Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2010. Вып. 4 (19). С. 145-150
Развитие педагогического образования
В ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Учебного комитета РПЦ игумен Киприан (Ященко)
В резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о деятельности МДАиС в 2008/2009 учебном году № 7578 от 13 ноября 2009 г. отмечена необходимость стандартизации учебных программ и обеспечения преподавателей и учащихся необходимыми учебными пособиями. Кроме того, на совещании ректоров духовных учебных заведений 13 ноября 2009 г. была поставлена задача подготовки современных учебных пособий, учитывающих развитие соответствующих наук и современной дидактики. Также было указано на проблемы с отдельными предметами, в частности с циклом церковно-практических дисциплин (в т. ч. пастырской психологии и педагогики).
В связи с этим в рамках семинара, проведенного в Московской духовной академии и семинарии 25—26 февраля 2010 г., прошло обсуждение состояния педагогической подготовки семинаристов и были выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию содержания и организации учебного процесса преподавания педагогических дисциплин в духовных учебных заведениях.
В работе семинара приняли участие 22 представителя 19 духовных высших учебных заведений и МГГУ им. М. А. Шолохова. Кроме того, привлечено 6 специалистов по разработке учебно-методических комплектов.
На семинаре был обобщен опыт преподавания предмета «Педагогика» в системе богословского образования и обсуждались пути усовершенствования данного учебного курса. Был рассмотрен ряд актуальных проблем:
• определение минимума базовых педагогических знаний, умений и навыков, необходимых современному священнику для пастырского служения;
• стандартизация учебной программы «Педагогика»;
• утверждение перечня основных учебных пособий; разработка рекомендаций к содержанию учебного комплекта для духовных учебных заведений Учебного комитета РПЦ (создание учебника, глоссария, заданий для
промежуточного и итогового контроля, творческих заданий, содержание педагогической практики, наглядного материала, электронного учебнометодического пособия);
• развитие системы дополнительного образования богословско-педагогического направления при Учебном комитете РПЦ для выпускников духовных школ, священно- и церковнослужителей.
В результате работы семинара нами были выработаны следующие положения.
1. Базовые компетенции. В результате обсуждения данных проблем участники семинара констатировали целесообразность введения в духовных учебных заведениях практико-ориентированного курса «Педагогика», который будет способствовать развитию у будущих священнослужителей компетенций в:
• организации учебно-воспитательного процесса в воскресных школах, православных гимназиях и других приходских образовательных учреждениях;
• передаче православной традиции подрастающему поколению с учетом возрастных особенностей;
• ведении диалога со светскими педагогами;
• квалифицированном проведении лекций по теологии и уроков Закона Божьего;
• становлении священника как педагога в своем приходе;
• организации грамотной и дифференцированной работы с детьми и подростками с учетом индивидуальных особенностей детей в их детоводи-тельстве ко Христу;
• освоении инновационных церковных форм воспитательной работы с паствой;
• более эффективном применении богословских знаний в пастырской практике;
• освоении современных форм и методов социальной работы на приходе с неблагополучными детьми, требующими особого попечения;
• нахождении, переработке и использовании необходимой педагогической информации для решения практических задач.
2. Цель и задачи. Были уточнены цель и задачи курса «Педагогика» в духовных учебных заведениях.
Цель курса — овладение педагогическими компетенциями, необходимыми для современного священнослужителя Русской Православной Церкви.
Задачи курса:
• овладение историко-педагогическими, воспитательными, дидактическими, возрастными, социально-педагогическими, семейно-педагогическими знаниями;
• овладение умениями и навыками педагогического руководства на приходах, педагогического взаимодействия в различных сферах социальной коммуникации, применения педагогических знаний на практике, а также поиска, переработки и творческого использования педагогической информации для самообразования;
игумен Киприан (Ященко). Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях...
• формирование способности ориентироваться в современных педагогических течениях и новых исторических возможностях, открывающихся для педагогического служения Церкви в нашем Отечестве.
3. Модульная система. Выработаны 4 модуля учебной программы «Педагогика», рассчитанные на 120 ч обучения в соответствии с разработанными для духовных учебных заведений программами и учебными планами. В результате творческой конструктивной работы участников семинара все множество образовательных элементов двух существующих учебных программ по педагогике в семинариях интегрированы в эти 4 модуля.
Модуль первый. «История и методология педагогической деятельности» (30 ч).
Модуль второй. «Теория и практика православного воспитания» (30 ч).
Модуль третий. «Теория и практика православно-ориентированного обучения» (30 ч).
Модуль четвертый. «Формы организации педагогического процесса на приходе» (30 ч).
4. Вариативные формы организации обучения. Предложено два варианта ведения курса «Педагогика» в духовных учебных заведениях:
• ежегодные курсы-модули по 30 ч, рассчитанные на первое полугодие для
1—4 годов обучения с обязательной практикой и педагогическими консультациями во втором полугодии;
• в соответствии с новым церковным стандартом и вхождением в Болонскую систему на 1-й ступени обучения (бакалавр) предложено преподавать предмет на 3-м и 4-м курсах по 60 ч соответственно (по 2 модуля); на
2-й ступени обучения (5-й и 6-й курсы, магистр) рекомендованы спецкурсы по направлениям: практикум педагогического мастерства, педагогическая психология, семейная педагогика, дидактика, социальная педагогика, возрастная психология, практическая психология, коррекционная работа с детьми, церковное краеведение и другие авторские курсы с выдачей сертификатов соответствующего образца о преподавании в учебных заведениях.
5. Перечень основных пособий. Составлен перечень основных рекомендуемых учебных пособий по предмету:
• Георгий (Шестун), игумен. Православная педагогика. М.: Издательство «ПРО-ПРЕСС»; «Православная педагогика», 2010;
• Зеньковский Василий, прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002;
• Киприан (Ященко), игумен. Христианская педагогика (готовится к изданию);
• Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: Учеб. пособие. Ч. 1: Введение в педагогическую деятельность. Теория и методика воспитания. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004;
• Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. Ч. 2: Теория обучения. Управление образовательными системами. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009;
• Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Издательский дом «Покров», 2004.
6. Интернет-ресурсы. Рекомендованы следующие интернет-ресурсы:
• Православный образовательный портал «Слово». http://www.portal-slovo.ru;
• Сайт олимпиады по Основам Православной культуры. http://www. pravolimp.ru;
• Сайт о религиозных ценностях и современной системе образования «Вера и время». http://www.verav.ru.
7. Электронное учебно-методическое пособие «Педагогика». Одобрена предложенная модель электронного учебно-методического пособия по предмету «Педагогика» для духовных учебных заведений, состоящая из следующих разделов:
• темы и лекции;
• литература (основная, дополнительная, глоссарий, ссылки на сетевые ресурсы);
• контроль (промежуточный, итоговый);
• наглядный материал;
• аудиолекции;
• видеолекции;
• творческие задания;
• педагогическая практика;
• церковные и педагогические инновации.
Участники семинара составили педагогическое Интернет-сообщество по совместному использованию в своей практике и доработке представленного электронного пособия.
8. Рабочая группа по разработке учебного комплекта «Педагогика» для семинарий. Назначена рабочая группа из числа участников семинара по разработке учебного комплекта и доработке разделов комплексного электронного пособия по предмету «Педагогика» для духовных учебных заведений.
Определен срок подготовки учебного комплекта пособия — 2012 год. В 2014 г. намечено подведение итогов апробации нового учебного комплекта.
9. Система непрерывного педагогического образования. Разработать систему непрерывного образования и повышения квалификации в области педагогической и социокультурной деятельности для выпускников семинарий и теологических факультетов. Для этого необходимо:
• создать отдел дополнительного образования в Учебном комитете РПЦ;
• создать центр дополнительного образования на базе педагогического кабинета МПДА;
• институциализировать существующие в епархиях практики подготовки специалистов педагогического направления в форме факультетов, кафедр или центров дополнительного образования епархиальной семинарии.
10. Дополнительное педагогическое образование в духовных учебных заведениях. Сформулированы и предложены задачи отдела дополнительного образования при Учебном комитете РПЦ и факультетов дополнительного образования семинарий.
игумен Киприан (Ященко). Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях...
Задачи отдела дополнительного образования при Учебном комитете:
• разработать стандарт дополнительного образования;
• организовать экспертизу учебно-методического комплекта дополнительного образования;
• организовать учебный процесс по программе дополнительного образования для разного контингента (выпускники духовных учебных заведений, светские кадры, работающие в области духовного просвещения, дополнительное образование для студентов духовных учебных заведений);
• создать информационную базу дополнительного образования;
• организовать взаимодействие и повышение квалификации педагогов духовных учебных заведений (методические и проблемные семинары, курсы и пр.);
• развивать отношения с партнерами светской дополнительной системы образования (конференции, семинары, обмен, стажировки).
Задачи факультетов дополнительного образования семинарий:
• разрабатывать и реализовывать учебные программы дополнительного образования на основе стандартов;
• разрабатывать учебно-методические комплекты по высшему дополнительному образованию, утверждать их на епархиальных РЭС согласно процедуре, утвержденной отделами Учебного комитета;
• создавать научно-методическую и информационную базу епархии, вести информационную и научно-методическую работу в области дополнительного педагогического образования;
• по договоренности с отделами епархии вести подготовку кадров для церковной миссии в армии, среди молодежи и пр.;
• развивать отношения с партнерами светской системы образования (конференции, семинары, обмен, стажировки и пр.).
11. Семинар по разработке учебного комплекта «Психология» в семинариях. В сентябре-октябре 2010 г. провести семинар для преподавателей психологии духовных семинарий по разработке практико-ориентированного учебного комплекта «Психология» с учетом требований Болонской конвенции.
12. Конкурс на лучшую инновационную педагогическую разработку среди преподавателей педагогических дисциплин в высших духовных учебных заведениях. В 2010 г., объявленном в России Годом учителя, для выпускников духовных учебных заведений, священно- и церковнослужителей, а также педагогов, несущих послушание на ниве церковного педагогического образования, провести конкурс на лучшую инновационную педагогическую разработку. Если будет возможно, провести его в рамках Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
13. В 2011 г. провести международную конференцию «Пастырская педагогика и психология», объединяющую усилия ведущих специалистов мира в указанной сфере, с целью решения общих методологических и практических проблем становления непрерывной системы церковного образования.
14. Издания. Создать при Педагогическом кабинете МДАиС редакционный совет для издания научной литературы серии «Православная педагогика: теория и практика».
15. Научная деятельность. В целях совершенствования системы научного богословского образования подготовить обоснование открытия кафедры православной педагогики на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
16 Научные публикации. Рекомендовать преподавателям педагогических дисциплин высших духовных учебных заведений ежегодно готовить по одной научной публикации в ежеквартальный журнал «Вестник ПСТГУ» серии «Педагогика», утвержденный ВАК.