Научная статья на тему 'Развитие поисковой познавательной деятельности у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках истории'

Развитие поисковой познавательной деятельности у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОИСКОВАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поплавская Татьяна Викторовна

Рассматривается вопрос развития поисковой познавательной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта. Из опыта работы приводятся примеры по организации умственной деятельности учащихся в данном направлении, учитывая их познавательные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поплавская Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие поисковой познавательной деятельности у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках истории»

2. Востров И.М.Инклюзивная образовательная среда специализированного творческого вуза, 2011. 4 с.

РАЗВИТИЕ ПОИСКОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Поплавская Т.В.

Поплавская Татьяна Викторовна - учитель истории, Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

г. Нягань

Аннотация: рассматривается вопрос развития поисковой познавательной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта. Из опыта работы приводятся примеры по организации умственной деятельности учащихся в данном направлении, учитывая их познавательные возможности.

Ключевые слова: поисковая познавательная деятельность, мотивация, самостоятельность, умственная деятельность учащихся с нарушением интеллекта.

Учащиеся с нарушением интеллекта так же, как и ученики общеобразовательной школы, изучают историю нашего Отечества. Авторы программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова отмечают, что «история является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно -исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно» [8, с. 78]. «Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов...» [8, с. 78].

Практика работы в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями показывает, что ученики зачастую не умеют осмысленно подходить к усвоению прочитанного, рассказанного, объясняемого на уроке. Причина кроется в сложности восприятия исторического материала, который чаще всего связан с абстрактными образами и представлениями разных эпох и временных периодов. Возникающие в процессе познания умственные действия и умения учеников часто имеют изъяны, набор мыслительных умений неполон, а круг задач, для решения которых он применяется, ограничен. Трудности в усвоении исторического материала обучающихся нередко приводят к снижению их интереса к учению. Для успешного овладения предметными знаниями необходимо пробудить интерес к познанию, увлечь, мобилизовать внимание учеников, активизировать их деятельность.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Данные психологии [1, 2] свидетельствуют о необходимости соединения в деятельности учащихся чувственного и рационального в познании. Следовательно, от учителя на уроке требуется правильно продуманная и хорошо организованная мыслительная работа учеников.

Учитывая возрастные особенности и индивидуальные возможности учащихся с нарушением интеллекта, на основе теоретического положения Л.С. Выготского о единстве основных закономерностей развития нормального и умственно отсталого

ребенка, на своих уроках, вместе с активными методами обучения, веду работу над развитием поисковой познавательной деятельности. На основе учения П.Я. Гальперина [9] о поэтапном формировании умственных действий, положения об основных типах ориентировочной деятельности школьников, а также методики формирования у школьников умения ориентироваться в общественно-исторических событиях Ю.Ф. Кузнецова [5], вся работа с учащимися поделена на этапы: вводный, ориентировочный, предварительное планирование, основной и обобщающий. Самый ключевой - основной этап включает в себя поисковую деятельность учащихся на уроке.

В работе над развитием поисковой познавательной деятельности на каждом уроке создаю проблемные ситуации, что мотивирует учеников на раскрытие темы, пробуждает интерес к изучаемому историческому факту, поиску информации по теме.

Главной целью основного этапа является обучение школьников нахождению ответов на вопросы плана из разных источников (выработка мыслительных умений через самостоятельное добывание знаний). Особое внимание здесь я обращаю на последовательность формирования умения у учащихся находить точные сведения по теме, индивидуальный подход в оказании помощи ученикам и постепенное усложнение предъявляемой им информации, как в количественном, так и в качественном отношении. На протяжении всего этапа приучаю учеников осуществлять контроль, ориентирую их в первое время на использование разнообразных памяток-инструкций, схем, раскрывающих состав существенных признаков изучаемого факта, последовательность действий, содержание и смысловое значение исторических понятий и терминов.

Учитывая низкий уровень познавательных возможностей школьников с нарушением интеллекта, на уроках истории в ходе поиска информации по теме не дается сложная терминология, она заменяется более простыми и понятными терминами (например, вместо понятия «общественно-экономическая формация» -понятие «порядки»). Часто вводится новое слово, но не дается его научное определение (понятие «революция» раскрывается на уровне создания образных представлений о событиях) [6]. Необходимость включения учеников в активное познание повлияла на разработку «Словаря исторических терминов (понятий) для учащихся 7-9 классов». Использование на уроке словаря с доступным понятийным объяснением смысла исторических терминов активизирует поисковую познавательную деятельность учащихся на уроках. Каждый из ребят может самостоятельно отыскать в словаре непонятное слово или слово, которое изучалось ранее и было забыто, объяснить его смысл, сформировать правильное представление как о самом понятии, так и о конкретном историческом факте, быстрее уяснить его значимость в изучаемом историческом периоде, а далее активно использовать его в своей речи. В процессе изучения истории Отечества постоянная работа со словарем позволяет учащимся с нарушением интеллекта развивать способности и умение отделять важное из целого, правильно оценивать и определять свое место и свою позицию по отношению к происходящему.

Ученики более осмысленно воспринимают исторический материал, когда сами активно участвуют в добывании необходимой информации. Здесь важно учитывать подбор справочников, иллюстративных энциклопедий, словарей. Не исключается и работа с интернетом. Весь подобранный материал для поиска должен быть в доступном и простом изложении. Именно на таком материале учащиеся с интеллектуальными нарушениями учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, связывать исторические факты в смысловую, логическую цепочку, выделять причины и следствия, делать самостоятельно выводы.

Общение и обсуждение в ходе поиска информации по теме учит ребят добывать знания в группе или индивидуально, действовать сообща, развивается умение работать с книгой, справочной литературой, интернетом. Поисковая деятельность настраивает учащихся на получение положительного результата своей работы,

69

интенсифицирует процесс коррекции и развития произвольного внимания, мышления, целенаправленной речи, значительно улучшает понимание ими существенных признаков, как исторических фактов, так и текущих современных общественных событий. Даже те ученики, которые ранее отличались пассивностью в работе по добыванию знаний из различных источников, стали заинтересованы в получении задания, его качественном выполнении.

Таким образом, работа над развитием поисковой познавательной деятельности формирует у учащихся на достаточном уровне базовые учебные действия, что подводит учащихся с интеллектуальными нарушениями не только к достижению предметных, но и личностных результатов освоения программы, включающих в себя индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки.

Список литературы

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. 416 с.

2. Выготский Л.С. Динамика умственного развития в школьном возрасте / Л.С. Выготский // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391-410.

3. Кузнецов Ю. Ф. Особенности восприятия и изучения учащимися вспомогательной школы времени события на уроках истории / Ю.Ф. Кузнецов // Современные технологии обучения учащихся с нарушением умственного развития: сб. науч. тр./ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996.

4. Кузнецов Ю.Ф. Формирование ориентировки в историческом времени у учащихся вспомогательной школы при работе с пособием «Лента времени» / Ю.Ф. Кузнецов // Дефектология, 2003. № 2. С. 44-57.

5. Кузнецов Ю.Ф. Формирование умения ориентироваться в общественно -исторических событиях у учащихся с недостатками интеллектуального развития: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; Институт специального образования. Екатеринбург, 1997. 65 с.

6. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида / Л.В. Петрова. М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2003. 208 с.

7. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

8. Программа по истории Бгажноковой И.М., Смирновой Л.В. сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», научный руководитель проекта И.М. Бгажнокова. Изд. Просвещение, 2003. 296 с.

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/koncepciya-poetapnogo-formirovaniya-umstvennyh-deystviy-pyagalperina/ (дата обращения: 03.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.