зации процессов контроля. Рассмотрены методы непрерывного выборочного контроля, и обозначена возможность их применения для решения проблемы несоответствия применяемых процедур контроля высокопроизводительным автоматизированным технологиям производства ПЭТ-бутылок.
На основе анализа существующих устройств и способов контроля в производстве ПЭТ-бутылок была разработана схема контроля для реализации плана ACSP-1, а также составлены рекомендации по его использованию в соответствии с требованиями, заложенными в действующих ГОСТ. По полученным данным создан комплекс автоматического выборочного контроля для роторной линии по производству ПЭТ-бутылок.
Список литературы
1. Горелов А.С. Автоматизированный статистический контроль продукции массовых производств; под науч. ред. В.В. Прейса. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. 220 с.
2. Горелов А.С. Статистические методы в управлении качеством пищевой продукции: учеб. пособие; под ред. В.В. Прейса. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. 224 с.
3. ГОСТ Р 52789-2007 Бутылки из полиэтилентерефталата для пищевых жидкостей. Общие технические условия. Введен 2008-07-01. М.: ИПК Издательство стандартов, 2008. 10 с.
Горелов Александр Стефанович, канд. техн. наук, доцент, asgorelov@rambler. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
AUTOMATED STATISTICAL CONTROL PET-BOTTLES
A.S. Gorelov
The method of continuous selective quality control applied to the production of PET-bottles is considered. The scheme of implementation of the method in the rotor line is proposed.
Key words: continuous selective control, rotary line, production accumulator.
Gorelov Alexander Stefanovich, candidate of technical sciences, docent, asgorelov@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 655.05
БУДУЩЕЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Д.Г. Маркова
Рассматривается состояние полиграфической отрасли и возможные перспективы, а также представлены основные аспекты проблемы развития данной отрасли в будущем и возможное решение.
Ключевые слова: полиграфия, полиграфическая отрасль.
Ситуация, которую переживает полиграфия в данный момент времени, требует не только выработки мер по ее дальнейшему развитию и оценки изменений на рынке в сфере полиграфических услуг, но и прямого прогнозирования и готовности к переменам [1-2].
Сложившиеся ранее принципы организационного и технологического единства данной отрасли претерпели немало изменений, а для полиграфистов от изменения и развития медийного потребления напрямую зависит перспектива производства. И прежде всего это связано с неустойчивой издательско-полиграфической деятельностью. Характерной чертой современной полиграфии является разделение рыночного пространства на товарные и технологические секторы и сегменты, которые в первую очередь ориентированы на конкретный контингент потребителей.
Изменения, что происходят в сфере массовых коммуникаций, и которые связаны с популяризацией использования цифровых платформ, оказывают сильное влияние как на перспективу развития полиграфического производства, так и на всю производственную инфраструктуру: изготовление бумаги и картона для печати, специальное оборудование и различные материалы, организация оптовой торговли и сервиса.
Невозможно не заметить, насколько интернет, социальные сети и новые технологии изменили ландшафт традиционных медиа. Все эти новшества оказывают прямое влияние на сложившуюся основу редакционной политики и ведения бизнеса. Именно это обстоятельство, развитие процессов замещения печатных изданий средствами электронной коммуникации в складывающемся медийном потреблении, определяет следующую стадию системного кризиса в полиграфии на этапе вступления экономики в новый технологический уклад. Следовательно, инновации, медиа и сегмент промышленной печати диктуют свои условия. С рынка исчезло и исчезает довольно много различной полиграфической продукции. Но появляется ли что-то новое? Рынок меняется и трансформируется. Из-за изменения формата полиграфическая отрасль с каждым годом переживает всё больше новых трудностей.
Например, если в период между XVIII и XIX веком, вплоть до XX века одной из движущих сил в полиграфии был бум печатной газеты, то сейчас, не говоря уже о книгах, которые давно приобрели цифровую версию, газета тоже стала терять свой первоначальный печатный вид. Если раньше в метро или на остановке, в автобусе можно было встретить тех, кто уткнулся в книгу, газету или журнал, то сейчас зачастую это гаджеты: смартфоны, планшеты и прочие технические устройства нашей цифровой эпохи. Заметное сокращение печатных изданий - не что иное, как демонстрация переориентации рынка прессы. Издания «проседают» под давлением интернета, вопросов экологии и рентабельности.
Но возвращаясь непосредственно к самой нише полиграфической отрасли, необходимо вспомнить ветвь репрографии и микрофильмирования, а также почтовый сегмент, где и по сей день не обходятся без упаковки, тары и бумаги.
Стоит упомянуть и фотопродукцию. Да, в настоящее время фотопечать тоже приобрела новый формат и в привычном виде встречается реже, но, тем не менее, появился тот новый вид - фотокнига - который пока вполне востребован. В России работает ряд компаний, ориентированных конкретно на печать фотопродукции. Объем рынка относительно невелик и, скорее всего, не превышает 30-40 млн долл., но у него хороший потенциал к росту. При умелом продвижении и разработке удобных способов создания фотокниг (т.к. потенциальные потребители в большинстве своем не являются дизайнерами, верстальщиками и другими специалистами в подготовке изданий, и для них нужно максимально простое решение) объем рынка может, как минимум, удвоиться в довольно короткий срок.
Впрочем, многочисленные дискуссии о роли и будущем бумажного носителя говорят об адаптации этой сферы деятельности к требованиям современной «цифровой» действительности. К тому же, беря во внимание коммерческую печать (каталожную, рекламную), а также печатную (журнальную, газетную, книжную), не стоит забывать о самой большой отрасли - об упаковочной, которая растёт и совершенствуется из года в год [1].
Согласно отраслевому докладу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии, тенденциях и перспективах развития [2] по данным
агентства Smithers Pira предположительно может наблюдаться стабильный ежегодный прирост объема полиграфического рынка в 2% и к 2020 году этот показатель составит 877 млрд. долл. (рис. 1).
Доля цифровой печати в общем мировом объеме полиграфического рынка к 2020 голу (млрд.долл. США)
Рекламная печать
Коммерческая печать
Упаковка и этикетка
Издательская печать
97,5 ,
4,2
4,6
430.4
2,4
ш
У
2,3
0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 н Аналоговая технология в цифровая технология
Рис. 1. Ежегодный прирост объема полиграфического рынка
Но стоит отметить, что, несмотря на данный прогноз, всё-таки существует ряд проблем, которые ещё не нашли своего решения.
Например:
- снижение в общем медиа потреблении печатной продукции,
- монополизация и сокращение конкуренции в полиграфическом деле;
- сокращение типографий;
- нехватка квалифицированного персонала;
- импортозависимость от сырья и качественного оборудования;
- рост цен на расходные материалы.
Следовательно, испытав на себе мощное влияние электронных средств и технологии передачи информации как отечественная, так и мировая полиграфия сейчас старается делать акцент на том, что главное направление в развитии должно быть связано с внедрением автоматизированного оборудования: от получения заказа до передачи готовой продукции заказчику.
Расширение применения автоматизированного оборудования на всех этапах производства сможет значительно повысить конкурентоспособность типографий в условиях изготовления печатной продукции малыми тиражами (Рис. 2).
Рис. 2. Схема применения автоматизированного оборудования на производстве
521
Нельзя ни иметь в виду, что электронные коммуникационные технологии будут все больше влиять на общественное сознание и оказывать повышенное воздействие на рынок печатной продукции, последовательно и постепенно вытесняя или замещая отдельные виды печатных изданий. Но нельзя и сказать, что автоматизация технологических процессов в полиграфии является чем-то абсолютно новым в промышленной инфраструктуре. Это направление существует и развивается уже в течение нескольких десятилетий.
Да, к сожалению, в отечественной полиграфии сегодня отсутствуют чисто механизированные типографии и пока что ещё доминируют предприятия с организацией полуавтоматизированного или автоматизированного производства. Но направление на выстраивание новой производственной модели на основе внедрения технологических и организационных решений высокого уровня, где будут присутствовать не только автоматизированные процессы и оборудование, но и задействована комплексная система управления предприятием на всех этапах его функционирования - реальная перспектива полиграфического производства. Однако на пути реализации этой задачи будет встречаться рад проблем и сложностей реализации. Если у крупных полиграфических комплексов хватает собственных компетенций, чтобы отслеживать изменения в сфере полиграфических технологий и организационно-технических решений, самостоятельно разрабатывать проекты модернизации производства или привлекать специализированные организации, то малые и большинство средних типографий не имеют такого ресурса.
На пути внедрения системы невозможно избежать препятствий разного характера. Очевидно, что проблемы с внедрением автоматизации будут сохраняться еще какое-то время, пока этот процесс не станет необходимой реальностью для большинства типографий, а руководители и специалисты данной отрасли не привыкнут работать в таких условиях.
Предсказать скоро ли это произойдет достаточно сложно, но, смело можно сказать, что перелом в понимании необходимости решения этой задачи в среде полиграфии уже наступил.
Список литературы
1. Проблемы развития полиграфической отрасли [Электронный ресурс]. URL: http://perevodika.ru/interesnoe/m6/problemy-razvitiya-poligraficheskoy-otrasli.php (дата обращения: 10.02.2019).
2. Шипилова Т. В Москве обсудили антикризисные стратегии в книжной отрасли [Электронный ресурс]. URL: https://godliteratury.ru/public-post/knigoizdanie-v-rossii-problemy-i-pers (дата обращения: 10.02.2019).
3. Перспективы полиграфии [Электронный ресурс]. URL: http://www.printech-expo.ru/ru-RU/about/news/1968.aspx (дата обращения: 10.02.2019).
4. Российская полиграфия, состояние, тенденции и перспективы развития, отраслевой доклад [Электронный ресурс]. URL: http://www.unkniga.ru/images/ docs/poligrafiya-2018-1.pdf (дата обращения: 10.02.2019).
Маркова Дарья Геннадьевна, магистрант, markova-96@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
FUTURE OF THE PRINTING INDUSTRY D.G. Markova
The state of the printing industry and likely prospects, the main aspects of the problem of the development in this industry in the future and its possible solution.
Key words: polygraphy, printing industry.
522
Markova Daria Gennadyevna, master, markova-96@yandex. ru, Russia, Tula, Tula state University
УДК 539.4
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ НАЧАЛА МАРТЕНСИТНОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ НА ХАРАКТЕР ВОДОРОДНОГО РАСТРЕСКИВАНИЯ СВАРНЫХ
СОЕДИНЕНИЙ
Н.Н. Сергеев, А.Н. Сергеев, С.Н. Кутепов, А.Е. Гвоздев, Д.С. Клементьев,
А.А. Калинин
В статье рассмотрено влияние температуры начала мартенситного превращения на характер водородного растрескивания сварных соединений конструкционных сталей. Представлена модель, описывающая влияние фазовых превращений как фазовое превращений в стальных сварных швах на распределение водорода. Показано, что температура металла сварного шва или разность температур между металлом шва и исходной зоной термического влияния (AMs), могут быть использованы в качестве индикатора водородного растрескивания, учитывающего роль микроструктуры и фазовых превращений первого рода (полиморфные фазовые переходы).
Ключевые слова: водородное растрескивание, температура начала мартен-ситного превращения, зона термического влияния, сварные соединения.
Общей практикой снижения риска водородного растрескивания (ВР) сварных соединений из высокопрочных сталей является применение предварительной или последующей термической обработки, что позволяет контролировать скорость охлаждения сварного шва и обеспечивать десорбцию диффузионно-подвижного водорода (ДПВ), отвечающего за процесс растрескивания. Современные научные подходы, основанные на конечно-элементном моделировании, позволяют определять оптимальные режимы термообработки, обеспечивающие такое сочетание микроструктуры, уровня приложенных и остаточных напряжений и содержания ДПВ, которое не приводит к ВР. Однако для их применения необходимо использовать комплексные программы испытаний и жестко контролировать параметры температуры и процесса сварки для каждой конкретной марки стали, что влечет за собой значительные трудовые и материальные затраты.
В этой связи необходимо проводить разработку и внедрение новых подходов по контролю содержания ДПВ в сварных соединениях из высокопрочных сталей.
Формирование микроструктуры сварного соединения, зависит от скорости охлаждения, состава и прокаливаемости основного металла и металла шва, а также исходного размера зерна аустенита перед трансформацией. Во время сварки зона термического влияния (ЗТВ), ближайшая к границе плавления, испытывает пиковые температуры и может превращаться в аустенит. Аустенит может переходить в твердый мартенсит или бейнит в результате быстрого охлаждения после сварки. Кроме того, из-за достаточно высокой температуры образуются грубые зернистые структуры.
Крупные зерна ЗТВ более твердые и менее пластичные, чем области, удаленные от границы плавления [1], поэтому именно в этой области возникает наибольший риск ВР.
Содержание водорода в сварном шве зависит как от источника водорода, так и от способности сварного шва транспортировать водород из металла шва в ЗТВ. Транспортный аспект становится важным из-за более высокой растворимости водорода, но более низкой скорости диффузии водорода в аустените, в отличие от феррита и мартенсита, которые имеют на порядок более высокие коэффициенты диффузии водорода [2].