УДК 331
безработица как негативный фактор влияния на рынок труда
и. в. макунина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета
E-mail: makunina_iv@list ru тверской государственный университет
а. в. миронцева,
преподаватель колледжа E-mail: miralav@yandex. ru тверской колледж им. А. Н. Коняева
Рассмотрены различные экономические категории: труд, трудовые ресурсы, безработица и пути ее преодоления в Тверской области. Предложены пути снижения уровня безработицы. Отмечено, что для решения проблем безработицы нужны совместные действия государства, местных органов власти, крупных и средних собственников предприятий, индивидуальных предпринимателей. Только взаимная поддержка и выполнение поставленных целей и задач могут дать положительный результат.
Ключевые слова: труд, безработица, проблема, Тверская область.
За последние несколько лет (начиная со второй половины 2008 г.) тревожная ситуация, сложившаяся на рынке труда в России вследствие негативного воздействия мирового кризиса, заслуживает пристального внимания. Обострившиеся социально-экономические проблемы, такие как спад производства и последующая ликвидация предприятий, привели к увеличению уровня безработицы. Целью авторов является изучение проблемы занятости населения в Тверской области.
В современной экономической литературе термин «труд» трактуется авторами (А. И. Рофе, Л. И. Абалкин, Н. А. Горелов, И. Е. Ворожейкин, Л. П. Кураков, Г. Э. Слезингер и др.) по-разному,
однако все они едины в том, что труд - это целенаправленная деятельность людей по удовлетворению своих потребностей, а следовательно, потребностей общества в целом. Труд является составляющей рынка труда - это сфера, выполняющая важную общественную функцию распределения и перераспределения рабочей силы в экономике - между предприятиями, отраслями и сферами хозяйства [5], следовательно, и перераспределения трудовых ресурсов.
К субъектам рынка труда относятся:
• работодатели - лица, обладающие возможностью предоставить рабочие места нуждающимся гражданам, которые в свою очередь должны отвечать определенному набору требований (квалификация, опыт работы, состояние здоровья, коммуникабельность и др.);
• работающие граждане - физические лица, работающие по договору у работодателя (независимо от возраста);
• трудоспособное население - субъекты, которые в силу своих физических возможностей способны участвовать в общественно-полезном труде.
Возрастной тендер во многих странах мира составляет 15-64 года, что связано с состоянием здоровья. Безработными считают граждан, которые
в силу каких-либо причин не работают, но готовы приступить к работе.
Основным фактором рынка труда выступают трудовые ресурсы. Впервые термин «трудовые ресурсы» в экономической литературе применил в 1922 г. академик С. Г. Струмилин, внесший большой вклад (более 700 работ в областях экономики, управления народным хозяйством, демографического прогнозирования, статистики, научного коммунизма, социологии, философии и др.) в развитие экономической науки.
Трудовые ресурсы представляют собой «экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающую физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности» [3].
Возрастной критерий населения трудоспособного возраста может быть разделен на три группы:
1) лица моложе трудоспособного возраста (до 16 лет, но возрастной критерий в определенных случаях может быть снижен);
2) лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 до 55 лет, мужчины - от 16 до 60 лет;
3) лица старше трудоспособного, т. е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет.
К трудовым ресурсам государства следует отнести население:
• в трудоспособном возрасте, кроме инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;
• пенсионного возраста, но продолжающее работать;
• подростков в возрасте до 16 лет, работающих на условиях, разрешенных законодательством. «Труд», «рынок труда», «трудовые ресурсы» -
это понятия, с которыми рука об руку идет и такое понятие, как «безработица». Безработица - дисбаланс на рынке труда между спросом и предложением на труд (превышение спроса над предложением).
Безработными считаются граждане 16 лет и старше, не имеющие работу, но не оставляющие попытку ее поиска в целях получения дохода с помощью службы занятости или самостоятельного поиска через различные источники.
Основным институтом по урегулированию вопросов трудовых отношений является специа-
лизированное учреждение ООН — Международная организация труда (МОТ), созданная в Париже в 1919 г. и ставящая своей целью улучшение условий труда. Создавалась МОТ в качестве структурного подразделения Лиги Наций для разрешения противоречий, возникающих в обществе между различными слоями населения. При этом считалось, что отказ какой-нибудь страны предоставить трудящимся человеческие условия труда является препятствием для других народов, желающих улучшить условия труда в своих странах [2]. В задачи МОТ входят:
• разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
• разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций, контроль за их выполнением;
• помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции;
• защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.);
• борьба за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
• содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;
• разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
Россия, являясь членом МОТ с большим стажем (с 1934 г.), изучает и применяет наработки по вопросам, касающимся совершенствования и регулирования рынка труда. Основным шагом для приведения нашего законодательства к международным правовым нормам стало подписание Президентом России Федерального закона от 08.02.2003 № 23-ФЗ «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.
Следует отметить, что после принятия Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» созданная государственная
Таблица 1
Численность граждан, ищущих работу и зарегистрированных в органах государственной службы занятости по Тверской области [1]
Год Обратились по вопросу трудоустройства, тыс. чел. Из них признано безработными Из числа безработных назначено пособие по безработице
Тыс. чел. % Тыс. чел. °%
2000 51,6 5,4 10,5 5,0 92,6
2005 59,2 7,1 12,0 6,9 97,2
2008 61,9 7,1 11,5 6,2 86,7
2009 78,0 15,0 19,2 13,4 89,3
2010 58,7 10,5 17,9 9,5 90,5
служба занятости помогает населению, оставшемуся без работы, следовательно, и без источника дохода. Не все граждане, обратившиеся в службу занятости, сразу признаются безработными и получают пособие по безработице (табл. 1). Согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ № 1032-1, «при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов».
Несмотря на усилия государства по созданию службы занятости, большая часть населения предпочитает самостоятельно решать проблему безработицы. Так, по итогам обследования населения в Российской Федерации было выявлено, что мужчины обращаются в службы занятости за помощью гораздо реже (31,8 %), чем женское население (49,3 %), предпочитая другие источники (рис. 1). Представленные на рис. 1 четыре варианта обращений за помощью вовсе не означают, что безработные граждане пользуются только одним из них. Об этом свидетельствует то, что сумма обращений превышает 100 %.
По данным статистики, в Тверском регионе ситуация не отличается от общего состояния рынка труда (табл. 2). По результатам статистики уровень
52,8
40,1
25,0
22,5
безработицы среди мужского активного населения за 2010 г. составляет 7,0 %, что несколько выше, чем уровень безработицы среди женского населения за этот же период - 6,2 %.
Вывод напрашивается сам собой: в сложный период кризиса женское население во время безработицы соглашается и на низкооплачиваемую работу, в то время, когда мужская часть не всегда может себе это позволить по различным социальным, а также и психологическим причинам.
Служба занятости выплачивает пособие по безработице, которое с начала каждого финансового года незначительно увеличивается. Так, 1 января 2008 г. размер пособия по безработице в России составлял минимум 781 руб., максимум - 3 124 руб., а в 2009 г. размер пособия увеличился: минимальный размер составлял 850 руб. (рост на 8,8 % по сравнению с предыдущим годом), максимальный -4 900 руб. (рост на 56,9 %). На 2012 г. постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 888 размер пособия по безработице остался прежним. Средняя зарплата за 2011 г., по предварительным данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), составила 20 тыс. 383 руб., по сравнению с апрелем 2009 г. она выросла на 12,4 %. Однако реально 20 тыс. руб. в месяц и больше зара-
1
59,0
35,2
26,7
24,5
1
2
2
3
3
4
4
Январь 2010 г. Январь 2011 г.
Рис. 1. Варианты поиска работы безработными лицами трудоспособного возраста, в процентах от общей численности безработных, %: 1 - обращение к друзьям, родственникам, знакомым; 2 - обращение в государственную службу занятости; 3 - обращение непосредственно к работодателю; 4 - обращение в СМИ, Интернет
Таблица 2
Распределение экономически активного и неактивного населения
по Тверской области в возрасте 15-72 лет [1]
Год Экономически активное население, тыс. чел. Экономически неактивное население, тыс. чел. Уровень экономической активности населения, % Уровень занятости, % Уровень безработицы, %
Все население (мужчины и женщины)
2000 749,5 422,8 63,9 58,1 9,1
2005 734,4 370,5 66,5 62,5 5,9
2009 745,1 319,4 70,0 64,6 7,7
2010 713,3 346,1 67,3 62,9 6,6
Мужчины
2000 378,1 166,5 69,4 62,4 10,2
2005 363,3 146,6 71,3 67,1 5,8
2009 366,0 123,1 74,8 68,8 8,1
2010 356,0 130,8 73,1 68,0 7,0
Женщины
2000 371,4 256,3 59,2 54,4 8,1
2005 371,1 223,9 62,4 58,6 6,1
2009 379,1 196,3 65,9 61,0 7,4
2010 357,3 215,3 62,4 58,6 6,2
батывают лишь треть россиян — 33 %. Остальные 67 % имеют более низкие доходы. Исходя из этих данных, безработный, состоящий на учете в службе занятости, в России получает в месяц от 4 до 24 % среднемесячного заработка.
Для сравнения приведем данные по величине пособия по безработице в развитых странах: США -50 % учитываемого заработка, но не более 580 дол. в месяц; Англия - минимальная заработная плата плюс надбавка на взрослого иждивенца и плюс на ребенка; Франция - 40 % заработка плюс ежедневная надбавка; Германия - 68 % заработка; Швеция - 91,7 % среднего заработка, но не более 495 крон в день; Финляндия - 45 % заработка, но не более 7 290 марок в месяц плюс 20 % сверх того.
Согласно данным, до 2009 г. число обращений граждан в службы занятости увеличивалось. В соответствии с имеющимися данными в течение второго полугодия 2009 г. крупные тверские предприятия планировали сократить следующее количество сотрудников: Тверской домостроительный комбинат — около 900 чел.; завод железобетонных конструкций — 600 чел.; экскаваторный завод — 500 чел.
Органами статистики также проводится анализ продолжительности поиска безработными рабочего места. Так, в среднем по Центральному федеральному округу время поиска работы зафиксировано: в 2008 г. - 7,2 мес.; по Тверской области — 7,5; в 2009 г. — 6,3; по Тверской области — 7,0 мес.
Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 20—29 лет — 17,3 тыс. чел. и в группе 40—49 лет — 10,8 тыс. чел.
Уровень безработицы, представляющий собой долю числа безработных в общем числе экономически активного населения, в 2000-2008 гг. колеблется, достигая своего пика в 2009 г. — 2,9 % (рис. 2).
По мере спада экономического кризиса ситуация на рынке труда постепенно стабилизируется. В 2010 г. уровень официальной безработицы снизился до 1,4 %.
Такое снижение уровня безработицы можно объяснить следующими факторами. В Тверском регионе были реализованы государственные целевые программы, согласно которым граждане, которым грозило неизбежное сокращение, проходили опережающее обучение с последующим привлечением их к общественным работам. Стимулирование в виде субсидий получало и предприятие, на котором обучающийся специалист проходил обучение. Согласно данным департамента занятости населения по Тверской области возможным считается перепрофилирование от 7 тыс. чел. Благодаря такой программе стало возможным получить новую специальность, которая будет более востребованной в нынешнем положении на рынке труда. Также из федерального бюджета выделяются средства на следующие мероприятия: • адресная поддержка на переезд в другую местность с целью трудоустройства;
3,2 -1
2,8 -
2,4 -
2,0 -
1,6 -
1,2 -
0,8 -
0,4
1,4
0,8
2000
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Примечание: уровень безработицы - доля числа безработных в общем числе экономически активного населения.
Рис. 2. Динамика уровня безработицы по Тверскому региону в 2000-2010 гг., % [1]
• стажировка выпускников образовательных учреждений;
• содействие трудоустройству инвалидов, а также родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;
• профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
• иные мероприятия в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации. Государство оказывает существенную поддержку людям, решившимся начать свой собственный бизнес. Так, уже за 2009 г. открыть свое дело планировали около 500 чел., получив доплату примерно около 60 тыс. руб., а за 2011 г. - 180 чел., с перспективой трудоустройства - 120 чел. По окончании бесплатных курсов по ведению собственного дела будущим предпринимателям оказывают помощь в оформлении необходимых документов, а также материальную поддержку. Городские власти также обещают существенные льготы по оплате коммунальных услуг (50 %), по снижению ставок земельного налога, по аренде муниципального имущества (в виде отсрочки платежа). Понятно, что открытие своего дела предпринимателями обеспечит рабочими местами не одну сотню безработных граждан.
Не остаются без внимания крупные промышленные предприятия Тверской области. Так, после посещения Тверского вагоностроительного завода премьер-министром В. Путиным завод получил государственный заказ на выпуск дополнительного числа вагонов, что позволило обойтись без увольнений работников. Положительным моментом также является подписание соглашения между администрацией Тверского вагоностроительного завода и его профсоюзным комитетом, по которому максимальное сокращение штатов не может быть более 15 % сотрудников.
Согласно источнику [4], в 2011 г. из бюджета планировалось выделить Твери около 33,7 млн руб. на реализацию областной программы, направленной на снижение уровня напряженности на рынке труда. Из этих денег 18 млн руб. будут направлены на развитие малого бизнеса.
Принятые меры по борьбе с безработицей показали положительные результаты. Так, органами статистики по Тверской области на сегодняшний день опубликованы данные за первые три квартала 2011 г., в которых тенденция к снижению числа безработных по области, как и незанятых граждан, очевидна (табл. 3).
Однако, в связи с тем, что официальные данные статистики включают только тех безработных,
Таблица 3
Число незанятых и безработных граждан, состоящих на учете в государственной службе занятости в 2011 г. [1]
Месяц Число незанятых граждан, состоящих на учете в службе занятости, тыс. чел. Имеют статус безработного
Тыс. чел. Изменения по отношению к предыдущему месяцу, % Изменения по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года, %
Январь 12,9 10,6 101,0 69
Февраль 13,5 10,9 103,0 68
Март 13,9 10,9 100,0 72
Апрель 13,0 10,9 100,0 75
Май 11,9 10,2 94,0 77
Июнь 11,4 9,5 93,0 78
Июль 11,2 9,5 99,4 81
Август 11,0 9,0 95,0 81
Сентябрь 10,3 8,3 92,0 81
которые зарегистрированы на бирже труда, то на рынке труда имеет место и такой вид безработицы, как скрытая безработица. Масштабы скрытой безработицы оценить практически невозможно, хотя и понятно, что официальную она превышает в разы.
В России выделяют два способа ведения учета занятого населения, а именно: 1) по данным, собранным Минздравсоцразвития России и формирующимся из заявлений обратившихся в службу занятости граждан; 2) по данным проведения обследования населения по проблемам занятости, где за основу берутся данные переписи населения.
В качестве новации для определения уровня безработицы авторы предлагают несложную систему мониторинга. Учитывая то, что большинство людей, желающих найти работу, пользуются газетами бесплатных объявлений, такими как «Из рук в руки», «Караван» и другими, службе, ведущей учет безработных, с одобрения органов государственной власти, следует заключить договор с городской телефонной станцией (ГТС) и ведущими сотовыми операторами на доступ к статистике входящих звонков. Тем самым, создав электронную базу телефонов работодателей и разбив ее на подгруппы по видам вакансий, можно выяснить: если в одной подгруппе входящий номер повторяется более двух раз, то этот абонент, скорее всего, занят поиском работы. Таким образом, по числу соискателей можно установить реальное число безработных людей, стремящихся найти работу или как минимум, желающих поменять место работы.
Правительство должно четко определить пути минимизации уровня безработицы, а именно: • переход предприятия на неполную рабочую
неделю, когда за счет дополнительных рабочих
смен создаются новые рабочие места. Государству требуется поддержать такие предприятия дополнительными налоговыми льготами, снизить до минимума ставки по кредитам для таких предприятий, возможно предоставление субсидий;
привлечение иностранных инвестиций в развитие и усовершенствование различных технологий, что также способствует созданию дополнительных рабочих мест; развитие малого бизнеса в регионах должно занимать не последнее место. В разработке дополнительных программ по инвестированию предпринимателей (налоговые льготы, минимальные ставки по кредиту и др.), одним из ключевых факторов должно быть создание новых рабочих мест за счет расширения производства, инноваций, открытия и освоения новых сфер бизнеса;
поддержка граждан во время переезда в связи со сменой места работы должна курироваться местными органами власти, т. е. принимающей стороной. А это и обеспечение жильем на первое время вновь прибывших, создание условий для работы, при необходимости помощь при устройстве детей в дошкольные и школьные учреждения, первоначальные дополнительные льготы и др.;
развитие областей, ориентированных на общественно-полезный, а не доходный труд (волонтеры, дружинники и др.), тоже нуждается в государственном инвестировании; проблема нелегальных мигрантов требует отдельного рассмотрения. Нелегально въехавшие граждане создают серьезные проблемы на рос-
сийском рынке труда, снижая тем самым предложение рабочих мест для местного населения. Введение значительных штрафных санкций за использование наемного труда нелегальных мигрантов должно дать положительную динамику для предоставления работодателями в дальнейшем рабочих мест российским гражданам.
Для решения проблем безработицы нужны совместные действия государства, местных органов власти, крупных и средних собственников предприятий, индивидуальных предпринимателей. Только взаимная поддержка и выполнение поставленных целей и задач дадут положительный результат в этот
непростой для Тверской области и России в целом период.
Список литературы
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks. ru.
2. Преамбула к Уставу МОТ, принятому в 1919 г. URL: http://www.zaki.ru/pagesnew. php?id=1511.
3. РайзбергБ. А. Современный экономический словарь. М., 1999. С. 354.
4. Сайт: «МК в Твери». URL: http://tver. mk. ru/article/2011/03/30/577089-iz-bezrabotnyih-v-predprinimateli. html.
5. Экономика труда / под ред. А. И. Архипова. М., 2009. С. 25.