УДК 338.434
РАЗВИТИЕ ПОДДЕРЖКИ
СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Виктория Дмитриевна Ильина, магистрант Магистерская программа «Финансы и кредит»
Елена Васильевна Семенова, научный руководитель, д. э. н., профессор
ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА», Россия, г. Великие Луки
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, который определяет стабильность экономики государства и продовольственной безопасности.
В современных условиях, учитывая комплекс проблем, стоящих перед развитием агропромышленной отрасли Российской Федерации, обусловленных в текущем периоде времени агрессивной политикой западных стран, основной целью научной статьи ставится анализ состояния государственной поддержки сельского хозяйства и обоснование необходимости оптимизации взаимоотношений АПК и банковского сектора.
В целом в статье рассматриваются направления поддержки сельского хозяйства, с одной стороны, адекватные рыночному курсу экономических преобразований, с другой -учитывающие реальный спрос на финансовые средства.
Одним из выявленных способов решения проблем в сложившейся ситуации является привлечение кредитов или свободных денежных средств иных субъектов хозяйствования. В связи с этим показана роль АО «Россельхозбанк» в обеспечении сельского хозяйства кредитными ресурсами, а также участие банка в реализации государственных программ по развитию АПК.
Также опыт благополучных стран в области сельского хозяйства позволяет выявить ряд закономерностей, на которые стоит обратить особое внимание. Обобщив данные анализа, сопоставив аналогичные пункты финансирования, субсидирования, кредитования, таможенного регулирования и налогообложения в России, отчетливо видны направления для улучшения взаимодействия государства, банков и аграрного сектора, которые способствуют ведению конкурентоспособного сельскохозяйственного производства. Все это приведет к эффективному импортозамещению, что так необходимо в условиях экономической нестабильности страны.
Ключевые слова: кризис, санкции, импортозамещение, государственная поддержка, кредитование сельского хозяйства, эффективность.
Агропродовольственный рынок в экономике является стержне-
Сельское хозяйство - одна из ключевых отраслей экономики, с ее многоцелевым сектором, объединяет целый ряд жизнеобеспечивающих функций любого государства.
вым для эффективного функционирования и укрепления всего внутреннего рынка страны. Более того, экспорт продовольствия может составить конкуренцию вывозу углеводородов. В этом плане трудно недооценить важную роль сельского
хозяйства в создании конкурентоспособной рыночной экономики.
Состояние АПК в большей мере определяет уровень продовольственной безопасности (самообеспеченности) страны, региона, их политической и экономической устойчивости и стабильности.
Агропромышленный сектор производит более 12% валового общественного продукта и свыше 15% национального дохода России, сосредотачивает 15,7% производственных основных фондов [3].
Агропромышленная отрасль служит мультипликатором развития промышленности и других отраслей экономики, источником трудовых, материальных, финансовых ресурсов для их развития. Классическим доказательством этого является пример увеличения объема производства сельхозпродукции на 1000 руб., приводящий к росту потребности в выпуске машин и оборудования для сельского хозяйства на 2300 руб., по другим отраслям - поставщикам ресурсов для сельского хозяйства -почти на 3000 руб. Один работник, занятый в сельском хозяйстве, может обеспечить занятость 6-7 человек в других сферах экономики. Таким образом, сельское хозяйство способствует развитию экономики в целом.
Острый политический кризис, который разразился в отношениях между Россией, странами Западной Европы и Северной Америки в 2014 году, привел к сложной и далеко не однозначной социально-экономичес-
кой ситуации в стране. Девальвация рубля, усиление санкций Запада в отношении России и её ответное эмбарго, глобализация экономики и дезинтеграционные процессы на экономическом пространстве СНГ, а также многочисленные внутренние и внешние риски и угрозы - все это сделало очевидной необходимость стимулирования экономического роста сельского хозяйства, как наиболее значимой и уязвимой отрасли.
В современных экономических условиях эффективность аграрного сектора во многом зависит от взаимоотношений государственного регулирования, финансирования, кредитования и государственной поддержки.
Историческая практика показывает, что вмешательство государства скорее необходимость, чем временная антикризисная мера. Еще Адам Смит ратовал за участие государства в судьбе низкорентабельных и стратегически важных для благосостояния социума сфер.
Государственная поддержка -это не столько декларативный лозунг, сколько конкретные действия финансового и нефинансового характера, которые осуществляются государством в целях поддержки сельского хозяйства.
Помимо того, что участие государства в развитии национального сельского хозяйства в зоне умеренных широт и рискованных условий земледелия объективно необходимо, оно еще и выгодно как для самого сельского хозяйства, так и для обще-
ства, так как 1 рубль, вложенный государством в сельское хозяйство, дает прирост 5-6 рублей [5]. Иллюстрацией тому является периодический ответный ренессанс российского АПК на финансовые кризисы.
Так, в 1998 г., после девальвации национальной валюты в России, происходил значительный рост процесса импортозамещения: тогда объем ввоза импорта сократился примерно на 20% (до 74 млрд. долл.), год спустя, в 1999 г., этот показатель приблизился к 28% (53 млрд. долл.). Это привело к экономическому росту сельскохозяйственного производства в стране. По мнению экспертов, из-за этого процесса практически незагруженные мощности российских сельскохозяйственных предприятий смогли достаточно легко удовлетворить возникший спрос [6]. Обрабатывающая промышленность в особенности развилась в 1999-2000 гг. благодаря процессам импортозамещения. В итоге рост ВВП в 1999 г. на 25% также стал следствием импортозамещения [2].
Следующим толчком для интенсификации импортозамещения стал экономический кризис 20082009 гг.
Таким образом, финансовые кризисы и девальвация национальной валюты являются хорошим стимулом для возрождения отечественного сельскохозяйственного производства. Однако поддержка сельскохозяйственного производства только за счет курсовой разницы дает краткосрочный эффект.
Международная и отечественная практика показывает, что участие государства в формировании импортозамещающих стратегий в таких отраслях как сельское хозяйство, реализуется в следующих основных направлениях: стимулирование развития национального сельского хозяйства, его отраслей, секторов, сегментов и защиты внутреннего агропродовольственного рынка путем ограничения доступа иностранных конкурентов на внутренний рынок.
Способы государственного влияния на АПК можно разделить на средства внутреннего и внешнего воздействия.
В качестве первых можно выделить: прямое финансирование сельхозтоваропроизводителей -предоставление дешевых кредитов, отсрочки выплат задолженностей, предоставление налоговых и прочих каникул, снижение арендной платы на землю, страхование урожаев, регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, сельскохозяйственную технику, ГСМ, семена, удобрения и прочее, использование товарных интервенций.
Ко вторым относятся меры, накладываемые на зарубежных конкурентов при их вхождении на внутренний агропродуктовый рынок: таможенно-тарифные и таможенно-нетарифные ограничения, санитар-но-эпидемологический контроль, квотирование импорта и т.д.
Поддержка агропромышленной отрасли на федеральном уровне
осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по направлениям:
- частичное возмещение затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии;
- частичное возмещение по кредитам и займам;
- поддержка государством животноводства, растениеводства, фермерства, экономически значимых региональных программ;
- государственное финансирование программ поддержки и развития социальной сферы села;
- стимулирование модернизации техники сельскохозяйственного назначения, внедрения инноваций.
Объемы государственного участия в регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия показаны в таблице 1.
В рамках постановления правительства предлагается субсидировать 100% ключевой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Максимальный размер единичного субсидируемого кредита - 40 млн. рублей на срок до восьми лет. Программы поддержки действуют в каждом субъекте Российской Федерации.
Таким образом, на 2015 год объемы финансирования и распределения средств на государственную поддержку АПК РФ составили:
- всего - 42 943 692 тыс. руб.;
- в том числе за счет средств из Ф едерального бюджета - 17 594 879 тыс. руб.;
- в том числе за счет средств из Бюджета субъекта РФ - 25 348 813 тыс. руб. [4].
Таблица 1 - Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы
Обеспечение 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Итого по Госпрограмме, млн. руб. 231263 238862 236753 263247 280033 294301 310327 325120 338670
Итого субсидирование процентных ставок по кредитам, млн. руб. 86236 87111 85935 88103 88219 88422 83642 80827 79408
Доля субсидирования процентных ставок по кредитам, % 37 36 36 33 32 30 27 25 23
По оценке показателей результатов государственных мер поддержки сельского хозяйства, по официальным статистическим данным (таблица 2) можно отметить, что отрасль приобрела более устойчивый характер развития по сравнению со всей экономикой страны. В свою очередь это позволило сократить долю убыточных сельскохозяйственных организаций как основных производителей товарной продукции сельского хозяйства.
По темпам роста производства продукции отрасль в последние годы
превышала темпы роста физического объема ВВП. При этом с 2011 г., за исключением засушливых лет, объемы производства валовой продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) превысили показатели 1990 г.
По итогам 2014 года зарегистрирован рекордный объём экспорта, который возрос на 16,5% (до 18,9 млрд. долларов). В основном этот скачок вызван общим увеличением экспорта зерновых. Валовой сбор зерна составил 105,3 млн. т (рис. 1).
Таблица 2 - Динамика производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в Российской Федерации
Показатели Период
1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Сельскохозяйственная
продукция 96,4 106,2 101,6 88,7 123,0 95,2 105,8 103,5 103,0
к предыдущему году, %
Сельскохозяйственная
продукция 100,0 60,7 68,1 72,1 88,7 84,4 89,3 92,4 95,2
(1990 г .=100%)
Рисунок 1 - Экспорт зерна, млн. т
Для привлечения к экспортной деятельности малых и средних предприятий и поддержания положительной тенденции, возможно, целесообразно создать Российское экспортное агентство, способствующее упрощению таможенных процедур и процесса возврата НДС, а также снижению налогового бремени.
Финансирование отрасли следует рассматривать лишь как одно из направлений государственной поддержки, которая должна носить комплексный характер.
Государство также реализует аграрную политику через крупнейшие банки, такие как АО «Россель-хозбанк», ПАО «Сбербанк», АО «Газпромбанк» и др.
Лидирующее положение, как в инвестиционном кредитовании, так и в краткосрочном, занимает АО «Россельхозбанк». Его доля в краткосрочном кредитовании в 2015 г. составила 42% против 29% в 2014 г., а в инвестиционном - 54% против 52% в 2014 г.
За 2015 год Банком выдано 455,6 тыс. кредитов в рамках реализации мероприятий Госпрограммы АПК [1].
С учетом новых задач по активизации процесса импортозамеще-
ния и развития конкурентоспособного экспорта с высокой добавленной стоимостью в рамках Плана, Правительством Российской Федерации было принято решение о докапита-лизации АО «Россельхозбанк» в 2015 г. в объеме 10 млрд. руб. за счет средств федерального бюджета. И таким образом Банк смог предоставить заемных средств на 3% больше планового значения, что составило 37,2 млрд. руб.
Кредитование сельхозтоваропроизводителей необходимо сделать более благоприятным, ориентируясь на практический опыт Запада. Важным конкурентным преимуществом их затратной цепи выступают оптимизационные схемы работы: банки-производители-ретейл. Эти отработанные временем схемы с низкими банковскими ставками, дешевыми ресурсами обеспечивают более высокую, по сравнению с отечественной практикой, доступность и стартовые возможности любому бизнесу.
Западные банки кредитуют свой бизнес под 3-5% годовых, наши же банки, в основной массе -по ставке свыше 20%. И эта разница на столько же повышает рентабельность зарубежного
бизнеса.
Таблица 3 - Прирост объемов кредитования АО «Россельхозбанк» за счет докапитализации в 2015 г.
Показатель По состоянию на 01.01.2016, млрд. руб. Выполнение, %
план по графику факт
Размер взноса в уставный капитал средств федерального бюджета 10,0 10,0 100%
Объем выданных кредитных ресурсов за счет взноса в уставный капитал 36,2 37,2 103%
Таким образом, кредитная политика Запада сегодня выступает очень мощным инструментом наших конкурентов на внутреннем и на внешнем рынках.
На практике такую систему кредитного обеспечения можно реализовать с помощью внедрения известных во всем мире инструментов: целевого финансирования, развития системы кредитной кооперации, касс взаимопомощи и микрокредитования по сниженным процентным ставкам кредитования.
Опыт развитых стран и уже накопившийся российский экономический опыт подсказывают, что одним из наиболее эффективных путей кредитования малого бизнеса является создание системы кредитных кооперативов. Основными правилами и принципами успешного функционирования и развития на этапе становления являются, прежде всего: краткосрочность кредита; обес-
печение своевременного возврата кредита через систему залога имущества; сбалансированность размеров выданных кредитов и принятых сберегательных вкладов.
Итак, построение мощной финансовой системы, на которую можно надежно опереться, развивая национальную экономику, является на сегодня одной из важнейших задач государства.
Таким образом, государство, взаимодействуя с банковским сектором, основываясь на собственном опыте кризисных ситуаций 1998 и 2008 годов, а также на опыте зарубежных стран может помочь адаптироваться российской экономике под существующую экономическую и социальную действительность. Это позволит быстрее и более безболезненно выйти из сложившейся кризисной ситуации, что отразится на стабильном росте ВВП и оздоровлении экономики государства в целом.
Список литературы
1. Годовой отчет АО «Россельхозбанк» за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа:,^^^г8кЬ.ги, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
2. Импортозамещение в России: Архив новостей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://newsruss.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
3. Курбанова О.Э. Проблемы кредитования сельского хозяйства в условиях действия экономических санкций / О.Э.Курбанова, К.А. Одинокова // Молодой ученый. - 2015. - №13.
- С.421-423.
4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gp.specagro.ru, свободный. - Загл. с экрана.
- Яз. рус. - 22.02.2015.
5. Петриков А.В. Многофункциональность сельского хозяйства: теоретические и политические аспекты: докл. на XII Никоновских чтениях / А.В. Петриков. - М.: РГАУ МСХА. -30.10 2007.
6. Семенова Е.В. Обеспечение продовольственной безопасности России на фоне осложнения геополитической обстановки / Е.В. Семенова, О.Г. Петрова // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. - №12. - С. 136-142.
E-mail: super.viktorijalucky@ya.ru
182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, Великолукская ГСХА. Тел.: (81153)7-17-72