Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ТАДЖИКСКИХ И ПЕРСИДСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ'

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ТАДЖИКСКИХ И ПЕРСИДСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
152
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хорасан / Средняя Азия / Амир Хусрав Дехлеви / Рудаки / Фирдоуси / Сино / Носири Хусрав / Умар Хайям / Саади Шерози. / Khorasan / Central Asia / Amir Khusrav Dehlavi / Rudaki / Firdowsi / Sino / Nosiri Khusrav / Umar Khayyam / Saadi Sherozi.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саидова Насиба Окиловна, Холмуродова Мухаббат Музафаровна

в статье автор рассматривает средневековую литературную мысль персоязычных народов Хорасана и Средней Азии, таджикскую и персидскую литературу, в произведениях которой собраны лучшие образцы поэзии, науки и просветительских традиций античных поэтов, ученых и мыслителей. Гуманистические идеи таджиков и персов в средние века являются своеобразным призывом господствующего класса к мудрости и справедливости, что является примером прогрессивных идей восточных мыслителей. Персидские и таджикские мыслители считали главным условием устойчивости государства и главным условием установления таких связей мудрость и справедливость таджика, его стремление к знаниям и просвещению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL IDEAS OF TAJIK AND PERSIAN THINKERS

in the article, the author examines the medieval literary thought of the Persian-speaking peoples of Khorasan and Central Asia, the author examines Tajik and Persian literature. His works contain the best examples of poetry, science and educational traditions of ancient poets, scientists and thinkers. The humanistic ideas of the Tajiks and Persians in the Middle Ages are a kind of appeal of the ruling class to wisdom and justice, which is an example of the progressive ideas of Eastern thinkers. Persian and Tajik thinkers considered by contemporaries of that time the main condition for the stability of the state and the main condition for establishing such ties is the wisdom and justice of the Tajik, his desire for knowledge and enlightenment.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ТАДЖИКСКИХ И ПЕРСИДСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ»

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ТАДЖИКСКИХ И ПЕРСИДСКИХ

МЫСЛИТЕЛЕЙ

1 2 Саидова Н.О. , Холмуродова М.М.

1Саидова Насиба Окиловна - доктор PHD, кафедра методики начального обучения, Кулябский государственный университет им. Абуабдуллох Рудаки, г. Куляб; 2Холмуродова Мухаббат Музафаровна - учитель,

Средняя школа № 17, район Хамадони, Хатлонская область, Республика Таджикистан

Аннотация: в статье автор рассматривает средневековую литературную мысль персоязычных народов Хорасана и Средней Азии, таджикскую и персидскую литературу, в произведениях которой собраны лучшие образцы поэзии, науки и просветительских традиций античных поэтов, ученых и мыслителей. Гуманистические идеи таджиков и персов в средние века являются своеобразным призывом господствующего класса к мудрости и справедливости, что является примером прогрессивных идей восточных мыслителей. Персидские и таджикские мыслители считали главным условием устойчивости государства и главным условием установления таких связей мудрость и справедливость таджика, его стремление к знаниям и просвещению.

Ключевые слова: Хорасан, Средняя Азия, Амир Хусрав Дехлеви, Рудаки, Фирдоуси, Сино, Носири Хусрав, Умар Хайям, Саади Шерози.

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL IDEAS OF TAJIK AND PERSIAN THINKERS

Saidova N-О.1, Holmurodova M-М.2

1Saidova Nasiba Okilovna - Doctor PHD, DEPARTMENT OF PRIMARY EDUCATION, KULYAB STATE UNIVERSITY NAMED AFTER ABUABDULLOH RUDAKI, KULYAB; 2Holmurodova Muhabbat Muzafarovna - Teacher, SECONDARY SCHOOL № 17, HAMADONI DISTRICT, KHATLONREGION, REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Abstract: in the article, the author examines the medieval literary thought of the Persian-speaking peoples of Khorasan and Central Asia, the author examines Tajik and Persian literature. His works contain the best examples of poetry, science and educational traditions of ancient poets, scientists and thinkers.

The humanistic ideas of the Tajiks and Persians in the Middle Ages are a kind of appeal of the ruling class to wisdom and justice, which is an example of the progressive ideas of Eastern thinkers. Persian and Tajik thinkers considered by contemporaries of that time the main condition for the stability of the state and the main condition for establishing such ties is the wisdom and justice of the Tajik, his desire for knowledge and enlightenment.

Keywords: Khorasan, Central Asia, Amir Khusrav Dehlavi, Rudaki, Firdowsi, Sino, Nosiri Khusrav, Umar Khayyam, Saadi Sherozi.

УДК 001.021.88

Важнейшей чертой народных представлений и мыслей первобытного общества, которая выявляется при изучении памятников и реликвий истории таджикского народа, является самый трудолюбивый и почтительный, творец современного общества.

Стихи Рудаки, Ибн Сино, Фирдавси, Хайяма, Мухаммад ал Хорезми Саъди, Хафиза украшают средневековую персидско-таджикскую литературу и являются предметом гордости мировой культуры. В центре их внимания в то время был человек. Их лучшие и ценнейшие произведения переведены на различные языки мира. Великие гуманисты, такие как Устад Рудаки, знали истинное качество хорошего человека в его человечности и доброте. Он не мыслил жизни без добрых дел. Делать добро должно быть смыслом жизни человека.

Как поэт-гуманист Рудаки защищал трудящихся и боролся против угнетения. Он пропагандировал социальную человечность, то есть торжество человечности, справедливости и добра во всех сторонах человеческих отношений. Следует отметить, что люди были ближе к общечеловеческим нравственным ценностям.

Гуманистические мысли и идеи, поощрение трудолюбия, любовь к Родине, честность - качества, имеющие большое значение в наше время, в XXI веке.

Абу Райхан Мухаммад Беруни - известный представитель средневековой научной мысли. Беруни родился в 937 году. Он родился в Хорезме, который был самостоятельной провинцией до распада государства Саманидов и славился своими учеными.

Сам Беруни был свидетелем непростой жизни ученых и трудолюбивых людей, своими глазами видел, как притесняла власть. Как писатель-гуманист и исследователь, он проявлял сострадание к бедным и пытался

научить людей быть добрыми. С его точки зрения, добродетельный человек не имеет ничего, кроме самого себя и своего имущества, но в свое время он брал на себя долги других, страдал за их благополучие и, не скупясь, раздавал дарованное ему Богом богатство на народ, очень ценит доброту и доброжелательность. То есть доброта и благожелательность должны быть доказаны на деле.

Беруни констатировал, что общество и государство представляют собой политические союзы, возникшие как суверенный союз людей для обеспечения взаимного благополучия, удовлетворения общих потребностей, сохранения общественного строя, согласия и справедливости в человеческих отношениях. Это настоящий гуманизм.

После Фирдоуси другим лицом таджикской научной и литературной культуры следует назвать Абу Али ибн Сино - поэта, философа, врача, музыканта, мастера арабского языка и первого основателя персидско-таджикской научной терминологии.

Сино родился в таджикской семье и вырос в среде, где выросли такие гении, как Рудаки, Фирдоуси, Фароби, Беруни и другие. Синайский период - это период возрождения чистой культуры и древневосточной культуры.

Педагогические идеи Сино нашли отражение во многих его произведениях. Он напомнил, что только через воспитание ребенок может развиваться духовно и физически, ведь чистота и честность входят в привычку ребенка с раннего возраста, а безнравственность приводит к некрасивому характеру.

Вся деятельность Ибн Сины как ученого, врача, поэта и мыслителя, а также совокупность приобретенных им знаний имели определенную социальную и гуманистическую направленность. Он пытался поставить знания на службу человеку. Он был убежден в творческом потенциале человека.

Абу Бакр Мухаммад Закария Рази, известный мыслитель второй половины девятого века и первой четверти десятого века, родился в городе Рэй, который был одним из научных и культурных центров Ирана.

Закария Рози выразил свои политические и социальные взгляды во многих своих научных работах. Его этические взгляды отражены, в частности, в трактате по психиатрии. Согласно распространенному в средние века поверью, Закария ар-Рази разделил медицину на две части: физическую и душевную. Согласно этому взгляду, физическая медицина — это наука о предупреждении и лечении заболеваний человеческого тела, а психиатрия — это наука об исправлении человеческой нравственности и совершенствовании нравственных качеств и поступков человека.

Средневековые мыслители считали, что источники человеческих поступков, хороших и плохих, зависят от его духа. Для них духовная медицина понималась как учение о путях и методах, способ воспитания в человеческом теле чистой нравственности.

Закария Рози считал этику наукой, которая учит людей путям и средствам взращивания добрых нравов и устранения уродства. Человек, осведомленный о науке и знаниях, — это мудрый человек, который контролирует свои желания и эмоции, чтобы не поддаваться удовольствиям момента.

Из изучения идей и мыслей Закарийи Рози следует, что этика в организме человека формирует добрую нравственность, правильное представление об отрицательных и положительных качествах. Изучая это учение, человек также знакомится со своей природой, духовной энергией, смыслом жизни и человеческой деятельности, учится наслаждаться красотами жизни и избегать страданий.

Нравственная теория Захарии Рози основана на методе наслаждения. На основе этого метода анализируются и обсуждаются все вопросы человеческой морали и образа жизни. Значение «наслаждения» мыслитель поясняет тем, что наслаждение есть свобода и избавление от страданий. Удовольствие получается только за счет прямого воздействия боли. Удовольствие — это чувство радости и счастья, а страдание — это качество печали и горя. Когда воздействующая сила изменяет естественное состояние объекта воздействия, появляются боль и страдание, а когда его естественное состояние стабилизируется, появляется чувство удовольствия.

Вопрос мудрости и знания занимает особое место в этике Закарийи Рози. Именно через мудрость человек познает мир своего бытия и самого себя, достигает глубин своего внутреннего мира и своих интеллектуальных способностей, определяет истинность своего знания. Этика Захарии Рози по существу является гуманитарной этикой. Его учение от начала до конца основано на человеческих идеалах.

С точки зрения Закарийи ар-Рази, человек по своей природе благожелателен, и это качество проявляется в том, что человек желает добра другим и хочет, чтобы другие жили лучше, чем он сам. Если кто-то хочет сделать людей несчастными и счастливыми, он обязательно болен и нуждается в психиатрическом лечении.

Этическое учение Закарийи Рози имеет большое значение среди мыслей и идей других средневековых мыслителей, таджикских, персидских и арабских мыслителей.

Пантомимы и нравственные размышления Хайяма многочисленны. По мнению поэта, совершенным человеком может стать только человек, обладающий всеми практическими и идейными качествами, серьезный и умный в науках, стойкий в действии. В своем произведении Умар Хайям рассуждает о целях и средствах воспитания, об отношениях человека и реального мира и других вопросах.

Как видно из краткого анализа творчества Хайяма, его гуманизм во многом основан на принципах справедливости, здравого смысла и свободы человека от угнетения сверстников. Вообще понятия «свобода» и «справедливость», созданные Богом для всех, являются центральными в теории человечества.

Вопрос воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма и свободы является одним из важнейших социальных вопросов. В связи с этим Джами считает, что знания освещают человеку жизненный путь и устраняют проблемы и препятствия. Джоми также подчеркивает роль образования в формировании личности ребенка. Она считает, что воспитание может помочь привить детям чувство человечности.

Следует отметить, что итогом или результатом средневековой литературной мысли персоязычных народов Хорасана и Средней Азии является творчество Джами. В его произведениях собраны лучшие образцы поэзии, науки и просветительских традиций античных поэтов, ученых и мыслителей.

Список литературы /References

1. Рази АбубакрМухаммад ибн Закариё. Духовная медицина. Душанбе: Ирфон, 1990. 88 с.

2. Рази Абубакр Мухаммад ибн Закариё. Избранные сочинения. Душанбе: Адиб, 1989. 157 с.

3. ОрифиМ. Некоторые педагогичсекие идеи А. Дониша. // Советская школа, 1953. №1.

4. Орифи М. Некоторые педагогические идеи Абдурахмана Джами // Советская школа, 1964. № 12.

5. Орифи М. Некоторые педагогические идеи Ахмада Дониша: в помощь учителям заочного обучения. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1949.

6. Орифи М. Из истории педагогической мысли таджикского народа. Часть 1 (IX-XI в.в.) Душанбе: изд. Ирфон, 1962. 180 с.

7. Орифи М. Из истории педагогической мысли таджикского народа Часть II. Душанбе: изд. Ирфон, 1965. 190 с.

8. Орифи М. Первые оригинальные педагогические книги на таджикском языке в XI веке // Доклады АПН РСФСР, 1961. № 6. С. 121-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.