РАЗВИТИЕ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО СЕКТОРА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ СВЕКЛОСАХАРНОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК
Е.И. Черников
Аннотация. Проанализировано влияние новых рыночных условий, формирующихся после вступления России в ВТО, на эффективность и устойчивость перерабатывающего сектора свеклосахарного подкомплекса АПК. Предложен комплекс мер государственной поддержки и регулирования, разработана концептуальная схема мероприятий по увеличению производственных мощностей в свеклосахарном подкомплексе АПК.
Ключевые слова: свеклосахарный подкомплекс АПК, эффективность, устойчивость, переработка сахарной свеклы, ВТО, проблемы повышения производственных мощностей, перспективы развития.
Развитие свеклосахарного подкомплекса и управление его устойчивым и эффективным развитием является важной многоуровневой, комплексной задачей [3].
Значительность проблемы здесь связана с тем, что спрос на продукцию подкомплекса неэластичен, по причине ее незаменимости, а предложение постоянно растет. Эффективность свеклосахарного подкомплекса играет важную роль как в обеспечении продовольственной безопасности страны [1] и сокращении затрат на импорт, так и в устойчивом развитии инфраструктуры сельских территорий, создании новых рабочих мест и т.д. [4].
Развитие свеклосахарного подкомплекса осложнено рядом факторов, среди которых: природно-климатический; научно-технический; социальный; экономический; фактор ограниченности резервов подкомплекса и др.
Вступление России в ВТО в совокупности с созданием Единого Экономического Пространства Таможенного Союза создает новые условия функционирования всех экономических механизмов и рынков в стране. Значительно изменяются системы реализации и условия импорта и экспорта продукции. Россия берет на себя ряд обязательств, которые в различной степени ограничивают возможности защиты наиболее уязвимых отраслей АПК, в том числе и свеклосахарного подкомплекса. Так запрещены следующие действия в отношении отраслей АПК:
- повышение импортных тарифов без консультаций;
- дискриминация импортных товаров, а также товаров и их поставщиков одних стран по сравнению с другими (кроме как по соглашениям о свободной торговле и таможенном союзе);
- применение количественных ограничений к импортируемым товарам, за исключением специальных защитных мер;
- применение экспортных субсидий в любых формах, а также субсидий в отношении отдельных предприятий или товаров;
- применение мер, ограничивающих торговлю, без их заблаговременного опубликования;
- ухудшение условий доступа на рынок по сравнению с параметрами, установленными соглашением;
- дискриминация поставщика услуги по сравнению с отечественным поставщиком, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением.
Данные ограничения имеют цель уравнять в правах торговых партнеров и производителей, запретить дискриминацию и повысить рыночную эффективность с помощью предсказуемого, открытого взаимного доступа на рынки.
Несмотря на то, что вступление в ВТО несет в себе также ряд положительных изменений (благоприятные
условия доступа к международным рынкам, реализация текущих национальных интересов путем эффективного участия в МТП и т.д.), часть отраслей российской экономики подвергаются значительным рискам. К их числу относится и свеклосахарный подкомплекс АПК.
В число трех наиболее крупных производителей сахарной свеклы в России входят Краснодарский край, Воронежская и Курская области, которые при переработке сахарной свеклы способны не только обеспечивать свои нужды, но и участвовать в общегосударственном формировании рынка сахара, как один из основных его участников. Соответственно, развитие свеклосахарного подкомплекса в этих регионах является важным с точки зрения решения вопросов продовольственной безопасности страны по сахару. В качестве примера рассмотрим Курскую область, доля которой в общероссийском свеклосахарном производстве составляет 10,75%. В настоящее время свеклосахарный подкомплекс АПК Курской области имеет следующие основные показатели эффективности и устойчивости (в сравнении с предполагаемыми значениями на 2020 г.). Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели эффективности и устойчивости свеклосахарного подкомплекса АПК Курской области, 2014 - 2020 гг.
Анализ представленных показателей указывает, что в настоящее время свеклосахарный подкомплекс АПК Курской области имеет низкую эффективность и устойчивость. Отмечается несбалансированность объемов производства сахарной свеклы и мощностей сахарных заводов, что порождает неустойчивость отрасли в целом, а также указывает на неэффективность производственного процесса.
Намеченный рост показателей к 2020 г. прежде всего базируется на разработке направлений повышения эффективности и устойчивости и увязан с привлечением финансовых ресурсов сахарных компаний, средств регионов и кредитов, полученных в российских банках, а также с мерами государственной поддержки в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы
Показатель Значение в 2012 г. Предполагаемое значение к 2020 г. Абсолютное отклонение Относительное отклонение
Урожайность сахарной свеклы, ц/га 420 447 27 6,43 %
Объем сахара, переработанного из сахарной 480 550 70 14,58 %
свеклы, тыс. т
Производст-
венные мощно-
сти по переработке сахарной 30,88 43,12 12,24 39,64 %
свеклы, тыс.
т/сутки
Сахаристость, % 13,76 17,5 3,74 27,18 %
Оборачиваемость запасов 1,81 1,87 0,6 3,31%
Товарность производства, % 9,04 12,30 3,26 36%
[2]. При этом учитываются основные принципы Соглашения ВТО по сельскому хозяйству:
- обеспечение доступа на национальные рынки импортной агропродовольственной продукции;
- снижение уровня государственной поддержки, которая искажает условия рыночной конкуренции;
- постепенное снижение и полная отмена субсидирования экспорта сельхозпродукции.
Тем не менее, до 2016 г. для России действует переходный период до вступления в силу всех норм ВТО. За этот период времени необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий системного и специализированного характера, которые существенно сократят риски и возможные негативные последствия по адаптации сельского хозяйства к новым условиям (рисунок 1).
Среди всей производственно-перерабатывающей системы свеклосахарного подкомплекса наиболее уязвимым выглядит перерабатывающий сектор, что связано с его высокой технологичностью. Свеклосахарный подкомплекс АПК Курской области значительно отстает в техническом развитии от мировых стандартов, в том числе из-за недостаточного уровня доходности для
осуществления модернизации и инновационного развития. В настоящее время средняя мощность одного сахарного завода в Курской области составляет около 5-8 тыс. т сахарной свеклы в сутки, в Восточной Европе и США этот показатель колеблется в районе 10 - 20 тыс. т в сутки. При сроках производства в 100 - 110 суток получается, что за весь период переработки 9 сахарных заводов Курской области перерабатывается меньше на 600 - 1000 тыс. т сахарной свеклы. В числе причин технического и технологического отставания можно выделить стагнацию машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности, а также отсутствие резервов по направлению переработки. Низкая производительность существенно снижает эффективность деятельности всего подкомплекса, значительно уменьшая возможности по переработке продукции и ограничивая возможные объемы производства сахара. Мероприятия, связанные с увеличением производственных мощностей до западных стандартов, должны быть направлены на реконструкцию и техническое перевооружение сахарных заводов, использование инновационных технологий и современного оборудования на основе ресурсосберегающего оборудования [5, 6].
Обсуждение тарифной квоты на сахар
Банки
Кредиты
Реструктуризация задолженнности
Списывание безнадежной задолженности
Частичное финансирование маркетинговых мероприятий
Лизинговые компании
Свеклосахарный подкомплекс
Федеральная контрактная система
Система стимулирования спроса 1 Внутренний рынок
Рисунок 1 - Схема осуществления системных и специализированных мер по адаптации свеклосахарного подкомплекса к нормам ВТО
Рисунок 2 - Концептуальная схема мероприятий по увеличению производственных мощностей в свеклосахарном подкомплексе АПК
Предлагается следующий комплекс мер государственной поддержки и регулирования, применимых для реализации направления повышения роста производственных мощностей и полностью согласованных с нормами ВТО (схема реализации представлена на рисунке 2):
- субсидии на техническое переоборудование, а также на проведение работ по переоборудованию сахарных заводов (объем которых менее 5% стоимости продукции за год в расчете на период 2014 - 2020 гг.);
- субсидии на приобретение отечественного оборудования сельскохозяйственного и пищевого назначения;
- покупка в государственную собственность и последующая передача в аренду оборудования, а также лизинговые операции с долевым участием государственного капитала;
- частичное субсидирование работ по установке, монтажу и настройке оборудования, выполняемых сторонними организациями по соответствующим договорам услуг и подряда.
Суть проводимых мероприятий заключается в создании устойчивого и эффективного сектора по переработке сахарной свеклы за счет не только обновления и улучшения инфраструктуры, но и сокращения разницы между объемами убранной и переработанной сахарной свеклы. Также требуется совершенствовать механизм эффективного функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК [7, 8]. Таким образом, повысится эффективность всего подкомплекса как целостной системы по производству и переработке сахарной свеклы. Предполагается, что объем производства сахара из сырья отечественного производства к 2020 г. увеличится на 29,7%. Устойчивость всего подкомплекса возрастет в среднем в 1,5 - 1,6 раза. Увеличится финансово-экономическая устойчивость отрасли, более устойчивым будет ее экономическое развитие.
Список использованных источников
1 Указ Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30 января 2010 г. № 120.
2 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.
3 Гордеев А.В. Приоритетные направления долгосрочной аграрной политики // АПК: экономика и управление. -2008. - №4.
4 Салтык И.П. Продовольственная безопасность страны по сахару нарушена, но преодолевать кризис необходимо // Сахарная свекла. - 2000. - №11.
5 Свекла и сахар, линия по переработке и производству, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asia-business.ru/equipment/food/
6 Технологическая линия производства сахара-песка из сахарной свеклы. / Оборудование для производства, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/tema61.html.
7 Солошенко Р.В. Основы направления совершенствования механизма эффективного функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - №2. - С.27-30.
8 Солошенко Р.В., Святова О.В. Формирование механизма эффективного функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - №4. - С.9-12.
Информация об авторе
Черников Евгений Игоревич, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», e-mail: zheche@mail.ru, тел.: 8-951-311-47-00.