблемы и решения, 2011. №1 (13) С. 4053.

4. Молдован С.В. Способы повышения инвестиционной привлекательности российского рынка полиграфии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2017. № 3. С. 181-183.

5. Панова Н.А. Основные условия и принципы управления инновационным развитием предприятий издательско-полиграфического комплекса // Вестник МГУП им. И. Федорова, 2017. №9. С. 9-22.

6. Туркина М.Ю. Актуальные стратегии развития субъектов полиграфического рынка России // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, 2012. №17 С. 68-71.

Бопп Виктория Андреевна, магистрант, miss. [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

TODAY PROBLEMS OF THE PRINTING INDUSTRY V.A. Bopp

The article is devoted to the identification of actual problems of the market of printing products and services. In the process of research, the important role of the publishing and printing industry as the carrier of the information complex was identified. Identified the main problems hindering the development of the industry. The role of the state in solving the problems of the printing industry is indicated.

Key words: printing products, printing industry, development, digital printing, problems, prospects, publishing, price, technology, profitability.

Bopp Victoria Andreevna, undergraduate, miss. blackbery@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.