Научная статья на тему 'Развитие педагогических способностей студентов на занятиях в педагогическом вузе'

Развитие педагогических способностей студентов на занятиях в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1320
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / PEDAGOGICAL ABILITIES / PERSONAL APPROACH / DIDACTIC ABILITIES / SPEECH ABILITIES / ACADEMIC ABILITIES / PERCEPTUAL ABILITIES / COMMUNICATIVE ABILITIES / ORGANIZATIONAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палецкая Татьяна Витальевна

в работе освещена проблема профессиональной адаптации и становления педагогов. Описана специфика подготовки будущих педагогов в вузе, ориентированная на развитие педагогических способностей. На основе личностного и деятельностного подхода, представлены примеры заданий в связи с различными группами педагогических способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the problem of professional adaptation and the formation of teachers is covered in the work. The specific of the training of future teachers in the university that is focused on the development of pedagogical abilities is described. On the basis of the personal and activity approach, the examples of assignments are presented in connection with various groups of pedagogical abilities.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогических способностей студентов на занятиях в педагогическом вузе»

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

УДК 378.025

DOI 10.21661/Г-464220

Т.В. Палецкая

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация: в работе освещена проблема профессиональной адаптации и становления педагогов. Описана специфика подготовки будущих педагогов в вузе, ориентированная на развитие педагогических способностей. На основе личностного и деятелъностного подхода, представлены примеры заданий в связи с различными группами педагогических способностей.

Ключевые слова: педагогические способности, личностный подход, дея-телъностный подход, дидактические способности, речевые способности, академические способности, перцептивные способности, коммуникативные способности, организаторские способности.

T. V. Paletskaya

DEVELOPMENT OF STUDENTS' PEDAGOGICAL ABILITIES DURING THE CLASSES AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Abstract: the problem ofprofessional adaptation and the formation of teachers is covered in the work. The specific of the training offuture teachers in the university that is focused on the development ofpedagogical abilities is described. On the basis of the personal and activity approach, the examples of assignments are presented in connection with various groups of pedagogical abilities.

Keywords: pedagogical abilities, personal approach, activity approach, didactic abilities, speech abilities, academic abilities, perceptual abilities, communicative abilities, organizational abilities.

На современном этапе развития профессионального образования остается актуальной проблема системного формирования педагогических способностей будущих педагогов. Согласно статистике, количество выпускников получивших

1

диплом педагога уступает лишь численности юристов и медиков [2]. Не смотря на то, что в последние годы наблюдается приток молодых педагогов (по сообщению министра образования и науки России О.Ю. Васильевой, в 2017 учебном году в 59 регионах России их приток составил 5-10%) потребность образовательных учреждений в специалистах остается достаточно высокой [5]. Важно подчеркнуть, также сложности адаптации и профессионального становления молодых педагогов, поскольку процесс формирования и развития профессионально значимых качеств - сложен, зависит от совокупности факторов и условий образовательного процесса.

По-нашему мнению, решать обозначенную проблему необходимо путем ориентирования студентов педагогического вуза на понимание, принятие и исследование красоты и полифункциональности педагогической деятельности. С одной стороны, предполагающей научное, методическое и психолого-педагогическое знание, нацеленность на творческое решение профессиональных задач с другой, готовность к самопознанию, самосовершенствованию, накоплению опыта, к кропотливой, ежедневной работе требующей внимания к мелочам, наблюдения и детального анализа.

Понимание и принятие педагогической профессии будущими педагогами, во многом определяется целенаправленной работой преподавателей вуза по развитию их педагогических способностей на протяжении всего обучения. Педагогические способности относят к специальным способностям и чаще всего определяют как совокупность таких индивидуально психологических особенностей и профессионально значимых качеств педагога, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности [3].

Согласно классификации В.А. Крутецкого группа педагогических способностей включает: дидактические, речевые, академические, перцептивные, коммуникативные и организаторские способности.

Представим в качестве примера, систему заданий по развитию данной группы способностей на материале дисциплины «Педагогика: введение в педагогическую деятельность». Отбор и систематизация заданий основаны на двух

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

подходах: личностном (самопознание, самосовершенствование) и деятельност-ном (формирование системы компетенций, как наперед заданных профессиональных требований).

Дидактические способности проявляются в умении: ясно и выразительно излагать материал, организовывать активную деятельность своих слушателей, пробуждать интерес к предмету, использовать разные методы и приемы обучения, предвосхищать возможные трудности в учебном материале, создавать условия для их преодоления.

Задание 1. Проведите самонаблюдение (Дневник педагогического наблюдения). Как часто вы вступаете в дискуссию или обсуждение вопросов во время учебных занятий или после них? Выступаете ли вы на научных конференциях с докладами? Удается ли вам удерживать внимание слушателей во время публичного выступления, беседы? На основе обобщения результатов самонаблюдения, составьте план саморазвития на текущий учебный год

Задание 2. Составьте текст выступления на 2-4 минуты посвященный актуальной проблеме современной педагогики по плану: актуальность, пути решения, вывод. После выступления осуществите его рефлексивный анализ.

Речевые способности связаны с общением посредством слова. В.А. Сухом-линский отмечал, что слово педагога, «ничем незаменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» [4]. К требования к речи педагога относят: правильность, точность, ясность, богатство, образность, эмоциональность

Задание 3. Дайте оценку своим речевым умениям по критериям: словарный запас, образность и эмоциальность речи, правильность, доступность, убедительность.

Задание 4. Писатель Ю.В. Трифонов заметил: «Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный». Произнесите фразу «Уважаемые слушатели, сегодня после лекции необходимо убрать аудиторию» несколько раз с разными эмоциональными оттенками (радость, сомнение, грусть).

Академические способности проявляются в умении учиться, творческом отношении к изучаемому предмету.

Задание 5. В дневнике педагогического наблюдения, дайте ответы на следующие вопросы: 1) стремитесь ли вы к приобретению глубоких знаний в области педагогики и психологии, по предмету, который будете преподавать в будущем? 2) читаете ли дополнительную профессиональную литературу? 3) проявляете ли интерес к выполнению исследовательских, творческих задач?

Задание 6. Сформулируйте задания по дисциплине «Педагогика» на репродуктивном, когнитивном и творческом уровнях. Предложите выполнить творческое задание студентам вашей группы. Оцените, насколько сильно выражена потребность ваших одногруппников заниматься учебной творческой деятельностью, результаты занесите в дневник.

Перцептивные способности - способность к целостному восприятию объекта (в педагогической деятельности - другого человека), проявляющееся в психологической тонкости, наблюдательности педагога, в его способности понимать внутренний мир другого человека.

Задание 7. Закончите предложения. 1) Когда мой одногруппник расстроен я чувствую ... 2) Я могу отвлечь человека от переживаний, поддержать его, сказав ... 3) Я могу определить эмоциональные проявления людей по признакам: ...

4) Я всегда обращаю внимание, когда вхожу в студенческую аудиторию на ....

5) В случае когда ... важно помолчать. Сделайте выводы о сформированности у вас перцептивных качеств.

Задание 8. Прокомментируйте слова Н.А. Бердяева с точки зрения значения перцептивных способностей для эффективной деятельности педагога. «Тайна личности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосмос и заключает в себе все» [1].

Коммуникативные способности проявляются в умении и готовности к общению. В процессе педагогического общения решаются педагогические задачи.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

В общение прямо или опосредованно проявляется педагогическая культура, выступающая условием эффективного взаимодействия с обучающимися.

Задание 9. Осуществите самооценку коммуникативных качеств используя ответы: «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет».

1. У меня не возникает барьеров спросить дорогу на улице у прохожих.

2. Я целеноправленно наблюдаю, как общаются преподаватели.

3. Меня привлекает общение с преподавателями и одногруппниками на занятиях и во внеаудиторное время на темы будущей профессиональной деятельности.

4. Я считаю, что обладаю всеми необходимыми для педагога коммуникативными качествами.

5. Я осознаю, что для успешного взаимодействия с обучающимися мне необходимо много учиться.

Обобщите результаты и сделайте выводы.

Задание 10. Выступите в качестве ведущего диалога. Примерные темы: «Счастлив ли бессовестный?», «Всякий ли человек тебе учитель?». Проведите самооценку своей деятельности согласно следующим показателям: удавалось поддерживать равенство участников диалога; сохранять дискутируемым возможности высказывать противоречивые суждения, различные интерпритации; выдерживать регламент и соответствие диалога заявленной теме; реализовать обобщение всех высказываний и сформулированы выводы.

Организаторские способности позволяют осуществить педагогический замысел, поддерживать внимание, интерес, ситуацию успеха у обучающихся и снижать напряженность и усталость всех участников педагогического взаимодействия.

Задание 11. Я.А. Коменский писал: «Как мельница тотчас останавливается, если отвести от нее воду, так по необходимости все разваливается в школе, если у нее отнять дисциплину». Раскройте ваши представления о понятии «дисци-

плина в учебно-воспитательном процессе». Опираясь на собственные наблюдения, опишите примеры, поддержания дисциплины учителями в школе в соотнесенности с эффективностью обучения и воспитания.

Задание 12. Подберите примеры педагогических ситуаций из литературы и художественных фильмов отражающих эффективное и неэффективное педагогического взаимодействие. Проведите оценку и предложите свои варианты решения.

Таким образом, создание условий для развития педагогических способностей студентов вуза требует системной работы на протяжении всего обучения. Данный процесс, предполагает опору на личностный и деятельностный подходы, на накопление теоретических и практических представлений студентов о природе и характере будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев. - Л., 1991. - С. 26.

2. Российский статистический ежегодник 2016: Стат. Сб. / Росстат. - Р76. -М., 2016 - 725 с.

3. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. -Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // В.А. Сухомлинский. - М.: Концептуал, 2016. - 320 с.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://easyen.ru/news/rossii_nabljudaetsja_znachitelnyj_pritok_molodykh_pedagogo v/2017-08-28-1139

Палецкая Татьяна Витальевна - канд. пед. наук, доцент кафедры Психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Россия, Новосибирск.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

Paletskaya Tatyana Vitalyevna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of Psychology and Pedagogics Department at the Institute of Natural, Economic and Social Sciences of Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.