Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ. (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ)'

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ. (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ПРАВО / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крысанова Нина Владимировна

В реферате кратко излагается содержание статей, включенных в коллективную монографию, подготовленную сотрудниками кафедры трудового права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крысанова Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ. (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ)»

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ / под общ. ред. Т.В. Ерохиной, В.А. Абалдуева. - Саратов : Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2020. - 260 с. (Сводный реферат).

Ключевые слова, трудовое право; трудовые отношения; социальное обеспечение; профессиональная классификация; трудовые стандарты.

Для цитирования: Крысанова Н.В. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2022. - № 3. - С. 161-166. Реф. кн.: Развитие отношений в сфере труда и социального обеспечения в условиях трансформации российской правовой системы / под общ. ред. Т.В. Ерохиной, В.А. Абалдуева. - Саратов : Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2020. - 260 с.

В реферате кратко излагается содержание статей, включенных в коллективную монографию, подготовленную сотрудниками кафедры трудового права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия».

АБАЛДУЕВ В.А. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА. - С. 7-36.

Квалификационные характеристики труда связывают исключительно со сложностью выполняемой работы, что верно, подчеркивает В.А. Абалдуев, лишь отчасти, поскольку более сложная работа требует и более высокой квалификации, и соответствующей профессиональной подготовки работника. Сложность работы и уровень квалификации - взаимосвязанные факторы трудовой деятельности. При этом качество труда определяется соот-

ветствием квалификации, профессиональных знаний, подготовленности работника к работе определенной сложности и позволяет при соблюдении (наличии) иных факторов обеспечения трудового процесса получить оптимальные результаты труда. Поэтому перечисленные факторы следует рассматривать как элемент государственной правовой политики повышения качества труда. В комплексе экономико-правовых связей, определяемых понятием «качество труда», важное место занимает предусмотренная национальными проектами деятельность по подготовке квалифицированных кадров. Также дополнительной квалификации требует реализация национальных программ цифровой экономики (с. 9).

По мнению В.А. Абалдуева, наиболее актуальна и столь же проблематична практика внедрения отвечающих современным требованиям к квалификации работников профессиональных стандартов (с. 17), а также принятие новых нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения в соответствии с профессиональными стандартами. Автор предлагает внести изменения не только в подзаконные нормативные правовые акты, но и в Трудовой кодекс РФ (с. 24-35).

ГЕРАСИМОВА Е.А. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. -С.37-58.

Е.А. Герасимова полагает, что существует необходимость углубления дифференциации трудового законодательства в целях установления особенностей регулирования трудовых отношений лиц предпенсионного возраста. С точки зрения трудового права такую дифференциацию классифицируют как субъектную. Однако ученые не сходятся во мнении относительно числа оснований для такой дифференциации. Например, Г.С. Скачкова относит к таковым: 1) физиологические особенности женского организма; 2) социальную функцию материнства женщины; 3) состояние трудоспособности работника; 4) возраст работника; 5) семейное положение работника; 6) совмещение работником труда с обучением; 7) ученичество (цит. по: с. 56-57). По мнению Е.А. Герасимовой, необходимо особенности регулирования труда лиц предпенсионного возраста определить с учетом субдифференциации по

признаку возраста. Согласно классификации ВОЗ, промежуток от 25 до 44 лет - молодой возраст, 44-60 лет - средний, 60-75 лет -пожилой возраст, 75-90 - старческий, а после 90 - это долгожители. Вместе с тем, по мнению некоторых физиологов, предлагается считать началом старости уже 50 лет (с. 57).

Предпенсионеры, как и несовершеннолетние, нуждаются в повышенной социальной и правовой защите в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов. Повышенная защита также необходима им в силу наличия психофизиологических особенностей, связанных с возрастом. Реализация национального проекта «Демография», федерального проекта «Старшее поколение», считает автор, во многом зависит от степени совершенства российского законодательства (с. 58). Наличие сформированной правовой базы повышает в том числе эффективность осуществляемого за ходом выполнения нацпроектов контроля (с. 58).

ЕРЕМИН В В. ПОВЫШЕНИЕ И УНИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ СТАТУСА МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ -ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ. - С. 59-87.

Численность населения - это один из важных факторов существования общества и государства, поэтому, подчеркивает В.В. Еремин, «уже недостаточно иметь в семье одного или двух детей, необходимы широкомасштабные мероприятия по стимулированию приобретения семьями статуса многодетных» (с. 59). Однако за последнее десятилетие не наблюдается увеличения доли многодетных семей, так как для многодетности характерен максимальный риск бедности. При этом у автора создается впечатление о намеренном выдвижении разработчиками законов заранее несостоятельных предложений о введение новаций в действующее законодательство, регулирующее отношения в сфере социальной защиты многодетных семей.

Социальное обеспечение многодетной семьи может быть поставлено в зависимость не только от количества детей, но и от материального достатка семьи. На уровне субъектов РФ возможны следующие варианты социальной защиты многодетных семей: улучшение условий проживания на территории субъекта РФ; признание семьи малоимущей; установление порога определенной величины прожиточного минимума. Такая мера социальной защи-

ты, как выдача однократно материнского (семейного) капитала на третьего и последующих детей, считает В.В. Еремин, также способствует стимулированию создания многодетной семьи (с. 76).

Автор рассматривает многодетность как заслугу перед государством и обществом, которая является специальным основанием для предоставления мер социальной поддержки. Однако финансирование социального обеспечения данной категории граждан возлагается на региональные бюджеты. По мнению В.В. Еремина, необходимо разработать дополнительные виды социального обеспечения на федеральном уровне для граждан, имеющих высшие награды и звания за многодетность, за счет средств федерального бюджета (с. 87).

ЕРОХИНА Т В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ. - С. 88-123.

Поскольку здравоохранение можно считать жизнеобеспечи-тельной отраслью, от эффективности работы которой зависят качество жизни и здоровье нации, подготовка ее работников, пишет Т.В. Ерохина, в отличие от подготовки кадров иных отраслей социальной сферы, характеризуется повышенной сложностью и продолжительностью, необходимостью постоянного профессионального развития, и за ее проведением осуществляется усиленный государственный контроль. Нехватка медицинского персонала остается одной из наиболее острых проблем в России на сегодняшний день (с. 93). Улучшению ситуации на рынке труда системы здравоохранения, по мнению автора, будут способствовать такие меры, как первичная аккредитация и возможность выхода на рынок труда специалистов сразу после окончания вуза. Предлагается внедрение вахтового способа работы, использование мобильных передвижных медицинских комплексов, а также применение мер социальной поддержки и стимулирования труда медиков (с. 122).

ИВАНОВ А.А. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. - С. 141-163.

Правовая незащищенность учителя школы, как считает А.А. Иванов, проявляется в следующих аспектах: отсутствие должной гарантированности прав педагога в образовательном процессе и несовершенство централизованного правового регулирования трудовых отношений педагога, касающихся условий труда, включая нормирование, учет и распределение рабочего времени. Существующая дифференциация в правовом регулировании труда педагогических работников связана с характером трудовых функций, задачами, стоящими перед педагогами, нервной и стрессовой нагрузкой, обусловленной спецификой работы в социуме. Кроме того, данный дифференцированный подход обусловлен новыми требованиями российской действительности к знаниям и умениям выпускников учреждений общего образования (с. 145146).

Специальное правовое регулирование норм труда, рабочего времени и режима педагогического труда устанавливается нормами ТК РФ и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также иных нормативных правовых актов различного уровня. В профессиональном стандарте «Педагог» установлено, что должность учителя подразумевает выполнение двух педагогических функций: обучение и воспитание. На практике данные функции распределяются следующим образом: обучение -в первой половине дня, а воспитание - во второй половине дня. Однако в реальной жизни воспитание осуществляется и непосредственно в процессе образования (с. 147).

Автор поднимает проблему совершения педагогом аморального поступка. По его мнению, так как педагогический работник не является представителем власти или надзорного органа, он не может быть уволен за совершение аморального поступка за пределами рабочего места и времени.

В сборник включены три статьи по праву социального обеспечения, которые не охватываются темой, рассматриваемой в данном сводном реферате.

Н.В. Крысанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.