Научная статья на тему 'Развитие подростков в условиях проекта «Тележурналистика»'

Развитие подростков в условиях проекта «Тележурналистика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / тележурналистика / выразительные средства / шаблоны / шкала оценок продуктов деятельности / авторская позиция / author's position / teenager / tv journalism / expressive means / patterns / assessment scale

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вожатова Оксана Николаевна

Представлено описание эксперимента, направленного на развитие психологической готовности подростков к созданию авторских продуктов деятельности в условиях проекта «Тележурналистика». Дана характеристика средств и способов организации занятий с подростками в студии тележурналистики в экспериментальной группе при сопоставлении с контрольной. В качестве ведущего средства выступала схема, позволяющая ориентироваться участникам во всем разнообразии жанров, форматов телепередач, драматургии, выразительных средств видеоряда и звукоряда. Приведены количественные данные, свидетельствующие о выигрышности экспериментального направления, позволяющего подросткам преодолевать шаблоны деятельности, пользоваться все более дифференцированной шкалой оценок продуктов деятельности в области тележурналистики, ориентироваться на поиск комплекса средств выражения авторской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes an experiment aimed at the development of the psychological readiness of teenagers to the creation of copyright products under the project Journalism. The ways of organizing sessions with teenagers in the studio of TV journalism in the experimental group compared to the control group are described. The suggested scheme gives the participants an opportunity to focus on the diversity of television genres and formats, and drama, on the expressive means of video and sound tracks. The quantitative data show that the project facilitates teenagers" overcoming the habitual patterns of activities and to employ a variety of activities in the fi eld of TV journalism.

Текст научной работы на тему «Развитие подростков в условиях проекта «Тележурналистика»»

5. Mednikova L. S. Osobennosti razvitija prostranstvenno-vremennoj organizacii izobrazitel’noj i rechevoj dejatel’nosti doschkol’nikov s intellektual’noj nedostatochnost’ju // Defektologija, 2004. № 4. S. 47-54.

6. Muhina V S. Vozrastnaja psihologija. M.: Akademija, 2002.

7. Muhina V. S. Izobrazitel’naja dejatel’nost’ rebenka kak forma usvoenija social’nogo opyta. M.: Pedagogika, 1981.

8. PogosovaN. M. Cvetovoj igrotrening. SPb.: Rech, 2005.

9. Psihologija detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija. Hrestomatija: Uchebnoe posobie dlja studentov fakul’tetov psihologii. SPb.: Rech, 2004.

10. SerovN. V Svetocvetovaja terapija: Smysl i znachenije cveta: informacija — cvet — intellect. SPb.: Rech, 2001.

11. Slepovich L. S. Psihologicheskaja struktura zaderzhki psihicheskogo razvitija v doschkol’nom vozraste: Avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 1994.

12. Triger R. D. Psihologicheskie osobennosti socializacii detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija. SPb.: Piter, 2008.

13. Jung K. G., fon FrancM.-L., Henderson Dzh. L., Jakobi I., Jaffe A. Chelovek i ego simvoly / Pod obshch. red. S. N. Sirenko. M.: Serebijanye niti,1997.

14. LuscherM. Psychologic der Farben. Test verlag. Basel, 1971.

15. Shaie K. W., Heiss L. Color and Personality. A manual for the Color Pyramid Test. Hans Huber, 1964.

О. Н. Вожатова

РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА «ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА»

Представлено описание эксперимента, направленного на развитие психологической готовности подростков к созданию авторских продуктов деятельности в условиях проекта «Тележурналистика». Дана характеристика средств и способов организации занятий с подростками в студии тележурналистики в экспериментальной группе при сопоставлении с контрольной. В качестве ведущего средства выступала схема, позволяющая ориентироваться участникам во всем разнообразии жанров, форматов телепередач, драматургии, выразительных средств видеоряда и звукоряда. Приведены количественные данные, свидетельствующие о выигрышности экспериментального направления, позволяющего подросткам преодолевать шаблоны деятельности, пользоваться все более дифференцированной шкалой оценок продуктов деятельности в области тележурналистики, ориентироваться на поиск комплекса средств выражения авторской позиции.

Ключевые слова: подросток, тележурналистика, выразительные средства, шаблоны, шкала оценок продуктов деятельности, авторская позиция.

O. N. Vozhatova

DEVELOPMENT OF TEENAGERS IN CONDITIONS OF THE PROJECT

“TELEVISION JOURNALISM”

The article describes an experiment aimed at the development of the psychological readiness of teenagers to the creation of copyright products under the project “Journalism ”. The ways of organizing sessions with teenagers in the studio of TV journalism in the experimental group compared to the control group are described. The suggested scheme gives the participants an opportunity to focus on the diversity of television genres andformats, and drama, on the expressive means of video and sound tracks. The quantitative data show that the project facilitates teenagers ’ overcoming the habitual patterns of activities and to employ a variety of activities in the field of TV journalism.

Keywords: teenager, TV journalism, expressive means, patterns, assessment scale, author's position.

В настоящее время все более актуальной становится подготовка молодого поколения к интерпретации социальных событий, к пониманию этических коллизий окружающего мира, к выражению своего отношения к происходящему. Решение проблемы психологического обоснования подходов к сопровождению подростков в процессе их становления в позиции социально ответственных субъектов продуктивной деятельности могло бы внести существенный вклад в исследования в области психологии развития, психологии личности, социальной психологии [1, с. 81; 2, с. 192; 3, с. 670]. Значительный вклад в процесс социализации детей, подростков и юношества вносит современное телевидение. Существуют различные возможности использовать телевидение в качестве средства социализации детей, подростков, юношества. Развитие подростков в качестве участников и авторов телевещания представляет мало исследованное направление. Однако оно предоставляет большие возможности для изучения психологических условий и психологических механизмов становления подростков как субъектов творческой социальной практики, которые способны вносить большой вклад в социальную ситуацию развития целого поколения города и региона. Очевидно, что позиции потребителя телепередач правомерно противопоставить позицию продуктивного участника телепередач, высшим уровнем развития которой выступает авторская позиция. Как и всякий другой вид продуктивной деятельности, тележурналистика содержит определенные ресурсы для овладения ее участниками высших уровней творческой самореализации. Однако она содержит определенные опасности следования за наиболее репродуктивными образцами, стереотипами. В рамках деятельности телевещания они оказываются наиболее заметными, так как от них зависит впечатление телезрителей о качестве работы студии.

В современной психологии развития и психологии образования сложилось определенное противоречие между необходимостью поддерживать развитие подростков в направлении творческой самореализации и низким уровнем

разработанности категориальных и экспериментальных средств исследования этого процесса. Это свидетельствует о том, что психологическое обоснование оптимального сопровождения подростков в процессе становления у них авторской позиции в сфере тележурналистики является актуальной теоретической и прикладной проблемой. Возможности ее изучения открываются при организации в системе дополнительного образования подростковой студии телевещания. Наша экспериментальная работа проводилась на базе студии журналистики АУ ОТРК «Югра» и кружка журналистики колледжа-интерната искусств для одаренных детей Севера.

Объектом исследования выступило развитие продуктивной позиции подростка как участника и создателя творческих продуктов деятельности в области тележурналистики в системе дополнительного образования.

Предметом нашего исследования являются эмпирические проявления динамики позиции подростка как субъекта творчества, преодолевающего репродуктивные образцы продуктов деятельности в области телевещания.

В качестве основных положений, на основе которых формулировались гипотезы, выступали следующие. На этапе вхождения в деятельность подростки, участники телестудии, демонстрируют обычно ряд типичных недостатков, которые характерны и для взрослых участников сферы телевещания. Они используют телеэфир в целях личной самопрезентации. Крайне мало выражена ориентировка на коммуникативную сущность телевещания, не выражена обращенность к целевой аудитории, не внятны замыслы, скудны и мало осознаваемы выразительные средства при создании продуктов деятельности, стихийно, случайно подбираются выразительные визуальные и звуковые выразительные средства, отсутствует командный стиль работы между участниками телепередач в процессе разработки замысла и его осуществления. Кроме того, базовым недостатком начинающих участников в этой сфере деятельности выступает ориентирование на распространенные образцы, шаблоны, стереотипы телевещания,

низкий уровень критериев оценки высокого уровня мастерства в этой области, низкий уровень осознанности соответствия содержания и формы презентации. Оказываются не развитыми средства и способы анализа авторской позиции при оценке продуктов деятельности в области телевещания.

Цель нашего исследования состояла в организации условий, способствующих уяснению подростками критериев оценки продуктов деятельности в сфере телевещания, касающихся как содержания авторского замысла, так и выразительных средств его воплощения и владения ими в процессе взаимной оценки создаваемых подростками продуктов деятельности.

Гипотеза исследования состояла в том, что овладение подростками полной ориентировкой в экспертных критериях оценки качественных продуктов деятельности в сфере телевещания позволит изменить их собственные продукты деятельности как на стадии планирования, так и на стадии воплощения своих собственных замыслов. В качестве ведущей группы условий, создаваемых в процессе обучения подростков в студии, выступали средства, позволяющие подросткам при вхождении в столь сложную продуктивную деятельность, как телевещание, ориентироваться в ее задачах, способах, направлениях ее организации в соответствии с замыслом. Именно поэтому нами осуществлялся нормативно логический анализ всего диапазона средств ориентировки, которые позволяли бы начинающим участникам телестудии учитывать важнейшие характеристики как деятельности по проектированию замысла будущего продукта, так и его исполнения в творческой группе единомышленников. Такого рода средства представлялись нами в форме ориентировочной схемы, применение которой позволяло бы участникам овладеть все более дифференцированными критериями оценки разнообразных продуктов в области телевещания и на основе этого осуществлять организацию собственной деятельности. Ожидалось, что эмпирическими проявлениями динамики участников выступят, прежде всего, изменения вербальной оценки того, как характеризуются подростками продукты

деятельности, создаваемые ими самими, в ситуациях рефлексивно-аналитической экспертизы, а также продукты деятельности, созданные признанными мастерами в этой области средств массовой коммуникации. Наиболее глубокие изменения должны были проявиться в переходе участников студии от односложных бедных характеристик ко все более зрелым по содержанию и форме экспертным высказываниям, затрагивающим все более глубинные характеристики содержания телепередач и форм их выражения средствами телевещания.

Как подчеркивалось, при традиционном процессе обучения подростков при вхождении их в деятельность наблюдаются недостатки, которые долгое время не преодолеваются. К ним можно отнести следующие: при планировании замысла работ и их подготовке неосознанная опора на штампы, стереотипы, образцы-клише просмотренных участниками популярных телепередач; несогласованность всех компонентов проекта, неадекватность взаимодействия и общения друг с другом в процессе распределения социальных ролей в группе, низкий уровень рефлексии участников при самом процессе организации работы, что отражается и в полученных продуктах деятельности. На преодоление этих недостатков и была направлена экспериментальная программа. В процессе ее организации большое значение придавалось преемственности форм взаимодействия руководителя студии (ведущего экспериментальный курс) с участниками в процессе создания ими полноценных продуктов деятельности, подготовки к телевещанию и его осуществления. Предусматривались: организация командной работы участников в процессе разработки проектных замыслов, организация практической части съемок, взаимо- и самооценка. Наиболее сложными продуктами деятельности, безусловно, выступали «презентации» в открытом эфире.

Для введения в экспертную деятельность продуктов тележурналистики вводилась ориентировочная схема, позволяющая начинающим участникам учитывать все многообразие параметров грамотного проекта и программы работы. Последовательность

ориентировки предполагала: планирование целевой аудитории, к которой будет, прежде всего, адресована телепередача, выбор жанра, формата телепередачи, драматургии, выразительных средств видеоряда, выразительных средств звукоряда. Применение ориентировочной схемы в качестве экспертной должно было обеспечить уяснение подростками оснований для селекции более или менее качественных результатов деятельности. Овладение же критериями качественных продуктов деятельности осуществлялось на основе того, что такая же ориентировочная схема должна была выступать основаниями организации собственной работы участников студии. Применение ориентировочной схемы осуществлялось в процессе выполнения групповых заданий, предполагающих распределение обязанностей и овладения каждым участником одной из позиций в творческой группе профессионалов, участвующих в подготовке и выпуске телепередач различных жанров, форматов и т. п. Возможный состав творческой группы: сценарист, корреспондент, ведущий, оператор, видеоинженер. Эти позиции возможно интегрировать, вплоть до выполнения всех их одним человеком. Однако обычно работа осуществлялась в некоторой слаженной команде, выступающей коллективным автором как проекта телепередачи, так и продуктов деятельности.

В ходе осуществления экспериментальной программы в 2009-2010 учебном году были подготовлены и осуществлены презентации в открытом эфире в русле долговременной телепередачи «Трое, не считая кота». Она представляла собой специализированную информационно-развлекательную передачу для подростков, выходила в прямом эфире еженедельно, хронометраж программы — 40 минут. В подготовке программы участвовали как сами подростки — юные корреспонденты, так и юные телезрители, которые подсказывали идеи следующих программ. Программа была построена на репортажах подростков, интервью с интересными людьми, на общении с телезрителями в прямом эфире. Каждый цикл организации деятельности, предваряющий выход в эфир, предполагал определенную цепочку работ: создание проекта телепередачи, сбор

информации, выбор и приглашение интересных гостей для интервью, создание репортажей для телепередачи, редактирование текстов для ведущих телепередачи, генеральный прогон-репетицию телепередачи с использованием всего отобранного материала для видеорепортажей. В качестве подтверждения того, что организация деятельности в соответствии с экспериментальной программой с опорой на разработанную нами ориентировочную схему обеспечила более высокую готовность подростков к позиции творческих авторов телепередач, правомерно сослаться на высокие оценки экспертной группы — жюри национального конкурса на премию «Тэфи» 2010 года, проводимого в октябре 2010 г. в Санкт-Петербурге. Продукты деятельности подростковой телестудии «ЮГРА» были неоднократно отмечены первым местом среди всех детских и подростковых телестудий России на всероссийских телефестивалях и международных телеконкурсах, ребята также являются лауреатами «Тэфи» 2008 г., «Тэфи» 2010 г. и финалистами национального конкурса «Тэфи» 2010 г. Как и ожидалось, эмпирическими проявлениями позитивной тенденции, свидетельствующей о развитии участников студии в условиях экспериментальной программы, выступило изменение качества оценок и взаимооценок подростками продуктов деятельности телевещания. Нами осуществлялась фиксация того, как изменялся спектр характеристик, применяемых подростками в процессе взаимной оценки и самооценки продуктов деятельности. Необходимо подчеркнуть, что все критерии были предзада-ны подросткам в составе ориентировочной схемы оценки. Однако свободное владение ими в ходе групповых экспертных разборов того, что получилось или не получилось в ситуациях просмотра материала, должно было осуществляться в контексте полилогов в форме свободных высказываний подростков друг с другом и взрослыми организаторами работы в студии. Так как предлагаемые критерии были достаточно сложны, они осваивались участниками в три этапа. На каждом из этапов им предлагались все боле дифференцированные критерии, на основе которых они могли характеризовать как авторский замысел, так и выразительные

средства его воплощения авторами, а также степень их соответствия. Именно поэтому проверка того, каков диапазон критериев, с помощью которых участники характеризуют телепередачи, осуществлялась в три этапа, на каждом из которых фиксировалось

то, насколько были освоены предлагаемые в составе ориентировочной схемы критерии оценки. В табл. 1 представлено описание критериев, предлагаемых подросткам в качестве средств экспертной оценки на каждом этапе.

Таблица 1

Критерии экспертной оценки продуктов деятельности участников студии «Тележурналистика»

Этап Критерии

1 1. Полнота ориентировки в жанрах журналистики при планировании и разработки своего замысла. 2. Уровень адекватности систематизации информации в различные форматы. 3. Степень структурно-композиционного построения сюжета.

2 1. Полнота ориентировки в жанрах журналистики при планировании и разработки своего замысла. 2. Уровень адекватности систематизации информации в различные форматы. 3. Степень структурно-композиционного построения сюжета 3.1. Уровень мастерства, проявленного в художественном решении. 3.2. Мера оригинальности замысла режиссерского решения. 3.3. Уровень технического воплощения замысла.

3 1. Полнота ориентировки в жанрах журналистики при планировании и разработки своего замысла. 2. Уровень адекватности систематизации информации в различные форматы. 3. Степень структурно-композиционного построения сюжета. 3.1. Уровень мастерства, проявленного в художественном решении. 3.2. Мера оригинальности замысла режиссерского решения. 3.3. Уровень технического воплощения замысла.

4 1. Полнота ориентировки в жанрах журналистики при планировании и разработки своего замысла. 2. Уровень адекватности систематизации информации в различные форматы. 3. Степень структурно-композиционного построения сюжета. 3.1. Уровень мастерства, проявленного в художественном решении. 3.2. Мера оригинальности замысла режиссерского решения. 3.3. Уровень технического воплощения замысла. 4. Степень выраженности авторской позиции. 4.1. Мера оригинальности авторского стиля подачи информации. 4.2. Выраженность авторства в технологии реализации творческого замысла. 4.3. Мера выраженности адресованности содержания сюжета целевой аудитории. 4.4. Острота затронутой в работе темы. 4.5. Полнота раскрытия заявленной в работе темы. 4.6. Степень выполнения авторских методов и приёмов при воплощении замысла.

По каждому критерию возможно было оценить продукты деятельности в трехбалльной системе. Проводимые нами проверки того, как пользуются участники предлагаемыми на каждом этапе критериями, подтвердили то, что участники от этапа к этапу демонстрировали позитивную динамику количества критериев, которыми они свободно оперировали при характеристике завершенных работ друг друга. Кроме того, что достигалась полнота и дифференциро-ванность состава критериев, изменились и количественные показатели того, какие средние оценки стали получать авторы продуктов деятельности со стороны участников экспертных разборов: их товарищей и организатора студии. Количественно выросли средние баллы оценок, созданных участниками продуктов деятельности по всем критериям.

В табл. 2 представлены средние показатели условных баллов, характеризующие качество продуктов деятельности участников ЭГ и КГ в процессе взаимных оценок завершенных телепередач.

Различие статистически значимо по критерию Стьюдента на третьем этапе с достоверностью р < 0,01 (значение t эмп. = 6; при t крит. = 4,073); на четвертом этапе различие статистически значимо по критерию Стью-дента с достоверностью р < 0,01 (значение t эмп. = 8,861; при t крит. = 4,073).

Количественный анализ средних показателей в КГ и ЭГ свидетельствует о статистических различиях. Он позволяет подчеркнуть, что определенная динамика есть в обеих группах, т. е. качество телепередач даже на основе его оценок самими подростками возрастает. Обогащаются основания, по которым участники судят о качестве продуктов деятельности в области телевещания, дифференцируется понятийный строй

экспертных оценок результатов работы при просмотре презентации в прямом эфире. Как показывает анализ, на первом этапе в обеих группах заметна существенная неполнота ориентировки в жанрах журналистики, низкий уровень умений планировать деятельность и разрабатывать замысел, наблюдается нечёткое представление о форматах телевещания и отсутствие умения собирать, обрабатывать и систематизировать информацию. Степень выразительности структурнокомпозиционного построения сюжета и авторская позиция низки в обеих группах.

На втором этапе увеличивается количество участников ЭГ, которые более полно и свободно ориентируются в жанрах тележурналистики, наблюдается положительная тенденция на этапе планирования и разработки замысла, повышается уровень адекватной систематизации материала в соответствии с выбранным форматом. Однако участники зачастую не могли правильно построить драматургическую линию в сюжете, подача не была динамичной, отсутствовала стилистика. Это проявлялось в поиске средств выразительности воплощения режиссерского решения (подросткам было легче использовать известные приёмы, чем придумывать свои), а также технического воплощения замысла (неумение на монтаже грамотно чередовать масштаб планов). На этом этапе ребята научились отличать ново-стийные сюжеты от развлекательных, отличать синхроны (интервью в кадре) от лайфов (живых фрагментов, где присутствует голос, высказывания, музыка, шум).

Участники КГ показали более низкую динамику. Главной проблемой здесь явилась боязнь экспериментировать в режиссерском решении, участники этой группы в большинстве случаев опирались на стереотипы в режиссуре и пытались заменить динамичность

Таблица 2

Средние показатели в КГ и ЭГ, характеризующие взаимную оценку завершенных продуктов групповой деятельности экспертами-участниками студии

на трех этапах обучения.

Этапы 1-й 2-й 3-й 4-й

КГ 1,3 5.4 13.9 21,7

ЭГ 1.2 7.9 23.2 32,6

и яркость воплощения на этапе монтажа искусственными спецэффектами. Они не использовали такие приемы, как динамичность и смена планов. Это создавало эффект мельтешения картинок на экране и приводило к потере целостности замысла. Авторская позиция частично выдерживается за счёт закадрового текста в продуктах деятельности. Однако в большинстве случаев закадровый текст вступал в диссонанс с видеокартинкой. Это выступало как проявление определенной неумелости и неуверенности участников КГ в поиске выразительности.

Исследование на третьем этапе свидетельствует о значительном прогрессе качества ориентировки участников ЭГ в жанрах, в систематизации материала. Заметно вырос уровень мастерства в процессе поиска художественного решения. Участники на этом этапе научились самостоятельно разрабатывать замысел, самостоятельно делать раскадровку сюжета и правильно выполнять технические требования, а также правила на этапе монтажа. По ряду критериев можно было фиксировать полное соответствие высоким уровням достижений. Существенное отставание и затруднение в выполнении задач наблюдалось на этом этапе у участников КГ. Для них было характерно недостаточное умение дифференцировать существенное от второстепенного, отражение в видеоматериале случайной стороны предметов или явлений. Отмечались такие проблемы, как неумение определять целевую аудиторию, поверхностное раскрытие темы, видеоматериалы представлялись однотипичные, авторские приемы «занимались» друг у друга.

На четвертом этапе обучения увеличилось количество детей с выраженной авторской

позицией в ЭГ. Оценка со стороны руководителя и взаимооценки продуктов деятельности по заданным критериям позволяли фиксировать достаточно высокие уровни достижений. Участники ЭГ могли самостоятельно работать при выполнении сложных задач — работа в прямом эфире в общей команде. Наблюдалась взаимозаменяемость в экстренных ситуациях, умение импровизировать в прямом эфире в зависимости от поступающих звонков зрителей прямого эфира, вести диалог как с соведущими и корреспондентами эфира, так и со зрителями. Деятельность участников ЭГ характеризовалась достаточной целенаправленностью и осознанностью. Отмечалось изменение качества диалогичности участников между собой в поиске средств обеспечения диалогичности со зрителями телепередач. Динамика позиции подростков, преодолевающих репродуктивные стереотипы в области телевещания, была зафиксирована нами в спектре эмпирических проявлений, характеризующих дифференциацию тех критериев, которые оказались доступными подросткам, осуществляющим взаимооценку продуктов деятельности в ситуациях их обсуждения. Все более свободное оперирование спектром критериев, касающихся выразительных средств воплощения авторского замысла, выступило основанием фиксации позитивной тенденции развития экспертного мышления подростков как создателей телепередач. Это, безусловно, находило свое выражение в качестве предлагаемых подростками авторских замыслов и во все более произвольном, осознанном выборе ими всей совокупности выразительных средств телевещания в процессе воплощения разрабатываемых программ деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кудрявцев В. В. Психология развития человека. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1999. 158 с.

2. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников / М., 2008. 192с.

3. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / М., 1999. 670 с.

REFERENCES

1. Kudrjavcev V V Psihologija razvitija cheloveka / Riga: Ped.centr «Eksperiment», 1999. 158 s.

2. PolivanovaK. N. Proektnaja dejatel'nost' shkol'nikov / M., 2008. 192s.

3. Fel'dshtejn D. I. Psihologija vzroslenija: strukturno-soderzhatel'nye harakteristiki processa razvitija lichnosti. M., 1999. 670 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.