Научная статья на тему 'Монтаж как средство художественной выразительности в телепроизводстве'

Монтаж как средство художественной выразительности в телепроизводстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2375
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНТАЖ / КОМФОРТНЫЙ МОНТАЖ / КАДР / ПЛАН / РИТМ / ЦВЕТОВАЯ ГАММА / ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ / MONTAGE / COMFORTABLE MONTAGE / SHOT / FRAME / RHYTHM / COLOUR SCALE / SREEN TIME

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воронова Т.А., Богатырёв В.В.

Данная статья посвящена такому неотъемлемому элементу производства телепередачи, как монтаж, его виды и способы. Как указано в работе, изначально монтаж возник как «инструмент» кинематографа, но постепенно «перекочевал» в арсенал тележурналистики и телепроизводства. Отличия кинои телемонтажа определяются преимущественно различными целями этих областей. В статье представлены основные правила монтирования телепередачи, которые необходимо учитывать при ее создании. Авторами рассматриваются такие разновидности монтажа, как комфортный и акцентный, внутрикадровый и межкадровый, их основные признаки и особенности. При этом более пристальное внимание уделяется комфортному типу монтажа. Подробно рассматривается специфика кадрирования, освещения, цветового решения, распределения экранного времени и расположения участников программы в кадре при комфортном способе монтирования. Авторами подчеркивается, что выбор вида монтажа определяется не только особенностями телевизионного продукта, но и личным выбором режиссера или тележурналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Film montage as a means of expressiveness in TV production

The present article is devoted to such an essential part of TV production as montage, its types and methods. It is mentioned that montage initially appeared as one of the cinema ‘instuments’ but gradually was ‘borrowed’ by TV journalism and TV production. The differences between montage in the cinema and on TV are defined mainly by different tasks of the two spheres. The article presents the general rules of TV montage which must be taken into account in TV production. The authors site the following types of montage: comfortable, accent, intraframe and interframe ones, their main features and specificity. Special attention is paid to comfortable montage including the specificity of framing, lighting, colour decision, screen timing and location of the program participants. It is emphasized that the type of montage is defined not only by the TV product but also by the personal choice of the director or the journalist.

Текст научной работы на тему «Монтаж как средство художественной выразительности в телепроизводстве»

УДК 070

Воронежский государственный технический университет кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Воронова Т.А. Россия, г. Воронеж, тел. +7(910)347-38-37 e-mail: invisible2editor@gmail.com

Воронежский государственный технический университет студент 4 курса направления «Журналистика» Богатырёв В.В.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(952)109-00-e-mail: bogatyriov97@mail.ru

Voronezh State Technical University The chair of Russian language and cross-cultural communication PhD, associate professor Voronova T.A. Russia, Voronezh, tel. +7(910)347-38-37 e-mail: invisible2editor@gmail.com

Voronezh State Technical University The 4th-year student of the journalism faculty Bogatyrev V. V. Russia, Voronezh, 14 tel. +7(952)109-00-14

e-mail: bogatyriov97@mail.ru

Т.А. Воронова, B.B. Богатырёв

МОНТАЖ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

В ТЕЛЕПРОИЗВОДСТВЕ

Данная статья посвящена такому неотъемлемому элементу производства телепередачи, как монтаж, его виды и способы. Как указано в работе, изначально монтаж возник как «инструмент» кинематографа, но постепенно «перекочевал» в арсенал тележурналистики и телепроизводства. Отличия кино - и телемонтажа определяются преимущественно различными целями этих областей. В статье представлены основные правила монтирования телепередачи, которые необходимо учитывать при ее создании. Авторами рассматриваются такие разновидности монтажа, как комфортный и акцентный, внутрикадровый и межкадровый, их основные признаки и особенности. При этом более пристальное внимание уделяется комфортному типу монтажа. Подробно рассматривается специфика кадрирования, освещения, цветового решения, распределения экранного времени и расположения участников программы в кадре при комфортном способе монтирования. Авторами подчеркивается, что выбор вида монтажа определяется не только особенностями телевизионного продукта, но и личным выбором режиссера или тележурналиста.

Ключевые слова: монтаж, комфортный монтаж, кадр, план, ритм, цветовая гамма, экранное время.

T.A. Voronova, V.V. Bogatyrev FILM MONTAGE AS A MEANS OF EXPRESSIVENESS IN TV PRODUCTION

The present article is devoted to such an essential part of TV production as montage, its types and methods. It is mentioned that montage initially appeared as one of the cinema 'instuments' but gradually was 'bo r-rowed' by TV journalism and TV production. The differences between montage in the cinema and on TV are defined mainly by different tasks of the two spheres. The article presents the general rules of TV montage which

© Воронова Т.А., Богатырев В.В., 2019

must be taken into account in TV production. The authors site the following types of montage: comfortable, accent, intraframe and interframe ones, their main features and specificity. Special attention is paid to comfortable montage including the specificity of framing, lighting, colour decision, screen timing and location of the program participants. It is emphasized that the type of montage is defined not only by the TV product but also by the personal choice of the director or the journalist.

Key words: montage, comfortable montage, shot, frame, rhythm, colour scale, sreen time.

Любой готовый видеоряд начинается с монтажа, который, в свою очередь, начинается в сознании авторском и заканчивается в сознании зрительском. Это непростое и многозначное понятие. В кинопроизводстве монтаж является, с одной стороны, наиболее изученным средством выразительности; с другой - способы его применения по-прежнему вызывают немало вопросов.

Несмотря на связь с такими видами искусства, как театр, литература, живопись и музыка, можно утверждать, что кино - это самостоятельный вид искусства, и таковым его делают именно самобытные выразительные средства, к которым монтаж относится в первую очередь.

Что касается телевидения, то оно изначально переняло язык кинематографа и из всех видов журналистики наиболее сближается с искусством кино, что объясняется наличием экрана, на который проецируется двухмерное движущееся изображение, сопровождаемое звуковым рядом. По словам С.М. Эйзенштейна, одного из пионеров монтажного кино, «кадр - это элемент монтажа», а «монтаж - сборка элементов» [1, с. 289]. Данное утверждение великого мэтра справедливо и для телепроизводства. Однако важно учитывать, что у кино и телевидения есть свои различия, главным из которых является то, что телевидение представляет собой один из видов СМИ, в то время как кино относится к сфере искусства [2, с. 22, 25].

Рассмотрим подробнее их сходные черты - монтаж и технические особенности съемочного процесса, то есть «киноязык».

Мастерство монтажа в первую очередь подразумевает так называемое «монтажное мышление», то есть умение играть с временным и пространственным материалом, трансформируя реальное пространство в экранное за счет его «сжатия» или «растяжения» в зависимости от поставленной цели.

Как и в любой игре, монтаж имеет определенные правила.

Первое правило гласит, что производить тот или иной видеопродукт необходимо комплексно, одновременно с визуальным рядом учитывая освещение, цветовую гамму и звуковое сопровождение. Совокупность этих факторов создает то, что называется монтажным стилем. Отступление от выбранного стиля допускается, но опять же как сознательная «игра», которая предпринимается режиссером или тележурналистом для достижения определенной выразительной задачи.

Второе правило заключается в том, что порядок монтажа должен быть продуман заранее и предварять съемочный процесс: заблаговременно составляется «монтажный лист», т.е. таблица, куда записывается все происходящее на видеозаписи. Данный этап работы помогает определить, какие именно кадры будут соединяться при последующем монтировании и каким образом должны быть размещены камеры и свет.

«Темпо-ритм» - понятие, на котором основано третье правило монтажа, под которым понимается: а) временная соотнесенность между продолжительностью отдельного плана и частотой смены кадров; б) пропорция между ритмом того или иного эпизода и их общим количеством. Данные соотношения зависят от системы монтажа - «комфортной» и «акцентной».

Авторы учебного пособия Л.М. Дмитриева и Н.А. Анашкина приводят следующее описание первой из упомянутой нами систем: «Комфортный» монтаж имитирует тече-

ние жизни <...> и выдает экранные время и пространство за реальные» [3, с. 524]. Сущность же «акцентного» монтажа заключается в намеренном отступлении от «комфортной» системы с целью достижения нестандартного результата, оригинального выразительного решения: «В противоположность комфортному, акцентный монтаж -рваный, скачкообразный, <...> переносящий зрителя из одного места в другое, сталкивающий людей, фразы, ритмы, формы, мысли» [3, с. 535].

Помимо монтажной системы, в кино- и теле производстве также существуют два основных способа монтажа - «внутрикадровый» и «межкадровый».

«Внутрикадровый» монтаж представляет собой такое построение одного монтажного кадра, который не требует «склеек», т.е. экранное действие разворачивается в пределах одного и того же плана. Внутрикадровый монтаж - это плод операторской работы во время съемки одного плана. Здесь применяются различные методы съемки, такие, как: «наезд/отъезд» камеры, панорамирование, переход фокуса с одного объекта на другой.

«Межкадровый» монтаж - это склейка и расстановка кадров в определенной последовательности, которая подчинена авторской идее и служит для обозначения взаимосвязи между кадрами. Также данный вид монтажа помогает выделить какую-либо деталь, раскрыть смысл произведения, подчеркнуть внутреннее состояние персонажа или обстановку, в которой он находится на данный момент.

Проанализируем пример из практики. Снимая документальный фильм о ветеранах Великой Отечественной Войны, в кадре можно показать обстановку квартиры пожилой женщины, где на стенах висят иконы, а в комоде напротив стоят фотографии ее погибшего супруга. В качестве среднего плана можно снять фигуру героини сюжета, листающей альбом с фотографиями, подчеркнув с помощью крупного плана ее дрожащие морщинистые руки и слегка слезящиеся глаза.

Два упомянутых нами способа монтажа возможно также рассмотреть на шаблонном примере ток-шоу:

- общий план студии, в центре которой находится ведущий, затем идет «наезд» камеры на ведущего, где он говорит приветственные слова, заявляет тему и проблему данного выпуска;

- средний план с приглашенными экспертами, сопровождаемый звуковым рядом (ведущий представляет каждого из них);

- крупный план ведущего, который представляет и приглашает в студию главного героя;

- с крупного плана ведущего идет панорамирование в сторону кулис, откуда под аплодисменты выходит главный герой, и продолжается движение камеры за героем, пока он не займет статичную позицию;

- перебивочный план со зрителями в студии;

- крупный план главного героя, который рассказывает о проблеме, которой данный выпуск посвящен;

- «отъезд» камеры с крупного плана главного героя и фиксация среднего плана, где показано, что ведущий сидит рядом с героем программы и задает ему какие-либо вопросы.

Рассмотрим далее такую составляющую монтажа, как кадрирование, то есть выделение крупного, среднего и общего планов, определяемых размером человеческой фигуры в кадре и включающих в себя три степени крупности. Комфортный способ монтажа полагает недопустимым соединение схожих по крупности кадров. Так, режиссером А. Гансоном предлагается следующая схема оптимального перехода по крупности: «от среднего второго плана - к крупному третьему» [4].

Работа с кадрами, в которых человеческая фигура не является определяющим фактором крупности плана, представляет собой особую задачу. К таковым, по мнению А. Гансона, относятся: «макросъемка (аналогичная использованию человеком лупы) и микросъемка (аналогичная использованию микроскопа)» [4]. Если точное следование правилам системы комфортного монтажа относительно крупности оказывается невозможным, то «длительностью планов можно сгладить скачок крупности - чем длиннее план, тем мягче будет переход к соседней крупности» [4].

Практически ни один телесюжет не обходится без взаимодействия двух или более людей в кадре. Для того, чтобы правильно поставить и смонтировать планы со взаимодействием людей, важно учитывать такое понятие, как «линия связи» (или «линия взаимодействия»). Оно является одним из главных критериев комфортного монтажа, поскольку выстраивает экранное пространство. Все точки съемочного процесса обязательно должны находиться только по одну ее сторону, за исключением тех случаев, когда кадр заканчивается на другой стороне. В иных условиях подобный «скачок» разрушит впечатление экранного пространства, складывающееся у зрителя.

Если же в кадре участники эпизода не общаются, то подобная линия связи между ними все равно должна быть мысленно «прочерчена» с целью последующего выбора подходящих ракурсов для съемки.

Задача оператора усложняется в том случае, если число людей в кадре становится больше двух. По мнению специалистов, «в этом случае в комфортном монтаже нужно начинать с адресного плана, затем разбить людей на пары общения и в каждом конкретном случае выбирать точки съемки, исходя из их линий взаимодействия» [3, с. 528].

Особое внимание при любом способе монтажа уделяется движению в кадре, которое естественным образом притягивает к себе зрительское внимание, поскольку человеческое зрение в первую очередь реагирует именно на движущийся предмет. Излишняя статичность кадра приводит к ослаблению внимания и интереса со стороны телезрителя. Избежать этого возможно «путем смены кадра, либо за счет увеличения длительности кадра до 10 и более секунд», что заставляет зрителя «всматриваться и обращать внимание на детали, пытаясь осознать смысловую нагрузку кадра» [3, с. 143144].

Что касается постановки света в кадре, в особенности перемены освещения и цветовых переходов, то комфортный способ монтажа предполагает следующее: такие изменения должны осуществляться постепенно, в несколько этапов. Резкий, «скачкообразный» переход от темного кадра к светлому и наоборот противоречит основам системы комфортного монтажа; то же самое касается и «столкновения» контрастных оттенков.

Рассмотрим конкретный пример из практики. В центральном парке города проходит фестиваль, и в этот день с самого утра стоит солнечная и ясная погода. Видеооператор и корреспондент приезжают на съемки. На протяжении съемочного процесса небо остается ясным, но в финале мероприятия, когда корреспондент должен сделать стендап перед камерой, погода резко меняется, на небе появляются темные и густые тучи. Для того, чтобы избежать резкого перехода от солнечного освещения к пасмурному, видеооператор делает план с небом, на котором видно, как тучи «поглощают» солнце. Далее на монтаже этот план склеивают между последним, хорошо освещенным кадром и стендапом корреспондента, который был записан уже при пасмурной погоде.

Важно отметить, что выполнение правил комфортного монтажа должно быть системным. При нарушении одного правила и одновременном соблюдении другого возникает дисбаланс между экранным пространством и экранным временем. Как утверждал С.М. Эйзенштейн, «высшее проявление комфортного монтажа - «внутрикадровый»

монтаж (действие без «склеек»)» [1, с. 290]; однако при этом крупность плана, ракурс, освещение и т.д. не обязательно должны оставаться одинаковыми. Комфортный монтаж можно назвать универсальным, так как его применение характеризует практически все существующие телевизионные жанры.

Второй способ монтажа - акцентный - принципиально отталкивается от правил монтажа комфортного (как уже было сказано нами выше). Основная сфера использования акцентного монтажа - документальное кино как один из жанров журналистики. В данном случае итоговый продукт целиком зависит от режиссерского видения. Подобное вполне допустимо, поскольку искусство монтажа - это «личный метод» каждого, где любой может открыть «новый эффект». Однако следует иметь в виду, что оригинальность комбинации различных технических приемов не обязательно представляет собой новаторство.

Библиографический список

1. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах. Том 2. М.: Искусство, 1964. 564 с.

2. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М.: Высшая школа, 2002. 282 с.

3. Дмитриева Л.М., Анашкина Н.А. Разработка и технологии производства рекламного продукта. М.: Экономистъ, 2006. 639 с.

4. Гансон А. Монтаж в рамках традиций, или монтаж как ремесло. [Электронный ресурс] URL: http://snimifilm.com/statyi/montazh-v-ramkakh-traditsii-ili-montazh-kak-remeslo (дата обращения: 09.05.2019).

References

1. Eisenstien S.M. Selected works in six volumes. Vol. 2. Moscow, 1964. 564 p.

2. Kuznetsov G.V., Tsvik V.L., Yurovsky A.Y. Television journalism. Moscow, 2002. 282 p.

3. Dmitrieva L.M., Anashkina N.A. Production and technologies of advertisement. Moscow, 2006. 639 p.

4. Hanson A. Montage within traditions, or montage as a craft. [Electronic resource] URL: http://snimifilm.com/statyi/montazh-v-ramkakh-traditsii-ili-montazh-kak-remeslo (date of application: 09.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.