Научная статья на тему 'Мониторинг проблем социальной защиты многодетных семей (социологический анализ)'

Мониторинг проблем социальной защиты многодетных семей (социологический анализ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1358
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / ЛЬГОТЫ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЖИЛЬЕ / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ДОСУГ / MULTI-CHILD FAMILY / SOCIAL WELFARE BENEFITS / MATERIAL SECURITY / HOUSING / EMPLOYMENT / HEALTH CARE AND PROTECTION / EDUCATION / SOCIAL SERVICES / LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малышев Михаил Львович, Успенская Татьяна Николаевна

Целью данной статьи является изучение проблем по повышению роли семьи в обществе, стимулированию к деторождению, улучшению социально-экономических условий жизнедеятельности семей и повышению их уровня жизни. Государство и семья должны стать партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие, как отдельной семьи, так и государства в целом. Метод исследования социологический опрос. Информационная база статьи базируется на данных социологического опроса 2110 респондентов. Наибольшая доля принявших участие в опросе имеет 3-4 ребенка в семье (86,8%), почти каждая восьмая семья (12,6%) имеют от 5 до 9 детей, 10 и более детей имеют менее 1% опрошенных. В целом, данное распределение участников репрезентативно и близко по соответствию пропорциям статистических данных, указанным на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы: 92 704 семьи (почти 83%) воспитывают трёх детей, 13 647 семей (12%) четверых детей, 3 721 (3,3%) пятерых детей. Из общего числа многодетных семей 4,9% это семьи, в которых воспитывается пять и более детей. В составе опрошенных семей абсолютное большинство (98,7%) кровных детей и только 1,1% приёмных. Каждый одиннадцатый респондент (8,8%) указывает на то, что в семье воспитываются дети-инвалиды, из которых 5% приёмные. Полученные результаты сформулированы в виде предложений в сфере материального обеспечения, здоровья и медицинского обслуживания, образования, социального обеспечения, досуга, обеспечения жильем, повышения роли многодетных семей и формирования представлений об успешности многодетной семьи в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING PROBLEMS OF SOCIAL PROTECTION OF MULTI-CHILD FAMILIES (A SOCIOLOGICAL ANALYSIS)

Purpose of the paper: studying problems of raising the role of family in the society, of stimulating childbearing, improving the social and economic conditions for daily activities of families and raising their standard of living. The state and the family must become partners, mutually sharing the risks and responsibility for the well-being of individual families as well as of the state as a whole. Method of study: sociological polling. The information basis of the paper is based on the data of a sociological poll of 2110 respondents. Tha maximum share of poll participants has 3 to 4 children in their family (86.8%), almost every eighth family (12.6%) has 5 to 9 children, less than 1% of poll participants have 10 and more children in their family. On the whole, this distribution of participants is representative and closely corresponds to the statistical data ratios presented on the official web site of the Department of Labour and Social Protection of the Population of the City of Moscow: 92,704 families (almost 83%) have 3 children, 13,647 families (12%) have 4 children, and 3,721 (3.3%), 5 children. Families with 5 or more children make 4.9% of the total number of multi-child families. The vast majority of children in polled families are own children (98.7%) and only 1.1% are adopted ones. Every 11th respondent (8.8%) indicates that disabled children are being raised in his/her family, of which 5% are adopted children. The obtained results are formulated in the form of proposals in the sphere of material security, health care and protection, education, welfare, leisure, housing provision, raising the role of multi-child families and forming perceptions of successfulness of multi-child families in the society.

Текст научной работы на тему «Мониторинг проблем социальной защиты многодетных семей (социологический анализ)»

Мониторинг проблем социальной защиты многодетных семей

(социологический анализ)1

Малышев М. Л., Успенская Т. Н.2

Ключевые слова: многодетная семья, льготы, материальное обеспечение, жилье, трудовая занятость, охрана здоровья, образование, социальное обслуживание, досуг.

Аннотация. Целью данной статьи является изучение проблем по повышению роли семьи в обществе, стимулированию к деторождению, улучшению социально-экономических условий жизнедеятельности семей и повышению их уровня жизни. Государство и семья должны стать партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие, как отдельной семьи, так и государства в целом.

Метод исследования — социологический опрос. Информационная база статьи базируется на данных социологического опроса 2110 респондентов. Наибольшая доля принявших участие в опросе имеет 3-4 ребенка в семье (86,8%), почти каждая восьмая семья (12,6%) имеют от 5 до 9 детей, 10 и более детей имеют менее 1% опрошенных. В целом, данное распределение участников репрезентативно и близко по соответствию пропорциям статистических данных, указанным на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы: 92 704 семьи (почти 83%) воспитывают трёх детей, 13 647 семей (12%) — четверых детей, 3 721 (3,3%) — пятерых детей. Из общего числа многодетных семей 4,9%—это семьи, в которых воспитывается пять и более детей.

В составе опрошенных семей абсолютное большинство (98,7%) кровных детей и только 1,1% приёмных. Каждый одиннадцатый респондент (8,8%) указывает на то, что в семье воспитываются дети-инвалиды, из которых 5% приёмные.

Полученные результаты сформулированы в виде предложений в сфере материального обеспечения, здоровья и медицинского обслуживания, образования, социального обеспечения, досуга, обеспечения жильем, повышения роли многодетных семей и формирования представлений об успешности многодетной семьи в обществе.

DOI: 10.21681/2226-0692-2018-3-44-51

П проблема эффективности социальной политики в отношении многодетных семей в России — одна из самых актуальных. Поскольку наша страна насчитывает разные народности со своими обычаями, каждый субъект федерации имеет право толковать понятие многодетности в соответствии с принятыми на территории культурными традициями. Большинство регионов считают таковыми родителей, состоящих в законном браке, имеющих трех и больше детей, собственных или усыновленных. Дети должны быть несовершеннолетними (до 16 лет по Москве, 18 — по другим субъектам федерации), или не достигнуть 23-летнего возраста, обучаясь

по очной форме в высших, средне-специальных учреждениях.

В Российской Федерации проводится активная политика улучшения социальной поддержки и создание благоприятных условий для жизни многодетных семей. Так, в последние годы в России принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.

К ним относятся Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. В настоящее время, в России успешно действует Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а в целях получения систематизиро-

1 Статья подготовлена на основе данных экспресс-исследования «Актуальные проблемы многодетных семей» и основывается на результатах, проведенного Центром мониторинговых исследований ИДПО ДТСЗН совместно с общественной организацией «Объединение многодетных семей города Москвы». Исследование проводилось в декабре 2016 года.

<?> Малышев Михаил Львович, доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: anpi_2006@mail.ru

Успенская Татьяна Николаевна, доктор экономических наук, руководитель Центра мониторинговых исследований ГАУ Института дополнительного профессионального образования Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: tuspenskaya@soc-education.ru

ванной информации о положении детей и семей с детьми - постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации».

Сегодня государственная помощь семьям с детьми оказывается, прежде всего, в денежном эквиваленте: выплаты на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия). Кроме того, имеющие детей граждане получают трудовые, социальные, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы.

Тем не менее, по нашему мнению, существует проблема разрозненности мероприятий, направленных на укрепление института семьи. Одних экономических и финансовых инструментов явно недостаточно для повышения роли семьи в обществе, стимулирования к деторождению. Государство и семья должны стать партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие, как отдельной семьи, так и государства в целом. Это основные постулаты принятой в августе 2014 года Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

Московские социальные службы считают первоочередным долгом города заботу о многодетных семьях. В столице принят и действует закон города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23 ноября 2006 года № 60 (с изменениями на 22 января 2014 года), направленный на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, включая многодетные семьи, и регулирующий отношения по предоставлению им денежных выплат и других мер социальной поддержки.

Число многодетных семей в Москве ежегодно увеличивается почти на 10%. По данным Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, в феврале 2015 года в Москве проживало 101 989 многодетных семей, а в феврале 2016 года их число составило уже 111 864 семей3.

Для изучения актуальных вопросов многодетных семей в целом, анализа мнений многодетных семей с точки зрения проблем их занятости, здоровья, образования, социального обслуживания и обеспечения жильем, а также других особенностей их жизнедеятельности Центром мониторинговых исследований ИДПО ДТСЗН совместно с общественной организацией «Объединение многодетных семей города Москвы», было проведено социологическое исследование «Актуальные проблемы многодетных семей». Приведем некоторые данные, полученные в результате этой работы.

Так, наиболее актуальными проблемами многодетных семей респонденты считают:

Во-первых, обеспечение жильем и материальные выплаты и компенсации (значения медиан величин шкалы — 9 и 8).

3 http://www.dszn.ru/news/smi/18413/

Таблица4

Место Наиболее актуальные вопросы Рейтинг

для многодетных семей

1. Обеспечение жильем 9

2. Материальные выплаты и компенсации 8

3 Охрана здоровья и медицинское обслу- 7

живание

4. Образовательные программы 6

5. Трудовая занятость 5

6. Обеспечение транспортом 4

7. Социальное обслуживание 3

8. Организация досуга 2

9. Роль многодетных в обществе 1

Третьей по актуальности проблемой является качество охраны здоровья и медицинского обслуживания, об этом свидетельствует более четверти (27,5%) участников опроса.

Далее идут качество образовательных программ и трудовая занятость.

Вопросы социального обслуживания, организации досуга и обеспечения транспортом респонденты считают менее значимыми про сравнению с вышеперечисленными.

Наименьшую значимость по сравнению с остальными проблемами для респондентов представляет «роль многодетных в обществе», о чем демонстрирует двукратно сниженный показатель по сравнению с наиболее актуальными.

Анализ ответов респондентов в зависимости от числа детей, воспитываемых в семье, свидетельствует, что степень проблематики обеспечения жильем, социального обслуживания, трудовой занятости, транспортного обеспечения, охраны здоровья и медицинского обслуживания повышается с их увеличением в составе семьи.

Приведенные выше данные рейтинга актуальности проблем для многодетных семей определяют необходимость разработки комплекса мер по их решению с использованием дифференцированного подхода на основе формирования мероприятий адресного характера в зависимости от структуры и состава многодетных семей.

Наиболее часто встречающиеся запросы респондентов сводятся к решению проблем предоставления жилья или компенсации на оплату (аренду) жилого помещения, бесплатный проезд для обоих родителей, предоставление льгот, особенно образовательных (бесплатные дополнительные услуги в дошкольных учреждениях и в школе, предоставление льгот при поступлении в вуз

4 По 9-балльной шкале (9 — максимальное значение, 1 — минимальное значение).

и при получении высшего образования), льготы на организацию летнего отдыха. Респонденты не оставили без внимания и важность льгот на осуществление досуго-вой деятельности: посещение театров, музеев.

Еще один аспект, на который респонденты обратили внимание — необходимость предоставления льгот всем многодетным семьям, независимо от того, имеют они статус малообеспеченных или нет.

Анализ материалов опроса и высказанных респондентами предложений определяет, по нашему мнению, необходимость дифференциации их проблем в зависимости от состава и структуры семьи, выделения приоритетов и создания комплекса мер по решению наиболее актуальных проблем.

Рассмотрим наиболее актуальные.

Обеспечение жильем

Выстраивая рейтинг наиболее актуальных вопросов для многодетных семей, на первое место респонденты поставили проблему с обеспеченностью их жильем.

Жилищный вопрос является первостепенной проблемой, так как абсолютно каждому члену семьи для нормального функционирования необходимо личное пространство. Конечно же, стоит сказать об уровне благоустройства, которое находится в удовлетворительном состоянии и требует массу вложений как материальных, так и моральных. Социологические исследования показывают, что у 46% населения основные конфликты в семье разгораются на фоне совместного проживания с родителями супруга и из-за нехватки свободного личного пространства.

Что же необходимо предусмотреть для улучшения жилищных условий многодетных семей? Две трети респондентов сориентированы на формы решения жилищной проблемы незамедлительного характера: субсидирование жилищной ипотеки (66,9%) и выделение участков под строительство, садовых участков за пределами города (63,4%).

Вместе с тем, более половины многодетных семей, в составе которых проживает более 3-х несовершеннолетних детей или ребенок инвалид (56,4%), видят решение жилищной проблемы также в таком варианте, как предоставление на основе социального найма жилых помещений в соответствии с санитарными нормами.

Только около четверти (23,7%) участников опроса ратуют за выделение жилого дома за пределами города взамен имеющегося жилья. Среди этой группы респондентов абсолютное большинство (90%) тех, кто выступает за развитие гибких форм занятости, и более половины (52%) поддерживающих самозанятость на основе семейных предприятий.

Таким образом, жилищные проблемы многодетных семей, по нашему мнению, должны решаться комплексно с учетом многих факторов, активно влияющих на их жизнедеятельность — материальное обеспечение, занятость, социальная и транспортная инфраструктура.

Материальное положение и трудовая занятость

С целью выявления мер, способствующих улучшению социально-экономического положения многодетных семей, респондентам был задан вопрос «Как Вы считаете, какие меры необходимо предусмотреть для повышения устойчивости материального положения многодетных семей?».

Безусловным лидером стал вариант ответа и «социальные доплаты к пособиям на ребенка до прожиточного минимума» — 72,5%. На второе место респонденты поставили создание гибких финансовых инструментов (льготные кредиты, субсидии, ценные бумаги) — 49,9%. На третьем месте стоят меры, которые предполагают создание условий для гарантированной трудовой занятости одного из родителей и совершеннолетних детей из многодетных семей (48,8%), а также пособий (48,3%).

Заслуживают интереса и другие варианты ответов. Так, на пятое и шестое места значимости мер повышения устойчивости материального положения заняли: возможность выхода на пенсию одного из родителей при достижении третьим из детей 16 лет и создание механизмов формирования накопительных лицевых счетов на третьего ребенка и последующих детей в семье за счет бюджетных средств (36,9% и 25,9% соответственно). На последнем (седьмом) месте — субсидирование расходов на услуги «замещающей мамы», няни — 19,2%.

Таким образом, по приоритетности практически три четверти от общей численности респондентов считают ответственным за устойчивость материального положения многодетных семей государство и предлагают в качестве способа его обеспечения прямое патерналистское воздействие государственных органов за счет доведения социальных доплат к пособиям на ребенка до прожиточного минимума.

Около половины участников опроса видят гарантом стабильности социально ориентированное бизнес-сообщество, способное обеспечить эффективное инвестирование государственных средств или льготное кредитование в интересах многодетных семей, а также гарантирующие трудовые преференции родителям и совершеннолетним детям из данных семей. Указанное в целом отражает иждивенческое поведение, не ориентированное на активное участие и ответственность получателя помощи за свое благосостояние.

Что же касается трудовой занятости, то ответы на вопрос «По Вашему мнению, какие формы занятости и меры по ее обеспечению наиболее предпочтительны для членов многодетных семей?» в целом свидетельствуют, что значительная доля (87,9%) респондентов отдает свое предпочтение гибким формам занятости (неполный рабочий день, неделя, надомная работа, дистанционная, др.).

Особого внимания заслуживает тот факт, что 42% участников опроса предпочли бы самозанятость на основе семейных предприятий (малый бизнес, предпринимательство и т. д.) — эта группа респондентов занимает по численности второе место. Традиционное представление о занятости как работе на постоянной основе по

прежнему месту работы разделяет более трети (36,9%) опрошенных. На четвертом месте респонденты, предпочитающие временную занятость (сезонная, на период выполнения определенного проекта, др.) их менее трети — 28,2%. Более четверти (26,9%) участников опроса в качестве мер по обеспечению трудовой занятости видят в проведении специализированных тематических ярмарок вакансий для родителей и детей трудоспособного возраста из многодетных семей.

Тем не менее, необходимо отметить, что не планируют работать в будущем около трети респондентов (30,4%).

Охрана здоровья и медицинское обслуживание

По результатам данного исследования респонденты поставили вопросы охраны здоровья и медицинского обслуживания многодетных семей в рейтинге по значимости на 3 место.

Для конкретизации мнений респондентов по указанной проблематике был задан вопрос «По Вашему мнению, какие вопросы охраны здоровья и медицинского обслуживания требуют особого внимания?»

Практически две трети (62,8%) опрошенных на первое место поставили необходимость оформления договора добровольного медицинского страхования в пользу членов многодетных семей за счет государства. Немногим меньшим (59,6%) респондентов высказались за новую организационную форму предоставления медицинских услуг «Семейный доктор многодетной семьи».

Более половины (50,6%) респондентов выступают за необходимость введения ежегодной диспансеризации и диагностического обследования родителей многодетной семьи, а также 46,4% опрошенных — за развитие стационаро- и амбулаторозамещающих технологий оказания медицинской помощи на дому с применением мобильных медицинских бригад (забор анализов, диагностика и др.).

Анализ ответов по данному вопросу в разрезе состава семей по количеству детей, свидетельствует о том, что за инновационно-организованные формы с преимущественным предоставлением медицинских услуг на дому, в основном, выступают респонденты, в чьих семьях, воспитывается более пяти детей и ребенок с инвалидностью.

Таким образом, как минимум каждый второй участник опроса отметил важность для многодетных семей всех перечисленных выше аспектов охраны здоровья и медицинского обслуживания и привлечения особого внимания к разработке и внедрению новых форм медицинского обслуживания этих семей.

Образование

С целью учета мнений представителей многодетных семей при реализации образовательной политики столицы респондентам был задан вопрос «Какие обра-

зовательные услуги и программы необходимо ввести для многодетных семей?». Было предложено четыре варианта ответа.

79,2% респондентов отметили важность введения программ дополнительного образования, способствующих повышению уровня социальной мобильности (иностранные языки, компьютерная грамотность и др.)

Трудовые навыки и востребованность их на рынке труда, как отмечалось ранее, являются основой устойчивого развития и высокого уровня благосостояния многодетных семей. Так, каждый второй опрошенный (52,3%) считает, что необходимо ввести специальные программы для членов многодетных семей трудоспособного возраста в службах занятости по их подготовке и переподготовке другим профессиям.

Две пятых (40,1%) от общего количества опрошенных считают, что многодетным семьям нужны программы социальной и психолого-педагогической грамотности (конфликтология, родительско-детские, супружеские отношения и др.).

Необходимость программ, повышающих уровень экономической грамотности с целью обеспечения безопасности членов многодетной семьи при пользовании финансовыми (банковскими, инвестиционными и др.) инструментами, продуктами и услугами, отметили чуть более трети (35,4%) от принявших участие в опросе.

Социальное обслуживание

Проведенные ранее исследования свидетельствуют, что на данном этапе развития многодетная семья не является в нашей стране объектом прямой социальной защиты. Действующее в этой сфере законодательство как на федеральном, так и на региональном уровнях предполагает лишь такие формы, при которых члены многодетной семьи «набирают» различные виды помощи по принципу «меню», главным образом через систему разного рода пособий. При реализации этого принципа не учитывается синергетический эффект, играющий отрицательную роль, а потому многодетная семья в условиях модернизационных процессов, неизбежно порождающих кризисные черты, становится группой социального риска5.

Недостаточный уровень материального обеспечения многодетных семей заставляет каждого второго из них в качестве ответа на вопрос, «Что, по Вашему мнению, необходимо изменить в социальном обслуживании многодетных семей?» предлагать проводить мониторинг социально-экономического положения многодетных семей и их потребностей в социальных услугах (51,8%).

Две пятых (42,1%) от общего числа респондентов выступает за развитие инновационных технологий социального обслуживания, обеспечивающих комфортное пребывание в домашней среде несовершеннолетних, среди которых выделяют «семейный детский сад», «семейная школа», «услуга передышки» и др.

5 Краснослободцева М.И. Многодетная семья как объект социальной защиты // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2008. № 8(67), С.177

Для обеспечения вышеуказанного каждый третий (36,7%) участник опроса считает необходимым повышение профессионализма кадров социальных служб для работы с многодетными семьями.

Высока доля респондентов, более четверти (25,6%), которые осознают необходимость организационной помощи со стороны органов управления и организаций социального обслуживания по формированию и организационно-методическому сопровождению деятельности групп самопомощи многодетных семей.

Также четвертая доля (25,2%) опрошенных выступает за специализацию социального обслуживания многодетных семей через закрепление участкового социально-педагогического работника, обеспечивающего социальное сопровождение.

Среди аргументированных предложений респондентов следует выделить следующие: необходимо повысить роль СОНКО (социально ориентированная некоммерческая организация (/объединение) в процессе оказания помощи семьям; разработать эффективную информационную политику по вопросам предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания (сайты, информационные порталы и др.).

Таким образом, анализ ответов респондентов свидетельствует о необходимости создания в деятельности системы социальной защиты населения отдельного направления социального обслуживания, объектом которого должны быть исключительно многодетные семьи, а также применения инновационных технологий обслуживания семей и повышения профессионального уровня специалистов учреждений, представляющих социально-педагогические и иные услуги многодетным семьям.

Организация досуга

Досуговая деятельность направлена на обеспечение отдыха, развитие талантов, реализацию собственных увлечений. Доступность социокультурных и спортивно-рекреационных ресурсов оказывает большое влияние на гармоничное существование членов многодетных семей, способствует духовному единению и преодолению межпоколенческих и внутрисемейных конфликтов.

На вопрос «Какие направления досуга, по Вашему мнению, нуждаются в развитии» участниками исследования были даны следующие ответы.

На первое место из предложенных вариантов ответов более чем четыре пятых (83,5%) доли респондентов поставили наличие системы абонементов для многодетных семей в музеи, театры, кинотеатры, парки культуры и др. Данная мера гарантирует многодетным возможность посещения досуговых мероприятий в отличие от билетов (зачастую бесплатных) на заранее не определенные даты. Абонементы снижают как материальные, так и временные расходы многодетных семей.

Около двух третей (64,6%) участников опроса считают, что в досуговой сфере следует уделять особое внимание развитию системы массового творчества для занятий членов многодетных семей (дома культуры,

кружки по месту жительства и пр.). 61,7% выбрало ответ о необходимости создания возможности и доступности для многодетных занятий физкультурой, социальным туризмом, о наличии рекреационных зон (зон отдыха).

Анализ ответов по вопросу о направлениях досуга, нуждающихся в развитии, свидетельствует о том, что респонденты в большей степени предполагают, чтобы субсидирование их расходов на досуговую деятельность и отдых осуществлялось государством.

Роль многодетных семей в обществе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роль многодетных семей в жизни общества, также, как и все вышеописанные параметры, ранжировалась респондентами по степени значимости. Среди респондентов он оказался наименее актуальным, что является определённым индикатором в развитии современной российской семьи и московской, в частности.

На вопрос «Какие меры, по Вашему мнению, необходимо предусмотреть для повышения роли многодетных семей?» предлагалось 5 вариантов ответа, из которых любой респондент мог выбрать не более трех.

Чтобы преодолеть стигматизацию малообеспе-ченности при характеристике образа многодетной семьи, необходимо, как считает более трех пятых (61,4%) респондентов, формирование позитивного стереотипа многодетности в обществе, что может быть достигнуто через эффективно построенную информационную политику успешности.

Немаловажно для участников опроса и внедрение в реализацию семейной политики стратегии, предполагающей тесное взаимодействие государства и гражданских институтов общества. Две пятых (40,9%) респондентов видят в качестве эффективной меры активное привлечение высококвалифицированных кадров из общественных объединений многодетных семей для экспертной деятельности по оценке социальной политики, затрагивающей их интересы.

Социальная экспертиза и соучастие в разработке и реализации мероприятий в их интересах не сможет достигнуть поставленной цели повышения роли многодетных семей в обществе без создания организационного базиса общественной деятельности. Более трети (35,5%) респондентов выделяют необходимость правовой и организационной помощи в создании движений, ассоциаций многодетных, а более четверти (25,5%) считают важным обучение руководителей общественных организаций многодетных семей правовым и финансовым основам деятельности.

Современное общество характеризуется высокой степенью ревизии социальных ценностей, что в свою очередь влияет на аксиологические принципы реализации семейных отношений. Возникает кризис семьи, проявляющийся, прежде всего, в дезинтеграции нравственных ценностей на уровне этой малой группы, смещении ценностных ориентаций, при которых экономическая целесообразность может привести к нарушению границ нравственной дозволенности, ломке семейных традиций и обычаев. При этом практика показывает,

что процесс «отказа» от складывавшихся многими десятилетиями семейных стереотипов и привычек идет быстро, решительно, зримо6. Поставленная в новые условия многодетная семья на современном этапе развития требует особой информационно-пропагандистской работы по укреплению семейных и межпоколенческих связей. На это указывают 35,6% опрошенных.

Среди вариантов ответа «Другое» (2,6%) респонденты отметили, что для стимулирования увеличения роли многодетных в жизни социума необходимы: финансовая и социальная поддержка государства в должном объеме (увеличение пособий, льгот), а также уважение многодетных семей на государственном уровне (не создавать препятствия, а помогать многодетным семьям, например, смягчить нормы ювенальной юстиции); выявление среди многодетных родителей высококвалифицированных кадров, способных формулировать интересы многодетного сообщества, вовлечение таких родителей в работу общественных организаций. Должное внимание к духовности, сохранению института семьи, поддержание уважения к матери, независимо от многодетности, совершенствование системы поощрения активных многодетных семей — все это также способствовало бы позитивному образу многодетной семьи.

Выводы и предложения

Подводя итоги исследования, важно отметить, что материальные проблемы многодетных семей могли бы более активно решаться самой семьей, если бы был увеличен размер государственных детских и семейных пособий, осуществлялись более системные и адресные программы государственной поддержки многодетных семей с целью улучшения жилищных условий, поддерживалось развитие семейного предпринимательства, повышение уровня образования родителей, предоставления бесплатного образования и медицинского обслуживания детям из многодетных семей.

Роль государственной социальной политики в области увеличения денежных доходов и роста заработной платы является важной для улучшения материального положения и социального самочувствия многодетных семей. В связи с этим необходимо заменить «стратегию выживания» многодетной семьи на «стратегию развития».

Это может быть достигнуто, по нашему мнению, через реализацию следующих мероприятий:

1. В сфере обеспечения жильем:

> разработка и внедрение правовых и финансовых механизмов предоставления банками целевых кредитов на улучшение жилищных условий семьям при рождении четвертого и каждого последующего ребенка, с прогрессивной шкалой погашения про-

6 Краснослободцева М.И. Многодетная семья как объект социальной защиты // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2008. № 8(67), — С.179

центов по банковским кредитам или подлежащих возврату сумм за счет государства в зависимости от числа детей в возрасте до 18 лет или до 23 лет, если они обучаются в образовательном учреждении по очной форме;

> разработка и внедрение правовых и финансовых механизмов компенсации многодетным семьям части затрат на приобретение или строительство жилья, предоставление строительных материалов для индивидуального жилищного строительства в случае рождения (усыновления) ребенка;

> выделение жилого дома, обеспеченного комплексом социальной, экономической, транспортной, инженерной инфраструктуры на территории Новой Москвы взамен имеющегося жилья.

2. В сфере материального обеспечения и трудовой занятости:

> установление социальных доплат к пособиям на ребенка до уровня прожиточного минимума;

> создание гибких форм занятости (неполный рабочий день, неделя, надомная работа, дистанционная, др.);

> разработка и реализация направления государственной программы, обеспечивающего самозанятость членов многодетных семей на основе семейных предприятий (малый бизнес, предпринимательство и т. д.);

> установление преимущественного права на получение рабочего места многодетными родителями в случае соответствия работника квалификационным и профессиональным требованиям вакансии и успешного прохождения испытаний (конкурса) при приеме на работу при прочих равных условиях;

> разработка и реализация мер по развитию гибких финансовых инструментов (льготные кредиты, субсидии, ценные бумаги) для многодетных семей;

> разработка и реализация мер налогового стимулирования работодателей к принятию на работу работников, являющихся многодетными родителями;

> законодательное установление для многодетных семей регрессивной системы налогообложения, учитывающей общесемейный доход и количество детей в семье.

3. В сфере охраны здоровья

и медицинского обслуживания:

> стимулирование работодателей на заключение договора добровольного медицинского страхования в пользу работника - члена многодетной семьи;

> введение специализированной организационной формы предоставления медицинских услуг «Семейный доктор многодетной семьи»;

> ежегодная диспансеризация и диагностическое обследование родителей многодетной семьи;

> развитие стационаро- и амбулаторозамещающих технологий оказания медицинской помощи на дому с применением мобильных медицинских бригад (забор анализов, диагностика и др.);

4. В сфере образования:

> внедрение организационно доступных и инновационных форм получения образования (дистанционное обучение, обучение в период отпуска по беременности и отпуска по уходу за ребенком);

> формирование информационных баз бесплатных образовательных программ и создания ресурсных центров, их реализующих;

> внедрение программ дополнительного образования, способствующих повышению уровня социальной мобильности (иностранные языки, компьютерная грамотность и др.);

> внедрение программ дополнительного образования по повышению уровня экономической грамотности с целью обеспечения безопасности членов многодетной семьи при пользовании финансовыми (банковскими, инвестиционными и др.) инструментами, продуктами и услугами;

> введение программ обучения социальной и психолого-педагогической грамотности (конфликтология, ро-дительско-детские, супружеские отношения и др.) в деятельность учреждений социального обслуживания;

> введение специальных программ подготовки и переподготовки для членов многодетных семей трудоспособного возраста в службах занятости.

5. В сфере социального обслуживания:

> проведение мониторинга социально-экономического положения многодетных семей и их потребностей в социальных услугах;

> выделение в отдельное направление деятельности организаций социального обслуживания оказывающих социальные услуги многодетным семьям;

> введение инновационных технологий социального обслуживания, участковая семейная служба, «семейный детский сад», «семейная школа», «услуга передышки» и др.

> развитие форм самопомощи многодетных семей;

> подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по программам «Работа с многодетной семьей»;

> разработка эффективной информационной политики по вопросам предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания (сайты, информационные порталы и др.).

6. В сфере организации досуга:

> развитие семейных форм организации проведения досуга на базе учреждений социальной инфраструктуры (семейные театры, спартакиады, семейный туризм и др.);

> гарантированность бесплатного использования до-суговых ресурсов организаций социальной инфраструктуры;

> рассмотрение возможностей компенсации расходов многодетных семей на проезд к местам отдыха и оздоровления.

7. В сфере повышения роли многодетных семей в обществе:

> разработка информационной программы, нацеленной на формирование представлений об успешности многодетной семьи;

> привлечение к экспертизе проектов и итогов реализации программ семейной политики высококвалифицированных кадров из общественных объединений многодетных семей;

> трансформация общественных организаций многодетных семей из объектов получения социальных услуг и материальной помощи в субъекты указанной деятельности.

Рецензент: Маркин Валерий Васильевич, доктор социологических наук, профессор, Главный научный сотрудник института социологии РАН, г. Москва, Россия. E-mail: markin@isras.ru

Литература

1. Азарова Е.Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения // Журнал российского права. 2014. № 3.

2. Грудина Т.Н. Социологический портрет многодетной семьи в России // Научный интернет-журнал «Семья и социально-демографические исследования». 2014. № 4 [Электронный ресурс]. http://demographia.net/journal [дата обращения 20.06. 2018].

3. Загидуллина Л.М. Технологии работы с многодетными семьями // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1 (64). С. 48—49.

4. Казибекова Н.А., Исмиева З.М. Актуальные проблемы многодетных семей и семей с детьми-инвалидами // Наука и Мир. 2015. Т. 3. № 5. С. 26—28.

5. Карданова И.В. Проблемы правового регулирования предоставления пособий многодетным семьям в субъектах Российской Федерации // Право и практика. 2016. № 2. С. 115—122.

6. Коломасова Е.Н., Зоткина Я.А. Социально ориентированные некоммерческие организации как субъект помощи многодетным семьям // в сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. 2017. С. 219—222.

7. Маркин В.В. Социальное пространство России в региональном измерении: социологический анализ, моделирование, мониторинг/Россия и мир: глобальные вызовы и стратегии социокультурной модернизации. Материалы международной научно-практической конференции (Москва,12—13 октября 2017г.)/отв. редактор А.В.Тихонов. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. С. 82—87.

8. Носкова А. В. Новые методологические подходы, исследовательские фокусы, дискуссионные проблемы социологии семьи // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 57—65.

9. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей: федер. закон от 27 декабря 2017 № 418-ФЗ. Официальный Интернет-портал правовой информации государственной системы правовой информации Российской Федерации, URL: http:// publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 12.06.18 г.)

10. Рубаненко А.В. Государственная социальная помощь многодетным семьям в России // в сборнике: Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы . Материалы III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 217—219.

11. Сулейменова УЮ. Ресурсность многодетных семей как субъективный показатель качества жизни семьи // в сборнике: Социальные риски и управление ими в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв.редактор Е.Н. Шовина. 2015. С. 78—86.

12. Студенникова Н.С. Региональные особенности предоставления земельных участков многодетным семьям (на примере субъектов Центрального федерального округа) // Научный альманах. 2016. № 1-1 (15). С. 273—276.

13. Шахбанова Ю.А. Льготы многодетным семьям // Закон и право. 2017. № 2. С. 52—55.

14. Шипулина А.В. Особенности социальной работы с многодетными семьями по реализации положений Конвенции ООН о правах ребенка // в сборнике: Традиции и инновации в начальном образовании. Материалы российской научно-практической конференции. 2018. С. 442—447.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.