Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия развития педагогических способностей у студентов педагогических вузов'

Психолого-педагогические условия развития педагогических способностей у студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1439
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таброско Т. Н.

The article points out the actuality of the question of stu¬dents' pedagogical abilities development at a pedagogical university, their meaning for professional activity of future teachers. The author reveals, segregates and presents the condi¬tions of the development of professional abilities of the fu¬ture teachers within the framework of high school educa¬tional space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-Pedagogical Conditions of Pedagogical Abilities Development among the Students of Pedagogical Universities

The article points out the actuality of the question of stu¬dents' pedagogical abilities development at a pedagogical university, their meaning for professional activity of future teachers. The author reveals, segregates and presents the condi¬tions of the development of professional abilities of the fu¬ture teachers within the framework of high school educa¬tional space.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия развития педагогических способностей у студентов педагогических вузов»

Т.Н. Таброско

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Томский государственный педагогический университет

В педагогических вузах подготавливаются кадры, назначение которых - создать условия для формирования личностного потенциала общества. От качества подготовки педагога зависит будущее всего общества, его психология, духовные устремления, идеалы, экономическое благополучие.

Ответственность педагогических вузов перед обществом очень высока.

В связи с этим чрезвычайно важно, какие специалисты выйдут из стен педвуза, как и в какой мере будущие педагоги, опираясь на багаж полученных знаний, сформированные качества и умения, развитые профессиональные способности, смогут обеспечить культурный и производственный потенциал страны!

Система деятельности педагога представляет собой последовательную совокупность различных видов деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, рефлексивную. Осуществлению данных видов деятельностей способствуют развитые педагогические способности: конструктивные, гностические, проектировочные, организаторские, коммуникативные, перцептивные, рефлексивные.

Анализ понятия «педагогические способности», предложенного разными авторами, позволил нам определить их как индивидуально-психологические особенности личности, способствующие формированию педагогической умелости и овладению пе-

дагогическим мастерством, как высшим уровнем педагогической деятельности.

Чтобы достигнуть профессионального мастерства, указывает В.А. Сластенин, необходимо обладать определенным личностным потенциалом, или стартовыми личностными возможностями - общими и специальными педагогическими способностями, базовыми знаниями, мотивацией достижений, адекватной самооценкой [1,2].

Так, Н.В. Кузьмина отмечает, что овладению мастерством всегда способствуют развитые педагогические способности [3], А .И. Щербаков считает педагогические способности основой педагогического мастерства, а H.H. Тарасевич рассматривала педагогические способности как стимуляторы педагогического мастерства, которые требуют создания условий для развития, тренинга в рамках психологопедагогической подготовки [2].

H.A. Аминов считает возможным формирование у студентов педвузов индивидуального педагогического стиля на основе имеющихся у них природных задатков педагогических способностей, что позволит реально сформировать у будущих педагогов основы педагогического мастерства [4].

Педагогические способности как предпосылки формирования педагогического мастерства требуют целенаправленного развития в процессе профессиональной подготовки студентов в педвузе (Ф.Н. Гоно-болин, Н.В. Кузьмина, В.А. Крутецкий, М.И. Стан-

кин, Е.И. Антипова, В.А. Сластенин, Б.Б. Коссов, H.A. Аминов, H.H. Тарасевич и др.).

В связи с огромной значимостью педагогических способностей в формировании педагогического мастерства, обеспечивающего высокую эффективность педагогической деятельности, процесс развития педагогических способностей студентов должен быть приоритетным в системе высшего педагогического образования.

Студенты с самого начала обучения должны знать

о значимости педагогических способностей для успешной педагогической деятельности и о необходимости их развития и саморазвития в период обучения в вузе и в самостоятельной профессиональной деятельности.

Так, коммуникативные способности направлены на установление взаимопонимания и благоприятной атмосферы совместной деятельности. Слабое развитие коммуникативных способностей или их отсутствие приводит к ошибкам в педагогической деятельности, конфликтам, профессиональным поражениям и несостоятельности.

Слаборазвитые дидактические способности или неумение объяснять - причина многих педагогических неудач: непонимание учащимися учебного материала, отсутствие интереса к учебному предмету, формализм знаний.

Будущий педагог должен заранее знать о том, что необходимо в себе развивать организаторские способности, так как это условие установления порядка и дисциплины, также высокой самоорганизации.

Низкий уровень перцептивных способностей значительно затруднит получение будущим педагогам объективной информации о психическом состоянии учащегося (ребенка), особенностях его личности; следствием этого может стать непонимание между педагогом и ребенком и даже конфликт.

Совершенно недопустимо для педагогической деятельности слабое развитие либо отсутствие рефлексивных способностей (а именно их, к сожалению, будущие педагоги не ставят в разряд профессионально важных), так как, являясь источником самоанализа и оценки собственной деятельности, они способствуют осуществлению процесса саморазвития, самосовершенствования, что является необходимым для профессиональной педагогической деятельности.

Все вышеизложенное еще раз подчеркивает актуальность проблемы развития педагогических способностей будущих педагогов, однако реальная практика показывает, что о проблемах развития личности, формировании ее личностных качеств и способностей в рамках университетского образовательного пространства говорят нечасто.

В современных условиях качественная подготовка педагогов в системе высшего профессионального

педагогического образования осложнена некоторыми противоречиями, сложившимися в социально-образовательной сфере общества [5]:

- между ростом объективной значимости педагогического труда для общества и его развития и относительно невысоким статусом профессиональной педагогической деятельности в школах и ДОУ;

- между унифицированным содержанием образования и личными интересами и способностями учащихся;

- между преобладающим объяснительно-иллю-стративным способом преподавания и поисково-исследовательской сущностью познания;

- между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами усвоения знаний;

- между потребностями современных школ и ДОУ в профессионально зрелых педагогах, способных к адаптации и эффективной деятельности с начальных этапов профессиональной работы, и недостаточной готовностью выпускников педагогических вузов к различным видам педагогической деятельности.

Данные противоречия, должны рассматриваться не как препятствия, а как источник развития и для учащихся и для преподавателей, и могут быть отчасти разрешены, на наш взгляд, созданием условий для развития педагогических способностей студентов в педвузе.

Процесс развития педагогических способностей в вузе опирается на общие способности студентов, сложившиеся в школе интересы и склонности.

Основные этапы развития педагогических способностей студентов в учебном процессе вуза представлены на рисунке.

Обучение в вузе для людей, собирающихся заниматься педагогической деятельностью, предоставляет уникальные возможности. С 1-го курса они оказываются внутри педагогического процесса, выступая в роли и объектов и субъектов педагогической деятельности, т.е. сам процесс обучения в данном случае является моментом педагогикой практики. Студенты могут анализировать ход учебного процесса не только с точки зрения обычного человека, но и с профессиональных позиций: не только сдавать экзамены, но и учиться принимать их; не только слушать лекции, но и учиться читать их; не только общаться с однокурсниками, но и учиться управлять общением в коллективе. У студентов есть все основания для того, чтобы анализировать педагогический стиль, методы и приемы своих преподавателей, учиться у них эффективному построению взаимодействия, развивать свои рефлексивные способности, пополнять арсенал педагогических техник.

Тем не менее, как мы уже отмечали, в педвузе должны быть созданы условия для эффективного развития педагогических способностей студентов.

Вестник ТГПУ. 2003. Выпуск 2 (34). Серия; ПЕДАГОГИКА

3) этап сознательного развития, саморазвития педагогических способностей (студент > преподаватель)

!

спецдисциплина, научно-исследовательская деятельность, производственная практика

!

2) этап непосредственного, целенаправленного развития педагогических способностей (преподаватель > студент)

!

спецдиециплины, методики, педагогическая практика

Т

1) этап опосредованного, нецеленаправленного развития педагогических способностей

т

общегуманитарные дисциплины

I

педагогический вуз

І

предпосылки педагогических способностей Ї

На основании теоретико-методологических подходов к профессиональной подготовке педагога-системно-структурном, программно-целевом, профессионально-деятельностном, профессионально-личностном (Беленок И.Л., 2000) - нами выделены пси-холого-педагогические условия развития педагогических способностей студентов высшего педагогического учебного заведения. Такими условиями явились:

1) организация учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей и зако-

номерностей развития личности юношеского возраста (студенческого);

2) организация учебного процесса с учетом психологических особенностей развития разных компонентов педагогических способностей;

3) организация учебного процесса как условие развития педагогических способностей студентов;

4) активные формы обучения как условие развития педагогических способностей студентов (создание учебного полигона для проявления и развития способностей).

Выделение данных условий неслучайно. Так, при организации учебного процессе в вузе необходимо опираться на закономерности психического развития студентов, так как в этот период идет активное развитие физических и психологических свойств и высших психических функций, осуществляется активное формирование индивидуального стиля деятельности; бурное развитие специальных способностей, так как студенты впервые сталкиваются со многими видами деятельности, являющимися компонентами их будущей профессии. Также студенческий возраст - это сензитивный период для развития мыслительных аналитических, рефлексивных способностей (С.Д. Смирнов, С.Л. Рубинштейн. Д.Ф. Узнадзе, К.А. Абульханова-Славская).

При организации учебного процесса в вузе с учетом психологических особенностей развития разных компонентов педагогических способностей следует иметь в виду, что активнее в процессе обучения в вузе у студентов развиваются дидактические способности, коммуникативные; гностические, конструктивные и проектировочные способности требуют длительного времени для своего развития. Особый акцент следует сделать на развитии рефлексивных способностей, а также организаторских, которые, к сожалению, с возрастом снижаются.

Организация учебного процесса как условие развития способностей студентов подразумевает следующее:

- выделение основных этапов развития педагогически способностей в вузе и построение педагогического процесса в опоре на них;

- этап опосредованного, нецеленаправленного развития способностей;

- этап непосредственного, целенаправленного развития педагогических способностей, на которых ведущая роль в развитии принадлежит преподавателю (он является организатором данного процесса);

- этап сознательного развития, саморазвития, на котором ведущую позицию в развитии своих педагогических способностей занимает студент.

И, раскрывая последнее условие развития педагогических способностей студентов, мы хотели бы отметить, что обучение в вузе в большей мере требует от студентов умения самостоятельной организации учебной деятельности, умения учиться, а актив-

профессиональное самоопределение

интересы

склонности

общие способности

школа

ные методы, реализуя установку на большую познавательную активность студентов, ее стимулирование и развитие в учебном процессе, способствуют самостоятельному добыванию знаний, их осознанному и прочному усвоению, развитию мышления, способностей, формированию практических умений и навыков.

Активные методы обучения (дискуссии, диспуты, деловые игры, самостоятельные исследовательские работы, тренинг) приближают студента к реальным условиям научной и практической деятельности, а их ориентированность на профессиональную дея-

тельность будущего специалиста способствует развитию основных компонентов его профессиональных способностей.

Применение активных методов в профессиональной подготовке будущего педагога позволяет преодолеть абстрактность изучаемых феноменов и дает возможность изучать действительность, приближая обучение к жизни.

Думается, что учет данных условий позволит организовать эффективный педагогический процесс, направленный на развитие профессиональных способностей студентов педагогических вузов.

Литература

1. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Пед. образование и наука. 2002. № 4.

2. Тарасевич Н.Н, Обретение педагогического мастерства // Сов. педагогика. 1990. №11.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

4. Аминов Н,А. Диагностика педагогических способностей. М., 1997.

5. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной зрелости учителя // Пед. образование и наука. 2002. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.