Научная статья на тему 'Основы конструктивности современной личности'

Основы конструктивности современной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОНСТРУКТИВНЫЕ НАВЫКИ / КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСТРУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНСТРУКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CONSTRUCTIVE THINKING / CONSTRUCTIVE SKILLS / CONSTRUCTIVE LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова Наталья Петровна

Развитие основ конструктивности является важным процессом на данном этапе развития нашего государства. Личность современного типа должна быть способной к самоопределению, компетентному принятию конструктивных решений и проявлению личной ответственности за свой конструктивный выбор. Развитие основ конструктивности в процессе образования обуславливается использованием конструктивных задач и конструктивной образовательной среды, которые определяют инновационные приемы и навыки влияния, как методы педагогического воздействия с учетом постоянно изменяющихся обстоятельств. Степень овладения каждым членом общества фундаментальными основами конструктивности определяет духовное состояние общества, настоящее и будущее нашей страны, развитие экономики и культуры в целом. Цель: рассмотрение вопроса о развитии конструктивного мышления и конструктивных навыков личности в образовательной современной конструктивной среде. Метод или методология проведения работы: формальный педагогический метод, теоретическое моделирование, метод сопричастного наблюдения. Результаты. В статье дан краткий анализ состояния проблемы развития личности на современном этапе развития общества, раскрыто понятие конструктивности личности и ее базовых компонентов, исследована классификация конструктивных задач, указаны подготовительные этапы для организации условий развития основ конструктивности и дана краткая их характеристика. Статья имеет научную ценность, так как содержит обобщения автора обладающие научной новизной и выводы, направленные на раскрытие проблем формирования и развития современной личности, рассмотренных с точки зрения теории демократического конструктивизма в образовании. Область применения результатов: педагогическая психология, общая педагогика, история педагогики и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF CONSTRUCTIVITY OF MODERN PERSONALITY

Formation of bases of constructibility is important process at this stage of development of our state. Personality of modern type must be capable to self-determination, competent adoption of constructive decisions and manifestation of a personal responsibility for the constructive election, personality of modern type must be capable for self-determination, competent adoption of constructive decisions and manifestation to a personal responsibility for the constructive choice. Formation of bases of constructibility in the course of education is caused by use of constructive tasks and the constructive educational environment which define innovative receptions and skills of influence as methods of pedagogical influence taking into account constantly changing circumstances. Extent of mastering each member of society bases of constructibility defines a spiritual condition of society, of the present and the future of our country, development of economy and culture in general. Purpose: consideration of question about development of constructive thinking and constructive skills of personality in modern constructive educational environment. Methodology: formal pedagogical method, the theoretical modeling, the method of participant observation. Results. In the article is give the short analysis of problem of development of personality in modern society, opened the concept of constructibility of the personality and her basic components, classification constructive tasks investigated, specified preparatory steps for organization of the conditions of development of a constructibility and gives a brief description of their. Article has the scientific value as contains author's generalizations possessing scientific novelty and the conclusions directed on disclosure of problems of formation and development of the modern personality, considered from the point of view of the theory of democratic constructivism in education. Practical implications: pedagogical psychology, general pedagogics, history of pedagogics and history of education.

Текст научной работы на тему «Основы конструктивности современной личности»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-6-26 УДК 378.14

ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Шаталова Н.П.

Развитие основ конструктивности является важным процессом на данном этапе развития нашего государства. Личность современного типа должна быть способной к самоопределению, компетентному принятию конструктивных решений и проявлению личной ответственности за свой конструктивный выбор. Развитие основ конструктивности в процессе образования обуславливается использованием конструктивных задач и конструктивной образовательной среды, которые определяют инновационные приемы и навыки влияния, как методы педагогического воздействия с учетом постоянно изменяющихся обстоятельств. Степень овладения каждым членом общества фундаментальными основами конструктивности определяет духовное состояние общества, настоящее и будущее нашей страны, развитие экономики и культуры в целом.

Цель: рассмотрение вопроса о развитии конструктивного мышления и конструктивных навыков личности в образовательной современной конструктивной среде.

Метод или методология проведения работы: формальный педагогический метод, теоретическое моделирование, метод сопричастного наблюдения.

Результаты. В статье дан краткий анализ состояния проблемы развития личности на современном этапе развития общества, раскрыто понятие конструктивности личности и ее базовых компонентов, исследована классификация конструктивных задач, указаны подготовительные этапы для организации условий развития основ конструктивности и дана краткая их характеристика. Статья имеет научную ценность, так как содержит обобщения автора обладаю-

щие научной новизной и выводы, направленные на раскрытие проблем формирования и развития современной личности, рассмотренных с точки зрения теории демократического конструктивизма в образовании.

Область применения результатов: педагогическая психология, общая педагогика, история педагогики и образования.

Ключевые слова: конструктивное мышление; конструктивные навыки; конструктивная деятельность; конструктивное обучение; конструктивная образовательная среда.

BASES OF CONSTRUCTIVITY OF MODERN PERSONALITY

Shatalova N.P.

Formation of bases of constructibility is important process at this stage of development of our state. Personality of modern type must be capable to self-determination, competent adoption of constructive decisions and manifestation of a personal responsibility for the constructive election, personality of modern type must be capable for self-determination, competent adoption of constructive decisions and manifestation to a personal responsibility for the constructive choice. Formation of bases of constructibility in the course of education is caused by use of constructive tasks and the constructive educational environment which define innovative receptions and skills of influence as methods of pedagogical influence taking into account constantly changing circumstances. Extent of mastering each member of society bases of constructibility defines a spiritual condition of society, of the present and the future of our country, development of economy and culture in general.

Purpose: consideration of question about development of constructive thinking and constructive skills of personality in modern constructive educational environment.

Methodology: formal pedagogical method, the theoretical modeling, the method of participant observation.

Results. In the article is give the short analysis of problem of development of personality in modern society, opened the concept of constructibility of the personality and her basic components, classification constructive tasks investigated, specified preparatory steps for organization of the conditions of development of a constructibility and gives a brief description of their. Article has the scientific value as contains author's generalizations possessing scientific novelty and the conclusions directed on disclosure of problems of formation and development of the modern personality, considered from the point of view of the theory of democratic constructivism in education.

Practical implications: pedagogical psychology, general pedagogics, history of pedagogics and history of education.

Keywords: constructive thinking; constructive skills; constructive learning environment.

Основой конструктивности личности принято считать совокупность таких её характеристик, как конструктивное мышление и конструктивные навыки. Под конструктивным мышлением понимаем такой его вид, как мышление, выполняемое ради достижения той или иной конкретной конструктивной цели, то есть мышление, включенное в конструктивную деятельность, при котором оно остается видом познания и направлено на решение задач конструктивного характера. Конструктивные навыки определяем как навыки, необходимые при конструктивной деятельности и отвечающие определенной функциональности основ конструктивности [6]. Развитие основ конструктивности является принципиально важным процессом на данном этапе развития нашего государства. Бесспорным остается факт, что личность современного типа должна быть способной к свободному конструктивному самоопределению в современной социокультурной среде. Более того, личность должна постоянно быть готовой к

компетентному принятию конструктивных решений и проявлению личной ответственности за свои конструктивные выборы. Вместе с тем, степень овладения каждым членом общества фундаментальными основами конструктивности определяет духовное состояние общества, настоящее и будущее нашей страны, развитие экономики и культуры в целом.

Каждый день вносит в нашу жизнь массу изменений, влекущих за собой как проблемы, так и противоречия. Одни изменения нас увлекают, другие - досаждают, требуют пристального внимания и особого решения. Бесспорно, что отношение к происходящему зависит от самого человека. Степень развития основ конструктивности личности определяет смысловые установки её жизненных позиций: либо человек сумеет приспособить происходящие вокруг него изменения во благо своих и общества целей и замыслов, либо приспособится к ним самому.

Быстро меняющиеся технологии и приоритеты современного общества показали, что знания сами по себе не гарантируют человеку жизненного успеха. Поток информации и его доступность приводят к тому, что знания устаревают быстрее, чем усваиваются. В связи с чем, в настоящее время знания выступают уже не единственной целью образования, а лишь средством, которое позволяет задать определенный качественный ресурс формирования и развития основ конструктивности: конструктивных навыков и конструктивного мышления [1].

Основы конструктивности личности выражаются в формировании компетенций, как способности превратить знание в конструктивное действие. Отсутствие указанной способности человека в существенной мере лишает его осмысленных жизненных позиций, побуждающих к конструктивной деятельности. В научной литературе обозначились два подхода к изучению готовности к деятельности: функциональный (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, В.А.Сластенин), при котором выявляются определенные навыки, значимые для деятельности, и личностный подход (В.С.Мерлин, В.С.Ильин, Е.С.Кузьмин), который предполагает изучение готовности как комплекс конструктивных навыков, отличаю-

щихся по их месту и функциям в регуляции деятельности. При этом главную интегрирующую роль выполняют личностные качества, выражающие направленность на соответствующую деятельность. Проблеме готовности человека к эффективной конструктивной деятельности в рамках профессиональных изысков посвящены исследования А.Д. Ганюшкина, М.И.Дьяченко, Н.Д.Левитова, В.С.Мерлина, В.Н.Мясищева, Б.Д.Парыгина, К.К.Платонова и др.. Ученые сходятся к единому мнению, указывая, что проблема построения модели специалиста формируется как проблема построения конструктивной личности специалиста. Сегодня работодатели больше желают видеть специалиста с высоким уровнем развития основ конструктивности (конструктивное мышление и конструктивные навыки), позволяющими в сжатые сроки получить необходимые профессиональные знания и быть постоянно в курсе профессиональных и около-профессиональных событий. Присутствие основ конструктивности априори указывают на такие качества личности, как: толерантность; владение информационными технологиями; умения работать в микро- и макро-группах; умения работать не только в заданном алгоритме, но и создавать его; высочайшую меру самостоятельности; ответственность за свои решения [5].

Влияние возрастных особенностей на развитие основ конструктивности личности в настоящее время малоизученно. Мнение о том, что степень развития конструктивности личности зависит от генотипа, медленно рассеивается. Доказательством тому является переход от «знаниевого» к конструктивному образованию, которое связано с введением новых адекватных педагогических технологий, переосмыслением места и роли предметного знания, в некотором роде отказа от классно-урочной системы, превращения учебного учреждения из места обучения в организатора обучения [10]. Знакомство с научными трудами ведущих педагогов Германии: Р.Бруннер, В.Никлис, Х.Хайланд, В.Цифройнд -приводит к выводу, что давно настала пора переноса акцента с традиционных методов обучения на нетрадиционные, например, такие, как система замкнутой

цепи телевидения, микропреподавание, группо-динамический тренинг, групповое обучение, индивидуальное обучение, метод проектов и др.

Очевидно, что эффективность вариативного процесса обучения зависит от деятельности учителя. Педагогическая деятельность и ее особенности глубоко и всесторонне изучались Е.П.Белозерцевым, Ф.Н.Гоноболиным, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткиным, М.Левиной, В.А.Сластениным, А.И.Щербаковым и др.. Обязательным условием успешного протекания процесса конструктивного обучения и достижения его целей является, несомненно, творчество педагога. Сущность педагогического творчества Т.Н.Бокова, например, видит в том, что «он проектирует личность ученика, принимает самостоятельные решения в неожиданных ситуациях, строит учебный процесс в соответствии с особенностями детей» [2, c.81].

Учитывая основополагающие идеи по проблемам формирования конструктивной личности, - личности с высокой степенью развития основ конструктивности, - важно исследовать и ее общественную конструктивную активность. Общественная конструктивная активность - это качество не изолированное, существующее отдельно от других, а интегративное, тесно связанное с общественной направленностью личности (А.В.Зосимовский), проявляющееся в социальной и политической деятельности (А.В.Иващенко, И.С.Марьенко, С.В.Мягченков), включающее ответственность (А.Ф.Никитин, Ю.П.Сокольников), самостоятельность (В.М.Коротов, Т.Н.Мальковская), инициативность и другие компоненты личности (Л.Ю.Гордин, Б.Т.Лихачев).

Развитие основ конструктивности в процессе образования связано с использованием определившихся приемов и навыков влияния, так и с созданием инновационной конструктивной системы приемов и методов педагогического воздействия с учетом постоянно изменяющихся обстоятельств [8]. Недостаточность теоретических и методических разработок в отечественной педагогике, потребность практики современной школы в обосновании инновационных стратегий внедрения системы конструктивного обучения, способствующей

формированию основ конструктивности, а также отсутствие полного анализа накопленного опыта педагогики и практики зарубежной школы указывает на необходимость более глубокого изучения, указанных выше проблем.

Отмеченное выше позволяет утверждать, что для формирования основ конструктивности необходим ряд подготовительных этапов: (1) модель, создания условий для развития основ конструктивности; (2) границы бифуркации основ конструктивности для базовых моделей; (3) структура места воспитательного процесса; (4) мотивационно-целевые установки. Важность структурирования модели создания условий, которая могла бы постоянно обеспечивать педагогическую поддержку, определяла стратегию и тактику в воспитании подрастающего поколения на всех этапах его развития, бесспорна и вполне приемлема. В качестве такой модели можно рассмотреть конструктивную образовательную среду [3; 4; 9]. Обусловливающую роль играет определение четких границ «территориальной деятельности» основ конструктивности личности: (1) отношение к профессиональной (учебной) деятельности; (2) отношение к коммуникативной деятельности; (3) отношение к психологической структуре личностных отношений в процессе профессиональной и социокультурной деятельности; (4) отношение к себе как к личности (своему благополучию, здоровью, комфортности, самосохранению, самообережению). Определением места воспитательного процесса (дом, детский сад, школа, вуз, «улица», предприятие и пр.) и возраста человека, на которого должно быть направлено воспитательное воздействие - обязательные компоненты подготовительного этапа. Рассматривая, к примеру, проблему адаптации человека в новых непрерывно изменяющихся экономических условиях, одним из этапов психологической работы с ним является развитие: конструктивного отношения к себе и миру; навыков конструктивного мышления; приведение притязаний и ожиданий в соответствии с реальностью.

Функциональность основ конструктивности личности располагает своей спецификой, хотя бы предрасположенностью к конкретной профессиональной

деятельности человека. Определить «профессиональную предрасположенность» важно как можно раньше, вовлекая индивидуума в конструктивную образовательную среду с достаточно широкой географией общения.

Функциональность основ конструктивности, например, в работе учителя зависит от таких важных компонентов, как способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого, саморазвитие и прочее. Функциональность основ конструктивности зависит от возраста человека, его способностей, опыта, информированности [6].

Каждый возраст человека предполагает свой уровень сформированности основ конструктивности, на что указывает результативность опыта человека на каждой из определенных выше «территорий деятельности» основ конструктивности. Первоначальное овладение основами конструктивности происходит под руководством Учителя, при этом большое значение имеют методы организации конструктивной деятельности и постановка задач конструктивного характера. Выделим пять видов методических задач конструирования: (1) конструирование по заказу-образцу; (2) конструирование с учетом данных условий; (3) конструирование по самостоятельному проекту на основе заявленных идей; (4) конструирование по целевому замыслу; (5) самоконструирование (когда нет возможности изменить окружающее, но есть необходимость изменить себя для реализации целей и идей в сложившихся условиях). В первом случае личность способна воспроизводить образец конструкта по заказу, представленный в форме уже готовой конструкции, в которой обозначен только общий ее контур. Во втором случае личность конструирует уже знакомые конструкты (ситуации) с учетом требований, предъявляемых их назначением. Третий случай предполагает предложение обучающемуся выполнение определенного проекта, при конструировании которого самостоятельно отбираются конструкты, условия, свойства. Четвертый случай определяет переориентацию - самостоятельно задумы-

вает сюжетный конструкт и творчески реализует его, преобразуя себя как личность.

Развитие основ конструктивности в процессе обучения решению конструктивных задач частично реализуется через кейс-обучение сегодняшней практикой в странах Запада, а в нашей стране в основном при обучении менеджменту и в бизнес-образовании. Конструктивные задачи являются, пожалуй, основными средствами для развития основ конструктивности личности в воспитательном процессе образования [5]. Однако в психолого-педагогической литературе конструктивные задачи до сих пор не заняли должного места в системе образования, «передав инициативу» тематическим курсам и участию в кейс-ситуациях (мастер-классах). Именно там (к сожалению, в очень тесном кругу, чем в школьном или вузовском коллективе, и в весьма позднем возрасте) на групповых психологических занятиях развивают и формируют основы конструктивности опосредованно: вырабатывают навыки конструктивного общения, конструктивного мышления, и, тем самым, учатся управлять своими эмоциями, преодолевать стресс, избегать различные ловушки и соблазны (алкоголизм, наркомания, проституция, преступление закона, суицид). В своей основе задачи конструктивного характера используются в различных психологических тренингах. Например, одна из программ тренинга креативности предполагает развитие способности к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, развитие навыков находить эффективные, оригинальные решения и способы поведения в условиях изменений, приобретения личностной привлекательности [7].

Для глубокого понимания и построения дальнейших исследований определим дефиницию «конструктивно решенная познавательная задача» её образным описанием. Будем полагать, что любая познавательная задача конструктивного характера считается удачно решенной, если после окончания ее конструирования (а еще лучше и в ходе конструирования) не возникает надобности в ее переделывании. Итак, решение задачи будем считать конструктивным, ес-

ли на ее решение уходит минимальное количество времени, минимальные материальные и физические затраты. Мерилом окончательного решения конструктивной задачи являются полученные результаты, успешность которых определяется в процессе проведения мониторингового контроля разного характера и формы (например, ГОСТ стандарты, принятые нормы, правила функционирования в динамике, удовлетворение определенным условиям, новизна, актуальность, воспроизводимость, практическая значимость и т. д.). То есть, и сам процесс определения успешного решения конструктивной задачи также является конструктивной задачей [5].

Употребляя слово «конструкт», имеем в виду не только построение макетов самолетов, домиков, мостов и прочее, но вместе с тем построение моделей и коммуникативных ситуаций, направленных на получение новых знаний, новых связей, новых отношений. Поэтому в качестве методов по решению конструктивных задач можно предложить такие, как: подмена заданий; создание успеха и неудачи; соподчинение целей; словесное управление действиями; развитие внимания; схематизм; творчество.

Обобщая сказанное, отметим, что при решении каждой конструктивной задачи организуется конструктивная деятельность (и не обязательно креативного характера). Организация условий для конструктивной деятельности является важным для формирования и развития основ конструктивности.

Исследования показывают, что такие мероприятия, как сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, мастер-классы, кейс-классы с видеофрагментами в Microsoft Powwer Point, мини-конференции, семинары, презентации, видеосюжеты, вебинары, помогают не только развивать основы конструктивности, но и воспитывать при помощи решения конструктивных задач. А самое главное, помогают оценить результат, полученный при решении этих задач.

Отметим, если в процессе воспитания систематически использовать конструктивные задачи, в процессе решения которых происходит замена неконструктивных способов внешнего и внутреннего реагирования на более кон-

структивные, то повышается общий уровень адаптабельности личности. В последствие, это позволяет человеку самому успешно решать подобные проблемы, непрерывно развивая тем самым личные основы конструктивности, необходимые человеку и обществу, поскольку они включены во все виды человеческой деятельности, и состоят в воздействии на внешний мир.

Список литературы

1. Безновская В.В., Прусова В.И. Новый формат знаний студентов МА-ДИ: конструктивизм в образовательном процессе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014. №4-2. С.70-73

2. Бокова Т.Н. Развитие педагогической мысли и образования в США в ХХ столетии // Alma mater (Вестник высшей школы), 2013. №6. С.78-82

3. Гладилина О.Ю. Среда SCRATCH как опыт синтеза философско-педагогических концепций и компьютерных технологий в свете образовательных стандартов нового поколения // Современные проблемы науки и образования, 2014. №1. С.30-41

4. Евтихов О.В. Типы образовательных сред в современном образовании // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2014. № 4 (36).

5. Шаталова Н.П. Конструктивное обучение в образовательной системе школа-вуз: теория и практика. Монография. Барнаул: БГПУ, 2007. 297с.

6. Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения. Монография. Красноярск: Изд-во ООО «Научно-инновационный центр», 2011. 204с.

7. Шаталова Н.П. Развиваем конструктивное обучение // Школьные технологии, 2003. №4. С.108-113

8. Шаталова Н.П. Сущность конструктивного обучения // Директор школы, 2006. №5. С.56-60

9. Шаталова Н.П. Познание родного края: как организовать детское экскурсионное бюро // Народное образование, 2014. №6. С.187-198

10. Шаталова Н.П. К концепции о конструктивном обучении // Народное образование, 2006. №4. С.240-241.

References

1. Beznovskaya V.V., Prusova V.I. Actual problems of humanitarian and natural sciences, 2014. №4-2. pp.70-73.

2. Bokova T.N. Alma mater (Messenger of the higher school), 2013. №6. pp.78-82.

3. Gladilina O.Yu. Modern problems of science and education, 2014. №1. pp.30-41.

4. Evtikhov O.V. Modern Research of Social Problems, 2014. № 4 (36).

5. Shatalova N.P. Konstruktivnoe obuchenie v obrazovatel'noy sisteme shkola-vuz: teoriya ipraktika. Monograph. Barnaul: BGPU, 2007. 297 p.

6. Shatalova N.P. Azbuka konstruktivnogo obucheniya. Monograph. Krasnoyarsk: Nauchno-innovatsionnyy tsentr, 2011. 204p.

7. Shatalova N.P. School technologies, 2003. №4. pp.108-113.

8. Shatalova N.P. Head master, 2006. №5. pp.56-60.

9. Shatalova N.P. Folk education, 2014. №6. pp.187-198

10. Shatalova N.P. Folk education, 2006. №4. pp.240-241.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Шаталова Наталья Петровна, профессор, доцент, кандидат физико-математических наук

Новосибирский государственный университет (Куйбышевский филиал) ул. Молодёжная, д. 7, г. Куйбышев, Новосибирская область, 632382, Россия e-mail: giahp@mail. ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3819-4125

DATA ABOUT THE AUTHOR

Shatalova Natalya Petrovna, Professor, Associate Professor, Candidate of physical and mathematical sciences

Novosibirsk State Pedagogical University

7, Molodezhnaya street, Kuybyshev, Novosibirskaya Region, 632382, Russia e-mail: giahp@mail. ru

Рецензент:

Жидкова Н.Д., заместитель директора по науке, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный университет» (Куйбышевский филиал)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.