Научная статья на тему 'Методологические предпосылки и практика реализации конструктивного подхода в образовании'

Методологические предпосылки и практика реализации конструктивного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД / КОНСТРУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НОВАЯ ШКОЛА / САМОУПРАВЛЯЮЩИЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONSTRUCTIVE APPROACH / CONSTRUCTIVE LEARNING / NEW SCHOOL / SELF-GOVERNING PROCESS / TRAINING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова Наталья Петровна

В статье рассмотрена методология конструктивного подхода в образовании, в качестве рекомендаций предлагаются инновационные формы и методы обучения, основанные на теории конструктивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological background and practice of implementing constructive approach in education

The article describes the methodology of the constructive approach in education. Innovative forms and methods of teaching based on constructive learning theory are offered as recommendations

Текст научной работы на тему «Методологические предпосылки и практика реализации конструктивного подхода в образовании»

Н. П. Шаталова

(г. Куйбышев, Новосибирская обл.)

Методологические предпосылки и практика реализации

конструктивного подхода в образовании

В статье рассмотрена методология конструктивного подхода в образовании, в качестве рекомендаций предлагаются инновационные формы и методы обучения, основанные на теории конструктивного обучения.

Непрерывное реформирование системы образования в России, целевые установки ФГОС, внедрение ЕГЭ, модернизация технической оснащенности образовательных организаций, расширение информационного поля, повышение требований работодателей в сторону мобильности и конструктивности профессиональных личностных качеств создают условия для изменения методологии педагогики. Педагогика постепенно становится педагогикой демократического конструктивизма, где приоритет отдается поиску интегра-тивных, дифференцированных, подчиненных настоящему времени, средств (форм, методов и способов] для достижения поставленных целей, позволяющих человеку, - как отмечает Е. Н. Князева, - «активно конструировать себя и свое будущее, активно встраиваться в окружающую среду и трансформировать ее в процессе своей деятельности» [6].

Обращение педагогики к конструктивизму, по мнению Е. С. Полат, с которым трудно не согласиться, вызвано необходимостью отбора в систему обучения педагогических технологий, которые обусловлены используемым ведущим подходом к образованию [4]. Педагогика обогащается результатами исследований, обращенных к идеям конструктивизма [1, 3].

Анализ различных научных источников показал, что, множество теорий, которые образуют чисто идейную направленность конструктивизма, исторически развивались почти независимо друг от друга и основывались на разнообразных постулатах, традициях и пр., тем не менее их можно классифицировать следующим образом:

- конструктивизм как таковой (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Келли, 1950];

- радикальный конструктивизм (П. Ватц-лавик, Х. фон Ферстер,1970);

- социальный конструктивизм (П. Бергер, Т. Лукман, 1966; Г. М. Андреева, М. В. Осорина, Россия, 2002];

- демократический конструктивизм (Н. П. Шаталова, Россия, 2000];

- конструктивный реализм (В. А. Лекторский, Россия, 2005];

- энактивизм как инновационный конструктивизм (Е. Н. Князева, Россия, 2014].

Особый интерес к теории конструктивизма проявляют философы и педагоги, поскольку наука сегодня достигла больших успехов, например, как указывает И. Т. Касавин, в биолого-технологическом моделировании человеческого тела, а процессы, подобные таким, естественно подлежат переосмыслению.

Сравнительный анализ результатов исследований показал, что в существующих базовых предпосылках конструктивистского подхода имеют место следующие общие для всех «методологические положения:

- любая система может быть объяснена как конструкт, возникающий в процессе конструктивной деятельности;

- конструктивная деятельность не является индивидуальным действием, она представляет собой коммуникативную, толерантную систему взаимодействия людей;

- при помощи конструктивных действий люди достигают целей, однако эти цели не являются исходными основаниями деятельности; цели также являются конструктами;

- в процессе коммуникативной конструктивной деятельности человек выступает как активно-функциональный субъект, суть структуры которого определяется пониманием окружающей действительности, а конст-

рукты являются выражением ценностей, которые люди совместно выбирают;

- единое решение создается в результате нескольких коммуникативных практик и согласия относительно обсуждаемого предмета;

- в процессе коммуникативных практик люди обмениваются идеями и формируют совместное знание, лежащее в основании достигнутого согласия» [11, с. 30].

Идеи конструктивизма вошли в отечественное образование с новыми дефинициями: «конструктивность», «конструктивное обучение», «конструктивные навыки», «конструктивное мышление», «конструктивная личность», внеся более глубокое содержание в теорию конструктивизма, обогатив его свойствами и имеющими ценностный смысл в нашем обществе понятиями: функциональность, мобильность, эргономичность, активность, абстрагирование, устойчивость, ответственность и пр., завоевав свое место в науках как «конструктивный подход», определяемый с разных методологических позиций, это:

- методологическая концепция для организации устойчивого непрерывно изменяющегося рационального пространства, обеспечивающего элективность всем участникам образовательного процесса на пути саморазвития, непрерывного познания и преобразования окружающего мира [12];

- отношение человека к объекту действий, при котором субъект пытается понять суть объекта: превратить вещь в себе в вещь для нас [10];

- совокупность приемов, позволяющих проникнуть, изучить суть явлений окружающего мира, подход включает в себя систему методов, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающихся [8];

- в архитектонике учебного занятия это симбиоз дедуктивного и индуктивного способов конструирования урока посредством его конструктов [3];

- в формировании рефлексии это системно-структурная методология познавательной и созидательной деятельности обучающегося, способствующая формированию как дифференцированного, так и интегративного аспектов компонентов конструктивной компетентности [5];

- конструктивный подход социального познания - это приведение в систему информации о мире, организация этой информации

в связные структуры с целью постижения ее смысла и пр. [2].

П. Д. Абрамов в своем диссертационном исследовании, представляя свою авторскую развернутую типологию различных направлений конструктивизма, также отметил, что в каждом из них подчеркивается активность субъекта [1]. Позволим себе ввести определения некоторых ключевых понятий конструктивного подхода в образовании, опираясь на общепринятое пояснение понятия в словарях русского языка: «конструктивность - это плодотворность, конкретность и структурированность везде и во всем»; это несомненно, обогатит методологический аппарат педагогического знания.

Конструктивное мышление - это социально обусловленный мыслительный психический процесс поиска и открытия нового, выполняемый для достижения той или иной конкретной познавательно-преобразующей цели посредством активного включения в целесообразную деятельность, направленную на решение задач (проблем] функционального характера.

Конструктивные навыки определяем как автоматизированные компоненты осознанных и выработанных в процессе опыта действий, готовые к целесообразному их воспроизведению в непредвиденной ситуации.

Конструктивная деятельность - минимизированный человеком алгоритм эргономичных действий, направленных на достижение целевой задачи в рамках заданных условий и временного промежутка (под эргономикой здесь понимаем оптимизацию деятельности человека на базе рационального учета его возможностей].

Конструктивная личность - это личность, способная к адекватному рациональному анализу данных, к конструированию систематических концепций, к целесообразно эргономичной деятельности, к оценке реальных ограничений применимости и схем (то есть личность с развитым конструктивным мышлением и конструктивными навыками, личность, обладающая основами конструктивности].

Рассматривая с точки зрения конструктивизма процесс образования в нашей стране и внедряя конструктивный подход в образование, обратимся к положительному опыту построения школ конструктивного обучения. Перечислим элементарные модели школ кон-

структивного обучения, рождение которых происходило без взаимосвязи исследовательской деятельности их авторов и единой концепции применительно к нашему времени.

1. Конструктивное обучение Д. Дьюи (1925 г.] - «обучение, построенное на активной основе через самостоятельную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами в приобретении знаний». При «...обучении ученик прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий, то, что ученик умеет применять в жизни»; «в организации обучения следует исходить из четырех «инстинктов обучающегося»: (1] инстинкта делания; (2] исследовательского инстинкта; (3] художественного инстинкта; (4] социального инстинкта» [11]. Заметим, что идея «конструктивного обучения» Д. Дьюи была поддержана профессором Колумбийского университета Ч. Р. Ричардсом, который первый употребил термин «проектное обучение».

2. Конструктивное обучение по М. Мон-тессори (1870-1952 гг.] - это педагогическая система саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде, где любые практические действия, теории и модели могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке.

3. Под конструированием в конструктивном обучении С. Пейперта принято понимать разнообразные постройки. Конструктивная деятельность, организованная при работе ПК (работающего посредством языка ЛОГО], формирует у детей умения и навыки, необходимые для решения задач, требующих продуманной последовательности действий, анализа содержания и структуры исходных данных.

4. Конструктивное обучение Ю. Хабермаса (1994 г.] - это такая аккумуляция опыта и знания, которая обуславливает постепенные трансформации «картин мира» и выступает как опосредующее понятие корреляции, существующей между универсальным пониманием мира и онтической практикой людей. Указывая на одно из важных условий получения положительных результатов, Ю. Хабер-мас отмечает, что «в процессе организации конструктивного обучения недооценка автономии коммуникативной плоскости человеческого бытия, а также её языковой основы

является причиной общей недооценки индивидуализирующего характера социализации, а также роли самоформирования и самодетерминации индивида» [11].

5. Конструктивное обучение Н. П. Шаталовой (1999 г.]. Понимая под словом «Школа» интегрированную модель «система школа-вуз», рассматривая вуз и школу как двух равноправных партнеров, отметим, что школа XXI века вынуждена и обязана стать конструктивной школой. Основная цель новой школы - формирование и непрерывное развитие конструктивной личности. Конструктивная личность - личность, способная к самоорганизации конструктивной деятельности, причем конструктивной учебной деятельности по получению ЗУНов в частности. Важным приоритетом в обучении, воспитании и развитии конструктивной личности являются умения и навыки «научения обучению» (выражение, распространенное в образовательной системе «школа-вуз»], то есть формирование и непрерывное развитие основ конструктивности: конструктивных навыков и конструктивного мышления для организации конструктивной деятельности. Для достижения поставленной цели образовательная система должна организовать среду конструктивного обучения, и такой средой должна быть новая школа.

Новая школа должна предоставить, кроме традиционных обучающих услуг, бесплатные услуги дистанционного обучения, интерактивного обучения, интерактивного самообучения, домашнего обучения (при помощи преподавателя-гувернанта или репетитора], корпоративного обучения, индивидуализированного обучения, индивидуального обучения, коллективного обучения. Выбор обучения производится на основании потребностей и исследования потенциальных возможностей ученика специальной школьной службой из квалифицированных психологов и педагогов.

6. Пробуждающее (конструктивное] обучение Е. Н. Князевой (2004 г.]. Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмовым предложен новый подход к образованию, названный пробуждающим обучением; он был рассмотрен с точки зрения конструктивизма и синергетики. Конструктивизм, по их мнению, имеет прямое отношение к синергетике. Конструктивизм внутренне встроен в синергетическое знание, которое основывается на принципе цикличе-

ской причинности между элементами и системой в целом, поведением элементов и параметрами порядка, самоорганизующейся системой и окружающей ее средой, наблюдателем и наблюдаемым, субъектом и объектом. Принципы, открываемые синергетикой коэволюции, С. П. Курдюмов назвал конструктивными, поскольку они базировались на идее о возможности овладения будущим, в смысле конструирования желаемого будущего. Синергетические принципы коэволюции глубоко содержательны и ориентированы на отдаленное будущее, которое практически невозможно предсказывать традиционными методами. «Конструктивистские установки синергетики попадают на общую волну «моды» на конструктивизм, насколько вообще возможно говорить о моде в науке и научно-практической деятельности.

7. Конструктивное обучение Д. Н. Платонова (2005 г.]. Д. Н. Платоновым разработана конструктивная техника «комплексно-концентрированная технология», в которой представлена методика проведения занятий на примере изучения разделов и тем учебных дисциплин «Теория и методика спорта» в педвузе.

8. Конструктивно-корпоративное обучение (2006 г.]. Главная задача конструктивно-корпоративного обучения - «дать в руки преподавателю и ученику конкретные инструменты для совместного творчества и исследования. Предмет деятельного осмысления может быть самым разным: музыкальная импровизация или ее акустическое исследование, трактат об истории собственной семьи или об экологической ситуация в регионе, модель молекулы или график функции, пересечение шаров или их упругое столкновение».

9. Конструктивное обучение Фатмы ханум Джалал Бунятовой (2006 г.]. Философия конструктивного обучения Фатмы ханум Джалал кызы Бунятовой - это синтез восточной и западной философии обучения (от целостности к частному или от частного к целому]. «Цель его - конструктивное преобразование знаний для их понимания и осмысления. Конструктивное обучение - это творческое, операцио-

нальное обучение. Конструктивное обучение - это целостность приобретённых, приобретаемых сейчас и в будущем знаний при помощи познавательной деятельности обучающихся в кооперации. Зная, понимая это, мы взяли конструктивное направление между теорией мышления Пиаже и традиционным способом обучения и создали принципы конструктивного обучения Ф. Д. Бунятовой (коротко КО Бунятовой]».

Под конструктивным обучением необходимо понимать такую организацию учебных занятий, которая предполагает возможность ученика выбрать из доступных ему (по его психологическим, индивидуальным, материальным особенностям] имеющихся в наличии (разработанных и принятых в учебных заведениях] различных (альтернативных] форм обучения ту, которая поможет наиболее яркому его самовыражению в активной самостоятельной конструктивной учебной деятельности.

Таким образом, обучение с точки зрения конструктивного подхода - самоуправляющий социальный процесс, обуславливает необходимость конструктивных методов обучения, то есть особую позицию самоорганизующих методик обучения в концепциях, направленных на определенные действия. К ним можно причислить: исследование конкретных ситуаций, проектный метод, сценарий и мастерские будущего, уроки расчетно-экспе-риментальных работ, электронные версии технологических карт, электронные версии уроков, работу в кабинетах тестирования и виртуального обучения, работу и конструирование технологических карт, игровые учебные конференции, работу в школах свободного выбора и пр.

Новая школа, работающая в режиме конструктивного обучения, обязана предоставить ученикам всех возрастов возможность выбора из разных моделей обучения: интеграция очных и дистанционных форм обучения; сетевое обучение; кейс-технологии; обучение, построенное на видеоконференционной связи; интерактивное самообучение; самообучение и пр.

Литература

1. Абрамов П. Д. Конструктивистские основания репрезентации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2012. - 24 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Наука, 2002. -124 с.

3. Веряева Ю. А. Коммуникативная архитектоника урока: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2008.

4. Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. - М.: Наука, 2006. - 124 с.

5. Калина Н. Д. Конструктивный подход к формированию контрольной рефлексии будущего дизайнера // Гуманитарные исследования в восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2011. -№ 2. - С. 131-136.

6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. - М.: КомКнига, 2006. - 124 с.

7. Лекторский В. А. Кант, радикальный эпистемологический конструктивизм и конструктивный реализм // Вопросы философии. - 2005. - №8. - С. 32.

8. Несговорова Н. П., Богданова Е. П., Савельев В. Г. Конструктивный подход в формировании экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - То же [Электронный ресурс] URL: http://www.srience-education.ru/ru/artide/view?id=10325 (дата обращения: 16.10.2013)]

9. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2008. - С. 11.

10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

11. Шаталова Н. П. Азбука конструктивного обучения. - Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2011.

12. Шаталова Н. П. Сущность конструктивного обучения // Директор школы. - 2006. - № 5. - С. 56-60.

13. Шаталова Н. П. Расчетно-экспериментальные работы при изучении математики // Математика в школе. - 2003. - № 8. -С. 19-21.

14. Шаталова Н. П. Учимся работать в школе конструктивного обучения: учебное пособие. - Барнаул: БГПУ, 2006. - 190 с.

15. Шаталова Н. П. Философия демократического конструктивизма на постсоветском пространстве и в образовании // Конструктивное обучение в образовательной системе Школа-вуз: проблемы и решения. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. проф. Н. П. Шаталовой. - Новосибирск: Изд. ГОУ ВПО НГПУ, 2010. - С. 106-112.

16. Шаталова Н. П. К концепции о конструктивном обучении // Народное образование. - 2006. - №4. - С.143.

17. Шаталова Н. П. Развиваем конструктивное мышление // Школьные технологии. - 2003. - №4. - С. 108-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.