7 Алтухов А.И. Основные проблемы развития АПК и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. - № 2. — С.2-6.
8 Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Приоритетные проблемы социально-экономического и институционального развития агропромышленного комплекса региона в условиях открытой экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. - № 5. — С.2-7.
9 Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Импорто-замещения как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. - № 7. — С.2-7.
10 Всемирная торговля и ее роль в развитии агропромышленного комплекса / В.В.Сафронов, В.П. Терехов, А.В. Боев, Н.О. Шумакова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. - № 2. — С.11-15.
11 Совершенствование направлений аграрной в регионе / В.И. Векленко, А.А. Золотарев, Е.И. Черников, В.М. Солошенко
// Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. - № 7. — С.7-9.
12 Силаева Л.П. Формирование товарных продовольственных ресурсов на перспективу // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2013. - № 5. — С.6-10.
Информация об авторах Кривошлыков Владимир Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected]
Жахов Николай Владимирович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры аудита и статистики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected]
Дуплин Виталий Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО Курская ГСХА.
Коваленко Валерий Петрович, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ (Курский филиал).
DETERMINE THE DIRECTION OF DEVELOPMENT OF REGIONAL MARKETS V.S. Krivoshlykov, N.V. Zhahov, V.V. Duplin
Abstract. This article presents the experience of research promising lines of research of the regional market from the point of elasticity of the goods on the market. It is proposed to use in the study of changes in the market corrected coefficient of elasticity, allowing to reflect the impact of consumer incomes, have a significant effect on aggregate demand.
Keywords: regional market, the mechanism of elasticity, consumer income, aggregate demand, per capita consumption, the adjusted coefficient of elasticity.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СВЕКЛОСАХАРНОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК РФ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА*
О.Н. Выдрина, О.Н. Горяинова
Аннотация. В статье раскрыты вопросы государственной поддержки и государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса АПК Российской Федерации в условиях расширения экономического пространства. Обобщены программные документы государственной поддержки свеклосахарного подкомплекса и определены основные проблемы его функционирования и развития.
Ключевые слова: свеклосахарный подкомплекс АПК, государственная поддержка, государственное регулирование, субсидии, целевые программы, расширение экономического пространства, конкурентоспособность подкомплекса.
Функционирование свеклосахарного подкомплекса АПК выполняет важную роль в обеспечении населения таким необходимым продуктом питания как сахар, пороговое значение которого в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации составляет 80 % от общего объема производства на внутреннем рынке. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг. определена доля российского свекловичного сахара на внутреннем рынке - 93,2 %. Что подтверждает практическую необходимость совершенствования государственного регулирования развития российского свеклосахарного подкомплекса АПК с целью повышения его конкурентоспособности для обеспечения роста доли российского свекловичного сахара на внутреннем рынке с учетом новых условий расширения экономического пространства.
Прямой угрозой продовольственной независимости нашей страны в отношении обеспечения внутреннего потребления сахара является сокращение валового сбора в 2014 г. на 13,6 % (до 33,2 млн. тонн) вследствие снижения урожайности сахарной свеклы, что по предварительным оценкам может привести к росту импорта сахара-сырца. Нельзя забывать, что в условиях расширения экономического пространства (ВТО, Таможенный союз, Евразийский экономический союз) и связанного с этим снижения таможенно-тарифной защиты России предстоит конкурировать с ведущими экспортерами продовольствия. При этом необходимо также учитывать, что сахарная свекла одна из самых материалоемких и трудоемких культур, поэтому дальнейшее развитие сахарной промышленности невозможно без государственного регулирования и увеличения государственной поддержки.
Цель государственного регулирования свеклосахарного производства заключается в обеспечении сырьем перерабатывающую промышленность и потребностей населения в сахаре и продуктах ее переработки при наименьших затратах ресурсов [1]. А также целью государственного регулирования свеклосахарного производства является создание для всех участников российского рынка сахара одинаковых конкурентных условий. В то же время с целью обеспечения продовольственной безопасности страны нужны условия для прибыльного функционирования отечественных производителей [2].
В последние годы в Российской Федерации было принято ряд документов, предусматривающих поддержку свеклосахарного подкомплекса с целью устойчивого повышения его конкурентоспособности на мировом уровне (таблица 1).
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-32-01215
Таблица 1 - Объем инвестиций в сахарную промышленность Российской Федерации в соответствии с программными документами на период до 2020 гг., млрд. руб.__
Годы
Документы 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Итого
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020г. 17,60 18,60 20,30 18,80 13,10 15,80 15,90 16,60 136,70
в т.ч.: Программа «Развитие свеклосахарного подкомплекса АПК РФ на 2013 - 2015 гг.» 17,60 18,60 20,30 56,50
Комплексная программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности Курской области на 2011 -2017 гг. 0,52 1,55 4,45 1,94 1,45 0,78 1,24 11,93
На федеральном уровне в соответствии со Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. поддержка свеклосахарного подкомплекса составляет 136,7 млрд. руб. Основными направлениями являются модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности и обеспечение населения качественным и безопасным продовольствием. В рамках одного из направлений реализации Стратегии разработана отраслевая целевая программа «Развитие свеклосахарного подкомплекса АПК Российской Федерации на 2013-2015 гг.», направленная на рост конкурентоспособности сахарной промышленности и обеспечение продовольственной безопасности страны, общий объем финансирования которой составил 56,5 млрд. руб.
На основе приоритетных направлений федеральных программ в Курской области, как в одном из ведущих свеклосеющих регионов страны, разработана и реализуется «Комплексная программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности Курской области на 20112017 гг.». На увеличение производственных мощностей сахарных заводов региона, ввод в действие жомосушиль-ного отделения и выполнение ряда природоохранных мер из областного бюджета было выделено 11,93 млрд. руб.
Государственная поддержка растениеводства Курской области осуществляется с помощью следующих постановлений Правительства: «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроланд-шафтов как национального достояния России на 20062010 годы и на период до 2013 года»» (от 20.02.2006 г. № 99); «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (от 28.12.2012 г. № 1460); «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» (от 27.12.2012 г. № 1431); «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат сельскохо-
зяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» от (22.12.2012 г. № 1371); «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку отдельных подотраслей растениеводства» (от 12.12.2012 г. № 1295) и др.
Существует значительное количество слабых сторон функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК страны на современном этапе, таких как: сокращение внутреннего потребления сахара вследствие роста потребления сахарозаменителей, в том числе крахмальных сиропов и высокоинтенсивных подсластителей; низкие показатели урожайности и сахаристости и выхода сахара с гектара посевов свеклы в сравнении с европейскими свеклосеющими странами; дефицит перерабатывающих мощностей сахарный заводов; отсутствие складских мощностей и неразвитая транспортно-логистическая инфраструктура; высокая себестоимость производства сахара внутри страны; импорт тростникового сахара - сырца; импортный рынок свеклосемян (семенной фонд на 90% поступает из-за рубежа), отсутствие механизма таможенно-тарифного регулирования импорта свеклосемян; возрастание сырьевого и продуктового импортозамещения в свеклосахарном подкомплексе; высокая ценовая волатильность внутреннего рынка сахара; выращивание сахарной свеклы без заключения договоров с сахарными заводами, давальче-ские отношения; влияние неблагоприятных погодно-климатических условий; отсутствие практики полевого кагатирования; кризис свекловичной селекции и свекловичного семеноводства; отсутствие современной базы по подготовке отечественных семян к посеву и другие [7].
Одной из значимых проблем функционирования свеклосахарного подкомплекса является своевременное обеспечение (контрактация и финансирование) свеклосеющих хозяйств и свеклосахарных компаний в необходимом количестве высококачественным семенным материалом, удобрениями, средствами защиты растений, горюче-смазочными материалами и др. [3,4].
Для повышения эффективности функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК, по мнению Соло-шенко Р.В. [8], необходима система субсидирования на всех этапах работы подкомплекса. Субсидии должны выделяться: на возмещение процентной ставки по кредитам на развитие семеноводства; на приобретение и подработку
элитных и гибридных свеклосемян отечественного производства за 1 пос. ед.; на компенсацию части затрат при приобретении средств химизации на 1 га посевов сахарной свеклы; на компенсацию части затрат на переработку 1 т сахарной свеклы.
В то же время Зюкин Д.А. [6, 8] отмечает, что механизм субсидирования на данном этапе имеет весьма дифференцированное распределение среди производителей, так как освоение бюджетных средств осуществляется на основе индивидуального подхода без учета пропорциональности в размерах относительно установленных показателей, что делает его потенциально коррупционным. Другой недостаток это компенсационный характер такой поддержки - до получателей доводится в конце финансового периода, а не в сезон деловой активности и дефицита ликвидности. Дополняет эти слабые стороны и то, что субсидии и компенсация части затрат относятся к «желтой корзине», размеры которой по договору о вступлении России в ВТО ограничены, при этом установленные лимиты сокращаются из года в год. К тому же в структуре поддержки по направлениям сельскохозяйственного производства размер субсидий производителям в свеклосахарном подкомплексе остается невысоким с учетом относительно высокой рентабельности производства сахарной свеклы и сахара, поэтому приоритетным направлением будет и дальше мясо-молочное производство, объемы продукции которого не обеспечивает выполнения продовольственной независимости страны в необходимой мере.
С точки зрения негативного макроэкономического состояния нашей страны, на что повлияли санкции и низкие цены на нефть, усугубившие кризис текущей экономической модели, растет бюджетный дефицит, в результате чего предполагать возможность роста бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства малореалистично. Уже сейчас часто высказывается идея выхода из дефицита путем банального сокращения расходов. И вряд ли это будут расходы на оборону в текущих геополитических условиях (к тому же ВПК имеет серьезный экспортный потенциал), трудно будет правительству решиться урезать расходы на здравоохранение и социальную политику в год президентских выборов, а для сокращения затрат на содержание административно-бюрократического аппарата необходимо поменять существующую модель государственных закупок и повысить эффективность госпредприятий, что является трудным и долгосрочным проектом. Поэтому, введенное с 2013 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1431, направление несвязанной господдержки, в основу которого положены показатели почвенного плодородия и интенсивности использования посевных площадей, что удовлетворяет требованиям ВТО, позволяет дотировать только 9 долл. в расчете на 1 га пашни, в то время как в странах ЕС на эти цели выделяется до 400 долл.
Безусловно, субсидирование процентных ставок обеспечивает приток инвестиций в отрасль и наращивание мощностей, повышая финансово-экономические результаты производителей на всех этапах производства в свеклосахарном подкомплексе. Однако, учитывая вышеизложенные доводы, поддержку целесообразно и можно с не меньшей эффективностью осуществлять, создавая максимально благоприятные условия для роста инвестиций, путем рефинансирования коммерческих банков под доступный для производителей процент и на сроки, соответствующие длительности научно-производственного цикла в свеклосахарном подкомплексе. Расширение и удлинение рефинансирования коммерческих банков на универсальных единых условиях при снижении ключевой процентной ставки до уровня рентабельности предприятий инвестиционного сектора позволит найти кредитные ресурсы
необходимые для модернизации как свеклосахарного подкомплекса, так и всего аграрного сектора экономики. Государственное регулирование на основе мягкой монетарной и льготной фискальной политик способно в условиях жестких ресурсных и временных ограничений оказывать поддержку бизнес-субъектам, функционирующих в рамках свеклосахарного подкомплекса, в институциональной и финансово-экономической форме, способствуя переходу к саморазвитию всего подкомплекса и созданию синергетического эффекта на всех этапах осуществления производственно-хозяйственного процесса. В свою очередь, это позволяет перераспределить прямую государственную поддержку именно в пользу субсидирования развития инновационной деятельности, в первую очередь, в развитии селекции и семеноводства [6,8].
Таким образом, несмотря на широкий комплекс мер государственной поддержки, свеклосахарный подкомплекс АПК Российской Федерации остается недофинансированным и непривлекательным для инвестиций, что ставит под угрозу динамичное экономическое развитие подкомплекса в условиях расширения экономического пространства и вероятность не обеспечить в ближайшей перспективе его конкурентоспособность. Поэтому первостепенными задачами государства является снижение издержек при выращивании семян, корнеплодов сахарной свеклы и производстве свекловичного сахара, а также развитие производственной и логистической инфраструктуры подкомплекса.
Список использованных источников
1 Векленко В.И., Белкин Р.Е. , Солошенко Р.В. Совершенствование государственного регулирования в свеклосахарном производстве // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 1. - С.33-35.
2 Салтык И.П. Экономические проблемы функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК: на материалах Центрально - Черноземного региона. - М.: Наука, 2009. - 511 с.
3 Попадьина Н.В., Солошенко Р.В., Святова О.В. Создание условий развития отечественной свекловичной селекции и семеноводства - основа устойчивого функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 7. - С. 30-33.
4 Бессонова Е.А., Святова О.В., Кривошлыков В.С. Оценка современного состояния российского свеклосахарного производства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 2. - С. 35-37.
5 Солошенко, Р. В. Совершенствование механизма эффективного функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК на основе системно - синергетического подхода: автореф. дис. ... док. экон. наук. - Курск, 2013. - 47 с.
6 О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в регионе: состояние, тенденции, перспективы. / Д.А.Зюкин, О.В. Святова, Н.А. Пожидаева, В.А. Левченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 2. - С. 9-12.
7 Раскрытие потенциальных синергетических возможностей развития свеклосахарного подкомплекса АПК с учетом расширения экономического пространства: Монография / О.В. Святова, Д.А. Зюкин, Р.В. Солошенко, О.Н. Выдрина. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2015. - 175 с.
8 Зюкин Д.А., Святова О.В., Пожидаева Н.А. Перспективы развития сельскохозяйственного производства Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - №7. - С. 23-25.
Информация об авторах
Выдрина Ольга Николаевна, аспирант кафедры менеджмента ФГБОУ ВО Курская ГСХА.
Горяинова Ольга Николаевна аспирант кафедры менеджмента ФГБОУ ВО Курская ГСХА.
STATE SUPPORT SUGAR BEET SUBCOMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE INCREASING ECONOMIC SPACE O. N. VydriM, O.N. Goryainova
Abstract. The article deals with questions of state support and state regulation of sugar beet subcomplex of the Russian Federation in the conditions of expansion of economic space. Summarizes the policy documents state support for sugar beet subcomplex and the basic problems of its functioning and development.
Keywords: sugar beet subcomplex, government support, government regulation, subsidies, targeted programs, the expansion of economic space, competitiveness sub.
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АПК
А.А. Кривоухов, О.В. Воробьева
Аннотация. Статья посвящена обоснованию необходимости создания информационной системы учета объектов интеллектуальной собственности (патентов) и составлению моделей объектов интеллектуальной собственности и их взаимосвязи с субъектами интеллектуальной собственности
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, объект, субъект, учет, моделирование, управление, автоматизация
С точки зрения развития государства создание интеллектуальной собственности на информационные технологии высокого уровня, развитые на основе соответствующих интеллектуальных продуктов, приобретают в XXI столетии особую важность. Патенты являются важным источником для процесса создания интеллектуальных технологий, которые компании могут использовать для достижения своих стратегических целей.
Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной).
Развитие информационного обеспечения управления интеллектуальной собственности является одним из важных аспектов успешной реализации основных целей и задач в развитии агропромышленного комплекса (далее -АПК).
Процесс управления в области интеллектуальной собственности связывается с проведением анализа больших массивов информации. Основные текущие затраты при осуществлении управления связаны с поиском, обработкой и хранением различной информации, необходимой для реализации целей управления в АПК.
Основным условием для создания информационной системы управления АПК является разработка перечня новых информационных баз данных и согласование этого перечня с возможными потенциальными потребителями.
Для решения поставленной задачи были составлены модели объектов интеллектуальной собственности и их взаимосвязь с субъектами интеллектуальной собственности. На основе разработанных моделей строится интерфейс информационной системы.
Входной информацией системы являются данные об объектах и субъектах интеллектуальной собственности, база данных, управляющими механизмами являются формы документов на примере официальной регистрации программ для ЭВМ и баз данных в Федеральный институт промышленной собственности ФИПС и ВНТИЦ. Выходной информацией - обновленная база данных, сформированные отчеты по объектам интеллектуальной собственности.
В результате анализа состава будущих пользователей системы были выявлены:
- пользователь - регистрируется на сайте, заполняет профиль, добавляет, редактирует собственный ОИС, обменивается информацией об ОИС с другими пользователями системы;
- администратор - проверяет соответствие объекта тематике и на уникальность имен и названий;
- ИС - информационная система, используемая при учете объектов интеллектуальной собственности.
Можно выделить следующие процессы, которые будут автоматизированы:
- добавление ОИС;
- заполнение компетенций.
Результатами реализации системы являются:
- получение эффективной системы хранения групп документов, относящихся к каждой заявке;
- обеспечение защиты данных в БД от несанкционированного доступа и нежелательного изменения данных;
- ввод/редактирование субъектов интеллектуальной собственности;
- редактирование признаков правовых отношений объекта интеллектуальной собственности;
- хранение основных необходимых правовых и нормативных актов в справочниках системы.
Для разработки информационной системы учета объектов интеллектуальной системы предлагается выбрать язык программирования PHP, так как данный язык программирования позволяет создавать динамические web-страницы и связывать их с БД, реализованной на MySQL. Этот подход позволяет разместить систему в сети Интернет и обращаться к ней с любой точки без дополнительных программных продуктов [4].
Разработанная информационная система учета объектов интеллектуальной собственности способствует:
- сокращению времени, затрачиваемого на участие в выработке и осуществлении единой патентной и лицензионной политике организации;
- перераспределению нагрузки сотрудников организации;
- повышению оперативности учета и контроля над регистрацией ОИС и своевременной регистрации отчетов по ним.
Информационная система учета объектов интеллектуальной собственности дает возможность удобного и надежного хранения и управления данными отдела, возможность подготовки документов на подачу заявки на официальную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных. Это позволит существенно повысить качества услуг по защите и охране РИД и эффективность работы с объектами интеллектуальной собственности.
Список использованных источников
1 Всероссийский научно-технический информационный центр [Электронный ресурс]. URL: www.vntic.org.ru.
2 Интеллектуальная собственность: товарный знак, изобретение, патентование, патентный поверенный, патентное бюро, Роспатент [Электронный ресурс]. URL: www.rupatent.ru.