Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2007. Вып. 1. С. 189-195
Круглый стол «Проблемы духовно-нравственной
КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Подводя итоги прошедшего 2006 г. особо хочется отметить проведение круглого стола «Проблемы духовно-нравственной культуры молодежи современной России». Круглый стол состоялся 4 сентября 2006 г. в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (г. Сергиев Посад Московской обл.). Эта тема по-прежнему остается самой актуальной на сегодняшний день в сфере образования.
Обсуждались следующие вопросы.
1. Современное состояние духовно-нравственной культуры российской молодежи и возможности его изучения.
2. Разработка содержания научно-образовательной области «Духовно-нравственная культура».
3. Пути реализации научно-практической программы «Духовно -нравственная культура подрастающего поколения России (2006— 2007 гг.)».
4. Опыт совместной подготовки специалистов в области духовнонравственной культуры.
Председательствовал за круглым столом иеромонах Киприан (Ященко), декан педагогического факультета ПСТГУ, ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, кандидат педагогических наук, доцент. В дискуссии приняли участие вице-президент РАО, два академика РАО, семь профессоров, шесть доцентов и кандидатов наук.
В круглом столе участвовали:
Зиновий (Корзинкин), архимандрит, доцент Курского государственного педагогического университета;
Цыпин Владислав, протоиерей, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, профессор;
Великанов Павел, протоиерей, секретарь Ученого совета Московской Православной духовной академии и семинарии, доцент;
Вассиан (Змеев), игумен, проректор по воспитательной работе Московской Православной духовной академии и семинарии;
Георгий (Шестун), игумен, заведующий кафедрой педагогики Самарской духовной семинарии, профессор;
Андросова Людмила Ивановна — заместитель декана по научной работе педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат философских наук, доцент;
Борисенков Владимир Пантелеймонович, вице-президент Российской академии образования, главный редактор журнала «Педагогика»;
Емельянова Людмила Владимировна, зав. заочным отделением богословских курсов при Московской Православной духовной академии и семинарии;
Захарченко Марина Владимировна, профессор кафедры истории педагогики Академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург;
Иванов Михаил Степанович, проректор по учебной работе Московской Православной духовной академии и семинарии, заслуженный про фес сор;
Круглов Юрий Георгиевич, ректор Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, профессор, академик РАО;
Леонова Ольга Георгиевна, профессор кафедры социологии и политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор наук;
Меньшиков Владимир Михайлович, доктор пед. наук, профессор, действительный член Международной Академии наук педагогического образования, г. Курск;
Петренко Виктор Федорович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО;
Платон (Игумнов), архимандрит, профессор Московской Православной духовной академии и семинарии;
Рязанцев Игорь Павлович, доктор социологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (доклад читала аспирант социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Серебрякова Светлана).
С приветственным словом к участникам круглого стола обратился проректор по воспитательной работе Московской духовной академии и семинарии игумен Вассиан, подчеркнувший невозможность воспитания духовности и нравственности без обращения к Церкви. Он также выразил надежду на то, что круглый стол поможет найти пути решения назревших проблем духовно-нравственного воспитания молодежи.
Затем председательствующий иеромонах Киприан произнес вступительное слово, в котором напомнил о том, что идея проведения таких круглых столов родилась на Фестивале духовной культуры 2 февраля 2006 г. в Москве. Первый круглый стол состоялся 28 апреля 2006 г. в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Тогда обсуждались вопросы теологического образования в России. Было решено сделать заявку в ВАК об утверждении данной научной области как самостоятельной и о предоставлении права защиты диссертационных исследований по специальности «теология».
На основании всестороннего обсуждения проблем духовного образования в России участники круглого стола приняли решение «считать полезной практику совместного обсуждения актуальных проблем духовного образования с участием представителей РАО, Русской Православной Церкви и заинтересованных специалистов в государственной и негосударственной системах образования, в том числе и проведение совместных круглых столов на регулярной основе».
В соответствии с принятым решением и была организована вторая встреча за круглым столом.
Затем были заслушаны доклады по заявленной проблематике.
Профессор И.П. Рязанцев. Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и Российская социологическая ассоциация (РОСС) в феврале 2005 г. провели социологические исследования «Определение отношения к Русской Православной Церкви российской молодежи (с 15 до 30 лет)». До сих пор все рейтинговые исследования в нашей стране проводились зарубежными исполнителями, и это первая попытка собственных исследований. Она дала удивительный результат: в общей сложности 96% молодежи сочувственно относятся к Русской Православной Церкви. Авторитет Церкви несомненен. В докладе были приведены подробные результаты этого социологического исследования. Прозвучала также информация о запланированном продолжении и углублении данного исследования.
Доклад профессора И.П. Рязанцева вызвал большой интерес у участников круглого стола. С вопросами к докладчику и дополнениями выступили академик В.Ф. Петренко, профессор О.Г. Леонова и дру гие.
Игумен Георгий (Шестун). Условием духовного становления личности является сохранение традиции. Вне традиции развитие человека не происходит. Категория «духовно-нравственного» — это феномен русского бытия, в западной культуре эти понятия разделены. Говоря о духовно-нравственной культуре, мы говорим о некоторых нор-
мах, которые достичь без благодати Божией невозможно. Православная культура — божественное, выраженное человеческими средствами.
Сложность конфессионального, социального и политического состояния современного российского общества не отменяет, а, напротив, усугубляет важность, необходимость изучения православной культуры во всех учебных заведениях, включая национальные школы, где культурный сепаратизм так или иначе формирует сепаратизм политический. Таким образом, вопрос введения основ православной культуры имеет не только образовательное, но и политическое, государственное значение.
Осознание России православной цивилизацией позволит обществу избежать пагубного увлечения как радикально-националистическими, так и либерально-глобалистскими идеями. Православная культура или православная цивилизация — скрепа российского соци-у ма.
Современное школьное образование в России фрагментарно, так как не имеет единой картины мира, объединяющей все предметы. Духовно-нравственная культура должна быть образовательной областью, а не просто одним из предметов школьной программы. В целях разработки содержания этой образовательной области в Самаре проведено уже 15 научных конференций (одна из них в Греции), написано 12 диссертаций по православной культуре.
Прозвучавшие в докладе игумена Георгия положения были поддержаны доктором политических наук О.Г. Леоновой, в том числе о необходимости перестройки всего образовательного процесса в свете единого мировоззрения. Человек не самодостаточен, как представляется носителям либерального мировоззрения, ему нужен Бог. А современный мировоззренческий плюрализм ведет к непредсказуемым за про сам.
Архимандрит Платон (Игумнов). Наше общество перестало быть патриархальным, оно американизировано. Необходимо дать молодежи знание истории своей страны и своей культуры. Название научной дисциплины «культурология» следовало бы заменить курсом «История и теория отечественной культуры». На это положение доклада последовало возражение протоиерея Владислава Цыпина, указавшего на то, что и такое название может быть наполнено чуждым православию содержанием.
Архимандрит Зиновий (Корзинкин). Предложил собраться представителям Российской академии образования и представителям духовного образования России для выработки общих подходов в теоло-
гии: «Православная культура должна выйти за рамки своего предмета и стать интегрирующим предметом».
Профессор В.М. Меньшиков. Программа духовно-нравственного воспитания позволяет интегрировать всю образовательную систему в рамках национального мировоззрения.
Академик Ю.Г. Круглов. Физически в России присутствует много наций, но юридически Россия мононациональная страна, и православную культуру должны изучать все, живущие в России. За последние годы произошли большие подвижки сознания в сторону православия, и это знаменательно.
Удовлетворяя потребность в преподавателях основ православной культуры, мы подготовили более двух тысяч специалистов в области православной культуры, открыли специальность «теология». С другой стороны, служа на местах, выпускники духовных академий должны быть готовы преподавать ОПК. Нам предстоит третий набор для совместной с Московской духовной академией подготовки кадров преподавателей духовно-нравственных дисциплин. Настало время, когда надо начинать создавать рабочие места для выпускников Курского педагогического университета и нашего вуза — преподавателей основ православной культуры.
Иеромонах Киприан (Ященко). В 2003 г. утвердили стандарт по православной культуре. Было принято много документов совместно с Министерством образования РФ. На основании их была разработана церковно-государственная программа, получившая благословение Святейшего Патриарха Алексия, «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006-2010 гг.)». Программа поддержана Председателем Совета Федерации, депутатами Государственной Думы РФ, Министром культуры РФ.
Центр педагогических исследований «Покров» существует уже пять лет. Он готов войти в любой государственный образовательный проект со своей программой. В настоящее время обобщен опыт преподавания основ православной культуры в России. Проведено пять конференций, в том числе в Украине и Греции. На конференции в Греции была высказана идея создания общеевропейского учебника по православной культуре. Им бы смогли пользоваться Румыния, Болгария, Армения, Чехия и другие страны Европы. Защищены двенадцать кандидатских диссертаций по основам православной культуры. Три докторские диссертации готовятся к защите.
В Московской духовной семинарии создается отдел по подготовке преподавателей основ православной культуры и специалистов по патриотическому и духовному воспитанию. В 2006 г. один из студен-
тов духовной семинарии защитил в качестве дипломной работы учебник по православной культуре.
В Свято-Тихоновском Православном гуманитарном университете обучается около пяти тысяч студентов. Свыше двухсот слушателей получают второе высшее духовное образование. Шестой год при Новоспасском монастыре работают богословские курсы для мирян, занятых в сфере бизнеса, коммерции, управления. К 2010 г. мы могли бы подготовить около десяти тысяч преподавателей ОПК и одну тысячу со вторым высшим образованием по теологии.
Планируется два раза в год проводить фестивали детского православного кино1. Информационным центром этого мероприятия является «Воскресная газета Покров», также действует сайт. Проводятся сборы военно-патриотических клубов России и других детско-юношеских патриотических организаций.
Настало время обобщить полученный опыт и изучить те изменения мировоззрения школьников, их родителей и учителей, какие произошли за последние пятнадцать лет. Результаты должны быть оглашены на президиуме РАО.
Было особо отмечено: нужна единая типовая программа для всей России; нужна целенаправленная подготовка кадров.
Вице-президент РАО В.П. Борисенков. Поддержал идею исследования результатов введения основ православной культуры, а также подчеркнул недопустимость низкого уровня их преподавания, ибо речь идет о становлении личности. В связи с этим особое значение имеет качество подготовки преподавательских кадров.
Немаловажное значение имеет и духовный авторитет Церкви, который завоевывается не только словами, но и делами. Основная масса молодежи охвачена масскультурой, а деятельность православных организаций не имеет достаточной огласки.
На основании всестороннего обсуждения проблем духовно-нравственной культуры молодежи современной России, участники круглого стола приняли решение.
1. Считать нецелесообразным и губительным дальнейшее внедрение либеральных ценностей в жизнь православной страны, какой и является Россия.
2. Обратиться к президиумам Российской академии образования и Российской академии наук с предложением изучить изменения в мировоззрении школьников, их родителей, учителей, которые проис-
1 Первый Фестиваль детского православного кино, прошедший в Москве, в Центральном Доме кино, получил много положительных откликов.
ходят под воздействием введения духовно-нравственного компонента в школьное образование и воспитание.
3. Одобрить деятельность педагогического центра «Покров» и Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений по обобщению опыта разработки учебно-методической литературы и преподавания основ православной культуры.
4. Обеспечить более широкую информационную поддержку деятельности по введению духовно-нравственного компонента в систему образования России.
5. Одобрить содержание церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006-2010 гг.)».
6. Добиваться включения в государственные образовательные проекты церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006-2010 гг.)».
7. Отразить в профильной печати материалы круглого стола.
Материалы круглого стола предоставлены
Л.И. Андросовой