Научная статья на тему 'Особенности межпредметных связей в обучении школьников с нарушением интеллекта на уроках истории и профессионально трудового обучения'

Особенности межпредметных связей в обучении школьников с нарушением интеллекта на уроках истории и профессионально трудового обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1071
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / CORRECTION / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / REGIONAL COMPONENT / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харина Екатерина Михайловна

В статье рассматривается коррекционное воздействие межпредметных связей на познавательную деятельность учащихся с нарушением интеллекта на уроках истории и профессионально трудового обучения. Одним из действенных средств повышения эффективности процесса усвоения знаний и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта является система работы с материалом краеведческого содержания, как на уроках истории, так и на уроках трудового обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харина Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Features of Interdisciplinary Connections in Learning History and Professional Labour Schoolchildren with Intellectual Disability

The article discusses the correctional influence of the interdisciplinary connections on the cognitive activity of pupils with intellectual disability in learning History and professional labour. One of the efficient means to improve the process of training pupils with intellectual disability is the system of working with the regional content both at the lessons of History and labour training.

Текст научной работы на тему «Особенности межпредметных связей в обучении школьников с нарушением интеллекта на уроках истории и профессионально трудового обучения»

УДК 376.3 ББК 74

Харина Екатерина Михайловна

соискатель,

учитель

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 75" г.Ижевск Kharina Ekaterina Mikhailovna Applicant for a Degree,

Teacher

Municipal State Special (Correctional) Education Institution for Handicapped Students “Special (Correctional) Comprehensive School of Boarding Type VIII № 75”

Izhevsk

Особенности межпредметных связей в обучении школьников с нарушением интеллекта на уроках истории и профессионально трудового

обучения

Special Features of Interdisciplinary Connections in Learning History and Professional Labour Schoolchildren with Intellectual Disability

В статье рассматривается коррекционное воздействие межпредметных связей на познавательную деятельность учащихся с нарушением интеллекта на уроках истории и профессионально трудового обучения. Одним из действенных средств повышения эффективности процесса усвоения знаний и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта является система работы с материалом краеведческого содержания, как на уроках истории, так и на уроках трудового обучения.

The article discusses the correctional influence of the interdisciplinary connections on the cognitive activity of pupils with intellectual disability in learning History and professional labour. One of the efficient means to improve the process of training pupils with intellectual disability is the system of working with the regional content both at the lessons of History and labour training.

Ключевые слова: коррекция, межпредметные связи, краеведческий компонент, универсальные учебные действия

Key words: correction, interdisciplinary connections, regional component, universal educational action.

Проблема совершенствования процесса обучения в коррекционной школе VIII вида актуальна. Это связанно с тем, что под влиянием меняющихся условий жизни постоянно повышается уровень требований к общеобразовательной и трудовой подготовке учащихся. Одним из вариантов решения про-

блемы совершенствования процесса обучения и воспитания является формирование учебных знаний на межпредметной основе.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодический материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета [2].

В специальной школе учебные предметы связанны между собой сходством изучаемого материала. Важно отметить связь общеобразовательных предметов с трудовым обучением, так как это дает возможность создать условия для социальной адаптации и интеграции в обществе учащихся специальной (коррекционной) школы.

В ряде исследований (В.В.Воронкова, Е.А.Ковалева, С.Л.Мирский,

Н.П.Павлова, Л.В.Румянцева, В. В. Эк и др.), проведенных на материале различных учебных предметов коррекционной школы, раскрыты возможности овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями общеобразовательными знаниями. Не менее эффективной будет являться работа по развитию понятийных знаний и их практическому использованию на основе реализации межпредметных связей курсов истории Отечества и трудового обучения.

Действенным средством повышения эффективности процесса усвоения знаний и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта будет являться система работы с материалом краеведческого содержания, как на уроках истории, так и на уроках трудового обучения.

Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью важно создавать условия для установления связи в содержании обучения между различными предметами, такими как, история Отечества и трудовое обучение.

При организации работы, необходимо предварительно планировать возможности использования межпредметных связей уроков истории Отечества и трудового обучения.

Целью данной работы является конкретизация учебного материала, активизация восприятия, мышления, воображения, речи и внимания учащихся. В учебный процесс могут быть включены различные виды заданий на анализ и Вестник ЧГПУ 102012 190

синтез, составление плана, сравнение, выделение лишнего, классификацию, выделение существенного в изученном, объяснение причинно-следственных, временных, локальных связей, подведение под понятие, соотнесение, обобщение, систематизацию, оценивание, формулировку выводов, перенос умений в новые условия, составление рассказов и др. Задания такого рода могут быть использованы на всех этапах учебного процесса: на водных занятиях, при повторении и проверке пройденного, на этапе изучения нового материала, при закреплении и обобщении, в том числе при выполнении домашней работы [4].

Актуально создание учебных видеофильмов и презентаций, раскрывающих сущность исторических явлений и их причинно-следственные отношения, влияющие на развитие ремесла и на изменение одежды, состава домашней утвари предков (в частности удмуртов). Данный вариант работы придает процессу обучения наглядный динамический характер.

Используя межпредметную интеграцию, учитель может подготовить учащихся к восприятию новых понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия между изучаемыми объектами [7].

Успех интегрированного подхода во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, от целесообразности и правильности использования их учителем в учебном процессе. Практика работы в коррекционной школе показывает, что реализация общеобразовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач, поставленных учителем на уроке, возможна лишь при осуществлении тесной связи с другими учебными предметами, а также при опоре на имеющийся жизненный опыт самих учащихся [3].

Средствами разных учебных предметов, мы способствуем воспитанию у учащихся любви к Отечеству, родному краю, его духовным, самобытным обычаям, традициям, показываем причастность каждого человека, каждой семьи к жизни Удмуртии и России, значимость каждого в благополучии Родины. Воспитание любви к Родине, родному краю было бы недостаточным, если бы не привлекался краеведческий материал, связанный с историей Удмуртской

республики. Введение элементов краеведческих знаний в учебный процесс способствует успешному решению задач обучения и воспитания школьников с нарушениями интеллекта.

Важно уделять внимание различным аспектам краеведческих знаний на уроках истории Отечества, а также используя межпредметные связи, включать историко-краеведческий материал в теоретическую часть уроков трудового обучения. Это способствуют общему развитию школьника и более глубокому подходу к изучаемым на уроке темам, а также детальному закреплению изучаемого материала данных учебных дисциплин.

При изучении на уроках трудового обучения таких вводных тем, как “Построение и вырезание геометрических орнаментов”, «Виды орнаментов на ткани», “Использование древесины”, «Технология получения тканей», целесообразно включать теоретический историко-краеведческий материал на темы «Символика удмуртов. Значение орнаментов», «Значение растений в жизни удмуртов ». Данная форма работы позволяет расширить кругозор учащихся с интеллектуальными нарушениями, а также повысить заинтересованность предметом трудового обучения, увеличить выбор вариантов дальнейшей работы с древесиной, тканью и изделиями из них. На уроках истории Отечества, когда речь идет о ремеслах восточных славян, о славянском поселке, следует обратить внимание учащихся на то, какие ремесла были у древних удмуртов, как была устроена изба в удмуртских поселках. Этот материал еще раз обратит внимание учащихся на виды ремесел, особенности построения орнаментов и тд, то есть на тот материал, с которым школьники уже были ознакомлены на уроках трудового обучения, но уже в историко-краеведческом аспекте. Данная работа с использованием межпредметных связей повысит качество знаний учащихся с нарушенным интеллектом, позволит школьникам более целостно усвоить учебный материал, расширит их кругозор, а также создаст ситуацию успеха, так как воспроизводить уже знакомый материал учащимся становится доступнее.

Такая форма уроков позволяет школьнику с интеллектуальным отставанием установить взаимосвязь между полученными знаниями, перенести эти знания в новые условия и актуализировать их. На интегрированных уроках, знания по предметам обогащаются, дополняются, используются в практической деятельности и повседневной жизни школьников с нарушением интеллекта, мир познается в многообразии и единстве, такая форма учебного процесса побуждает к активному познанию, а также способствует развитию речи.

Использование различных видов работы поддерживает на уроках внимание учащихся на высоком уровне. Нестандартные уроки увлекательные, интересные; снимают напряжение, снижают утомление, служат развитию воображения, мышления, памяти. Уроки такого вида можно проводить регулярно, в зависимости от подходящей темы. Использование историко-краеведческого материала на уроках трудового обучения показывает важность и необходимость изучения истории, соответственно исторический материал указывает на значимость ремесла в жизни человека.

Вместе с тем, в специальной (коррекционной) школе особо важным является формирование универсальных учебных действий, которые равно необходимы при обучении каждой школьной дисциплине (умение выслушивать учителя, понимать и усваивать информацию, направлять и удерживать внимание на учебном объекте и тд.). Поэтому для эффективности коррекционной работы должны быть установлены определенные единые требования, предъявляемых к ученикам на всех уроках.

Так же важно на любом уроке уделить внимание формированию у учащихся некоторых качеств личности, необходимых при обучении (исполнительность, положительное отношение к учителю). Воспитание положительных качеств личности также важно, как и усвоение воспитанниками знаний и умений.

Межпредметные связи предполагают согласованность сроков изучения тех или иных материалов, входящих в программу различных дисциплин, и

опору во время занятий на знания и умения учащихся, полученные на уроках по другим учебным предметам.

При составлении конспектов уроков, которые включают междисциплинарные связи, используются программы по истории Отечества, столярному и швейному делу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Также важны советы и рекомендации учителей-предметников, без связи с коллегами такие уроки непродуктивны.

Использование краеведческого материала в процессе привлечения межпредметных связей может стать основой для оптимизации процесса изучения истории Отечества в специальной (коррекционной) школе. При организации такой работы учитель должен систематично привлекать информацию историко-краеведческого характера, учитывая специфику других предметов, тем самым обогащая опыт школьников в процессе сопоставления исторических фактов и материалом других предметов. Также учитель обязан учитывать возрастные и психические особенности школьников при включении в процесс обучения межпредметных связей.

Различные формы межпредметной связи активизируют познавательную деятельность школьников с нарушением интеллекта, делают урок содержательным, эффективным, расширяющим кругозор учащихся. Все это способствует восприятию обучения, как единого обучающего процесса, а не разрозненного предметного обучения.

Библиографический список

1. Еременко И. Г. Олигофренопедагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - К.: Вища школа, 1985. - 327 с.

2. Капралова О.П. Реализация межпредметных связей на уроках филологического цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида - статья -http://festival.1september.ru

3. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: ВЛАДОС.

1999. - 144 с.

4. Кузнецов Ю.Ф. История Отечества. Тетрадь творческих заданий для учащихся. Часть 1.: Екатеринбург 1999, 85 с.

5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2000. -272 с.

6. Тренина Н.А. Использование интеграции и межпредметных связей на уроках математики и краеведения - статья - http://festival.1september.ru

7. Хитрюк В.В. Межпредметные связи как средство формирования знаний у умственно отсталых школьников - статья - http://bibliotekaknig.ru.

Bibliography

1. Eremenko, I.G. Oligophrenopedagogics: Study Guide for Higher Pedagogical School Students [Text]. - K., 1985. - 327 p.

2. Kapralova, O.P. Interdisciplinary Connections Implementation on the lessons of the Philological Cycle in the Special (Correctional) School, Type VIII [Electronic Resourse] // Article. - Access Mode: http://festival.1september.ru

3. Khitryuk, V.V. Interdisciplinary Connections As a Means of Knowledge Forming in Mentally Handicapped Schoolchildren [Electronic Resourse] // Article. -Access Mode: http://bibliotekaknig.ru.

4. Koshmina, I.V. Interdisciplinary Connections in Primary School [Text]. - M.: VLADOS, 1999. - 144 p.

5. Kuznetsov, Yu.F. History of Russia. Copybook of Creative Tasks for Schoolchildren. Part 1 [Text]. - Yekaterinburg, 1999. - 85 p.

6. Puzanov, B.P. Trainign Children with Intellectual Disability [Text]. - M., 2000. -272 p.

7. Trenina, N.A. Using Integration and Interdisciplinary Connections at Mathematics Lessons and Area Study [Electronic Resourse] // Article. - Access Mode: http://festival.1september.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.