Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ А.Р. БЕРУНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ А.Р. БЕРУНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Абу Райхан Беруний / система образование / духовнонравственное воспитание

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Мясоедов

Мыслитель Востока, ученый-энциклопедист Абу Райхан Беруни (973 1050) задолго до Коменского (XVII в.) в своих трактатах подчеркивал, что обучение должно строиться на таких принципах как последовательность, наглядность, доступность, целенаправленность по определенной системе. В своих трактатах он уделял внимание проблемам нравственности. Процесс обучения он считал большим трудом, требующим много сил, времени и терпения. Знания, по мнению Беруни, облагораживают человека, делают его добрым и разумным. Для Беруни, «кроме чистоты знания», ничего нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ А.Р. БЕРУНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ А.Р. БЕРУНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е. А. Мясоедов

студент 3 курса, НУУз

АННОТАЦИЯ

Мыслитель Востока, ученый-энциклопедист Абу Райхан Беруни (973 -1050) задолго до Коменского (XVII в.) в своих трактатах подчеркивал, что обучение должно строиться на таких принципах как последовательность, наглядность, доступность, целенаправленность по определенной системе. В своих трактатах он уделял внимание проблемам нравственности. Процесс обучения он считал большим трудом, требующим много сил, времени и терпения. Знания, по мнению Беруни, облагораживают человека, делают его добрым и разумным. Для Беруни, «кроме чистоты знания», ничего нет.

Ключевые слова: Абу Райхан Беруний, система образование, духовно-нравственное воспитание

ANNOTATSIYA

Sharq mutafakkiri, qomusiy olim Abu Rayxon Beruniy (973 - 1050) Komenskiydan ancha oldin (17-asr) o'z risolalarida ta'limni ma'lum bir tizim bo'yicha izchillik, ravshanlik, qulaylik, maqsadga muvofiqlik kabi tamoyillar asosida qurish zarurligini ta'kidlagan. . U o'z risolalarida axloq muammolariga e'tibor bergan. U o'quv jarayonini juda ko'p mehnat, ko'p kuch, vaqt va sabr-toqat talab qiladigan ish deb hisoblardi. Bilim, Beruniyning fikricha, insonni oliyjanob qiladi, uni mehribon va aqlli qiladi. Beruniy uchun «bilimning sofligidan tashqari» hech narsa yo'q.

Kalit so'zlar: Abu Rayxon Beruniy, ta'lim tizimi, ma'naviy-axloqiy tarbiya

Как справедливость по своей природе вызывает одобрение, своей сущностью снискивает любовь, привлекает присущей красотой, точно так же обстоит и с правдой.

Абу Райхан Беруни

На сегодняшний день, когда активно наблюдается интеграция научного и технического опыта по всему миру, внимание на организацию педагогического процесса растет вследствие внедрения в образовательную систему опыта зарубежных стран и его адаптацию под реалии нашей страны.

438

И 27-mart, 2024 Respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi

Ш.М. Мирзиеев на торжественном выступлении, посвященном Дню учителей и наставников сказал следующее: «Самое большое богатство - разум и наука, самое большое наследство - хорошее воспитание, самая большая нищета - отсутствие знаний». Действительно, новая эпоха Возрождения, фундамент которой мы закладываем с чистыми помыслами и большими надеждами, будет способствовать созданию в стране такого огромного богатства, обеспечению достойной жизни народа и формированию бесценного наследия для будущих поколений» [2]. Развитие образовательной сферы зависит от того, как будут закладываться знания в головы подрастающего поколения на самых первых ступенях их обучения, какие факторы будут учтены при реализации новой программы и на что при этом все перечисленное будет основываться. Важно при этом заметить, что на эффективность усвоения молодым поколением знаний в общеобразовательных и специализированных школах базируются на ряд факторов, влияющих на процесс образования и, следовательно, на результат педагогической деятельности.

Попробуем рассмотреть факторы и аспекты, которые должны быть названы и приняты во внимание ради эффективной организации педагогического процесса на местах.

В данной статье мы проанализируем педагогические принципы и взгляды Абу Райхана Беруни.

Мыслитель Востока, ученый-энциклопедист Абу Райхан Беруни (973 -1050) задолго до Коменского (XVII в.) в своих трактатах подчеркивал, что обучение должно строиться на таких принципах как последовательность, наглядность, доступность, целенаправленность по определенной системе. В своих трактатах он уделял внимание проблемам нравственности. Процесс обучения он считал большим трудом, требующим много сил, времени и терпения [8, с. 47]. Знания, по мнению Беруни, облагораживают человека, делают его добрым и разумным. Для Беруни, «кроме чистоты знания», ничего нет. Великий мыслитель учил, что достичь совершенства можно в процессе повсеместного внедрения высоких интеллектуальных и нравственных норм, воспитываемых при помощи науки: Беруни был глубоко убежден, что знания направляют людей на правильный путь. Интересна и важна, с современной точки зрения, мысль Беруни о том, что мало просто быть образованным человеком, знать правила «благородного» поведения, главное - уметь применять эти знания на практике. Изучение творчества Беруни показывает, какое важное значение он придавал таким вопросам нравственности, как честь и достоинство, дружба и товарищество, добро, справедливость и совесть [1, с. 49].

27-mart, 2024

439

На процесс обучения, который состоит из разных взаимообуславливающих факторов, великий среднеазиатский ученый-мыслитель смотрел как на сложный процесс формирования личности в условиях социума. По мнению А.Р. Беруни, обучение составляют 3 основополагающие фактора такие как среда, происхождение и воспитание. В образовании очень важно учитывать названные выше аспекты, потому что они зависят друг от друга, и без какого-либо одного из них - появятся соответствующие проблемы.

Семья считается важным институтом социализации человека. Именно здесь ребенок приобретает предварительные знания, умения и навыки, учится различать хорошее и плохое, формирует систему ценностей [5, с. 19]. В семье закладываются основы воспитания, которые являются базой для развития дальнейшей эффективной деятельности ребенка. Родители несут ответственность за биологическое, социальное, духовное развитие ребенка, его взгляды на жизнь и оценку самой жизни. Ребенок в семье усваивает свое отношение к жизни, умение усваивать ценности и различать хорошее и плохое. В этом и заключается роль семьи. Следовательно, все семейные проблемы могут отразиться, во-первых, на воспитании индивида, а во-вторых, на успеваемости и психическом здоровье. Общение педагогов и семьи, построение правильных взаимоотношений является одним из важных факторов образовательного процесса, особенно в условиях инклюзивного образования. Коммуникация эффективна, когда передаваемая информация понятна членам семьи. Чтобы развить эффективные коммуникативные навыки, специалисты должны слушать, понимать и разделять проблемы семьи. Построение таких отношений позволяет эффективно общаться при разработке индивидуального плана обучения или обсуждении других важных вопросов. Частый контакт с семьей дает возможность говорить не только о проблемах, но и об успехах [5, с. 20].

Как отмечалось выше, воспитание берет свои корни из семьи, что напрямую зависит от того, какая атмосфера присутствует в семье и каковы межличностные отношения ребенка в системе «родитель - ребенок». Воспитательная работа предполагает формирование морально-нравственных, личностных качеств, манер поведения в системе общественных связей и выработку активной позиции по основным проблемам общественной жизни. [6]. Воспитание является наиболее сложным методом образования; его задачи -восполнение недостаточности формальных информационных методов формирования сознания обучающегося и создание способности к наиболее сложным методам мышления. Воспитание является необходимым способом

27-mart, 2024

440

образования; только воспитание делает человека человеком. Отказ от воспитания, сведение образования только к передаче информации означает превращение обучающихся в неполноценных людей (скорее роботов со сложной программой функционирования), т.е. уничтожение их способности к саморазвитию [1].

На сегодняшний день среда, окружающая личность ребенка, включает в себя много возможностей, благодаря которым ребенок может развиваться. Необходимо отметить и то, что среда способствует насыщению ребенка не только особенностями социального, но и политической жизни. Рассматривая педагогические идеи Ю. Мануйлова [4] по изучению понятия среды в воспитании, можно согласиться с ученым, что среда имеет большой спектр разнообразных возможностей, способствующих развитию личности школьника. Он считает, что такими возможностями являются возможности, позволяющие наблюдать за чем-то, бороться, проявлять себя в разных делах, позволяющих личности что-нибудь иметь или уметь. Настоящее характеризуется и негативными проявлениями, обозначаемыми в обществе - повышенный уровень преступности, вредных факторов и девиантного поведения некоторых категорий населения. Поэтому, очень важен тот фактор, благодаря которому в среде развивается и формируется личность ребенка, что его окружает и что на него влияет. Среда имеет непосредственное влияние на ребенка. Введение средового подхода к воспитательному процессу обеспечивает создание пространства, в котором целенаправленная превентивная деятельность предоставляет возможность развития личности ребенка и способствует эффективному социальному отношению личности и вхождению его в социум [7, с. 172-173].

Итак, исходя из рассмотренного, понятно, что педагогические взгляды А.Р. Беруни актуальны и применимы в свете современного образовательного процесса в учреждениях. Корень проблемных ситуаций зачастую находится в семье обучаемого, где на самых первых стадиях формируется понятие воспитания в рамках «малого социума», а затем при социализации ребенка в «большом социуме», где окружение будет иметь главенствующую позицию. Перечисленные аспекты доказывают, что опыт прошлого, апробированный временем, имеет место быть на сегодняшний день, для того чтобы воспитать гармонично развитого поколения.

REFERENCES

1. Большаков Н.Н., Носов А.В. СМЫСЛ И РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. - Т., 2009. [Электронный ресурс]. URL:

27-mart, 2024

441

https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-i-rol-vospitaniya-v obrazovatelnomprotsesse (дата обращения: 12.03.2024).

2. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников. [Электронный ресурс]. URL: https://gubkm.uz/ru/sveden/1372/zbekiston-respublikasi-prezidenti-shavkat-mirzieevning-ituvchi-va-murabbiylar-kuniga-baishlangan-tantanali-marosimdagi-nuti (дата обращения: 2.03.2024).

3. Мадаминов А.А. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРАКТАТАХ УЧЁНЫХ ФАРАБИ И БЕРУНИ. // Достижения науки и образования, №4. - Т., 2018. - С. 48-50.

4. Мануйлов Ю.С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебнометодическое пособие /Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. - М., Н. Новгород, 2008. - 220 с.

5. Оганнисян Н.А. РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн., 11(101). - Т., 2022. - С. 19-21. [Электронный ресурс]. URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/14443 (дата обращения: 9.03.2024).

6. Резник С.Д., Филиппова М.В. Управление высшим учебным заведением. -М., 2013г. - 416 с.

7. Сарсакова Д.Б. РОЛЬ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. - П., 2016. - С. 171-174.

8. Умаров М.Х. Теория и история педагогики. - Т., 2018. - 374 с.

442

И 27-mart, 2024 Respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.