Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ НЕОТДЕЛИМО ОТ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ НЕОТДЕЛИМО ОТ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогов / психологов / активно / занимающихся научной и инновационной деятельностью / пропаганда основных достижений.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изатов Ахмад

в статье раскрывается теоретический аспект педагогической деятельности, рассматриваются основные подходы к ее характеристике (профессиографический, эргологический, процессуальный, структурный, функциональный). Значительное место уделено анализу функциональных компонентов в структуре педагогической деятельности на основе метода графсхем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ НЕОТДЕЛИМО ОТ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ НЕОТДЕЛИМО ОТ ИСТОРИИ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Изатов А.

Изатов Ахмад - ассистент, кафедра физическая культура и гражданская оборона, Государственный педагогический университет Таджикистана им. С. Айни,

г. Душанбе, Республика Таджикистан

Аннотация: в статье раскрывается теоретический аспект педагогической деятельности, рассматриваются основные подходы к ее характеристике (профессиографический, эргологический, процессуальный, структурный, функциональный). Значительное место уделено анализу функциональных компонентов в структуре педагогической деятельности на основе метода графсхем.

Ключевые слова: педагогов, психологов, активно, занимающихся научной и инновационной деятельностью, пропаганда основных достижений.

Понятие «педагогическая деятельность» в последние годы прочно вошло в понятийно-терминологическую систему педагогики и выступает в качестве одной из ее основных категорий, при этом его сущность разными авторами определяется по-разному. Парадоксальность ситуации усиливается еще и тем, что в педагогической энциклопедии термин «педагогическая деятельность» не представлен. Неопределенность статуса понятия порождает соблазн использовать его аморфно, когда практически любую активность, связанную с воспитанием и обучением, можно отнести к педагогической деятельности.

Термин «педагогика» произошел от греческого слова и буквально означает «искусство воспитания». К настоящему времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками. Педагогика прочно опирается на философию, историю, экономику. Она имеет плодотворные связи с отраслями философии (гносеологией, логикой, психологией, этикой, эстетикой), с медико-биологическими науками (генетикой, анатомией, физиологией, гигиеной), с рядом эргологических наук (дизайном, эргономикой и др.). В педагогику проникают идеи кибернетики -науки об оптимальном управлении сложными динамическими системами. Используются приемы математико-статистической разработки экспериментальных данных с применением электронно-вычислительной техники. Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения объекта и предмета исследования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Предмет педагогики — процесс развития, обучения и воспитания людей в прогрессивных интересах личной и общественной

жизни. Как функция общественной жизни воспитание составило предмет педагогики, которая возникла как наука о воспитании детей. В процессе общественно-исторического становления происходило расширение сфер приложения педагогики и границ ее влияния.

Сегодня существует множество систем обучения и воспитания, охватывающих людей разных возрастных групп и профессий. Создается концепция непрерывного образования и воспитания человека, построенная на гуманистических ценностях общества. В основе педагогических теорий лежат идеи о природе человека, его воспитуемости, обучаемости, созревании, росте, развитии, а также о природе различных групп людей. Эти фундаментальные знания о человеке и обществе являются основанием для решения вопроса о природе воспитания, обучения и образования.

В учебном пособии изложено содержание лекций, раскрывающих проблемы современной педагогики физической культуры и спорта и дающих представление о необходимости подготовки профессиональных компетентных специалистов, которые будут способны на основе поэтапно сформированных процессов самоуправления (самопознания, самоопределения, самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля и самокоррекции) разрабатывать личностные проекты проблемных ситуаций при обучении и воспитании в физкультурно-спортивной деятельности.

Понятие «педагогическая деятельность» в последние годы прочно вошло в понятийно-терминологическую систему педагогики и выступает в качестве одной из ее основных категорий, при этом его сущность разными авторами определяется по-разному. Парадоксальность ситуации усиливается еще и тем, что в педагогической энциклопедии термин «педагогическая деятельность» не представлен. Неопределенность статуса понятия порождает соблазн использовать его аморфно, когда практически любую активность, связанную с воспитанием и обучением, можно отнести к педагогической деятельности.

Очевидно, по этой причине многие исследователи определение педагогической деятельности связывают с профессией и указывают, на то что это особый вид общественно-необходимого труда взрослых людей, направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни. В энциклопедическом словаре педагогическая деятельность тоже трактуется как профессия, как род трудовой активности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. По словам Е.И. Рогова (7), профессию не следует путать со специальностью, которая закреплена в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Автор утверждает, что профессия - это объективно необходимый особый вид деятельности, связанный с некоторым фрагментом объективной реальности, отраженный научным предметом.

В некоторых публикациях своеобразие педагогической деятельности раскрывается через простое приписывание к слову «деятельность» прилагательного «педагогическая». Однако, по справедливому замечанию

С.И. Архангельского (1), такой подход не способствует уяснению ее сущности, поскольку сама специфика педагогической деятельности не проясняется, оставаясь в пределах тавтологии.

В рамках педагогическая деятельность характеризуется на фоне других видов профессиональной деятельности, исходя из общей схемы деятельности:

- ценностные ориентации и профессиональная этика;

- общие и специальные способности;

- профессионально значимые качества личности;

- профессионально необходимые знания, сфера профессиональной компетентности;

- профессиональные навыки и умения.

В процессуальном плане педагогическая деятельность представлена и в работах В.А. Сластенина (8), где отмечается, что по своей природе она есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества типовых и оригинальных педагогических задач различных классов и уровней. При этом автор делает оговорку, что «при всем богатстве и разнообразии педагогические задачи являются задачами социального управления».

Список литературы

1. Архангельский С.И. О роли и значении противоречий в учебном процессе // Научные труды МИГУ им. В.И. Ленина. Серия «Психолого-педагогические науки». —М.: Прометей, 1994. — С. 34-35.

2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1992. — С. 129.

3. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской педагогической деятельности. —М.: Илекса, 2002. — 128 с.

4. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение (Методические материалы к экспериментальной программе «Педагогическая техника учителя»). — М., АПН СССР. — 1986. — С. 2.

5. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л: Изд-во ЛГУ, 1970. — С. 7.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — С. 11-12.

7. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. — Ростов-на-Дону, 1994. — 239 с.

8. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя. — Л., 1986. — С. 30-46.

9. Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Дис... д-ра психол. наук. — Санкт-Петербург, 1998. — С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.