Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСТРУКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСТРУКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСТРУКТИВНОСТЬ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОНСТРУКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова Наталья Петровна

В статье представлены основные направления повышения качества подготовки будущих учителей за счет оптимизации образовательной цифровой среды педагогического вуза. Автор раскрывает основные методологические аспекты развития педагогической конструктивности студентов педагогических вузов. Обращает внимание на результаты, полученные в процессе исследования проблемы оптимизации и расширения мотивационного пространства университета для самосовершенствования профессорско-преподавательского состава, практикующих учителей и директоров сельских школ, привлекаемых к работе в вузе. В статье автор описывает методологию теории развития профессиональной конструктивности студентов педагогических вузов, с учетом ценностных структур различных типов образовательных пространств. Предложена структура педагогических закономерностей, законов, функций и принципов, которые играют решающую роль в исследовании проблемы развития педагогической конструктивности студентов в системе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE PEDAGOGICAL CONSTRUCTIVITY OF FUTURE TEACHERS IN THE TRAINING SYSTEM

The article presents the main directions of improving the quality of training of future teachers by optimizing the educational digital environment of a pedagogical university. The author reveals the main methodological aspects of the development of pedagogical constructiveness of students of pedagogical universities. Draws attention to the results obtained in the process of researching the problem of optimizing and expanding the motivational space of the University for Self-improvement of the teaching staff, practicing teachers and directors of rural schools involved in work at the university. In the article, the author describes the methodology of the theory of the development of professional constructiveness of students of pedagogical universities, taking into account the value structures of various types of educational spaces. The structure of pedagogical patterns, laws, functions and principles, which play a decisive role in the study of the problem of the development of pedagogical constructiveness of students in the system of professional training, is proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСТРУКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Третий этап - профессионально-деятельностный этап по формированию проектировочной компетенции организуется в условиях неформального обучения на мастер-классах с целью выработки профессионального стиля деятельности, осуществления проектной деятельности по заказу агропромышленного комплекса, экскурсии на агропромышленные предприятия.

На этом этапе работники агропромышленных комплексов знакомятся с профессиональной деятельностью коллег, их успехами и достижениями в профессиональной деятельности. Кроме того организуются профессионально-этические мероприятия, в которых начинающие руководители включаются в проектную деятельность по заказу успешно работающего агропромышленного комплекса. Все проекты выполняются в группе и направлены на цели возрождения агропромышленного комплекса («Мое дело», «Радость профессионального труда», «С чего начать создавать агропромышленный комплекс?»). Суть данных проектов заключается в поиске инновационных подходов к решению проблем агропромышленного комплекса, разработке эффективных мероприятий по его развитию с учетом имеющегося опыта в мировой и отечественной практике.

Четвертый этап - профессионально-оценочный этап по формированию проектировочной компетенции организуется на рабочем месте. Самообразование является составной частью процесса непрерывного профессионального развития работников агропромышленного комплекса, и остается наиболее сложной формой организации, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей, а также потребностей работников агропромышленного комплекса в самореализации.

Выводы. Таким образом, проектировочная компетенция в контексте непрерывного профессионального развития работников агропромышленного комплекса характеризуется как профессионально-личностная характеристика, которая отражает совокупность знаний, умений и навыков личности, готовность к внедрению в производственный процесс проектов, повышающих качество агропромышленной продукции, отвечающей современным требованиям общества. Проектировочная компетенция работников агропромышленного комплекса является основополагающим профессиональным компонентом личности, характеризующимся совокупностью сформированных ключевых социально значимых качеств (социальная направленность, самостоятельность, коммуникативность, критичность рассуждений) и навыков (технологические, межличностные, проектировочные), проявляющихся в профессиональных ситуациях.

Литература:

1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. - М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.

2. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека / К.Я. Вазина. - Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. - 256 с.

3. Вербицкий А.А. Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. - М.: Логос, 2011. - 288 с.

4. Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М.: РАГС, 1993. - 231 с.

5. Зеер Э.Ф. Тенденции модернизации профессионально-педагогического образования / Э.Ф. Зеер. // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 10. - С. 15-19.

6. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. -М., 2000. - 147 с.

7. Сенько Ю.В. Образование всегда накануне себя / Ю.В. Сенько // Педагогика: Научно-теоретический журнал. -2004. - № 5. - С. 22-29.

8. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: МГУ, 2003. - 247 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат физико-математических наук, доцент Шаталова Наталья Петровна

Куйбышевский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Куйбышев)

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСТРУКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье представлены основные направления повышения качества подготовки будущих учителей за счет оптимизации образовательной цифровой среды педагогического вуза. Автор раскрывает основные методологические аспекты развития педагогической конструктивности студентов педагогических вузов. Обращает внимание на результаты, полученные в процессе исследования проблемы оптимизации и расширения мотивационного пространства университета для самосовершенствования профессорско-преподавательского состава, практикующих учителей и директоров сельских школ, привлекаемых к работе в вузе. В статье автор описывает методологию теории развития профессиональной конструктивности студентов педагогических вузов, с учетом ценностных структур различных типов образовательных пространств. Предложена структура педагогических закономерностей, законов, функций и принципов, которые играют решающую роль в исследовании проблемы развития педагогической конструктивности студентов в системе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: конструктивное образование, конструктивность, подготовка учителей, профессионализм, конструктивная педагогическая среда.

Annotation. The article presents the main directions of improving the quality of training of future teachers by optimizing the educational digital environment of a pedagogical university. The author reveals the main methodological aspects of the development of pedagogical constructiveness of students of pedagogical universities. Draws attention to the results obtained in the process of researching the problem of optimizing and expanding the motivational space of the University for Self-improvement of the teaching staff, practicing teachers and directors of rural schools involved in work at the university. In the article, the author describes the methodology of the theory of the development of professional constructiveness of students of pedagogical universities, taking into account the value structures of various types of educational spaces. The structure of pedagogical patterns, laws, functions and principles, which play a decisive role in the study of the problem of the development of pedagogical constructiveness of students in the system of professional training, is proposed.

Keywords: constructive education, constructiveness, teacher training, professionalism, constructive teaching environment.

Введение. В настоящее время современная система образования строится на основе постоянно модернизируемых федеральных государственных образовательных стандартов. Происходящие изменения и дополнения постоянно предъявляют новые требования к современному преподавателю, определяя новые границы рамок взаимоотношений с учащимися. В обозначенных границах учитель сталкивается с необходимостью внесения различных изменений в учебный процесс, соответствующих новым требованиям и в соответствии с потребностями и мотивами учащихся. В то же время организация учебно-воспитательной деятельности становится все более сложной благодаря принципам и инновационным функциям современных образовательных средств.

Сегодня в научных кругах все чаще обсуждается отношение к ценностным концепциям и идеалам общества, которые зависят от ряда обстоятельств. В качестве основополагающей ценности в общественной среде предлагается рассматривать осознание участия подрастающего поколения в жизни нашей страны и решении ее проблем. В этой связи уместно полагать, что проблеме формирования педагогической конструктивности на основе совершенствования исследовательской работы в педагогическом университете, географическим местоположением которого является небольшой город Сибири, уделяется пристальное внимание ученых. Научно-исследовательская деятельность филиала университета имеет ряд особенностей. Каждый из них определяется своим географическим положением и своим целевым назначением. Основной целью филиала педагогического университета является обеспечение образовательных учреждений городских и сельских поселений района и области специалистами с высоким уровнем развития педагогической конструктивности. Необходимость воспитания нового учителя, который принимает ценностные ориентации государства и способен к активному участию в социальной среде, является определенной моделью и нормой и, следовательно, повышает значимость системы педагогического образования.

Изложение основного материала статьи. Современные реалии в системе образования определяют необходимость и важность проведения научных исследований в области профессионального роста молодых учителей, тесно взаимосвязанной с проблемами развития их педагогической конструктивности, которые невозможно проанализировать без изучения структурных особенностей различных типов современных образовательных пространств. Рассматривая методологию проблем исследования нетрудно заметить и дать оценку противоречиям, возникающим в плоскости развития педагогической конструктивности студентов педагогических вузов. Многие ученые (А.Н. Томилин [8], О.Г. Грохольская и Никандров Н.Д. [3], А.Ф. Аменд [2], Н.П. Шаталова [10], и др.), возникающие противоречия связывают с внедрением в образовательный процесс цифровизации, которая проникает во все обучающие среды, выводя на новый уровень развития коммуникации в образовательных пространствах. Процесс реструктуризации образовательных пространств в каждом из них влечет за собой необходимость новой модернизации педагогических подходов, технологий, методов, приемов, а также выбора средств обучения.

Перечислим некоторые типы образовательных пространств, которые сегодня приобрели статус традиционных:

• сетевое взаимодействие (Г.П. Будагов [4], 2008);

• конструктивное взаимодействие (Н.П. Шаталова [11], 2009);

• пространство «школа дополнительное образование-вуз» (С.Ю. Аверьянова [1], 2010);

• субъектно-развивающее (Е.Х. Мансурова [7], 2012);

• учебно-производственная среда (Е.В. Коротаева [6], 2013);

• ресурсный центр (Б.К. Утемуратова [9], 2013);

• сотрудничество обучающихся и специалистов (А.Н. Томилин [8], 2015);

• конструктивное пространство (Н.П. Шаталова [12], 2017);

• цифровая образовательная среда (Т.В. Васильева [5], 2019);

• центр образовательной саморегуляции (И.С. Шушпанова [13], 2021).

Социально-педагогическое сообщество, отдавая должное личностно-дифференцированному обучению, на данном этапе развития приходит к единому мнению о необходимости общения в образовательном процессе. Анализируя историографию образовательных пространств, представляется возможным классифицировать их в соответствии с основными принципами происхождения:

• на основе личного общения;

• исходя из целей удаленного общения;

• на основе использования цифрового коммуницирования.

Развитие педагогической конструктивности будущих учителей невозможно представить вне партнерских отношений, которые, в своем большинстве, формируются внутри образовательных пространств посредством ряда педагогических технологий, являющихся структурным элементом методологической основы теории профессионального становления. К таким технологиям развития педагогической конструктивности студентов в системе профессиональной подготовки можно отнести, например:

• технологию профессионального выбора;

• технологию оценки профессиональных способностей;

• технологию развития конструктивного педагогического мышления; технологию освоения педагогической информации и др.

Анализ и наблюдения в процессе исследования проблем развития педагогической конструктивности будущих учителей в системе профессиональной подготовки вузов позволили выделить следующие методологические закономерности:

• расширение мотивационного пространства студентов в процессе развития педагогической конструктивности эффективно развиваются только в пространстве с определенной структурой, обусловленной требованиями современного рынка труда и его ценностным содержанием;

• эффективность развития педагогической конструктивности студента зависит от степени развития его конструктивного мышления и непрерывной целенаправленной конструктивной деятельности;

• содержание цифрового образовательного пространства для развития педагогической конструктивности студентов педагогического вуза обусловлено высоким уровнем владения студентами современными мессенджерами.

Развитие педагогической конструктивности студентов в педагогическом цифровизированном пространстве в процессе профессиональной подготовки обеспечивается выбором педагогических технологий, отбор которых выстраивается на основе принципов, составляющих методологический подход исследуемой проблемы. Весьма неспокойная политическая обстановка и экономическая неуравновешенность государства, несомненно, нивелирует и партнерские отношения в образовательном пространстве и влияет на выбор обще дидактических принципов. Тем не менее, существует определенный ряд устоявшихся принципов, регулирующих процессы внедрения инновационных технологий, направленных на развитие

педагогической конструктивности будущих учителей в системе профессиональной подготовки вузов. Перечислим те, которые сегодня вполне можно причислить к базовым принципам: принцип конструктивных партнерских отношений в профессионально-педагогическом сообществе на цифровой платформе; принцип сотрудничества с сообществом предпринимателей; принцип доступности цифровой платформы для опытной педагогической практики.

Результатом познания проблем и разрешения противоречий в рамках образовательного процесса являются педагогические законы. Выделим из их множества только те, которые определяют ключевые позиции развития педагогической конструктивности будущих учителей в системе профессиональной подготовки вузов.

Закон целесообразной конструктивности цифрового образовательного пространства предполагает развитие конструктивного педагогического мышления и выработку конструктивных навыков в рамках нравственных границ и ответственности за совершаемую педагогическую деятельность.

Закон социальной обусловленности партнерских отношений в образовательном пространстве предполагает равнозначное правовое вовлечение в образовательную деятельность всех слоев населения независимо от их географического места расположения.

Закон доступности единой информационной базы в цифровом образовательном пространстве предполагает наличие структуры своевременного оповещения и равного доступа к информации для всех участников образовательного процесса.

Процесс развития педагогической конструктивности будущих учителей в системе профессиональной подготовки вузов реализуется на основе педагогических функций, которые подчиняются перечисленным выше педагогическим законам. Многоаспектность исследуемого процесса позволяет считать наиболее важными и приемлемыми для нового цифрового образовательного пространства такие функции, как рефлексивность, прогнозирование и целесообразное структурирование педагогической деятельности. Функция прогнозирования позволяет студенту проявить педагогическую конструктивность в умении сосредоточиться на ключевой позиции, быстро выбрать алгоритм конструктивных действий для решения тактических задач в конкретной незнакомой ситуации. Функция целесообразного структурирования педагогической деятельности помогает студенту быстро реализовать потенциальные возможности участников образовательного процесса и ответственно относиться к выбору содержания, форм, методов и приемов осуществления педагогических действий.

Представленный конструктивный подход к процессу развития педагогической конструктивности будущих учителей, рассмотренный с точки зрения предлагаемой методологии, расширяет содержательные стороны педагогики в новых педагогических условиях, сложившихся в результате общей цифровизации.

Выводы. Вышеописанные проблемы сегодня требуют особого внимания к решению задач подготовки подрастающего поколения к педагогической деятельности. Система педагогического образования нуждается в постоянном совершенствовании. Сегодня развитие педагогической конструктивности студентов вузов к педагогической деятельности осуществляется на основе квалификационных требований, которые разрабатываются для каждого направления бакалавриата. В процессе освоения основ педагогической деятельности для студентов педагогических вузов важно создавать условия для саморазвития и проявления таких личностных качеств, как профессиональная конструктивность. Для эффективного развития педагогической конструктивности студентов педагогических вузов в системе профессиональной подготовки необходимо создание педагогического цифрового пространства. Организация педагогического сообщества профессиональной информационного пространства, основанная на психолого-педагогических, организационных и методических условиях, определяет и одновременно развивает такое личностное качество, как конструктивность. Изучение проблем модернизации доступа к качественным образовательным услугам не только кардинально улучшает качество развития педагогической конструктивности студентов, но и улучшает педагогическую науку в целом. Выполняя требования ФГОС, филиалы педагогических вузов находятся в рамках ограниченной коммуникации с вузами мегаполисов, в связи с чем необходимо создание Интернет-площадки для исследовательского сообщества в регионе, на основе которой уместно проведение совместных педагогических мероприятий.

Литература:

1. Аверьянова С.Ю. Образованное пространство «школа дополнительное образование-вуз» как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Аверьянова Светлана Юрьевна. - Ростов-на-Дону, 2010. - 24 с.

2. Аменд А.Ф. Образование в XXI веке // Народное образование. - 2003. - № 6. - С. 10-15

3. Грохольская О.Г. Введение в профессиональную деятельность / О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - Москва: Дрофа, 2011. - 192 с.

4. Будагов Г.П. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях игрового поведения дополнительного образования // Вестник университета: Государственный университет управления. - 2008. - № 9. - С. 54-62.

5. Васильева Т.Н. Особенности стратегии цифровой экономики и ее отражение в «Индексе цифровой экономики и общества (DESI-2018)» в Великобритании / Т.Н. Васильева, И.В. Васильева // Экономика и предпринимательство. - 2019. -№ 1. - С. 100-104.

6. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. - Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013. - 203 с.

7. Мансурова Е.Х. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в системе субъектно-развивающего дополнительного образования детей: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мансурова Елена Харисовна; [Место защиты: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы]. - Уфа, 2012. - 207 с.

8. Томилин А.Н., Шаталова Н.П. О некоторых инновационных формах организации самостоятельной деятельности студентов при конструктивном обучении // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 113. - С. 984-1000.

9. Утемуратова Б.К. Ресурсный центр: подготовка учащихся к профессиональному образованию и деятельности: монография. - Караганда: Изд-во КарГТУ, 2013. - 259 с.

10. Шаталова Н.П. Способы, мотивы и факторы формирования конструктивности // Конструктивные педагогические заметки. - 2015. - Т. 1. - № 3 (3). - С. 25-34

11. Шаталова Н.П. Конструктивная среда самообразования в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6 (55). - С. 136-140.

12. Шаталова Н.П. Основы конструктивности современной личности // Современные исследования социальных проблем. - 2014. - № 6 (38). - С. 26-34.

13. Шушпанова И.С. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи как фактор социально-политической устойчивости общества // Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография / Ю.А. Зубок, О.Н. Безрукова, Ю.Р. Вишневский и др.; науч. ред. Ю.А. Зубок. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2021. - С. 443-463.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.