Scientific development of pedology (the end of the 19-th — the first third of the 20-th century)
Section 2. History of Education
Yanchenko Tamara Vasilyevna Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Institute of Pedagogic of the Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine
E-mail: yanchenko. t.v@mail.ru
Scientific development of pedology (the end of the 19-th — the first third of the 20-th century)
Abstract: The article shows the main ideas of scientific pedology development in USA, Europe, Russia and Ukraine. The author characterized the views of leading pedologists S. Hall, O. Chrisman,
A. Nechayev, N. Rumyantsev, A. Zalkind and other scientists regarding the various aspects of the development of this science.
Keywords: pedology, scientific development, child, study of child.
Янченко Тамара Васильевна, Институт педагогики Национальной академии педагогических наук Украины, докторант E-mail: yanchenko. t.v@mail.ru
Научное развитие педологии (конец Х1Х — первая треть ХХ века)
Аннотация: статья показывает основные идеи научного развития педологии в США, Европе, России и Украины. Автор охарактеризовал мнения ведущих педологов С. Холла, О. Крисмана,
А. Нечаева, Н. Румянцева, А. Залкинда и других ученых по различным аспектам развития этой науки.
Ключевые слова: педология, научные разработки, ребенок, изучение ребенка.
Педология как наука о комплексных исследованиях детей и использовании результатов этих исследований в учебно-воспитательном процессе возникла в конце Х1Х века в США. Она стала одним из течений в реформаторской педагогике и психологии, развитие которых было обусловлено требованиями времени, значительным прогрессом экономики и социальной сферы, демократизацией общественной жизни в Западной Европе и США. Педология базировалась на естественнонаучных идеях и принципе двухфактор-ности развития ребенка.
Термин «педология» возник в 1893 г. в США. Его автор — американский психолог
О. Хрисман (1855 —? после 1920). Впервые он был использован в статье О. Хрисмана «Слушая
детей», напечатанной в журнале «Педагогический семинар». На его взгляд, педология — это наука о всестороннем изучения ребенка [1, 7]. Но основателем этой научной отрасли обоснованно считается американский психолог С. Холл (1844-1924), учеником которого и был О. Хрис-ман.
В 1883 г. С. Холл создал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой происходили исследования психического развития детей, преимущественно подросткового возраста. В 1888 г. ученый стал ректором Клеркского университета, где продолжил педологические исследования. В 1893 г. С. Холл организовал «Национальное общество для исследования детей», которое возгла-
9
Section 2. History of Education
вило педологическое движение не только в США, но и во всем мире [7, 24-26]. С. Холл активно распространял педологические идеи, выступая с лекциями в разных городах США. В начале ХХ в. почти во всех американских университетах читались курсы педологии, а при женских обществах и учительских союзах действовали отделы педологических исследований [2, 5].
Педологические общества создавались в конце Х1Х — начале ХХ в. во многих странах мира. Так, в 1894 г. в Эдинбурге была организована Британская ассоциация по изучению ребенка. Целью ее деятельности было углубление понимания природы ребенка и разработка соответствующих научных методов воспитания. Ассоциация издавала журнал «Педолог», который через некоторое время был переименован в «Изучение ребенка». В 1899 г. в Париже было создано Общество психологического изучения ребенка. Всего в Европе действовало 5 педологических обществ [2, 7].
Новизна педологии состояла в комплексном, междисциплинарном характере изучения детей. По мнению С. Холла, наука о ребенке «не имеет себе подобных и отчасти есть психологией, отчасти антропологией, отчасти медициной и гигиеной». Она также касается этико-философских аспектов жизнедеятельности ребенка и имеет практическое значение для педагогики. Новизна педологии и состояла именно в сосредоточении в ней многих научных дисциплин и методов «которые не знали до этого времени такого объединения» [11, 5-6].
Предметом педологии ученый назвал «круг от юношеского возраста одного поколения до юношеского возраста следующего поколения в соответствии с воспитанием нашего времени». Педология сразу была направлена на потребности воспитания, ориентировалась на актуальные требования общества, имела целью как наука о ребенке «придать воспитанию научный или философский характер» [11, 72]. Кроме того, на наш взгляд, в этом случае юношеским возрастом С. Холл называл детский возраст от рождения ребенка и до времени его физической, психической и социальной зрелости.
В педологии ребенок стал центром исследований разных научных отраслей — психологии,
физиологии, медицины, анатомии, антропологии. Эти исследования стали основой для развития педологии. Основным научным принципом развития педологии стал педоцентризм, суть которого состояла в том, что на основе результатов исследований ребенка она предусматривала организацию передовой учебно-воспитательной системы, в условиях функционирования которой дети получают возможность свободного всестороннего развития.
Педоцентризм педологии, а тем более в дальнейшем — советской педологии, не был классическим педоцентризмом, потому что в педологии ребенок рассматривался не как высшая духовная и социальная ценность, а как частица природы, существо, все психические и физиологические функции и анатомические особенности которого должны быть выявлены научно-исследовательским путем.
Таким образом, в конце Х1Х в. было обосновано функционирование педологии как самостоятельной комплексной науки, которая объединяла в себе идеи психологии, антропологии, гигиены, медицины, философии и этики, а также была непосредственно связана с педагогикой.
Но уже в 20-е годы ХХ в. в западных странах начали высказываться мысли о кризисе основ педологии, ее эклектичности, отсутствии единства между представителями разных научных дисциплин, которые осуществляют исследования в русле единой науки о детях. Как считает российский исследователь Е. Балашов, «педология довольно быстро начала утрачивать значение самостоятельной науки и распадаться на составные из других дисциплин». Несмотря на то, что в 20-е — 30-е годы педологические исследования на Западе продолжались, эта наука находилась в состоянии упадка [2, 9].
В начале ХХ в. идеи педологии распространились на территории Российской империи. Основой для дальнейшего развития педологии послужили достижения анатомии, физиологии, психологии (И. Сеченов, И. Павлов) и педагогики (К. Ушинский и другие ученые). Именно в их работах ведущими были тезисы о двуфакторно-сти формирования личности, необходимости учета в процессе обучения и образования особен-
10
Scientific development of pedology (the end of the 19-th — the first third of the 20-th century)
ностей развития ребенка и построения на этой основе научной педагогики.
Цель и задачи педологии были уточнены российским психологом и педологом Н. Румянцевым (1877-1921) в работе «Педология (наука о детях)» (1910 г.). Он считал, что педология должна заниматься не только комплексным исследованием личности ребенка, что провозглашалось в качестве основной идеи и западной педологией, а и определением закономерностей развития детей в разные возрастные периоды: «Ее цель — изучение детей во всех отношениях для получения полного и глубокого познания их природы... Задачи этой науки — собрать и систематизировать все, что касается жизни и развития и установить периоды развития» [9, 4].
В соответствии с целью и задачами этой науки ее предметом Н. Румянцев считал «физическую и духовную природу детей во всех отношениях». В то же время он не совсем четко определил границу окончания детства. Он считал, что детство — это период от рождения до получения образования [9, 29].
Возрастные границы детства уточнил российский психолог и педолог А. Нечаев (1870-1938). «Педология — это широкая отрасль знаний о ребенке как предмете воспитания. Она охватывает все знания, которые касаются человека с первого дня его рождения и до конца школы, то есть приблизительно до 21 года» [6, 6].
Началом практической реализации идей педологии в Российской империи можно считать тот факт, что в 1901 г. в Санкт-Петербурге была создана Лаборатория экспериментальной педагогической психологии под руководством А. Нечаева. В Лаборатории осуществлялись наблюдения и экспериментальные исследования психических процессов и явлений, связанных с обучением и воспитанием детей школьного возраста [5, 465].
В тесном контакте с ней действовал Педологический отдел имени К. Ушинского, созданный в начале 1904 г. при Педагогическом музее. Лаборатория стала практической базой Педологического отдела. В основу его деятельности была положена идея К. Ушинского об изучении человека как предмета воспитания [2, 47].
В 1904 г. при Лаборатории и Педологическом отделе были открыты первые в Российской империи Педологические курсы. Их цель состояла в ознакомлении слушателей с особенностями детской психики в разные возрастные периоды и с практическими приемами изучения индивидуального психического и физиологического развития детей, а также в педологической подготовке специалистов [5, 466].
В 1909 г. в Петербурге был организован Педологический институт. Перед специалистами института ставилась задача всестороннего изучения личности, которая развивается. Оно осуществлялось в двух направлениях: изучение анатомии и физиологии, а также психологические исследования детей. Практической базой Педологического института был детский интернат, который функционировал при нем. В интернат принимались только здоровые новорожденные дети, потому что специалисты института исследовали проблемы развития и воспитания нормального ребенка со времени его рождения [8, 61-63].
Заметную роль в распространении и практической реализации идей педологии в Украине, которая входила в состав Российской империи, сыграл Педологический институт в Одессе, созданный в 1914 г. Задачей института было исследования детей, которые попадали в суд для несовершеннолетних. Важным направлением деятельности института была работа с детьми, которые отстают в развитии. С этой целью при институте была создана школа для таких детей. Специалисты института готовили педагогов для работы в этой школе и подобных учебных заведениях [12, 192-194].
В 1915 г. в Харькове был открыт Педологический музей, который имел такие задачи: 1) исследование детей — учеников учебных заведений разных типов; 2) сбор материалов об особенностях воспитания украинских и еврейских детей, потому что представители этих народов составляли большинство населения города. Директором Педологического музея стал доктор А. Рабинович. Он считал, что подобные учреждения под различными названиями — лаборатории, институты — действуют во многих городах Российской империи, то есть он приравнивал де-
11
Section 2. History of Education
ятельность музея к практической деятельности лаборатории [10, 189-190].
Несмотря на деятельность педологических учреждений, в начале ХХ в. (до 1917 г.) в Российской империи педология не получила статус общепризнанной научной отрасли. Но ее основные положения не только начали проникать в деятельность учебно-воспитательных заведений, а и стали основой определенного общественнопедагогического движения, цель которого состояла в реформировании учебно-воспитательной системы.
Непризнание педологии на государственном уровне в Российской империи положительно повлияло на ее дальнейшее развитие в Советском Союзе. Частичное отрицание педологии в «буржуазном обществе» возносило ее авторитет как науки и практической отрасли в государстве большевиков.
В 20-е годы ХХ в. в Советском Союзе, в частности в Украине, которая вошла в его состав со времени его создания в конце 1922 г., на принципах педоцентризма осуществлялся широкий спектр научных поисков, которые объединялись идеями педологии. Именно эта наука стала в Советском Союзе ведущей дисциплиной среди всех научных отраслей о детях, «главной наукой», официально признанной советским государством.
Одним из факторов, который содействовал развитию педологии в 20-е годы ХХ в. и ее «мощному продвижению» в советском обществе, был ее материализм, потому что в условиях господства коммунистической идеологии единственно правильным признавался материалистический подход к познанию как естественнонаучных, так и общественных процессов и явлений. Один из ведущих советских педологов А. Залкинд (1888-1936) в докладе на Первом Всероссийском педологическом съезде (конец 1927 — начало 1928) подчеркивал, что «именно в СССР, где в социалистическом обществе начинает создаваться новый, социалистический человек, — педология, впервые консолидируется как материалистически-диалектическая, марксистская научная отрасль, которая впитывает в себя и синтезирует самый ценный научный материал о взаимоотношениях человеческой личности, которая растет, с окружающей средой» [3, 5].
Учитывая материализм педологии, ее предметом на этом этапе ее развития были только те научные проблемы, которые могли быть объективно изучены и доказаны, которые относились к материальному миру: особенности психического развития ребенка, его анатомия, физиология, поведение.
Особенное развитие в 20-е годы ХХ в. педология получила в Украине, потому что оно сопровождалось соответствующим институционным оформлением, то есть созданием учреждений, целью которых была научно-исследовательская деятельность и внедрение ее результатов в практическую плоскость. Институционное оформление педологии взяло на себя государство путем создания научных и научно-практических учреждений, которые реализовали организационные, научно-методические и практические функции в области социального воспитания, диагностики и коррекции развития ребенка. Ведущее место среди них занимали научно-исследовательские кафедры педологии (их было всего 3 — в Киеве, Одессе и Харькове), опытно-педологические станции (их было 4 — в Киеве, Одессе, Харькове и Днепропетровске), а также отделы социального воспитания с врачебно-педагогическими консультациями и коллекторами при губернских отделах народного образования и педологические службы в школах.
Содержание деятельности кафедр педологии и опытно-педологических станций состояло в организации педологических исследований детей и разработке на основе их результатов новых технологий учебно-воспитательной работы с разными категориями детей, подготовке специ-алистов-педологов и дефектологов, проведении просветительских мероприятий среди педагогов и родителей.
Врачебно-педагогические консультации и коллекторы при губернских отделах социального воспитания занимались решением проблем «трудного детства». Педологические службы в школах принимали участие в организации педагогического процесса и обеспечивали дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей.
В начале 30-х годов в связи с изменением социально-политической ситуации в СССР,
12
Scientific development of pedology (the end of the 19-th — the first third of the 20-th century)
распространением тоталитаризма и началом массовых репрессий были раскритикованы практически все достижения педологов. Из педологии исчезла установка на комплексное изучение детства. Педологи занимались изучением детского коллектива, социально-культурных условий развития ребенка, вопросов «воспитания новых людей, строителей социализма». Педология фактически потеряла предмет исследования, потому что ее «директивно вынудили к эпизо-
дическому обслуживанию педагогического процесса в школе». Административно-командной, репродуктивной системе образования, с четко ограниченным классовым, партийным содержанием, которая пришла на смену научно-педагогическим поискам, она была не нужна. В 1936 г. было издано постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Нарком-просов», после которого научное развитие педологии было прекращено [4, 152].
Список литературы:
1. Chrisman O. Paidology: The science of the child. The historical child. Boston: R. G. Badger, 1920, 471 p.
2. Балашов Е. М. Педология в России в первой трети ХХ века. СПб.: Нестор-История, 2012, 192 с.
3. Залкинд А. Б. Педология в СССР//Основные проблемы педологии в СССР. М.: Издание организационного бюро съезда, 1928, с. 5-11.
4. Нариси ютори украшського шкыьництва. 1905-1933/[за ред. О. В. Сухомлинсько!], К.: «Заповгт», 1996, 302 с.
5. Нечаев А. П. К истории экспериментальной педагогики в России//Лай В. А. Экспериментальная дидактика/[под ред. А. Нечаева], СПб: Государственная типография, 1905, с. 464-467.
6. Нечаев А. П. Курс лекций по педагогической психологии, читанный на летних педологических курсах в Санкт-Петербурге, СПб.: Литография Ю. Семечкиной, 1907, 339 с.
7. Нечаев А. П. Современная экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения, СПб.: Типография П. А. Сойкина, 1908, 287 с.
8. Петроградский педологический институт//Психология и дети, 1917, № 2, с. 60-65.
9. Румянцев Н. Е. Педология (наука о детях), её возникновение, развитие и отношение к педагогике, СПб.: Издательство О. Богдановой, 1910, 81 с.
10. Харьковский педологический музей//Психология и дети, 1917, № 6-8, с. 189-191.
11. С. Холл Собрание статей по педологии и педагогике, М.: Московское книгоиздательство, 1912, 185 с.
12. Штейнгауз С. Городской институт детской психологии и экспериментальной педагогики имени Н. В. Якунина в Одессе//Психология и дети, 1917, № 6-8, с. 191-194.
13