Научная статья на тему 'Понятийный аппарат теории конструктивного образования'

Понятийный аппарат теории конструктивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД / CONSTRUCTIVE APPROACH / КОНСТРУКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONSTRUCTIVE EDUCATION / КОНСТРУКТИВНОСТЬ / CONSTRUCTIVENESS / КОНСТРУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / CONSTRUCTIVE THINKING / КОНСТРУКТИВНЫЕ НАВЫКИ / CONSTRUCTIVE SKILLS / КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONSTRUCTIVE ACTIVITY / КОНСТРУКТ-ОБЪЕКТ / CONSTRUCT-OBJECT / КОНСТРУКТ-СУБЪЕКТ / CONSTRUCT-SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова Наталья Петровна

В данной статье рассматривается проблема формирования понятийного аппарата теории конструктивного образования, учитывая, что конструктивное образование это педагогическая система, направленная на создание (построение) прогнозируемого продукта-результата образовательной деятельности, на основе использования совокупности готовых педагогических объектов-конструктов для решения возникающих у учителя разнообразных учебных, познавательных, социально-воспитательных задач (педагогические понятия, педагогические модели, педагогические теории пр.). В настоящее время элементы теории конструктивного образования широко обсуждается в научных кругах и применяется на практике в процессе реализации требований ФГОС к ООО и ООП. В статье автор, показывая, что понятийный аппарат теории конструктивного образования находится в стадии разработки, предлагает структуру базовых понятий теории и дает рабочие определения ее базовых дефиниций. В статье приведен анализ взглядов исследователей на существующий сегодня некоторый разброс в трактовке таких понятий как «конструкты», «конструктивная личность», «конструктивные навыки», «конструктивное мышление», «конструктивная деятельность». В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводится в научный оборот понятие такого качества личности как «конструктивность». Особое внимание уделено описанию портрета конструктивной личности, указываются существенные отличия от представления творческой личности. Выделяются и описываются характерные особенности составляющих полисемического качества «конструктивность»: праксеологичность, функциональность, предприимчивость, плодотворность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual apparatus of the theory of constructive education

This article deals with the problem of the formation of the conceptual apparatus of the theory of constructive education, taking into account that constructive education is a pedagogical system aimed at creating (forecasting) a product-result of educational activity, based on the use of a set of ready pedagogical constructs for solving various Educational, cognitive, social-educational tasks (pedagogical concepts, pedagogical models, pedagogical Such theories, etc.). At present, the elements of the theory of constructive education are widely discussed in scientific circles and applied in practice in the process of implementing the requirements of the GEF to LLC and the PLO. In the article the author, showing that the conceptual apparatus of the theory of constructive education is in the stage of development, proposes the structure of the basic concepts of the theory and gives working definitions of its basic definitions. The article provides an analysis of the views of researchers on the existing today some variation in the interpretation of such concepts as «constructs», «constructive personality», «constructive skills», «constructive thinking», «constructive activity». The article summarizes the new material on the topic under study, introduces into the scientific revolution the notion of such a quality of a person as «constructiveness». Particular attention is paid to the description of the portrait of a constructive personality, significant differences from the representation of the creative personality are indicated. The characteristic features of components of polysemantic quality «constructiveness» are singled out and described: praxeological, functional, enterprising, fruitful.

Текст научной работы на тему «Понятийный аппарат теории конструктивного образования»

2017, Том 5, номер 4 ISSN 2309-4265

(499) 755 50 99 http://mir-nauki .com

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN417.pdf Статья опубликована 14.08.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Шаталова Н.П. Понятийный аппарат теории конструктивного образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378

Шаталова Наталья Петровна

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Филиал в г. Куйбышеве, Россия, Куйбышев1 Профессор кафедры «Математика, информатика и методика преподавания»

Кандидат физико-математических наук Доцент, профессор РАЕ E-mail: giahp@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=478467

Понятийный аппарат теории конструктивного образования

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования понятийного аппарата теории конструктивного образования, учитывая, что конструктивное образование -это педагогическая система, направленная на создание (построение) прогнозируемого продукта-результата образовательной деятельности, на основе использования совокупности готовых педагогических объектов-конструктов для решения возникающих у учителя разнообразных учебных, познавательных, социально-воспитательных задач (педагогические понятия, педагогические модели, педагогические теории пр.). В настоящее время элементы теории конструктивного образования широко обсуждается в научных кругах и применяется на практике в процессе реализации требований ФГОС к ООО и ООП. В статье автор, показывая, что понятийный аппарат теории конструктивного образования находится в стадии разработки, предлагает структуру базовых понятий теории и дает рабочие определения ее базовых дефиниций. В статье приведен анализ взглядов исследователей на существующий сегодня некоторый разброс в трактовке таких понятий как «конструкты», «конструктивная личность», «конструктивные навыки», «конструктивное мышление», «конструктивная деятельность». В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводится в научный оборот понятие такого качества личности как «конструктивность». Особое внимание уделено описанию портрета конструктивной личности, указываются существенные отличия от представления творческой личности. Выделяются и описываются характерные особенности составляющих полисемического качества «конструктивность»: праксеологичность, функциональность, предприимчивость, плодотворность.

Ключевые слова: конструктивный подход; конструктивное образование; конструктивность; конструктивное мышление; конструктивные навыки; конструктивная деятельность; конструкт-объект; конструкт-субъект

1 632387, Новосибирская область, Россия, г. Куйбышев, ул. Молодёжная, д. 7

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

Конструктивное образование приобретает общественную научную значимость в российском образовании. Построение понятийного аппарата теории конструктивного образования также как и его логическая структура сегодня является новым актуальным знанием в педагогике. Объектом исследования по формированию и развитию понятийного аппарата теории конструктивного образования будет целесообразным выделить этап введения понятий и терминов, которые уже широко используются в различных в научных статьях, диссертациях, программах и пр. Отметим, что процесс формирования и развития категориально-понятийного аппарата конструктивного образования, обуславливается «жизнедеятельностью» множества конструктов (форм и видов) из значимых сегодня направлений и технологий в системе образования. С позиции изменения представлений и трансформации характеристик, образовательных и, в целом, педагогических явлений, в социуме проявляется, изменяется и трансформируется новая трактовка педагогического контекста, которая согласуется с интерпретацией обобщенных представлений. Несомненно, что весь понятийный аппарат конструктивного образования непосредственно и опосредовано, отражает пять его базовых функции: психологического конструктивизма; проксеологичности; предприимчивости; конструктивно-деятельностная; андрогогическая [17].

Базовый блок понятий, составляющих понятийно-категориальный аппарат теории конструктивного образования, будем строить исходя из основного определения категории «конструктивное образование». Итак, конструктивное образование - это педагогическая система, направленная на создание (построение) прогнозируемого продукта-результата образовательной деятельности, на основе использования совокупности готовых педагогических объектов-конструктов для решения возникающих у учителя разнообразных учебных, познавательных, социально-воспитательных задач (педагогические понятия, педагогические модели, педагогические теории пр.). [18]

Многие энциклопедии при попытке дать пояснения родившемуся в эпоху демократии термину сходятся во мнении, что конструкт является мысленным построением теоретического знания, которое возникает при проектировании, моделировании и построении наблюдаемых объектов либо событий, требующих соответствия определенным жестким установкам. В теории познания конструкты отражают многообразные функции и представляют собой конкретный продукт деятельности человека. Поэтому будет правильным под педагогическими объектами-конструктами в теории конструктивного образования понимать все разработанные и апробированные на практике технологии, например:

• укрупнение дидактической единицы информации (П. М. Эрдниев [22]);

• технология развития критического мышления (Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К. С.

Мередит [24]; Д.Зиглер, Л. Хьелл [23] и др.);

• технология опорных схем (В. Ф. Шаталов [16]);

• кейс-технологии (А. М. Долгоруков [6], М. В. Плотников [9] и др.);

• технология личностно-ориентированного обучения (В. Т. Давыдов [5]) и пр.

В качестве субъектов-конструктов, определяющих новый подход к образованию, выступают такие базовые понятия, широко используемы сегодня в науке, политике, экономике, образовании, как: «конструктивная личность», «конструктивность», «основы конструктивности», «конструктивная деятельность», «конструктивное мышление», «плодотворность», «конструктивные навыки», «целесообразность», и пр. Исследование новых терминов каждого субъекта-конструкта, необходимо с точки зрения конструктивного подхода. «Конструктивный подход - это методологическая концепция для организации устойчивого непрерывно изменяющегося рационального пространства, обеспечивающая выполнение

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

принципов для всех его составляющих в процессе непрерывного развития и преобразования окружающего мира» [19].

Психолого-педагогическая наука располагает рядом научных разработок по проблеме развития различных компонентов конструктивной личности в современном обществе (Л. И. Анцыферова [1]; Д. И. Фельдштейн [14]; Н. П. Шаталова [20] и др.). Тем не менее, проблема развития личности с точки зрения конструктивного образования не рассматривалась. Однако на необходимость исследования рассматриваемого феномена неоднократно указывали в своих работах отечественные ученые: Л. И. Анцыферова [1]; С Л. Рубенштейн [12]; Н. П. Шаталова [21]; Ю. А. Веряева [3]; Н. П. Несговорова [8]. Так, например, Д. Зиглер [24] применительно к жизнедеятельности личности в капиталистическом обществе указывал, что социализация личности в обществе помогает новому поколению приобрести особенные для данного общества способности и предопределяет их действия на обеспечение жизненных форм конкретного коллектива. Для формирования конструктивной личности необходимы определенные условия, например:

• конструирование модели, обеспечивающей педагогическую поддержку, стратегию и тактику непрерывного образования личности на всех её этапах развития;

• определение и установка границ территориальной деятельности внутри конструкта (например, отношение к конкретной деятельности внутри рассматриваемого конструкта; отношение к коммуникативной деятельности; отношение к себе как личности, отношение к структуре личностных отношений к деятельности внутри конструкта и пр.);

• выбор места процесса образования, которое способно обеспечить функциональность основ конструктивности.

«Конструктивная личность - это личность, способная к адекватному рациональному анализу данных, к конструированию систематических концепций, к целесообразно-эргономичной деятельности, к оценке реальных ограничений применимости и схем» [22]. Основными критериями определения уровня развития конструктивной личности могут быть: конструктивное мышление; конструктивные навыками.

Мышление учеными определяется: и как психический процесс моделирования закономерностей окружающей реальности; и как познавательная деятельность, опосредовано отражающая действительность; и как высшая ступень человеческого познания, результатом которого является смысл (идея), и как процесс отражения мира в понятиях и суждениях. Однако во всех определениях этой дефиниции совершенно не учитывалось, что познание окружающего мира происходит только в том случае, если индивид реализует свои потребности, исходящие из оценки потенциальных возможностей, пытаясь эргономично открыть новые знания с целью преобразовать и трансформировать их в более функциональные конструкты. То в настоящее время непрерывных перемен в технике, экономике, политике конструктивное мышление должно определить как «социально-обусловленный мыслительный процесс поиска и открытия нового, выполняемого для достижения той или иной конкретной познавательно-преобразующей цели, посредством активного включения в целесообразную деятельность, направленную на решение задач (проблем) функциональную характера» [11]. Именно посредством мыслительного процесса человек оперирует известными ему объективными конструктами в конкретной области, выстраивая конструктивную деятельность, используя конструктивные навыки, которые он выработал в процессе приобретении жизненного опыта.

Понятие «навыки человека» исследовались многими учеными с древних времен. Последнее десятилетие учеными-педагогами и психологами рассматривалась проблема

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

развития профессиональных навыков и навыков самостоятельной деятельности (А. Н. Давидчук [4], Н. П. Шаталова [15], Н. Н. Поддьяков [10], А. Н. Томилин [13] и др.). Поэтому стоит заметить, что конструктивные навыки - это не только действия, выполняемые без сознательной поэлементной регуляции и контроля, - это действия, сопровождающиеся опосредованным непрерывным мыслительным процессом, направленным на достижение конкретной цели рациональным эффективным путем. То есть «конструктивные навыки - это автоматизированные компоненты, осознанных и выработанных в процессе опыта, действия, готовые к целесообразному их воспроизведению в непредвиденной ситуации» [21].

Конструктивные навыки и конструктивное мышление обуславливают как мотивационное поле деятельности человека, так и содержание ее конструктивной деятельности. В настоящее время идет бурное обсуждение конструктивной деятельности в области экономики. Образовательное пространство делает глобальную попытку научить конструктивной деятельности обучающихся с реальными объектами, совершенно забывая о том, что конструктами деятельности могут быть объекты иррациональной природы, объекты идеальные, а не только материальные. Создаваемые человеком модели не возникают в материальном мире сразу и сами по себе. Модели, состоящие из ряда конструктов различной природы, рождаются в иррациональном мире, затем преобразуются в идеальном мире и трансформируются в материальный мир, регулируясь конструктивным мышлением. Для того чтобы эта цепочка действий достигла высокой степени эффективности, как и результат этот деятельности, необходимо научиться навыкам конструктивной деятельности с объектами произвольной природы.

Таким образом, конструктивная деятельность представляет собой «эргономичные действия, минимизированные человеком до алгоритма (системы), направленные на достижение целевой задачи в рамках заданных условий и временного промежутка (под эргономикой здесь понимаем оптимизацию деятельности человека на базе рационального учета его возможностей)» [19].

Понятие «конструктивность» в теории конструктивного образования рассматривается как качество личности, сформированное на основе развития её составляющих способностей: практичность, праксеологичность, продуктивность. Представим краткую характеристику каждого из них.

Понятие «праксеологичность» в различных научных областях формулируется по-своему. Сравнительный анализ позволил классифицировать определения на два блока:

1. по объекту исследования: теоретическая полезность; практическая полезность;

2. по предмету исследования:

• по отношению к модели: праксеологичность - количественная адекватность и полезность модели одной предметной области для разных предметных или научных областей;

• по отношению к деятельности: праксеологичность - коэффициент полезного действия (КПД) рассматриваемого предмета исследования [18].

В нашем случае применимо последнее определение термина «праксеологичность».

Предприимчивость, рассматриваемая, как качество или способность личности, сегодня рассматривают в ракурсе адаптивного, адекватного поведения, которое является необходимым в повседневной жизни. Как психологическая категория в теории профессиональной деятельности «предприимчивость» рассматривалась в работах С. Л. Рубенштейна [12], П. П. Блонского [2], А. Н. Леонтьева [7] пр., которые отмечали, что это качество многие в обществе считают «чужеродным элементом» для работников социалистического труда.

2017, Том 5, номер 4 ISSN 2309-4265

(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот

Конкретное определение понятия предприимчивость можно обнаружить в исследования по экономике, которое дается чисто в описательной форме. Портрет предприимчивого человека примерно таков: предприимчивый человек - это сторонник новаторства и перемен, он деловит, смел, готов к риску во имя достижения цели, его действия чаще всего не обдуманы, его не заботит толерантность, эргономичность, функциональность и плодотворность, он суетлив в своих мотивах и действиях.

Продуктивность редко рассматривается как качество человека, проявляющееся во время его деятельности. Однако, в редких случаях, этот термин указывает на умение личности сосредоточится, приложить все свои знания и усилия и разрешить ни одну, а целый ряд поставленных перед ним задач.

Личность с развитой конструктивностью существенно отличается от творческой личности. Главными отличительными особенностями являются: строгая целенаправленность, функциональность, эргономичность.

В настоящее время теория конструктивного образования обрела свое достойное место в педагогике. А термин «конструктивность» интересует не только художников, строителей и математиков. Конструктивность характеризует человека современного общества, его готовность к применению своих знаний к поиску, переработке информации, оперативным плодотворным действиям, праксеологичному переустройству окружающего мира. Сегодня (в отличие от 2000-х гг.), в словарях и векипедиях уже можно увидеть общепринятое пояснение понятия - «конструктивность - плодотворность, конкретность и структурированность везде и во всем».

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. - М.: Знания, 1981. - 156 с.

2. Блонского П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т.1. - М.: Наука, 1979. - 302 с.

3. Веряева Ю. А. Коммуникативная архитектоника урока: дисс. ... кандидата пед. наук: 13.00.01 - Барнаул, 2008. - 253 с.

4. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Просвещение, 1976. - 79 с.

5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1973. -138 с.

6. Долгоруков А. М. Практикум по общей социологии. М.: Высшая школа, 2009. -296 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: изд-во «Политическая литература», 1975. - 320 с.

8. Несговорова Н. П. Концептуальные основы проектирования эколого-профессиональной подготовки педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1 - С. 234-239.

9. Плотников М. В. Индивидуальные социально-психологические механизмы социального поведения человека // Вестник ННГУ. 2011. № 4. - С. 361-367.

2C1?, Том 5, номер 4 ISSN 23C9-4265

(499) 7SS SG 99 http://mir-nauki .com

10. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Национальное образование, 2016. - 304 с.

11. Пономарёв С. А. Возрождение духовности молодёжи средствами воспитательной среды вуза // Проблемы нравственного, духовного и патриотического воспитания учащейся молодежи: сборник статей. Куйбышев: Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета, 2006. - С. 3-8.

12. Рубенштейн С. Л. О мышлении и путях его развития. - М.: Наука, 1958. - 147 с.

13. Томилин А. Н. Комплексная методика оценки военно-профессиональной направленности воинов-контрактников ВМФ // Морской сборник. - 2010. Т. 1962. № 9. - С. 25-29.

14. Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. - М.: изд-во МПСИ, 2008. - 124 с.

15. Фоменко С. И., Шаталова Н. П. Проектирование поля мотивации при подготовке военных кадров // В мире научных открытий. - 2014. № 11.11 (59). - С. 44374445.

16. Шаталов В. Ф. Приглашение к поиску. - М.: ГУП ЦРП, 2003. - 43 с.

17. Шаталова Н. П. Конструктивное творчество как процесс полезной деятельности // Актуальные проблемы высшей школы: научно-практической конференции. -Новосибирск: Немо-Пресс, 2004. - С. 12-14.

18. Шаталова Н. П. Конструктивный подход в педагогике как ведущий принцип науки // Педагогический журнал. - 2016. № 1. - С. 62-70.

19. Шаталова Н. П. Основы конструктивной современной личности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2014. № 6 (38). - С. 26.

20. Шаталова Н. П. Методологические предпосылки и практика реализации конструктивного подхода в образовании // Человек и образование. - 2015. № 5 (45). - С. 24-28.

21. Шаталова Н. П. Школа: конструктивный подход // Европейский журнал социальных наук. - 2016. № 2. - С. 201-208.

22. Шаталова Н. П. Школа: конструктивный подход // Европейский журнал социальных наук. - 2016. № 2. - С. 201-208.

23. Эрдниев П. М. Фактор времени в процессе обучения и проблема укрупнения единицы усвоения знаний // Вопросы философии. - 1974. - № 4. - С. 51-55.

24. Ziegler D., Hjell L. Theory of personality. - Peter, 2017. - 608 p.

25. Temple C., Steele J.L., Meredith K.S. Critical thinking: in-depth methodology. - Open Society, 1998. - 230 p.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki .com

Shatalova Natalia Petrovna

Novosibirsk state pedagogical university

Branch in Kuibyshev, Russia, Kuibyshev E-mail: giahp@mail.ru

The conceptual apparatus of the theory of constructive education

Abstract. This article deals with the problem of the formation of the conceptual apparatus of the theory of constructive education, taking into account that constructive education is a pedagogical system aimed at creating (forecasting) a product-result of educational activity, based on the use of a set of ready pedagogical constructs for solving various Educational, cognitive, social-educational tasks (pedagogical concepts, pedagogical models, pedagogical Such theories, etc.). At present, the elements of the theory of constructive education are widely discussed in scientific circles and applied in practice in the process of implementing the requirements of the GEF to LLC and the PLO. In the article the author, showing that the conceptual apparatus of the theory of constructive education is in the stage of development, proposes the structure of the basic concepts of the theory and gives working definitions of its basic definitions. The article provides an analysis of the views of researchers on the existing today some variation in the interpretation of such concepts as «constructs», «constructive personality», «constructive skills», «constructive thinking», «constructive activity». The article summarizes the new material on the topic under study, introduces into the scientific revolution the notion of such a quality of a person as «constructiveness». Particular attention is paid to the description of the portrait of a constructive personality, significant differences from the representation of the creative personality are indicated. The characteristic features of components of polysemantic quality «constructiveness» are singled out and described: praxeological, functional, enterprising, fruitful.

Keywords: constructive approach; constructive education; constructiveness; constructive thinking; constructive skills; constructive activity; construct-object; construct-subject

Мир Науки 2017, Том 5, номер 4

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.