Научная статья на тему 'Особенности организации взаимодействия участников в процессе инклюзивного образования школ'

Особенности организации взаимодействия участников в процессе инклюзивного образования школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2313
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / РЕБЕНОК / ПОТРЕБНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАРУШЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Ирина Николаевна, Слащинин Семен Алексеевич

В статье анализируется проблема несовершенства современной модели образовательной системы, которые не позволяют применить инклюзивные методы образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно инклюзивное обучение наилучшим образом помогает адоптироваться ребенку с особыми образовательными потребностями. Также ставятся вопросы организации граничного взаимодействия всех членов образовательного процесса: учеников, родителей и учителей. А также проблема организации социального и бытового пространства вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкина Ирина Николаевна, Слащинин Семен Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации взаимодействия участников в процессе инклюзивного образования школ»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛ

1 2 Белкина И.Н. , Слащинин С.А.

'Белкина Ирина Николаевна - доцент, кафедра психологических наук; 2Слащинин Семен Алексеевич - студент, специальность: специальная психология, факультет психологии и специального образования,

Самарский государственный социально-педагогический университет,

г. Самара

Аннотация: в статье анализируется проблема несовершенства современной модели образовательной системы, которые не позволяют применить инклюзивные методы образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно инклюзивное обучение наилучшим образом помогает адоптироваться ребенку с особыми образовательными потребностями. Также ставятся вопросы организации граничного взаимодействия всех членов образовательного процесса: учеников, родителей и учителей. А также проблема организации социального и бытового пространства вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями. Ключевые слова: образование, инклюзия, ребенок, потребность, результат, эффективность, нарушение, развитие, взаимодействие, задача.

«Образование - право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития...

Нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех...»

Кофи Аннан, 1998

Сегодня образование детей с особыми образовательными потребностями - одна из основных задач нашей страны. Это основное условие создания инклюзивного общества, в котором каждый сможет чувствовать свою причастность к обществу, его целям и задачам, а также ощущать ценность своих действий. И пожинать плоды цивилизации. Специалисты, и в первую очередь учителя, обязаны обеспечить возможность каждому человеку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. На данный момент эта задача не может быть решена, так как существует ряд проблем, решение которых поможет приблизить создание необходимых условий, для создания инклюзивного общества.

Первостепенной проблемой является архитектурная не совершенность и географическая недоступность большинства школ. Уже только этот факт отсеивает множество потенциальных учеников, которым необходимо образование.

Кроме того, большинство преподавателей и педагогов массовых школ, не достаточно осведомлены о проблеме образования детей с особыми образовательными потребностями или не имеют необходимого образования для обучения воспитания и формирования соответствующих навыков и компетенций.

Особое внимание в современных Российских и зарубежных исследованиях уделяется проблеме взаимодействия между участниками процесса инклюзивного

65

образования. Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка. Развивающий эффект обучения зависит во многом от того, как организована совместная деятельность взрослого и ребенка, или ребенка и сверстника, насколько хорошо он может выстраивать партнерские отношения с другими. Умение выстраивать межличностные отношения может быть не сформировано у детей с нормальным психофизическим развитием, где уместна лишь небольшая помощь и небольшое вмешательство в организацию межличностных отношений. Дети с особыми возможностями здоровья, в свою очередь, требуют более серьезного вмешательства в организацию процесса взаимодействия с участниками инклюзивного образовательного процесса.

Для детей с проблемами в развитии характерны следующие трудности взаимодействия: проявления социальной изолированности, снижение количества взаимодействий, наличие барьеров общения, отсутствие интереса к совместной деятельности, негативные поведенческие реакции. Все эти трудности напрямую влияют на успешность обучения учащихся, на личные достижения и просто на право реализовать себя. Существует задача - найти оптимальный метод для решения такой проблемы, как создание эффективного специально организованного, управляемого процесса взаимодействия учителей и учеников, направленного на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Так как на сегодняшний день реализация инклюзивного обучения не является максимально эффективной. Разработка особенностей организации взаимодействия участников в процессе инклюзивного образования школ поможет достичь необходимых результатов, для повышения эффективности инклюзивного образования. Как сообщают в практическом пособии «Показатели инклюзии» М. Эйноску и Т. Бут: «Именно в условиях инклюзии ребенок с проблемами в развитии может научиться взаимодействовать со своими здоровыми сверстниками» [1;97]. Но для этого, необходимо сформировать определенные педагогические компетенции, которые необходимы для реализации и организации взаимодействия участников в процессе инклюзивного образования школ.

У учителей общеобразовательных школ должны быть сформированы компетенции деятельности и необходимые теоретические знания в области специальной и педагогической психологии, коррекционной педагогики, понимании и реализации подхода индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Необходимо учитывать в своем педагогическом подходе многообразие возможностей обучения разных детей. Исходя из этого, существует потребность применения моделей совместного преподавания и сотрудничества общих и специальных педагогов. Что станет эффективным способом удовлетворения особых потребностей детей с особыми образовательными потребностями.

Наиболее важным для социального развития человека является школьный период, но и в последующем развитии инклюзивное обучение ребёнка с проблемами будет иметь положительный опыт. Несмотря на то, что взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка, для полноценного социального и познавательного развития детям школьного возраста недостаточно взаимодействовать только с взрослыми или сверстниками, необходимо взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса. Следовательно, следующей особенностью взаимодействия участников в процессе инклюзивного образования школ зависит от гуманного отношения и степени прилагаемых усилий самих учеников и инклюзивного образовательного процесса. Проблема успешной социальной реабилитации и социализации исследуется широко, однако изучению выявления социально-психологических и личностных аспектов толерантного взаимодействия остается мало изученным.

Дети, с особыми возможностями здоровья, проявляют большую гибкость в общении, так же им свойственен более высокий уровень коммуникативной толерантности и способность к пониманию состояния собеседника. Стремление к пониманию, принятию индивидуальности другого, а так же готовности к равноправному взаимодействию с обществом является характерной чертой для лиц с особыми потребностями здоровья.

Люди с нормальным психофизическим развитием в большей степени используют в общении социальные стереотипы, в рамки которых не укладываются особенности лиц с ОВЗ. Особенность этого вида взаимодействия основывается на желании общаться только с комфортными и «удобными» для общения людьми, что укрепляет барьер интеграции детей с особыми возможностями здоровья в общество.

Стоит отметить, что неадекватность людей с нормальным психофизическим развитием в отношении к лицам с инвалидностью связана с отсутствием опыта взаимодействия с лицами, имеющими инвалидность

Известно, в настоящее время имеется тенденция ухода разделения коррекционных школ и интернатов по видам, как в названиях, так и в оформлении документации. Что, в некоторой степени, стирает границы между различными категориями нарушений лиц с ОВЗ. И подталкивает систему образования к созданию инклюзии. Но как именно инклюзивное образование поможет преодолеть трудности социализации, и почему именно оно наилучшим образом справляется с этой задачей?

Это достигается благодаря тому, что в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других.

Таким образом, необходимы практические действия по созданию такой атмосферы, которая позволяет по-настоящему включить всех участников образовательного процесса в школьную жизнь, а также действий по созданию и развитию «включающей», инклюзивной образовательной среды для всех членов дошкольного сообщества.

В основу организации коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзии легли исследования Л.С. Выготского, В.Я. Вороновой, Н.А. Коротковой, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Михайленко, А.С. Спиваковской, Д.Б. Эльконина и других.

Задача специалистов - разработать и апробировать содержание работы специалистов и в первую очередь учителей, направленное на формирование взаимодействия учеников с проблемами в развитии со сверстниками.

Как известно, трудности формирования взаимодействия детей с проблемами в развитии со сверстниками обусловлены, с одной стороны, явлениями социальной изолированности, снижением количества взаимодействий, наличием барьеров общения, отсутствием интереса к совместной деятельности, неадаптивными поведенческими реакциями, а, с другой стороны - недостаточной разработанностью содержания работы учителя и воспитателя в инклюзивной группе.

Педагоги, психологи, и администрация образовательных организаций, вставших на путь организации инклюзивного образовательного процесса особенно остро нуждаются в организации процесса взаимодействия и отработки механизмов выстраивания межличностных отношений.

Список литературы

1. Тони Бут, Мэл Эйнскоу. Показатели инклюзии. Практическое пособие РООИ «Перспектива» // под ред. Марка Вогана, основателя Центра изучения инклюзивного образования. Бристоль, Великобритания, 2013. 97 с.

67

2. Востров И.М.Инклюзивная образовательная среда специализированного творческого вуза, 2011. 4 с.

РАЗВИТИЕ ПОИСКОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Поплавская Т.В.

Поплавская Татьяна Викторовна - учитель истории, Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

г. Нягань

Аннотация: рассматривается вопрос развития поисковой познавательной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта. Из опыта работы приводятся примеры по организации умственной деятельности учащихся в данном направлении, учитывая их познавательные возможности.

Ключевые слова: поисковая познавательная деятельность, мотивация, самостоятельность, умственная деятельность учащихся с нарушением интеллекта.

Учащиеся с нарушением интеллекта так же, как и ученики общеобразовательной школы, изучают историю нашего Отечества. Авторы программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова отмечают, что «история является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно -исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно» [8, с. 78]. «Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов...» [8, с. 78].

Практика работы в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями показывает, что ученики зачастую не умеют осмысленно подходить к усвоению прочитанного, рассказанного, объясняемого на уроке. Причина кроется в сложности восприятия исторического материала, который чаще всего связан с абстрактными образами и представлениями разных эпох и временных периодов. Возникающие в процессе познания умственные действия и умения учеников часто имеют изъяны, набор мыслительных умений неполон, а круг задач, для решения которых он применяется, ограничен. Трудности в усвоении исторического материала обучающихся нередко приводят к снижению их интереса к учению. Для успешного овладения предметными знаниями необходимо пробудить интерес к познанию, увлечь, мобилизовать внимание учеников, активизировать их деятельность.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Данные психологии [1, 2] свидетельствуют о необходимости соединения в деятельности учащихся чувственного и рационального в познании. Следовательно, от учителя на уроке требуется правильно продуманная и хорошо организованная мыслительная работа учеников.

Учитывая возрастные особенности и индивидуальные возможности учащихся с нарушением интеллекта, на основе теоретического положения Л.С. Выготского о единстве основных закономерностей развития нормального и умственно отсталого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.