Научная статья на тему '95. 02. 021. Трудовое право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Правоведение" / ИванкинаТ. В. , Маврин С. П. , Магницкая Е. В. И др. ; под ред. Пашкова А. С. ; Санкт-Петербург, гос. Ун-т. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1993. - 289 с'

95. 02. 021. Трудовое право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Правоведение" / ИванкинаТ. В. , Маврин С. П. , Магницкая Е. В. И др. ; под ред. Пашкова А. С. ; Санкт-Петербург, гос. Ун-т. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1993. - 289 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
638
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 021. Трудовое право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Правоведение" / ИванкинаТ. В. , Маврин С. П. , Магницкая Е. В. И др. ; под ред. Пашкова А. С. ; Санкт-Петербург, гос. Ун-т. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1993. - 289 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВШПМН) ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 2

издается с 1974г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 95.02.001-95.02.035

МОСКВА 1995

ТРУДОВОЕ ПРАВО

/

95.02.021. ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИИ: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Правоведение" / ИванкинаТ. В., Маврин С. П., Магницкая Е. В. и др.; Под ред. Пашкова А. С.; Санкт-Петербург. гос. ун-т.— СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1993 .— 289 с.

Написанный известными юристами-трудовиками России учебник является первым в странах СНГ изданием, ориентированным на рыночные отношения. В нем представлено действующее законодательство, регулирующее трудовые отношения наемных работников, коллективных и частных собственников, а также трудовые права и обязанности предпринимателей, трудовых коллективов и СТК. В нем также содержится анализ международно-правовых документов, регулирующих отношения в труде и трудовых отношениях.

В "Общей части" работы рассмотрен предмет, метод и система трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; коллективные договоры и соглашения.

Содержание "Особенной части" составляют правовое регулирование занятости и трудоустройства; трудовой договор (контракт); рабочее время и время отдыха; заработная плата; гарантийные и компенсационные выплаты; дисциплина труда; возмещение имущественного ущерба сторонами трудового правоотношения; охрана труда; трудовые споры и порядок их разрешения; международно-правовое регулирование труда.

История развития общества свидетельствует о том, что состав и содержание трудовых отношений изменяются под воздействием исторических условий производства. Вместе с тем общими факторами, без которых невозможна организация общественного труда, являются: наличие трудовых ресурсов, обеспечение занятости населения; разделение и кооперация труда, в том числе распределение трудовых функций между людьми; поддержание трудовой функции и управление совместным трудом; регулирование меры труда и других его условий, обеспечивающих рациональное функционирование хозяйств; распределение произведенного продукта и участие в нем непосредственных производителей; воспроизводство рабочей силы, включая ее профессиональную подготовку.

Назначение права состоит в том, чтобы путем регламентации ме-

ры труда и меры вознаграждения за труд обеспечить справедливое распределение между членами общества как самого труда, так и его результатов. Право призвано выполнять функцию контроля за распределением труда и распределением доходов между членами общества с учетом их личного вклада и социального риска.

В настоящее время в России и странах СНГ идет процесс формирования права, закрепляющего принципы гуманизма и справедливости в общественных отношениях, содействующего переходу к рыночным отношениям, обеспечивающим разные экономические и правовые условия для развития многообразных видов собственности и форм хозяйствования.

В условиях перехода к рыночным отношениям одной из наиболее острых проблем является проблема занятости. Правовое регулирование занятости и трудоустройства приобретает особо важное значение в обеспечении права на труд.

Построение правового государства в России предполагает проведение новой политики государства в сфере занятости, когда на смену прямому плановому распределению трудовых ресурсов на основе установления лимитов по труду и фондов заработной платы должно прийти правовое регулирование принципов и условий применения труда на основе баланса между спросом и предложением рабочей силы.

В настоящее время в РФ действуют два закона, регулирующие вопросы занятости и трудоустройства — законы РФ "О занятости населения в РСФСР" от 19 апреля 1991 г. и от 15 июля 1992 г. Занятость с позиции трудового права в работе рассмотрена в широком смысле, она включает все виды общественно полезной деятельности граждан, приносящей, как правило, заработок, а также в узком смысле, под которой понимается трудовая деятельность по найму или по другим основаниям, приносящая регулярный доход. Общим для этих понятий признаком является включение времени выполнения работы в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие и льготы, установленные в законодательстве для работающих. Группы населения, подпадающие под эти определения, составляют основной трудовой потенциал страны. Вместе с тем существует категория граждан, отвечающая признакам занятости, но не приносящая доход. К ним относятся: женщины-домохозяйки, матери, воспитывающие детей; лица, занятые уходом за больными членами семьи, благотворительной деятельностью и др.

В последние годы действующее законодательство претерпело серьезные изменения в части, касающейся обеспечения права на труд и трудоустройство. Для обеспечения наиболее полной и эффективной занятости и в соответствии с законодательством государство ставит своей целью обеспечение реализации права на труд для всех граждан и свободный выбор занятости; поддержку трудовой и предпринима-

тельской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду; соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости.

Наряду с "занятым" населением существует "незанятое", к которому относятся несовершеннолетние граждане; неработающие пенсионеры и инвалиды труда и войны; трудоспособные граждане, в трудоспособном возрасте не занятые никакой общественно полезной деятельностью. Особую озабоченность вызывают неработающие несовершеннолетние граждане. Как подчеркивается в работе, современное законодательство, провозгласившее свободу личности и возможность совершать все, что не запрещено законом, проявляет известное безразличие к этой категории граждан, которые являют собой благодатную почву для преступного мира.

Остальные категории "незанятых" составляют армию безработных. Безработица в нашей стране приобрела характер острой социальной проблемы. Кроме того, как отмечается в работе, у нас до сих пор нет четкой концепции занятости, а посему трудно вести точный учет вакантных мест и незанятых людей и таким образом пытаться предотвратить безработицу.

Согласно приведенному в работе определению, правовое регулирование занятости осуществляется путем закрепления принципов государственной политики в области занятости; установление мер социальной защиты незанятого населения; формирование государственных и общественных структур, призванных обеспечить реализацию государственной политики в области занятости, их законодательное закрепление; установление гарантий реализации права на труд и трудоустройство.

В работе обстоятельно рассмотрен правовой статус безработного, который включает в себя: определение понятия безработного; его права и обязанности; социальные гарантии и компенсации, предоставляемые при потере работы. Безработными признаются граждане, которые: являются трудоспособными, но не имеют работы и заработка; зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы; готовы приступить к работе.

Не могут быть отнесены к категории безработных граждане, не достигшие 16-летнего возраста, так же те, которым назначена пенсия; лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух предложений подходящей работы. В последнем случае выплата пособия по безработице может быть отложена на срок до 3-х месяцев. Поскольку в этом случае возможен конфликт, то законодательство содержит определение подходящей и неподходящей работы. К первой относится работа, соответствующая профессиональной при-10-331

годности (с учетом уровня профессиональной подготовки, характера прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места).

Далее в работе рассмотрены требования подходящей работы. Подчеркивается, что они не могут быть едиными для всех категорий граждан. Так понижаются требования для лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, отказавшихся повысить квалификацию или овладеть смешанной профессией после длительного перерыва в работе (3 года) или по окончании первоначального (12 месяцев) периода безработицы. Для этой категории граждан подходящей считается оплачиваемая работа временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде. Такая работа признается по закону подходящей, если безработный (с учетом его возраста, состояния здоровья и других особенностей) способен ее выполнить и не должен от нее отказываться.

Работа не может считаться подходящей, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднемесячного заработка гражданина за 2 последних места по последнему месту работы (за исключением особых случаев).

Большая роль в обеспечении занятости принадлежит службе занятости. Регистрация безработных осуществляется в органах службы занятости по месту постоянного жительства при предъявлении паспорта и трудовой книжки. Лицам, зарегистрированным как ищущих работу, предоставлено право на бесплатную консультацию по профориентации, профессиональную подготовку и переподготовку, на получение соответствующей информации о положении на рынке труда.

Как считают авторы учебника, для обеспечения эффективной занятости и придания организованного характера стихийному движению рабочей силы, следовало бы ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены ее характером и условиями труда и хотели бы сменить место работы.

Одной из новелл действующего законодательства является предоставление гражданам права на профессиональную деятельность в период пребывания за границей, на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей.

Здесь же подробно рассмотрены обязанности безработного, а также гарантии материальной и социальной поддержки безработных. К последним относятся: предоставление компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий; выплата стипендий в период прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице; возможность участия в об-ществённых работах; компенсация затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

К числу важных социальных гарантий относится льготный порядок исчисления трудового стажа.

Значительное место в законодательстве, регулирующем занятость, в ее обеспечении отведено правовой организации трудоустройства, которая включает: установление круга трудоустраивающих органов, определение их компетенции и условий финансового обеспечения; гарантии реализации права граждан на труд и установление порядка направления на работу или профессиональное обучение; регламентаг цию прав и обязанностей участников отношений по трудоустройству; установление особенностей трудоустройства для отдельных категорий граждан.

Забота о социально уязвимых категориях граждан, оказание содействия в их трудоустройстве, а в необходимых случаях оказание им материальной помощи является долгом и обязанностью демократического государства. В учебнике обстоятельно рассмотрены особенности трудоустройства этой категории граждан, к которым отнесены: молодежь, в том числе выпускники учебных заведений, лица предпенсионного возраста, инвалиды труда и войны; одинокие и многодетные родители, имеющие несовершеннолетних детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей инвалидов; лица, продолжительное время не имеющие работы; лица, освобожденные из мест лишения свободы, беженцы, вынужденные переселенцы.

Одной из обязанностей демократического государства является содержание безработных и членов их семей. При разработке российского законодательства, касающегося пособий по безработице, был учтен опыт развитых стран Запада, имеющих разветвленную сеть материального обеспечения безработных.

В России действующее законодательство предусматривает установление пособия безработным гражданам, уволенным по любым основаниям в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за 2 последних месяца по последнему месту работы. Во всех других случаях, в том числе лицам, впервые ищущим работу, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда. В случае если у безработного имеются нетрудоспособные иждивенцы, размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца, но его максимальный размер не может превышать среднего заработка по последнему месту работы.

Здесь же дается характеристика действующей системы профессиональной подготовки и переподготовки^ созданной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 мая 1992 г. "О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения".

В условиях массовой безработицы возможны ситуации, когда срок

выплаты пособия истек, а подходящая работа не найдена. В этом случае законодательство, решения местных органов власти, колдоговоры предусматривают возможность оказания материальной или иной помощи безработным и членам их семей.

Успех реформы трудового права в России в значительной степени зависит от того, насколько быстро будет идти процесс приведения национального законодательства в соответствие с международными нормами, регулирующими трудовые отношения.

В разделе, посвященном международно-правовым нормам, регулирующим права человека в труде и трудовых отношениях, содержится анализ функции основного субъекта международно-правового регулирования труда — Международной организации труда (МОТ), специализированного учреждения ООН. Дается характеристика высшего органа МОТ — Генеральной конференции — и ее роль в разработке и принятии конвенций и рекомендаций МОТ по различным аспектам трудовых отношений и социального обеспечения. Рассматривается роль Международного бюро труда (МБТ) в качестве секретариата МОТ. Не будучи субъектом международно-правового регулирования труда, МБТ является (наряду с Генеральной конференцией) высшим нормотворческим органом МОТ и играет важную роль в подготовке конвенций и рекомендаций, а также в осуществлении наблюдения за их применением.

В учебнике приведены положения ключевых конвенций и рекомендации МОТ по важнейшим проблемам занятости и трудовым отношениям.

Е. В. Клинова

95.02.022. ОРЛОВСКИЙ Ю. П. КОММЕНТАРИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ — М.: Юрид. лит., 1994 .— 127 с.

В условиях глубоких перемен в трудовых отношениях, связанных с переходом к рыночной экономике, с появлением различных форм собственности, повышением спроса на квалифицированную рабочую силу и разрешением масштабов высвобождения работников с неконкурентоспособных предприятий трудовое законодательство России претерпевает серьезные изменения.

В предлагаемой вниманию работе Ю Н. Орловского, известного юриста-трудовика, доктора юридических наук, профессора, дан анализ нового законодательства России о трудовом договоре, показана практика его применения. Вторая половина работы содержит тексты законов и иных нормативных актов о труде и трудовых отношениях.

Трудовой договор (контракт) является одним из основных правовых институтов законодательства о труде. Тот факт, что термины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.