Научная статья на тему 'Гуманистические идеи таджикско-персидских мыслителей, трансформированные в педагогические воззрения мыслителей эпохи возрождения'

Гуманистические идеи таджикско-персидских мыслителей, трансформированные в педагогические воззрения мыслителей эпохи возрождения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1250
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКЕ / LOVE TO HUMANKIND / ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / HUMANITY / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / ДОБРОТУ / KINDNESS / МУЖЕСТВО / ДРУЖБА И БЛАГОРОДСТВО / FRIENDSHIP AND NOBLENESS / ВЕЛИКОДУШИЯ / GENEROSITY / ВОЗЗРЕНИЯ / ВОСПИТАНИЯ / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ДРУЖБА / BRAVENESS / OPINION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комили А.Ш., Файзалиев Дж. Х.

В статье рассматриваются цели, задачи и закономерности воспитания, его роли в жизни общества и развития личности, а также гуманистические идеи таджикско-персидских мыслителей средневекового Востока, трансформированные в педагогические воззрения мыслителей эпохи Возрождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Комили А.Ш., Файзалиев Дж. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAJIK-PERSIAN THINKERS HUMANISTIC IDEAS TRANSFORMED IN PEDAGOGICAL POINT OF VIEW OF THINKERS OF RENAISSANCE PERIOD

The purposes, tasks and upbringing regularity, its role in society life and personality development and also Tajik-Persian humanistic ideas of medieval East transformed in pedagogical point of view of thinkers of Renaissance period are discussed in this article.

Текст научной работы на тему «Гуманистические идеи таджикско-персидских мыслителей, трансформированные в педагогические воззрения мыслителей эпохи возрождения»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия // Дух, душа и тело. Троицкое Слово. 2001.

2. Разумовский Ф. В. Художественное наследие серпуховской земли. М., 1992. С.14.

3. Серпухов // Википедия: Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/Серпухов (дата обращения 04.12.2013).

4. Рассел Б. История западной философии. М., 2004. С.38.

5. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1994. С. 76.

6. Соколов И. И. О византинизме // Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. URL: http://www.krotov.info/history/08/sokolov/ page05.htm (дата обращения 04.12.2013).

7. Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. М. 1970. С. 181.

8. Бунин А. В. История градостроительного искусства: в 2 т. Т. 1. Рабовладельческий строй. Феодализм. Капитализм. М., 1953. С. 137.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТАДЖИКСКО-ПЕРСИДСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ, ТРАНСФОРМИРОВАННЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

TAJIK-PERSIAN THINKERS HUMANISTIC IDEAS TRANSFORMED IN PEDAGOGICAL POINT OF VIEW OF THINKERS OF RENAISSANCE PERIOD

А. Ш. Комили, Дж. Х. Файзалиев

В статье рассматриваются цели, задачи и закономерности воспитания, его роли в жизни общества и развития личности, а также гуманистические идеи таджикско-персидских мыслителей средневекового Востока, трансформированные в педагогические воззрения мыслителей эпохи Возрождения.

A. Sh. Komili, J. Kh. Fayzaliev

The purposes, tasks and upbringing regularity, its role in society life and personality development and also Tajik-Persian humanistic ideas of medieval East transformed in pedagogical point of view of thinkers of Renaissance period are discussed in this article.

Ключевые слова: гуманизм, любовь к человеке, человечность, справедливость, доброту, мужество, дружба и благородство, великодушия, воззрения, воспитания, патриотизм, дружба.

Keywords: humanism, love to humankind, humanity, justice, kindness, braveness, friendship and nobleness, generosity, opinion, upbringing, patriotism.

Идеи гуманизма пронизывают творчество многих мыслителей средневекового Востока. Эта идея занимает важное место в творчестве Рудаки, Фирдоуси, Низами, Саади, Насриддина Туси, Хафиза, Аб-дурахман Джами и других персидско-таджикских поэтов и мыслителей.

Основоположник таджикской классической литературы Абуабдулло Рудаки высоко поднял знамя гуманизма. Любовь к человеку - один из главных мотивов, которым охвачено все его творчество. Он учил ценить в человеке его достоинство. Под человечностью он понимал прежде всего справедливость, доброту, мужество, дружбу и благородство. А благородство человека, по утверждению мыслителя, проявляется в заботе о нуждающихся людях; делиться с ними - долг благородных.

Как гуманист своего времени, Низомулмулк призывает всех людей к добрым начинаниям, ибо гуманность, нравственность, как он считает, является как бы началом человеческой духовности. Характеризуя добрые нравы и лучшие человеческие качества, он подчеркивает, что, «когда научишься применению этих качеств к устройству всех дел, не нужны будут никакие советники для дел государства» [5, с. 187].

Большое значение Низомулмулк придает такому качеству, как великодушие, ибо именно оно, с его точки зрения, в конечном счете приведет человека к счастью в потустороннем мире. По этому поводу он пишет:

Великодушие лучше всех дел.

Великодушие - из обычая пророка.

Два мира, несомненно, будут за великодушным. Будь великодушным и два мира - твои [6, с. 137].

Мыслитель отмечает, что от великодушия, являющегося качеством совершенного мужчины, проистекают щедрость, преданность и другие достоинства, а от скупого человека, кроме зависти, больше нечего ожидать.

Будучи великим гуманистом, НосирХусрав считал, что человек должен жить не только для себя, но и для других. Он обязан помогать беднякам и странникам, почитать родителей и других родственников.

Не забывай о судьбе бедняков, Будь прилежен в науке и в вере.

Поэт требует, чтобы молодое поколение воспитывалось в духе гуманизма и, обращаясь к нему, пишет:

Старайся платить добром за добро,

Храни в сердце добро, сделанное тебе людьми.

Говоря о нравственном воспитании, поэт придавал особое значение вопросам гуманизма, высоко ценил трудовой народ и старался пробудить у юношества ненависть к тунеядцам и прочим людям, презиравшим труд.

Великий Омар Хайям поднимает гуманизм на более высокую ступень. Хайям воспевал радость жизни, внушал молодому поколению чувства оптимизма и творческого наслаждения. Он обращается к юношам:

О мальчик, поспеши! Наш мир подобен сказке, Два слова на ухо тебе сейчас шепну, «Когда тюльпан увял, расцвесть не может он»

[7, с. 31].

Омар Хайям призывал молодых быть правдивыми и честными, держать данное обещание, быть верными своему слову, ценить человеческую доброту.

Ярко выраженный назидательный, воспитательный характер творчества Хайяма, - писал академик И. Х. Каримова, - способствовал тому, что его стихи жили в народе и передавались из поколения в поколение наряду с пословицами, поговорками и изречениями [6, с. 109].

Хайям боролся за торжество творческой деятельности человека, за его счастье на земле. Он был человеком великих гуманистических идеалов и мечтал о времени, когда не будет ни рабов, ни господ:

Когда б я властен был над этим небом злым, Я б сокрушил его и заменил другим, Чтоб не было преград стремленьям благородным И человек мог жить, тоскою не томим [7, с. 68].

Как мыслитель и гуманист своего времени, Фаридид-дин Аттор уделял большое внимание вопросам морали. В вопросах воспитания и морального совершенствования человека Аттор был сторонником учения футуввата, кото-

рое пропагандировало идеи товарищества, великодушия и равенства всех членов их общества.

С этой целью в «Футувватнома» Аттор обосновывает 72 положительных качества, которыми должны обладать приверженцы футуввата. В эту характеристику вошло множество существенных черт личности, а именно особенности чувств, волевые качества и черты характера. Эти качества и свойства охватывают самые различные стороны жизни и отношения человека [8, с. 59].

В противовес существовавшей в то время аристократической морали, которая проповедовала человеконенавистничество, Аттор выдвигает свои гуманные идеи. Он, конечно, не понимал классовой сущности морали, поэтому его этические требования не выходили за пределы взаимоотношений между отдельными людьми. Первым и основным требованием, которое Аттор предъявляет последователям футуввата (благородство), является правдивость. Действительно, правдивость является основным критерием дружбы и товарищества. Следующее условие -верность. Понятие верности считается равнозначным с понятием справедливости (инсоф).

Справедливость, по Аттору, считается превыше всех других нравственных норм и называется «Султанам качества» (Султони сифот). Мыслитель считал, если в человеке найдется хоть малейший знак верности или справедливости, то это лучше, чем исполнение религиозных ритуалов.

Аз ту гар инсоф ояд дар вуджуд,

Бех, ки умре дар рукуъу дар суджуд [9, с. 167].

Быть справедливым по натуре лучше, чем всю жизнь заниматься молитвой

и поклонениями.

Особенность и сущность нравственного учения Джа-лолиддина Балхи заключается в том, что он концентрировал свое внимание на индивиде как на совершеннейшем творении абсолютной идеи. Балхи всячески указывает, что «совершенный человек» находится среди людей и рядом с ними, но отличается от них особым поведением, образованием, воспитанием, внутренним миром и общей гармонией с мирозданием. Хотя понятие совершенства личности и базируется на исламском понимании совершенства, Балхи наполняет его новым земным, гуманным содержанием, основанным на интеллекте, физических и духовных сил конкретного человека.

Теологическое объяснение понятия «совершенный человек» обогатило его гуманистический смысл. Теперь идеалом добра становится сам человек, и путник не только наделяется способностью самосовершенствования, но и получает возможность сопоставлять свои поступки со своим нравственным идеалом. Провозглашенное, но не объясняемое Кораном высокое предназначение человека в суфизме возвышает и ставит его на уровень Бога. Джалолиддин Балхи, обращаясь к человеку, говорит;

Онхо, ки талабгори худоед, худоед,

Берун зи шумо нест, шумоед, шумоед... [10, с. 383].

О вы, ищущие Бога, вы боги, Нет ничего вне вас, все вы, все вы...

По мнению Джалолиддина Балхи, человек является судьей добра и зла, он такой человек, который в свете своего совершенства может определять и объяснять людям добро и зло, добродетели и злодеяния. В «Маснавии маънави» мыслитель говорит, что человек имеет право распознавать добро и зло. Таким распознающим считается лишь тот, кто дошел до степени Мухаммада (идеала всех мусульман) [11, с. 383].

Джалолиддин Балхи, видя в человеке наивысшую стадию Божественного сотворения, не имел большего желания, чем возвысить роль и значение человека среди природных существ и придать его земной жизни достойное предназначение. Из всех достоинств человека Балхи особое значение придает его интеллекту. Именно интеллектом человек отличается от животных, этим он могущественен, созидает и разрушает. А главное, именно интеллект позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, находить истину - Бога.

Джалолиддин Балхи возвышают Человека прежде всего над самим собой, над природой, он всемогущ, способен, преодолевая все препятствия и трудности, слиться с Богом, стать с ним воедино и по возвращении к земным делам заниматься созиданием, воспитанием людей, чтобы они стали чище, благороднее, трудолюбивее, искреннее, развивали свой интеллект и знания о мире и природе.

Вопросам формирования и развития нравственности и ее совершенствованию Саади придавал серьезное значение. Он обязывает ученых людей «не проходить кротко мимо глупости простолюдина», ибо это, по его мнению, «принесет вред им обоим: убавится уважение к первому, а у второго укоренится его невежество» [12, с. 203].

Основными личностными качествами человека Саади считал гуманность, великодушие и добродетельность. Согласно его учению, науки надо изучать не ради удовлетворения собственных желаний личной выгоды, а для того, чтобы благодаря им приносить пользу людям, благодетельствовать, поддерживать беспомощных в трудностях, творить добро и противостоять злу. Одним словом, цель и задачу совершенного человека Саади видел в том, чтобы он благодаря науке воспитывал в людях добронравие, человеколюбие, благородство, мужество и благодетель. При этом он руководствовался главным критерием своего учения - гуманизмом:

Наука - это человечность, благородство и воспитанность, Иначе это зверь, нарисованный по подобию человека

[13, с. 47].

Привлекают внимание глубокие размышления Саади о ценности, назначении и качествах человека. Великий гуманист полагал, что истинная ценность человека определяется не богатством, а его качествами. Если некто щедр к народу, говорит мыслитель, то при всех своих недостатках он будет пользоваться уважением и его недостатки сочтут

за достоинства, а уродство - за красоту, тогда как тот, который не приносит людям никакой пользы, находится в пустом пространстве [13, с. 82-84, 89] и стоит ниже камня, который обладает хорошими качествами [13, с. 85].

Проблема дружбы в педагогических воззрениях Саади органично связана с понятием гуманизма. Пропаганду идей товарищества и дружбы, а также единства и сплоченности всех людей, независимо от их расовой и национальной принадлежности, Саади считал благородной и вместе с тем весьма важной задачей воспитания и формирования человека. Ему казалось, что «люди всех народов и стран мало чем отличаются друг от друга: одинаково и любят и ненавидят» [14, с. 10].

По мнению Саади, только такой человек действительно достоин имени друга, который «ставит желание души ближних выше своей выгоды» [12, с. 122].

Насриддин Туси был великим гуманистом, защищающим место и достоинство человека на земле. Для выявления этических, общественно-политических взглядов мыслителя исключительно большой интерес представляет его работа «Ахлоки Носири».

Науку о нравственности мыслитель связывал с жизнью человека в семье и в обществе. Именно в процессе общения с членами семьи и общества проявляются нравственные качества человека. Целью человека в области нравственности является достижение добродетели и счастья.

Мораль, как духовные качества, проявляющиеся в поведении людей, не является неизменной. Она изменяется. В изменении, совершенствовании нравственности огромное значение имеет моральное воспитание, воспитание человека в духе человеколюбия, добродетели, любви к родителям, трудящимся массам, правдивости, искренности и других благородных качеств. Человек, подчеркивает мыслитель, самое благородное существо из всех живых существ мира с точки зрения нравственности. Так может определить человека только большой гуманист. Как большой гуманист, мыслитель заботливо и с сочувствием относился к положению и жизни трудового народа - ремесленников и крестьян. Быть старшим, быть государственным деятелем - это не значит предаваться наслаждениям, пьянству, роскошно одеваться за счет других. Это значит, что тебе доверена и поручена забота об улучшении жизни народа, «освобождение его от печального положения». По этому поводу, в виде наставления, Туси пишет:

Набувад мехтари чу даст дихад, Руз то шаб шароб нушидан. Ё гизои лазизро хурдан, Ё либоси латиф пушидан... Старшинство состоит не в том, чтобы,

держась рука об руку, С утра до ночи предаваться пьянству, Или есть вкусную пищу, Или надевать изящную одежду.

Наблюдая тяжелое положение народных масс, мыслитель призывал своих почитателей заботиться о спасе-

нии печальных и блюсти общечеловеческие моральные нормы. Туси с гневом и возмущением смотрел на беспечных владык народных богатств.

Абдурахман Джами жил, как известно, в смутный и тяжелый период истории Центрального Востока, в эпоху господства потомков кровавого деспота Тимура. Он призывает царей беречь своих подданных, особенно простой люд, как драгоценное сокровище, ибо все богатства земли созданы его трудом, в нем таятся золотые клады жизни.

О, шах! Простой народ - сокровищница; помни, Что золотые в ней таятся клады жизни. Как вору, отруби ты руку полководцу, Что грабит подданных - сокровище отчизны.

(Перевод С. Липкина)

Джами облекает свои гуманистические идеи в религиозную оболочку, ссылаясь на бога и Коран. Он утверждает, что справедливость - это требование самого Аллаха и завещана его священной книгой. Кто допускает несправедливость и угнетает народ, тот недостоин называться наместником бога, тенью всевышнего на земле:

Насси Куръон шунав, ки хак фармуд.

Дар макоми хитоб бо Довуд:

Ки туро зон халифаги додем,

Суи халки джахон фиристодем,

То нихи мулкро зи адл асос,

Хукм рони ба адл байн ан-нос... [15, с. 9].

Вникни в смысл строк Корана,

где Всевышний обращается к Давиду:

Для того тебе я дал халифство,

Послал к людям земли,

Чтоб в основу государства положил ты

справедливость, Правил народом по справедливости...

По мнению Джами, тиран противен не только народу, но и богу. Бог, одарив тирана адским ликом, отвернулся от него.

В «Бахаристане» Джами пишет: «Из числа людей, восставших против Хаджаджа, схватили одну женщину и привели ее к халифу. Хаджадж заговорил с ней, но она стояла, опустив голову и глядя себе под ноги, не отвечала на его слова и не поднимала на него глаз. Один из приближенных халифа сказал ей: «О женщина, с тобой разговаривает сам эмир - владыка мусульман, почему же ты не смотришь на него?» «Я опозорила бы себя перед Всевышним, если бы взглянула на человека, на которого противно смотреть самому господу богу» [16, с. 83], - ответила женщина.

Религиозное облачение гуманистических идей Джами обусловлено его эпохой. Ибо, как указывает И. С. Бра-

гинский, в тех условиях, в XV в., гуманистическая идея не могла в Средней Азии найти иного выражения, как только в религиозной оболочке, потому и Джами вкладывал свои гуманистические идеи в религиозную форму. В этом и сила и слабость гуманизма его произведений, порожденных теми реальными социальными и политическими условиями, в которых он жил [17, с. 53].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рудаки. Избранные произведения. М., 1958.

2. Рахмонов Э. Ш. Десять лет независимости, национального примирения и созидания: в 3 т. Т. 1. Душанбе: Ирфон, 2001.

3. Фирдоуси. Шахнаме. Т. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

4. Кайковус У. Кобуснома. Душанбе: Адиб, 1990.

5. Низам мулмульк. Сиёсатнаме. Книга о правлении вазира XI столетия. М.: Просвещение, 1949.

6. Каримова И. Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы: дис. ... д-ра пед. наук. Душанбе, 2000.

7. Хайям Омар. Трактаты / пер. с араб. и вступ. ст.

B. А. Розенфельда. М., 1961.

8. Файзалиев Дж. Х. Формирование совершенного человека: историко-философские и педагогические аспекты. Душанбе: ЭР-граф, 2011.

9. Аттор. Мантик-ут-тайр. Введение и предисловие доктор Мухаммада Джавади Машкур. Тегеран, 1373 г.х. (на персид. яз.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Джалолиддин Руми. Маснавии маънави. Т. 1-2. Тегеран, 1378 г.х. (на персид. яз.).

11. Философская энциклопедия. Т. 3. М., 1964.

12. Саади М. Бустан / пер. с персид. В. Державина, А. Старостина. М.: Госполитиздат, 1962.

13. Саади. Розовый кустарник Шейха Муслех эд-дина Саади Ширазского под названием «Гу-листан» / пер. с персид. С. Назарянца. М.: Изд. Лазаревского ин-та восточных языков, 1957.

14. Саади Муслихиддин. Избранное / пер. Е. Э. Бер-тельса, К. Липскерова. Сталинабад: Таджикго-сиздат, 1954.

15. Абдурахмони Джоми. Хафтавранг. Литография Яковлева. Ташкент, 1912.

16. Джами. Весенний сад (Бахаристан) / пер. с таджик. (фарси) М. Занда; стихи в пер. А. Алиева,

C. Липкина. Душанбе: Ирфон, 1964.

17. Брагинский И. С. Заметки к изучению творчества Джами // Джами-550: сб. Душанбе, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.