Научная статья на тему 'Совершенствование экспертной деятельности подростков в условиях экспериментального обучения в студии тележурналистики'

Совершенствование экспертной деятельности подростков в условиях экспериментального обучения в студии тележурналистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА / ОРИЕНТИРОВКА В КАЧЕСТВАХ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОРИГИНАЛЬНОСТИ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ / СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ / TELEVISION JOURNALISM / ACTIVITY PRODUCTS QUALITY AWARENESS / TV PROGRAM ORIGINALITY EVALUATION CRITERIA / MEANS AND METHODS OF TV PROGRAM EXPERT EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вожатова Оксана Николаевна

Статья посвящена средствам и способам экспериментальной оценки телепередач подростками. В процессе организации обучающего эксперимента изучается оригинальность телепередачи и иллюстрируется динамика критериев ее оценки. Подчеркивается, что овладение средствами и способами экспертной оценки существенных характеристик телепередач позволяет предупредить развитие искаженного представления о тележурналистике и поддержать становление продуктивной позиции будущих тележурналистов у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adolescents' Expert Activity Improvement during Experimental Training in Television Journalism

The article considers the methods and means employed by adolescents to evaluate television programs. The training experiment focuses on the distinctive features of the television program and the evaluation criteria development. The author emphasizes the fact that mastering the methods and means for TV program main features expert evaluation prevents adolescents from developing a wrong idea of television journalism and, on the other hand, encourages productive attitudes of potential journalists in them.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экспертной деятельности подростков в условиях экспериментального обучения в студии тележурналистики»

УДК 37.015.3:070

Совершенствование экспертной деятельности подростков в условиях экспериментального обучения в студии тележурналистики

О. Н. Вожатова

Статья посвящена средствам и способам экспериментальной оценки телепередач подростками. В процессе организации обучающего эксперимента изучается оригинальность телепередачи и иллюстрируется динамика критериев ее оценки. Подчеркивается, что овладение средствами и способами экспертной оценки существенных характеристик телепередач позволяет предупредить развитие искаженного представления о тележурналистике и поддержать становление продуктивной позиции будущих тележурналистов у подростков.

Ключевые слова: тележурналистика, ориентировка в качествах продуктов деятельности, критерии оценки оригинальности телепередач, средства и способы экспертной оценки телепередач.

Тележурналистика, как и всякий другой вид продуктивной деятельности, содержит ресурсы для творческой самореализации подростков. Значение процесса познания этих видов деятельности в подростковый период для поддержки основных новообразований этого возраста подчеркивается в исследованиях многих отечественных авторов [2; 3; 4].

Участие подростков в подготовке авторских телепередач предоставляет совершенно новые, уникальные ресурсы для процесса социализации по сравнению с обычными видами занятий.

Телевещание дает большие возможности для включения подростков в сложную систему коммуникаций: как со своими ровесниками,

участниками творческой группы, так и с адресатами телевещания, то есть с различной целевой аудиторией. В то же время участие подростков в телевещании может повлечь за собой множество последствий, «опасных» для становления их личности, таких как подражательство, оригинальничание, бессодержательная претенциозность.

Развитие личности подростка, являющегося участником творческой деятельности в области тележурналистики и создателем медийных продуктов, возможно при реализации определенных психологопедагогических условий, обеспечивающих совершенствование навыков его экспертной деятельности. Такие условия были реализованы на базе студии тележурналистики «Югра» и кружка журналистики колледжа-интерната «Центр искусств для одаренных детей Севера» в г. Ханты-Мансийске [ 1 ].

В качестве ведущей группы психолого-педагогических условий выступили средства, позволяющие подросткам при освоении тележурналистики ориентироваться в задачах и способах реализации замысла телепередачи. Нами была разработана ориентировочная карта-схема, применяемая при постановке и решении продуктивных и творческих задач в сфере телевещания (рис. 1).

Применение схемы на практике полезно, с одной стороны, для обучения участников телестудии способам организации их деятельности в сфере тележурналистики, с другой стороны, для приобретения ими навыков экспертной оценки авторских продуктов этой сферы. Овладение средствами и способами ориентировки нацелено на формирование умения выявлять существенные характеристики как их собственных проектов, так и телепередач, созданных мастерами тележурналистики. Такая ориентировка предполагает, в частности, экспликацию неявно выраженных интегративных свойств телепередач, а также решение вопросов о целевой аудитории медиапродукта и о том, соответствует ли замыслу выбор автором жанра, формата телепередачи, драматургии, выразительных средств видео- и звукоряда.

Детям было предложено проанализировать и оценить телепередачи, созданные профессионалами, а также телепроекты, являющиеся продуктами творческой деятельности друг друга, т. е. детей, посещающих кружок журналистики. После показа телепередач подростки должны были выступить в качестве экспертов, приняв участие в аналитическом разборе свойств телепродукта и продемон-

стрировав таким образом уровень овладения телекоммуникационной деятельностью.

Целевая аудитория и прогнозируемый эффект

I

Жанры

развлека- тельный информа- ционный аналити- ческий докумен- тальный публицис- тический

і Формат т т І т т

зарисовка, обозрение, интервью, очерк хроника, отчёт, обозрение, интервью, репортаж хроника, отчёт, обозрение, интервью, репортаж интервью, репортаж, фильм, очерк интервью, репортаж, очерк

I ~

Драматургия

I ~

Форма подачи *

Рис. 1. Ориентировочная карта-схема для оценки существенных характеристик продуктов деятельности в сфере тележурналистики

В ходе обсуждения предлагалось опираться на следующие критерии:

• полнота ориентировки автора телепродукта в жанрах журналистики, проявившаяся при планировании и разработке замысла;

• адекватность систематизации информации для различных фор -матов;

• свойства структурно-композиционного построения сюжета, по которым можно сделать заключение об оригинальности режиссерско-

го замысла; уровне мастерства, проявленного в художественном решении; уровне технического воплощения замысла;

• степень выраженности авторской позиции, включающая несколько аспектов: оригинальность авторского стиля подачи информации; авторское своеобразие технологии реализации творческого замысла; адресность сюжета (ориентированность на определенную целевую аудиторию); остроту темы, затронутой в работе; полноту ее раскрытия; степень реализации авторских методов и приёмов при воплощении замысла.

В обсуждении телепередач по этим критериям в каждом случае использовалась трехбалльная система оценки.

Поскольку критерии достаточно сложны, они осваивались участниками телестудии в четыре этапа.

Предмет оценки все более детализировался.

Далее мы остановимся только на одном из критериев, который вызывал трудности у детей, выступающих в роли экспертов, — критерии оригинальности.

Просматривая короткометражный документальный фильм «Нескучное одиночество в Семейке», снятый профессионалами, подростки оценивали оригинальность таких показателей, как драматургия, форма подачи, стилистика, эмоциональное интонирование и временная динамика, видеоряд и звукоряд. Сюжет фильма таков. В оторванной от цивилизации деревне Семейка проживает всего один человек. Туда, на заброшенный остров, отправляется корреспондент, городской «пижон», никогда не бывавший деревне. Ему предстоит провести несколько дней вдали от цивилизации, наблюдая за жизнью героя-отшельника.

В ходе осуществления детьми экспертной деятельности можно было наблюдать изменения, касающиеся предмета, глубины, точности оценки.

1. Обсуждая оригинальность драматургии фильма, подростки на первом этапе обращали внимание преимущественно на внешние признаки: оригинальность звукоряда, поведение ведущего в кадре, видеоряд, необычность съёмки, манеру корреспондента говорить и одеваться. При этом игнорировалась оценка оригинальности собственно сюжета.

Однако по прохождении последующих этапов значительно изменился ракурс оценки. Методом фокус-группы была выявлена тенден-

ция перехода от оценки внешних элементов к оценке оригинальности драматургии по «внутренним» признакам, отражающим содержание фильма. Аргументируя свои высказывания на четвертом этапе, участники обсуждения подчеркивали: «Оригинальность замысла в том, что корреспондент в фильме причастен к происходящему действию»; «динамика и разность характеров участников фильма придают оригинальность сюжету»; «драматургия сюжета построена на разности драматургических линий героя и корреспондента: герой всю жизнь прожил в деревне, корреспондент впервые увидел корову и ручной умывальник, конфликт характеров придал оригинальность сюжету».

2. Оригинальность формы подачи на первом этапе отождествлялась подростками с применением монтажных эффектов. Кроме того, было отмечено отсутствие закадрового текста. Однако на четвертом этапе подростки оценивали уже такие критерии, как применение необычных режиссёрских решений и нестандартное движение камеры, аргументируя это следующими высказываниями: «Оригинальность формы подачи заключается в решении режиссера дать корреспонденту “прожить в реальности” эти дни на острове, камера ловила “реальные” действия и высказывания».

3. При оценке оригинальности стилистики на первом этапе подростки подменяли это понятие стилем одежды людей, присутствующих в кадре, а специфичное сибирское интонирование и говор квалифицировали как ошибку. На четвертом этапе те же подростки диалект и говор оценили уже не как ошибку, а как оригинальность стилистики, поскольку именно этот момент придает сюжету неповторимый колорит.

4. Оценивая временную динамику на первом этапе, подростки подменяли это понятие режимом смены длинных и коротких кадров. Однако на четвертом этапе подростки уже отлично ориентировались во временной динамике, могли обосновать логичность переходов, предложить свои варианты приемлемых переходов.

5. Степень выраженности внутренней эмоциональности героев подростки оценивали на первом этапе лишь по внешним признакам. Например, герой-отшельник — «угрюмый пожилой человек», корреспондент же — «шумный и громкий». Таким образом, первый, по их мнению, неэмоциональный, а второй — эмоциональный. Тем не менее, в ходе экспертной деятельности их мнение изменилось: теперь угрюмый герой воспринимался как человек с богатым внутренним миром,

а корреспондент оценивался ими как поверхностный человек, на фоне которого, по задумке режиссёра, должен был дополнительно сработать фактор глубокого проникновения в содержание внутреннего мира героя.

Мы привели лишь отдельные примеры, но и в отношении других названных выше критериев можно привести подобные иллюстрации, вскрывающие динамику качества экспертной деятельности детей, обучающихся в студии тележурналистики.

Таким образом, при условии участия подростков в создании телепередач наблюдается положительная динамика в развитии средств и способов осуществления экспертной деятельности в этой профессиональной среде. Изменение мнения участников студии происходило вследствие создаваемых нами условий. Одним из ключевых условий стало овладение ориентировкой в свойствах продуктов творческой деятельности в сфере тележурналистики. Важна и работа подростков в творческих группах (в том числе в ситуации взаимного оценивания), где динамично осваивается весь комплекс ролей, аналогичных позициям во взрослой команде тележурналистов. Кроме того, большое значение имеет тщательно организованная работа по планированию будущих проектов и их экспертная оценка «художественным советом», в состав которого входят как взрослые, так и подростки. Безусловно, благодаря участию в создании продуктов деятельности в сфере телеве -щания подростки научились дифференцировать критерии, пригодные для оценки важнейших характеристик телепроектов. Это явилось основанием развития у них самосознания, позволяющего рассматривать себя в роли тележурналиста. Процесс развития самосознания подростков в процессе обучения в студии телевещания составил основной предмет проводимого исследования.

Литература

1. ВожатоваО. Н. Развитие подростков в условиях проекта «Тележурналистика» / О. Н. Вожатова // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2011. № 6. С. 23-34.

2. Кудрявцев В. В. Психология развития человека / В. В. Кудрявцев. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. 158 с.

3. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. Москва: Просвещение, 2008. 192 с.

4. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. Москва: Моск. псих.-соц. ин-т: Флинта, 1999. 670 с.

© Вожатова О. Н., 2012

Adolescents' Expert Activity Improvement during Experimental Training in Television Journalism

O. Vozhatova

The article considers the methods and means employed by adolescents to evaluate television programs. The training experiment focuses on the distinctive features of the television program and the evaluation criteria development. The author emphasizes the fact that mastering the methods and means for TV program main features expert evaluation prevents adolescents from developing a wrong idea of television journalism and, on the other hand, encourages productive attitudes of potential journalists in them.

Key words: television journalism, activity products quality awareness, TV program originality evaluation criteria, means and methods of TV program expert evaluation.

Вожатова О. Н., соискатель кафедры общей и социальной психологии, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сургутский государственный педагогический университет» Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (Сургут), телекомпания «Югра» (Ханты-Мансийск), ovozatova@mail.ru

Vozhatova, O., PhD candidate, General and Social Psychology Department, Surgut State Pedagogical University, Khanty-Mansiisk Autonomous Okrug — Yugra (Surgut), Yugra Broadcasting Company (Khanty-Mansiysk), ovozatova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.