Научная статья на тему 'Педология'

Педология Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4368
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДОЛОГИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА О ДЕТЯХ / СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / ВОСПИТАНИЕ / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / PEDOLOGY / COMPLEX STUDY OF CHILDREN / SOCIOLOGY OF YOUTH / UPBRINGING / THESAURUS APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Антонина Ивановна, Степанова Мария Анатольевна

В статье, подготовленной к электронной энциклопедии «Социология молодежи», показаны основные черты и особенности педологии как комплексной науки о детях. Возникшая на рубеже XIX и ХХ вв. наука оказалась наиболее соответствующей задаче создания единой науки о человеке, однако ей не удалось избежать неопределенности в определении предмета исследований, неверной оценки тестирования, приписывания новой науке особых признаков обобщающей исследовательской дисциплины. Все это определило критическое отношение к педологии в СССР и ее запрет в 1936 г. В 1990-х годах в России вновь возникает интерес к педологии, но без ее извращений, характерных для 1930-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedology

The article submitted for publication in the electronic encyclopedia “The Sociology of Youth” shows principal features and peculiarities of pedology as a complex study of children. Appearing in late 19th early 20th century, the science complied with the task to create an integrated study of man; however, it failed to avoid ambiguity in defining its subject of research, wrong assessment of testing, and being credited with special characteristics of a synthetic research discipline. All the above mentioned determined critical attitude towards pedology in the USSR until it was banned in 1936. In the 1990s, interest in pedology reappears in Russia, but this time without its perversions, typical of the 1930s.

Текст научной работы на тему «Педология»

DOI: 10.17805/zpu.2017.1.19

Педология

А. И. Ковалева Московский гуманитарный университет, М. А. Степанова Поволжский государственный университет сервиса

В статье, подготовленной для электронной энциклопедии «Социология молодежи», показаны основные черты и особенности педологии как комплексной науки о детях. Возникшая на рубеже XIX и ХХ вв., она оказалась наиболее соответствующей задаче создания единой науки о человеке, однако ей не удалось избежать неопределенности в определении предмета исследований, неверной оценки тестирования, приписывания новой науке особых признаков обобщающей исследовательской дисциплины. Все это определило критическое отношение к педологии в СССР и ее запрет в 1936 г. В 1990-х годах в России вновь возникает интерес к педологии, но без ее извращений, характерных для 1930-х годов. Ключевые слова: педология; комплексная наука о детях; социология молодежи; воспитание; тезаурусный подход

Педология (от греч. pais — дитя + logos — слово, наука) —комплексная наука о детях, их развитии, обучении и воспитании. В педологии частично решена задача создания единой науки о человеке, что не удалось сделать ни в отношении этой науки, ни в отношении ее частей, например ювенологии (Луков, 2012).

Педология возникла на рубеже XIX-XX вв. как течение в психологии и педагогике. Оно было обусловлено проникновением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Одним из основоположников этого научного направления считают американского исследователя Гренвилла Стенли Холла. В его трудах были предприняты первые попытки междисциплинарного подхода к изучению ребенка (Холл, 1925). Создание педологии было связано со стремлением изучать психическое развитие ребенка с учетом его физического развития, т. е. на основе более полной картины возрастного развития ребенка (Блонский, 1934, 2000).

Педология представляла собой совокупность психологических, педагогических, анатомо-физиологических, биологических концепций развития ребенка, но не являлась целостной теорией. В разработке ее проблем объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологи и другие ученые. В России педология широко распространилась в начале ХХ в. (Сенченков, 2006). К концу 1920-х годов в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефек-тологов (Головин, 1998). Имелись учебные центры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалисты данных областей знаний совместно разрабатывали и решали проблемы детства. Достижения отечественных ученых в области педологии не уступали зарубежным (Немов, 2003).

Основоположником российской педологии явился А. П. Нечаев — один из основателей экспериментальной педагогики (Нечаев, 1917). В 1901 г. при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке (Санкт-Петербург) была открыта созданная им лаборатория экспериментальной педагогической психологии. В 1910 г. в Санкт-Петербурге по его инициативе было создано Общество экспериментальной педагогики. Нечаев был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909 гг.) и экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916 гг.). Нечаев пытался построить педагогику на данных психологии, на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований.

Большой вклад внес В. М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический институт в Санкт-Петербурге, а также основавший журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии» (Большой психологический словарь, 2003). Он стал создателем учения о поведении как системе рефлексов, из которых, по его мнению, складывается психологическая и социальная деятельность людей (Бехтерев, 1910). Рассматривая воспитание как общественный феномен, Бехтерев подчеркивал, что оно является важнейшей задачей общества. С момента появления ребенка на свет воспитание должно осуществляться прежде всего семьей, которая закладывает нравственные начала. Школа должна не только образовать человека, но и воспитывать интеллигентную, деятельную и нравственную личность. Иначе образование может стать лишь средством для удовлетворения личных страстей, послужить созданию вредного члена общества. Бехтерев пытался разграничить как бы две природы человека — прирожденную, или наследственную, и приобретенную благодаря естественному или искусственному воспитанию. Он считал, что человек как социальная единица является продуктом воспитания, а не результатом прирожденных или наследственных условий. По его утверждению, вопрос об эволюции человеческой личности сводится к тому, как будут использованы природные условия, будет ли им дано путем воспитания соответствующее развитие и направление, будут ли привиты человеку общественные чувства и будет ли выработан навык к систематической работе, или же праздность, эгоизм и легкомыслие сделаются привычным явлением для человека.

Педологией были выработаны методологические подходы гуманистической направленности, акцентировавшие внимание на изучении детской психологии. В 1910 г. в докладе на I Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике П. П. Кащенко говорил о недостаточности построения учебных программ и планов с ориентацией на «теоретического среднего ученика» и всячески пропагандировал идею дифференциации школьников и создания особых специальных школ для каждой выделенной, обособленной категории детей (для умственно дефективных, для морально дефективных, для физически дефективных, для детей с недостатком речи — по принятой тогда

терминологии) с выделением и категории одаренных детей, которые в обычной школе обучаются «недостаточным» образом (Кащенко, 1990).

На основе идеи развития (необходимости рассматривать психику как результат эволюции) и целостного подхода к изучению ребенка (необходимости изучать его психические и физические свойства в их взаимосвязи и взаимодействии) П. П. Блон-ский попытался дать полную картину жизни ребенка, показать его как «естественное целое» (Блонский, 1934). В русле педологии он дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностях воспитания и обучения. Блонскому принадлежат оригинальные теории памяти, мышления в ходе возрастного развития. По его мнению, в основе поведения человека лежит эмоциональная сфера. Блонский доказал научную несостоятельность теории моральной дефективности, согласно которой нравственное уродство определялось как специфическое психическое заболевание, не связанное с другими отклонениями в психическом и физическом развитии ребенка. Он настаивал на необходимости рассматривать нравственность как сложное явление не биологического, а социального порядка. Он призывал во всех случаях, когда ребенок обнаруживает отклонение в поведении, понять сущность этих отклонений, выявить их причины и создать все условия для преодоления недостатков ребенка. По Блонскому, необходимо различать медицинский и педагогический аспекты вопроса. Различия причин отклонения в нравственном развитии определяют и разную систему мероприятий, направленных на их преодоление.

В исследованиях отечественных педологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Однако предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки, не был четко определен, что не способствовало выделению специфики педологии, не сводимой к содержанию смежных с ней наук. На этапе своего формирования педология столкнулась с огромными сложностями междисциплинарного характера и не смогла справиться с ними. В критике педологии главный удар пришелся на тестирование. Это было ее уязвимым местом. В качестве диагностических методик педологи-практики использовали скороспелые поделки, скопированные с западных образцов, а то и сами западные тесты без их адаптации. По результатам тестирования выводы зачастую делались поверхностные и категоричные.

Специальным решением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (Народное образование в СССР ... , 1974) была отменена и запрещена педология. Педологов обвинили в вытеснении из школы «настоящих» педагогов, лженаучности взглядов, реакционности их точки зрения на наследственную и социальную обусловленность развития ребенка. Это постановление ликвидировало не только педологию и биологизаторскую концепцию развития ребенка. Запрещался научный подход к объяснению отклонений в развитии личности на основе как биологической, так и социальной обусловленности этого процесса. Ученые фактически были устранены от анализа влияний социальной среды на личность. Признавалось как неоспоримый факт, что советское общество успешно воспитывает людей в духе социализма. Причины отклонений в поведении детей, в частности, объяснялись недостаточным воспитательным влиянием, педагогической запущенностью. Формировалось представление о всемогуществе воспитания. Утверждалось определение воспитания как целенаправленного воздействия на личность-объект при доминирующей субъектной роли воспитателя.

Обращает на себя внимание тот факт, что и в других странах педология в конце концов тоже прекратила свое существование. Судьба педологии как поучительный пример недолговечного проекта комплексной науки заслуживает глубокого методологического анализа.

Развитие педологии в России дало определенные результаты. Сформированные в педологии основные научные принципы строятся на том, что ребенок — целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией). То есть педология — это целостное знание о ребенке (биологическое, социальное, психологическое и т. д.). Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической. То есть практическая значимость педологии — переход от познания мира ребенка к его изменению. В связи с этим педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики (Пчельникова: Электронный ресурс).

Особое признание получили труды Выготского (Выготский, 2010). Им создана концепция культурно-исторического развития психики, выработана идея зоны ближайшего развития личности. По его суждению, ребенок усваивает культурно-исторический опыт в виде научных понятий. Естественной формой развития таких понятий является обучение. В начале обучения существуют высокий и низкий уровни развития, далее низкий уровень как бы подтягивается к высшему. Правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще бы делались невозможными. Выготский определил общие закономерности развития и обучения детей с отклонениями в развитии разных категорий, основные принципы коррекции имеющихся нарушений. Подчеркивая субъективность личности в процессе ее воспитания, а также социальный характер воспитания, он писал, что воспитание во всех странах и во все времена было социальным, что ребенок в конечном счете воспитывается сам. В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей, он может стать и тем, и другим, и третьим. Воспитание из человека как биотипа формирует человека как социотип.

Выготский подчеркивал, что действительное движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуальному, — таков основной итог его как теоретического, так и экспериментального исследования. Выготский утверждает, что в развитии высших психических функций важная роль принадлежит жизненному опыту ребенка, в особенности тому, который связан с обучением. Его подход выгодно отличался от механистической модели «наследственность — среда», игнорирующей самостоятельную деятельность ребенка, посредством которой он познает и преобразует окружающий мир и таким образом изменяется сам (Ковалева, 1996).

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, создавая теорию культурно-исторического развития уже в 1920-е годы, начали разрабатывать проблемы социальной обусловленности генезиса сознания человеческого индивида. Проведенные ими исследования показали, что такие высшие специфические человеческие психические функ-

ции, как логическое мышление, осмысленная память, целеполагающая воля и т. д., не даны человеку в готовом виде от рождения и что они формируются у этого индивида прижизненно в результате освоения им социального опыта. Это направление было уже в XXI в. подхвачено и обогащено тезаурусным подходом к гуманитарному знанию в аспекте субъектности новых поколений (Луков В., Луков Вл., 2013; Ковалева, Луков, Перинская, 2016 и др.).

Педология дала толчок развитию детской и педагогической психологии, генетической психологии, социальной педагогике, этнографии детства, социологии молодежи, тезаурусному подходу и др. В настоящее время складываются новые возможности дальнейшего комплексного изучения детского развития.

Лит.: Бехтерев, В. М. (1910) Вопросы общественного воспитания. М. : Психо-Неврологиче-ский институт. 41 с.; Блонский, П. П. (1934) Педология. М. : Учпедгиз. 356 с.; Блонский, П. П. (2000) Педология / под ред. В. А. Сластенина. М. : Владос. 287 с.; Большой психологический словарь (2003) / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : Прайм-Еврознак. 672 с.; Выготский, Л. С. (2010) Педагогическая психология. М. : АСТ; Астрель. 672 с.; Кащенко, В. П. (1990) Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? // Антология педагогической мысли второй половины XIX — начала ХХ вв. М. : Педагогика. С. 480-487; Головин, С. Ю. (1998) Словарь практического психолога. Мн. : Харвест. 113 с.; Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение. М. : Институт молодежи. 224 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А., Перинская, Н. А. (2016) Социология молодежи: Научная школа Московского гуманитарного университета : в 2 ч. Ч. 1. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 442 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+. 526 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Нац. ин-т бизнеса. 640 с.; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа (1974) : сб. док. 1917-1973 гг. М. : Педагогика. С. 173-175; Немов, Р. С. (2003) Психология : учебник для студ. высш. учеб. заведений : в 3 кн. 4-е изд. М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС». Кн. 1 : Общие основы психологии. 688 с.; Нечаев, А. П. (1917) Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. 3-е изд. Пг. : Тип. П. П. Сойкина. 283 с.; Пчельникова, Е. Педаго-логия — это... Разбираемся в понятии [Электронный ресурс] // FB.ru. URL: http://fb.ru/artic-le/242971/pedologiya-eto-razbiraemsya-v-ponyatii; Сенченков, Н. П. (2006) Педологические исследования ребенка в отечественном педагогическом наследии первой половины ХХ века : автореф. дис... д-ра пед. наук. М. 34 с.; Холл, С. (1925) История одной кучи песку // Холл, С. Очерки по изучению ребенка. Б. м. : Пучина. С. 125-141.

Дата поступления: 15.01.2017 г.

PEDOLOGY

A. I. Kovaleva Moscow University for the Humanities,

M. A. Stepanova Volga Region State University of Service

The article submitted for publication in the electronic encyclopedia "The Sociology of Youth" shows principal features and peculiarities of pedology as a complex study of children. Appearing in late 19th — early 20th century, the science complied with the task to create an integrated study of man; however, it failed to avoid ambiguity in defining its subject of research, wrong assessment of testing, and being credited with special characteristics of a synthetic research discipline. All the above mentioned determined critical attitude towards pedology in the USSR until it was banned in 1936. In the 1990s, interest in pedology reappears in Russia, but this time without its perversions, typical ofthe 1930s.

Keywords: pedology; complex study of children; sociology of youth; upbringing; thesaurus approach

References: Bekhterev, V. M. (1910) Voprosy obshchestvennogo vospitaniia. Moscow, Psikho-Nevrologicheskii institut. 41 p. (In Russ.); Blonskii, P. P. (1934) Pedologiia. Moscow, Uchpedgiz. 356 p. (In Russ.); Blonskii, P. P. (2000) Pedologiia, ed. V. A. Slastenina. Moscow, Vlados. 287 p. (In Russ.); Bol'shoi psikhologicheskii slovar' (2003), ed. B. G. Meshcheriakov and V. P. Zinchenko. Moscow, Praim-EVROZNAK. 672 p. (In Russ.); Vygotskii, L. S. (2010) Pedagogicheskaia psikhologiia. Moscow, AST; Astrel'. 672 p. (In Russ.); Kashchenko, V. P. (1990) Nuzhno li vydeliat' darovitykh detei iz obshchei massy shkol'nikov? In: Antologiia pedagogicheskoi mysli vtoroi poloviny XX — nachala XX vv. Moscow, Pedagogika. pp. 480-487 (In Russ.); Golovin, S. Iu. (1998) Slovar' prakticheskogo psikhologa. Minsk, Kharvest. 113 p. (In Russ.); Kovaleva, A. I. (1996) Sotsializatsiia lichnosti: norma i otklonenie. Moscow, Institut molodezhi. 224 p. (In Russ.); Kovaleva, A. I., Lukov, V. A. and Perin-skaia, N. A. (2016) Sotsiologiia molodezhi: Nauchnaia shkola Moskovskogo gumanitarnogo univer-siteta: in 2 vol. Vol. 1. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 442 p. (In Russ.); Lukov, V. A. (2012) Teorii molodezhi: Mezhdistsiplinarnyi analiz. Moscow, Kanon+. 526 p. (In Russ.); Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira. Moscow, Nats. in-t biznesa. 640 p. (In Russ.); Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatel'naia shkola (1974): sb. dok. 1917-1973 gg. Moscow, Pedagogika. Pp. 173-175 (In Russ.); Nemov, R. S. (2003) Psikhologiia: ucheb. dlia stud. vyssh. ucheb. zavedenii: in 3 bools. 4nd ed. Moscow, Gumanit. izd. tsentr VLADOS. Book 1: Obshchie osnovy psikhologii. 688 p. (In Russ.); Nechaev, A. P. (1917) Sovremennaia eksperimental'naia psikhologiia v ee otnoshenii k voprosam shkol'nogo obucheniia. 3nd ed. Petrograd, Tip. P. P. Soikina. 283 p. (In Russ.); Pchel'nikova, E. Pedagologiia — eto... Razbiraemsia v poniatii. FB.ru [online] Available at: http://fb.ru/article/242971/pedologiya-eto-razbiraemsya-v-ponyatii; Senchenkov, N. P. (2006) Pedologicheskie issledovaniia rebenka v ote-chestvennom pedagogicheskom nasledii pervoi poloviny XX veka : Thesis of Diss. . Doctor of Pedagogy. Moscow. 34 p. (In Russ.); Kholl, S. (1925) Istoriia odnoi kuchi pesku. In: Kholl S. Ocherki po izucheniiu rebenka. S. i., Puchina. Pp. 125-141 (In Russ.).

Submission date: 15.01.2017.

Ковалева Антонина Ивановна — доктор социологических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой социологии Московского гуманитарного университета, академик Международной академии наук (ISA, Инсбрук), Международной академии наук педагогического образования. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-51-10. Эл. адрес: [email protected]

Степанова Мария Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Поволжского государственного университета сервиса. Адрес: 445017, Россия, г. Тольятти, ул. Гагарина, д. 4. Тел.: +7 (8482) 22-90-31. Эл. адрес: [email protected]

Kovaleva Antonina Ivanovna, Doctor of Sociology, Professor, Vice Rector for Academic Affairs, Chair, Department of Sociology, Moscow University for the Humanities; Full Member, International Academy of Sciences (IAS, Innsbruck, Austria), International Teacher's Training Academy of Science. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (499) 374-51-10. E-mail: [email protected]

Stepanova Maria Anatolievna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Social and Cultural Activity, Volga Region State University of Service. Postal address: 4, Gagarina St., Togliatti, Russian Federation 445017. Tel.: +7 (8482) 22-90-31. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.