Научная статья на тему 'Развитие педологии в России в начале ХХ века'

Развитие педологии в России в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДОЛОГИЯ / РЕБЕНОК / РАЗВИТИЕ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РЕФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЫ / ПЕДОЦЕНТРИЗМ / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янченко Т. В.

Статья посвящена проблеме развития педологии как науки о детях в России в начале ХХ века. В статье характеризуются идеи ученых-педо­логов о цели, задачах, предмете и содержании педологии. Особое внимание автор обращает на анализ методов исследования ребенка, которые использовались этой наукой. Значительное место в статье занимает характеристика деятельности педологических научно-практических учреждений, которые были созданы и функционировали в России в этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие педологии в России в начале ХХ века»

РАЗВИТИЕ ПЕДОЛОГИИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

© Янченко Т.В.*

Институт педагогики

Национальной Академии педагогических наук Украины, Украина, г. Киев

Статья посвящена проблеме развития педологии как науки о детях в России в начале ХХ века. В статье характеризуются идеи ученых-педологов о цели, задачах, предмете и содержании педологии. Особое внимание автор обращает на анализ методов исследования ребенка, которые использовались этой наукой. Значительное место в статье занимает характеристика деятельности педологических научно-практических учреждений, которые были созданы и функционировали в России в этот период.

Ключевые слова: педология, ребенок, развитие, методы исследования, учебно-воспитательный процесс, реформирование школы, педоцентризм, гуманизм.

Педология - это наука о ребенке, его комплексном изучении и использовании полученных данных в учебно-воспитательном процессе. Педология возникла в конце Х1Х века в США. Ее создателем по праву считается американский психолог С. Холл (1844-1824). Новизна педологии состоит в ее комплексном, междисциплинарном характере, который обеспечивает гуманистический подход к проблеме развития ребенка, его обучению и воспитанию. По мнению С. Холла, наука о ребенке «не имеет себе подобных и отчасти есть психологией, отчасти антропологией, отчасти медициной и гигиеной». Она также касается этико-философских аспектов жизнедеятельности ребенка и имеет практическое значение для педагогики [18, с. 5-6].

Основой для дальнейшего развития и распространения педологии в России послужили достижения и успехи анатомии, физиологии и психологии (И. Сеченов (1829-1905), И. Павлов (1849-1936)) и педагогики (К. Ушин-ский (1924-1871), П. Лесгафт (1837-1909), П. Каптерев (1849-1922), М. Ма-насеина (1841-1903), Д. Дриль (1846-1910), А. Вирениус (1832-1910)). В работах этих ученых ведущими есть идеи о двухфакторности формирования личности, необходимости учёта в процессе обучения и воспитания особенностей развития ребенка и построении на этой основе научной педагогики.

В начале ХХ века благодаря работам А. Нечаева (1870-1948), Н. Рыбникова (1890-1961), Г. Россолимо (1860-1928), Н. Румянцева (1877-1921), Я. Чепиги (1875-1938) и других ученых-педологов дальнейшее развитие по-

* Докторант, кандидат педагогических наук, доцент.

лучили теоретические положения педологии (ее цель, задачи принципы, предмет, новизна, практическое значение и содержание). Такие изменения обусловлены двумя факторами: 1) с течением времени продолжалось развитие педагогики, психологии, антропологии, физиологии и других наук, что составляют сущность педологии; 2) общественная жизнь в России имела специфику по сравнению с Западной Европой и США, связанную с отсутствием демократических норм в государстве, низким уровнем образования большинства населения, наличие и широкая популярность реформаторских и даже революционных идей, что касались как политической, так и культурно-образовательной сфер.

Румянцев Н. в работе «Педология (наука о детях)» (1910 г.) так определяет цель и задачи этой науки: «Ее цель - изучение детей во всех отношениях для получения полного и глубокого познания их природы» [12, с. 4]. «Задачи этой науки - собрать и систематизировать все, что относится к жизни и развитию детей, найти законы этого развития и установить периоды развития» [12, с. 29]. Таким образом, цель и задачи педологии были уточнены М. Румянцевым, потому что он считает, что педология должна заниматься определением закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды.

Аналогично определяет задачи педологии и Я. Чепига в статье «Педология или наука о детях» (1911 г.), несколько расширив их. «Задачи экспериментальной педагогики (педологии) - изучить духовную и физическую природу ребенка со всех сторон, собрать и систематизировать все, что касается его жизни, найти законы, которым подчиняется его организм и на них уже научно создать педагогику» [19, с. 209]. Таким образом, Я. Чепига выделяет практические функции педологии - создать основу педологии. Соответственно с целью и задачами этой науки ее предметом Н. Румянцев считает «физическую и духовную природу детей». Но он не совсем четко определяет границу окончания детства. По мнению ученого, детство - это период от рождения до получения образования [12, с. 29].

Возрастные границы детства уточняет А. Нечаев. «Педология - это широкая отрасль знаний о ребенке как предмете воспитания. Она охватывает все знания, которые касаются человека с первого дня её рождения до конца школы, то есть приблизительно до 21 года» [5, с. 6]. Все детство А. Нечаев делит на три периоды: 1) детство - с рождения до появления постоянных зубов; 2) отрочество - до начала полового созревания; 3) первая юность [6, с. 293-294]. В течение каждого из этих периодов в физическом и психическом развитии человека есть определенные особенности, как индивидуальные, так и типические, характерные для большинства ровесников, которые определяются в процессе исследований и учитываются в педагогической деятельности.

Российская педология, как и западная педология, стоит на позициях педоцентризма, который есть главным принципом её функционирования как

науки и практической отрасли. «Требования школьных программ и методов обучения должны приспосабливаться к духовному развитию учеников, а не силы учеников к методам и программам. В центре школы должен стоять ученик, с его запросами и потребностями. Школа должна быть педоцентри-ческой» [12, с. 12].

Важным положением российской педологии осталась и теория рекапитуляции, сущность которой состоит в том, что ребенок в своем развитии кратко повторяет историю человечества. Так, П. Каптерев в докладе «Аналогия в развитии человека и человечества» на Первом Всероссийском съезде по педагогической психологии (1906 г.) отмечает, что некоторые признаки наших предков, обусловленные особенностями их жизни, унаследованы ими и проявляются в виде соответствующих стремлений, инстинктов и действий детей. Общий ход психического развития личности аналогичен развитию человечества: от доминирования простого восприятия к творчеству, от материального и конкретного до духовного и абстрактного, от рефлекторных реакций до мышления и волевой деятельности. Поэтому пособием по изучению развития личности может служить история культуры человечества. Поэтому историю культуры следует изучать в педагогических учебных заведениях и на педологических курсах [16, с. 135-136].

Особое внимание все ученые обращают на характеристику методов педологических исследований, потому что именно от применения комплекса взаимосвязанных методов зависит объективность результатов изучения ребенка. Главным источником науки о детях Н. Румянцев считает наблюдение. Оно может быть единичным (индивидуальным) и групповым (массовым). Они дополняют друг друга. Результаты единичных наблюдений служат материалом для построения науки о детях, а массовые наблюдения позволяют устанавливать закономерности физического и психического развития человека в разные возрастные периоды [12, с. 31].

Более надежным методом для изучения психики детей Н. Румянцев считает эксперимент. С его помощью можно решить актуальные вопросы о гигиене умственного труда, утомляемости учеников, развитие памяти и интересов школьников [12, с. 34-36]. Кроме того, школьный психологический эксперимент включает анализ ученических сочинений, исследование способности учеников к мышлению с помощью методики дополнений и заполнения пробелов в тексте [14, с. 18-20].

В работах по педологии начала ХХ века упоминаються опрос (анкетирование) и такой новый на то время метод, как тестирование. Их использование целесообразно при определении типов памяти школьников, характера и других индивидуальных особенностей ребенка [12, с. 39]. Лазурский А. считает необходимым всесторонний анализ жизни ребенка. «Игры, прогулки, ручной труд, рисование, обед, занятия, отношение к учёбе, поведение на уроках - всё это должно быть проанализировано». Это должно стать полезным при составлении характеристик детей [15, с. 99].

Достаточно распространенным в педологии стал антропометрический метод. Его сущность состоит в том, что с помощью специальных приборов измеряются рост, вес, размеры частей тела детей разного возраста. На основании результатов антропометрии можно составить характеристику физического развития детей разного возраста. Но этой информации недостаточно, чтобы картина развития ребенка была полной, следует учитывать социальные условия его жизни [12, с. 49].

Существенный вклад в разработку методов педологических исследований сделал Г. Россолимо. Для изучения личности ребенка он предложил метод психических профилей. Его сущность состоит в определении с помощью опроса степени проявления основных психических процессов человека. Автор предложил рассмотреть степень проявления 11 психических процессов (внимание, воля, точность восприятия, зрительная память, запоминание элементов речи, запоминание чисел, мышление, комбинаторные способности, сообразительность, воображение, наблюдательность), каждый из которых оценено в 10 баллов. В основу определения степени проявления (высоты) каждого психического процесса положено принцип положительных и отрицательных ответов на 10 вопросов, которые имеют отношение к этому процессу. На отдельном для каждого человека листе бумаги записываются результаты исследования в виде плюсов или минусов. В конце каждой строчки есть место для записи суммы положительных ответов. На другом листе бумаги на основании этих результатов строится график. В конце исследования все точки графика (их обычно 11 - по количеству исследуемых процессов) объединяются линиями. Исследователь получает кривую, каждая из вершин которой отвечает результатам отдельного опыта и показывает степень проявления одного из исследуемых психических процессов. Этот график и есть детальный психологический профиль индивида [10, с. 24].

На основании индивидуальных психологических профилей, учитывая средние показатели степени проявления психических процессов, Г. Россо-лимо начал составления «средних психологических профилей», характерных для определенной категории детей. Он предложил использовать их в учебных учреждениях с целью адаптации учебных программ и методов преподавания отдельных дисциплин к потребностям и возможностям школьников [10, с. 24].

Рыбников Н. предложил использовать в психологических и педологических исследованиях биографический метод. «Систематическое изучение значительного количества биографий поможет понять личность в целом, потому что опытное, экспериментальное изучение обычно имеет дело с каким-нибудь отдельным качеством этой личности» [13, с. 2].

Разработка и использование разных методов исследования свидетельствует о дальнейшем развитии педологии как науки.

Содержание педологии начала ХХ века касалось особенностей физического и психического развития детей разного возраста и базировалось на

двух основных положениях: 1) психофизическое развитие ребенка отличается от развития взрослого человека; 2) нормальное развитие ребенка происходит определенными периодами [12, с. 48].

В содержании педологии прослеживается мысль о том, что решить задачи, связанные со всесторонним развитием, обучением и воспитанием детей, школа может только при условии ее реформирования. По мнению Н. Румянцева, при помощи педологии можно создать новую науку о воспитании, которая станет основой реформирования школы. Новой школой может стать только та, которая существует для учеников, основана на изучении их психофизической природы и особенностей развития, в которой работают учителя, имеющие психологическое образование, способные заниматься исследованием личности ребенка [12, с. 80].

Создание благоприятных условий для практического развития педологии в России связано с открытием при некоторых высших учебных заведениях лабораторий экспериментальной психологии. В 1896 г. В. Бехтерев создал психофизическую лабораторию в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге [1, с. 43]. Но психологические лаборатории занимались главным образом решением общих психологических проблем, а не вопросами детской и педагогической психологии.

Началом практической реализации идей педологии в России можно считать тот факт, что в 1901 г. в Санкт-Петербурге была создана Лаборатория педагогической психологии под руководством А. Нечаева. В Лаборатории проводились исследования, которые касались развития психических процессов и явлений, связанных с учебой и воспитанием детей школьного возраста, например, обращалось внимание на изучение познавательных интересов и памяти школьников [4, с. 465].

Нечаев А. и другие сотрудники Лаборатории провели достаточно масштабные педологические исследования значительного количества учеников разных учебных заведений Санкт-Петербурга, результаты которых были описаны в работе ученого «Современная экспериментальная психология в ее применении к вопросам школьного обучения» [7]. Такие педологические исследования имели практическую направленность и проводились с целью усовершенствования учебно-воспитательного процесса. Так, А. Нечаев сделал попытку определить критерии, по которым учителя делят школьников на «понимающих» и «непонимающих». Он пришел к выводу, что «причина «непонимания» иногда может быть в самом ученике, а иногда и вне его» [7, с. 283-284].

Как свидетельствует Е. Балашов, в начале ХХ века были созданы ещё три педологические учреждения: Педологический одел Московского педагогического общества, Лаборатория педагогической психологии Общества охраны народного здоровья под руководством Д. Дриля и Комиссия по экспериментальным исследованиям психического развития учеников при Русском обществе нормальной и патологической психологии во главе с В. Бехтеревым [1, с. 45].

В 1904 г. И. Сикорский создал в Киеве Врачебно-педагогический институт, целью деятельности которого было исследование психических особенностей умственно отсталых детей, разработка специальных методик для учебно-воспитательной работы с ними и их использование в педагогической практике. Во Врачебно-педагогический институт принимали детей в возрасте 3-6 лет, имеющих незначительное и среднее отставание в развитии. «Глубоко отсталых» детей, перспективы развития которых были ограничены, в институт не принимали [2, с. 10, 13, 14]. Сикорский И. и другие специалисты учреждения обращали внимание на физическое, интеллектуальное и моральное развитие воспитанников, содействовали ему. Детей делили на три группы в зависимости от степени их умственной отсталости и возраста. Для каждой группы существовала специальная программа обучения и воспитания детей. В младшей группе обращали внимание на общее развитие детей; в средней -обучали чтению, письму и счету; а в старшей - занятия проводились по программе младших классов гимназии (воспитанники даже изучали немецкий и французский языки) [2, с. 21-23]. Институт был одновременно педагогическим и медицинским учреждением. Но его главным элементом была школа. Врачебная практика, которая реализовывалась в форме медицинских консультаций, помогала лучше понять природу детей с отклонениями в умственном развитии, и обеспечивала правильную организацию педагогических мероприятий. Врачебно-педагогический институт был первым педологическим учреждением в Украине, большая часть территории которой в начале ХХ века входила в состав Российской империи.

При Педагогическом музее в Санкт-Петербурге в 1904 г. был создан Педологический отдел имени К. Ушинского. В основу его деятельности была положена идея К. Ушинского об изучении человека как предмет воспитания. Педологический отдел тесно сотрудничал с Лабораторией педагогической психологии А. Нечаева [1, с. 47].

При Лаборатории педагогической психологии и педологическом отделе в 1904 г. были открыты первые в России Педологические курсы. Их цель -ознакомление слушателей с особенностями детской психики в разные возрастные периоды и с практическими приемами изучения индивидуального психического и физического развития детей, а также педологическая подготовка специалистов - педагогов и исследователей. Для слушателей курсов проводились лекции и практические занятия. Последние «имели характер демонстраций или научных исследований в зависимости от подготовленности слушателей [4, с. 466].

Педологические курсы действовали до 1908 г., когда по инициативе А. Нечаева была создана Педагогическая академия. Она стала учебным и научным центром, главное задание которого состояло в экспериментальной разработке проблем теории и практики обучения и воспитания детей, а также в подготовке квалифицированных педагогов и школьных учителей, способных реформировать образовательную систему на принципах педологии [15, с. 163-164].

В 1907 г. Лаборатория педагогической психологии организовала летние педологические курсы, на которых обучались свыше 200 учителей со всей Российской империи. Программа летних педологических курсов предусматривала всестороннюю подготовку слушателей для обеспечения их комплексными знаниями по проблемам психологии и физиологии ребенка и формирования умений применять полученные знания на практике [11, с. 10-11].

На первом съезде по педагогической психологии (1906 г.) А. Нечаев предложил создать Педологический институт. Он был создан в 1909 г. в Санкт-Петербурге. Специалисты Педологического института занимались комплексным изучением ребенка, начиная с первых дней его жизни. Общественный деятель и благотворитель В. Зимин выделил для организации Педологического института 52 тыс. рублей и передал под его опеку детский интернат.

Согласно Положению о Педологическом институте, перед ним стояли такие задачи:

1. научные - всестороннее изучение природы человека, который развивается, от рождения до совершеннолетия, специфики его анатомии, физиологии и психики, а также разработка рациональной системы обучения и воспитания детей;

2. воспитательные - организация учебно-воспитательного процесса в интернате в соответствии с особенностями развития детей и их индивидуальными качествами;

3. просветительские - распространение педагогических и педологических знаний посредством организации специальных курсов, консультаций, музеев, издание научно-популярной литературы соответствующей тематики [9, с. 60-61].

Директором Педологического института был К. Поварнин - один из ближайших помощников и коллег В. Бехтерева. Практической базой Педологического института был детский интернат, который функционировал при нем. В интернат принимали только здоровых новорожденных детей, потому что специалисты института исследовали проблемы развития и воспитания «нормального» ребенка со времени его рождения. Он был рассчитан на 40 детей. Их делили на «семьи» по 10 человек. Каждая такая семья имела врача и воспитательницу. Специалисты института консультировали их по вопросам детской психологии. Кроме того, при Педологическом институте были созданы детский сад и музей детской гигиены и дошкольного воспитания [9, с. 61].

Подобные учреждения создавались и в других городах Российской империи. В 1914 г. в Одессе был открыт Институт детской психологии и экспериментальной педагогики (его второе название - Педологический институт). Активное участие в его деятельности принимали Б. Воротинский (директор института), С. Васнецов, Н. Тарасевич, С. Штейнгауз. С целью изучения опыта деятельности подобных учреждений Б. Воротинский и С. Васнецов были откомандированы в Москву и Санкт-Петербург.

Первоочередной задачей Одесского Педологического института состояло в изучении личности детей, которые попадали в суд для несовершеннолетних. Институт имел такую структуру: антропометрический, экспериментально-педагогический и медицинский отделы, а также библиотека, в которой находились издания, в основном по экспериментальной и педагогической психологии.

Специалисты Одесского Педологического института занимались исследованием детей, направленных в него судом для несовершеннолетних, исправительным приютом, педагогами учебных заведений города или даже родителями. Важным направлением деятельности института была работа с умственно отсталыми детьми. С этой целью при Педологическом институте была создана школа для таких детей. Кроме того, в институте разрабатывались методики для обучения и воспитания детей, склонных к правонарушениям, и беспризорных детей [20, с. 191-194].

В 1915 г. в Харькове был открыт Педологический музей, деятельность которого имела такие задачи: 1) исследование детей - учеников учебных заведений разного типа; 2) сбор материалов об особенностях воспитания украинских и еврейских детей, потому что представители этих народов составляли большинство населения города; 3) введение преподавания психологии в средних учебных заведениях Харькова.

Харьковский Педологический музей имел экспонаты по педологии, биологии, антропологии, детской и антропологической психологии, педагогике и школьной гигиене. Особенное место в музее занимали анкеты на определение уровня интеллектуального развития школьников, коллекции детских рисунков и изделий детского творчества.

В Харьковском Педологическом музее прочитал несколько лекций А. Нечаев. Они вызвали значительный интерес педагогов, психологов, врачей и представителей общественности города. Заработанные за лекции деньги А. Нечаев передал на потребности музея. В целом, Харьковский Педологический музей сыграл ведущую роль в распространении педологических, психологических и педагогических знаний в регионе [17, с. 190-191].

Идеи педологии широко обсуждались на съездах по педагогической психологии (1906 и 1909 годы) и экспериментальной педагогике (1910, 1913 и 1916 годы) [3, с. 129].

Первым педологическим учреждением, созданным на государственном уровне, стала Школьно-гигиеническая лаборатория, открытая при Министерстве народного просвещения в 1916 г. Её основной задачей было решение педагогических вопросов посредством исследования физического и психического развития учеников. Руководителем психологического отдела лаборатории был назначен А. Нечаев [8, с. 104-105]. Благодаря деятельности научных лабораторий, институтов, обществ до 1917 г. в России педология получила статус научной дисциплины, целесообразность использования ко-

торой в учебно-воспитательном процессе школ разных типов начала признаваться на государственном уровне.

Таким образом, в начале ХХ века получили дальнейшее развитие теоретические основы педологии как науки о детях и ее содержание. Распространение идей педологии в России проявилось в деятельности педологических учреждений, созданных во многих городах: институтов, лабораторий, музеев. Основные положения педологии не только проникали в деятельность учебно-воспитательных заведений, но и стали основой определенного общественно-политического движения, цель которого состояла в реформировании учебно-воспитательной системы на принципах педоцентризма, гуманизма и демократии.

Список литературы:

1. Балашов Е.М. Педология в России в первой трети ХХ века. - СПб.: Нестор-История, 2012. - 192 с.

2. Врачебно-педагогический институт для умственно-недоразвитых, отсталых и нервных детей, учрежденный Ольгой и Еленой Сикорскими в Киеве с отчетом о деятельности за 1905 1906 годы. - К.: Лито-типография Т-ва И. Н. Кушнарев, 1906. - 57 с.

3. Нариси юторп укранського шюльництва. 1905-1933 / за ред. О.В. Су-хомлинсько!. - К.: «Заповгт», 1996. - 302 с.

4. Нечаев А.П. К истории экспериментальной педагогики в России // Лай В.А. Экспериментальная дидактика / [под ред. А. Нечаева]. - СПб: Государственная типография, 1905. - С. 464-467.

5. Нечаев А.П. Курс лекций по педагогической психологии, читанный на летних педологических курсах в Санкт-Петербурге. - СПб.: Литография Ю. Семечкиной, 1907. - 339 с.

6. Нечаев А.П. Очерк психологии для воспитателей и учителей. - СПб.: Типография П.А. Сойкина, 1908. - 352 с.

7. Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения. - СПб.: Типография П.А. Сойкина, 1908. - 287 с.

8. Никольская А.А. А.П. Нечаев: Жизненный и творческий путь // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 100-111.

9. Петроградский педологический институт // Психология и дети. -1917. - № 2. - С. 60-65.

10. Россолимо Г.И. Общая характеристика психологических профилей. -М.: Типография К.Л. Меньшова, 1911. - 106 с.

11. Румянцев Н.Е. Летние педологические курсы для учителей в С.-Петербурге 20 июля - 18 августа 1907 г. Отчет. - СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1907. - 220 с.

12. Румянцев Н.Е. Педология (наука о детях), её возникновение, развитие и отношение к педагогике. - СПб.: Изд-во О. Богдановой, 1910. - 81 с.

13. Рыбников Н. Биографический метод в психологии // Психология и дети. - 1917. - № 6-8. - С. 1-14.

14. Рыбников Н. Техника школьных психологических опытов. - СПб.: Типография П.П. Сойкина, б.г. - 21 с.

15. Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1909 г. Отчет / Сост. М.И. Коноров. - СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1910. - 401 с.

16. Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1906 г. (31 мая - 4 июня). Отчет / Сост. М.И. Коноров. - СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1906. - 280 с.

17. Харьковский педологический музей // Психология и дети. - 1917. -№ 6-8. - С. 189-191.

18. Холл С. Наука о дитяти (педология) и ее отношение к воспитанию / С. Холл // Собрание статей по педологии и педагогике. - М.: Московское книгоиздательство, 1912. - С. 1-26.

19. Четга Я. Педолопя, або наука про дней // Малов1дом1 першоджере-ла украшсько! педагопки (друга половина Х1Х-ХХ ст.): Хрестомапя / [упо-ряд. Л.Д. Берез1вська]. - К.: Науковий свгг, 2003. - С. 208-212.

20. Штейнгауз С. Городской институт детской психологии и экспериментальной педагогики имени Н.В. Якунина в Одессе // Психология и дети. -1917. - № 6-8. - С. 191-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.