Научная статья на тему 'Развитие педагогического мышления студентов на основе использования информационно-коммуникационных технологий'

Развитие педагогического мышления студентов на основе использования информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / PEDAGOGICAL THINKING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PROBLEM PEDAGOGICAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багова Римма Хамидбиевна

В работе рассматривается проблема формирования педагогического мышления студентов, будущих педагогов. Проанализирован процесс восприятия проблемной ситуации и формулирования педагогической задачи. Рассматриваются возможности информационно-коммуникационных технологий в реализации акмеологического подхода к развитию педагогического мышления. Приведены результаты исследования формирования педагогического мышления у студентов на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багова Римма Хамидбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL THINKING OF STUDENTS THROUGH THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The paper considers the problem of the formation of pedagogical thinking of students, future teachers. The process of perceiving a problem situation and formulating a pedagogical task is analyzed. The possibilities of information and communication technologies in the implementation of the acmeological approach to the development of pedagogical thinking are considered. The results of a study of the formation of pedagogical thinking in students based on the use of information and communication technologies are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогического мышления студентов на основе использования информационно-коммуникационных технологий»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Багова Р.Х. Email: [email protected]

Багова Римма Хамидбиевна - кандидат психологических наук, доцент, институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Аннотация: в работе рассматривается проблема формирования педагогического мышления студентов, будущих педагогов. Проанализирован процесс восприятия проблемной ситуации и формулирования педагогической задачи. Рассматриваются возможности информационно-коммуникационных технологий в реализации акмеологического подхода к развитию педагогического мышления. Приведены результаты исследования формирования педагогического мышления у студентов на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Ключевые слова: педагогическое мышление, информационно-комуникационные технологии, проблемная педагогическая ситуация.

THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL THINKING OF STUDENTS THROUGH THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES Bagova R.Kh.

Bagova Rimma Khamidbievna - Candidate of psychological sciences, Associate Professor, INSTITUTE OF PEDAGOGY, PSYCHOLOGY AND SPORTS EDUCATION KABARDINO-BALKARIAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER H.M. BERBEKOV, NALCHIK

Abstract: the paper considers the problem of the formation of pedagogical thinking of students, future teachers. The process of perceiving a problem situation and formulating a pedagogical task is analyzed. The possibilities of information and communication technologies in the implementation of the acmeological approach to the development of pedagogical thinking are considered. The results of a study of the formation of pedagogical thinking in students based on the use of information and communication technologies are presented.

Keywords: pedagogical thinking, information and communication technologies, problem pedagogical situation.

УДК 37.013.77

В современных условиях развития информационного общества стоит проблема совершенствования системы педагогического образования в направлении его осуществлении на основе и с использованием информационных технологий. Активное внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс выдвигают на первый план проблему изменения типа мышления педагога и технологий его формирования. В современной ситуации это должно быть такое мышление, которое было бы обогащено перспективами и возможностями, предоставляемыми информационными и коммуникационными технологиями. Учителю как носителю профессионального педагогического мышления предъявляется требования профессиональной мобильности и адаптивности в информационном обществе.

Мы понимаем педагогическое мышление как профессиональную способность педагога осмысливать образовательную практику и теорию и эффективно осуществлять воспитание и обучение. Педагогическое мышление - это социально обусловленный деятельностью психический процесс, позволяющий субъекту познать сущность ситуации и организовать свои действия по ее преобразованию. Педагогическая деятельность состоит из решения бесчисленного множества педагогических задач по преобразованию проблемных ситуаций взаимодействия с целью внесения позитивных изменений в развитие личности ученика или группы учащихся. Таким образом, педагогическое мышление - это высший познавательный процесс обнаружения педагогической проблемы в ходе профессиональной деятельности педагога. Осознание проблемы приводит к возникновению педагогической проблемной ситуации и стимулирует решение педагогической задачи.

Сказанное выше стало основанием для проведения исследования. Мы предположили, что эффективность процесса развития педагогического мышления будущего учителя повысится, если организовать этот процесс на основе использования возможностей информационно-коммуникационных технологий для формирования мотивов саморазвития педагогического мышления студентов.

При организации обучения по дисциплине «Педагогика» на 1 курсе направления подготовки Педагогическое образование в Институте педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования в период с 2016 по 2018 год был проведен педагогический эксперимент по формированию педагогического мышления студентов в процессе решения проблемных педагогических ситуаций. Психологическое отражение педагогической ситуации как единицы педагогического опыта определяет характер педагогического мышления. В актуальную ситуацию педагог привносит «осадок» всей своего субъективного опыта, через который преломляется его восприятие этой ситуации [1, 426]. Восприятие проблемной педагогической ситуации и выбираемые педагогом способы его разрешения во многом зависят от его прошлого опыта, опыта тех ситуаций, через которые педагог прошел, будучи учеником, студентом. Изучение психологических закономерностей принятия решения педагогом в проблемной ситуации позволит выявить дальнейшие пути оптимизации образовательного процесса.

М.М. Рыбакова рассматривает педагогические ситуации, являющиеся потенциально конфликтогенными: ситуации деятельности (возникают по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности); ситуации поведения (поступков) (возникают по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, а также вне нее); ситуации отношений (возникают в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей) [3, 56].

Объективные и субъективные причины педагогической проблемной ситуации называет М.М. Кашапов. К объективным причинам относятся не зависящие от сознания учителя (нерабочий настрой класса, сопротивляющееся поведение ученика). Субъективными причинами являются недостаточный уровень развития аналитических умений, нечувствительность к противоречиям, неумение понимать мотивы поступков учащихся. Таким образом, рассматривается когнитивный аспект причин затруднений [13, 38].

Ситуации профессиональной деятельности, таким образом, являются важнейшим фактором эффективности адаптационного процесса, занимают существенное место в профессиональном развитии педагога и стимулируют развитие педагогического мышления.

Выборку составили 50 студентов 1-2 курсов направления подготовки Педагогическое образование, обучение проводилось с использованием информационной образовательной среды «Открытый университет», созданный на платформе Moodle. Данная среда позволяет интегрировать методические материалы, включающие конспекты лекций, тексты первоисточников, обзорные презентации по

темам лекционных курсов, электронные учебники, контрольные задания и вопросы для самопроверки, автоматизированые тесты и т.д. Использовались также учебные видео- и аудиозаписи проблемных педагогических ситуаций.

Для диагностики уровня развития педагогического мышления использовались разработанные нами проблемные педагогические ситуации [1, 420]. Студент должен был предложить и обосновать способ действия в данной ситуации. На основе экспертной оценки каждое действие было отнесено к низкому, среднему или высокому уровню развития педагогического мышления. Диагностика уровня развития мотивации использования ИКТ студентами в будущей профессиональной педагогической деятельности производилась по разработанной нами анкете. Полученные результаты показывают повышение уровня формирования педагогического мышления и мотивации использования ИКТ студентами в будущей профессиональной педагогической деятельности. Это подтверждает нашу гипотезу, что эффективность процесса развития педагогического мышления будущего учителя повысится, если организовать этот процесс на основе использования информационно-коммуникационных технологий для формирования мотивов самообразования и саморазвития студентов.

Список литературы /References

1. Багова Р.Х. Выбор действия в проблемной педагогической ситуации и личностное самоопределение будущих преподавателей / Профессиональное мастерство современного педагога. Ульяновск, 2016. С. 418-431.

2. Кашапов М.М.Психо логические основы решения педагогической ситуации. Ярославль, 1992. 83 с.

3. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.