Научная статья на тему 'Развитие отдела продаж в малом предприятии за счет современных технологий'

Развитие отдела продаж в малом предприятии за счет современных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS EFFICIENCY / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДАЖ / SALES TOOLS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕСЕ / INFORMATION TECHNOLOGY IN BUSINESS / СОВРЕМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА / MODERN BUSINESS SOLUTIONS / CRM / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КЛИЕНТАМИ / CUSTOMER MANAGEMENT SYSTEM / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕСЕ / CLOUD COMPUTING IN BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головин В. Ю.

В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается руководитель малого предприятия при создании и управлении собственным отделом продаж. Основная исследовательская часть нацелена на современные информационные решения, доступные малому бизнесу. Предлагаемые системы и сервисы доступны для внедрения в любой малой организации и не требуют значительных инвестиций. Главная проблема, которую решает статья, — это систематизация инструментов и решений, которые руководитель может применить в рамках собственной организации для повышения эффективности работы отдела продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sale department development by modern technologies

This article considers the main problems which can be met by small enterprise manager during creation and management of personal sale department. The main research part is aimed at modern informational solutions, affordable for small business. The provided systems and services are available for implementation in every small organization and are not necessary for big investment. The main problem solved by this article is tools and decisions systematization, which can be used by manager in the frames of organization in order to improve efficiency of sale department.

Текст научной работы на тему «Развитие отдела продаж в малом предприятии за счет современных технологий»

В. Ю. Головин, ассистент,

кафедра предпринимательства и менеджмента, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия V @mail.ru

РАЗВИТИЕ ОТДЕЛА ПРОДАЖ В МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ ЗА СЧЕТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В российской рыночной экономике наступает период товарного насыщения, когда уже нет огромных очередей, желания купить что-то подходящее под самые нетребовательные запросы. Экономическая среда изменилась и продолжает меняться. Пришло время, когда не потребитель ищет товар, а производитель и дистрибьютор ведут борьбу за каждого клиента и его кошелек. Общепризнанными критериями выбора в рыночной экономике являются такие параметры, как цена и качество продукта. В данный момент конкуренция переместилась из плоскости цены/качество в плоскость сервиса. Все большую важность для клиента приобретает уровень сервиса, который может предоставить компания. В сфере оказания услуг это уже становится нормой, потребитель выбирает заведения не только по цене, но и по уровню обслуживания, удобству расположения, привычкам и личному знакомству с персоналом. В высоко конкурентных и сформированных сферах предприятия так же стали заботиться об уровне обслуживания клиента, внедряя регламенты типовых операций, автоматизированные системы заказа, увеличивая рабочие дни, обеспечивая продукт дополнительным сервисом и рекламной поддержкой.

Таким образом, «в конкурентную борьбу включаются неценовые факторы, ко-

Пришло время, когда не потребитель ищет товар, а производитель и дистрибьютор ведут борьбу за каждого клиента и его кошелек.

торые оказывают существенное влияние на выбор потребителя»1.

Для многих производственных и торговых предприятий характерны другие черты поведения на рынке: выбор максимально дешевых поставщиков без оценки остальных факторов. Видя это, поставщики стараются максимально снизить цену и привлечь максимум потребителей. Снизить цену на конкурентном рынке можно либо за счет повышения эффективности бизнеса, либо за счет снижения прибыли. Какой-то период времени, пока цена на товар включает довольно значительную наценку, каждый производитель и поставщик может удерживать и привлекать клиентов периодическим снижением отпускной цены, что и наблюдалось на рынке последние годы. Но в каждой отрасли приходит время, когда конкуренция за счет цены становится просто невозможной: издержки сокращены до минимума, который может быть достигнут с использованием текущей технологии, торговая наценка минимальна, и нет возможности ее более снижать без ущерба для компании. В таком случае, «у компании остается только один способ удержания и привлечения клиен-= тов — это конкуренция за счет неценовых факторов, к которой и движется бизнес-сообщество».2

В данной статье рассматриваются некоторые факторы, влияющие на конку-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

рентоспособность отдела продаж, с точки зрения удобства работы для клиента. На основе проведенного анализа разработана авторская методика, содержащая рекомендации по оптимизации = торговой деятельности предприятия. Основная задача, поставленная перед методикой оптимизации, — это повышение профессионализма менеджеров по продажам за счет внедрения конвейерной технологии продаж и CRM-системы, снижение времени обработки обращения клиента за счет автоматизации рутинных операций.

Предлагаемые рекомендации носят универсальный характер и могут быть реализованы как на малом предприятии, так и в крупном холдинге.

Методология формализации бизнес-процессов, представленная в данной методике, построена на основе следующих компонентов:

♦ Элементы бережливого производства;

♦ Облачные сервисы.

Фактически, автором используется

технология формализации, представленная в бережливом производстве, за исключением некоторых компонентов, которые были упразднены либо модифицированы для интеграции с остальными блоками системы. В настоящей методике предлагается решать задачу формализации бизнес-процессов в отделе продаж с помощью следующих шагов:

♦ Определение состава отдела продаж и функциональной нагрузки каждого сотрудника;

♦ Определение списка операций, выполняемых в отделе продаж (моделирование = бизнес-процесса);

♦ Формализация и описание каждой операции в виде регламента бизнес-процесса;

В каждой отрасли приходит время, когда конкуренция за счет цены становится просто невозможной: издержки сокращены до минимума, который может быть достигнут с использованием текущей технологии, торговая

наценка минимальна, и нет возможности ее более снижать без ущерба для компании.

Одна из проблем, с которой сталкиваются руководители, вставшие на путь формализации бизнеса без использования современных ИТ-решений, -это актуализация и обеспечение доступности регламентов непосредственно на местах выполнения бизнес-процесса.

• Доработки регламентов по итогам практической апробации.

В результате работы по формализации функций и процессов отдела продаж создается набор регламентов и типовых операций, которыми обязан руководствоваться каждый менеджер в своей работе. Важным аспектом является их периодическая актуализация и контроль исполнения, что возложено на информационную систему, модель которой пред-= ставлена ниже.

Облачные технологии, в данной системе, являются тем инструментом, который решает задачу актуализации и доведения регламентов до сотрудников. Одна из проблем, с которой сталкиваются руководители, вставшие на путь формализации бизнеса без использования современных ИТ-решений, — это актуализация и обеспечение доступности регламентов непосредственно на местах выполнения бизнес-процесса. Классическая инструкция, представленная на бумажном носителе, не может обеспечить оперативность и гарантию доступности актуальной информации исполнителю. Использование устаревшей информации в инструкциях и регламентах ведет к формированию недоверия и игнорированию сотрудниками данных документов, что влечет за собой нарушения технологического процесса и снижение эффективности труда.

Системы хранения информации на основе облачных технологий лишены данных недостатков. Регламент, хранимый в облачной системе, обладает следующими преимуществами: ♦ Актуализация в реальном времени = (Новая версия регламента становится доступна исполнителю в момент ее загрузки в систему, независимо от удаленности исполнителя и автора инструкции);

Использование устаревшей информации в инструкциях и регламентах ведет к формированию недоверия и игнорированию сотрудниками данных документов, что влечет за собой нарушения технологического процесса и снижение эффективности труда.

♦ Гарантия доступности (Регламент не может быть удален, перемещен, либо потерян, он всегда находится по закрепленному адресу в информационной системе);

♦ Простота поиска -информации (Необходимая инструкция или типовая операция легко может быть найдена исполнителем в течение нескольких минут с помощью рубрикатора, либо поиска по ключевым словам).

Единственным ми- =

нусом, которым обладают все облачные технологии, является необходимость наличия технических средств для доступа к информации: компьютера, подключенного к сети Интернет. Но в современном мире без данных средств уже не может работать ни один отдел продаж. Таким образом, облачная технология хранения информации решает проблемы, которые возникали при формализации бизнес-процессов в эру классического документооборота. В авторской методике, в качестве облачного сервиса хранения инструкций и регламентов, рекомендуется использовать сервис Google-drive, либо решение, встроенное в CRM-систему.

После формализации бизнес-процессов необходимо решить задачу эффективного взаимодействия с клиентами. Подавляющее большинство малых предприятий не задумываются о необходимости внедрения системы в работу с клиентами, а те, кто уже столкнулся с проблемой повышения эффективности, пытаются решить данную задачу собственными силами, используя свободно распространяемое либо пират- : ское программное обеспечение. Лишь малая часть приобретает лицензионное ПО, а вместе с ним столь необходимую техническую и организационную поддержку от поставщика.

То большинство :

компаний, которые никогда не внедряли и не использовали системы управления взаимодействия с клиентами (CRM), по мнению автора, никогда не смогут стать успешными ков;

Единственным минусом, которым обладают все облачные технологии, является необходимость наличия технических средств для доступа к информации: компьютера, подключенного к сети Интернет.

на современном рынке: конкуренты, владеющие CRM-решениями, знают о своих клиентах все, начиная от периодичности и количества заказываемой продукции, до дней - рождения и предпочтений руководителей и лиц, принимающих решения. Данная информация позволяет выстраивать процесс продажи именно так, как удобно и привычно клиенту, что, безусловно, благоприятно сказывается на коли-= честве и объемах заказов у компании, владеющей технологией CRM. В то время как предприятия, использующие традиционные методики ведения бизнеса, вынуждены при каждом заказе клиента тратить много лишнего времени на поиск/выяснение, реквизитов, пожеланий клиента, маршрута и специфики доставки, что ведет к удлинению и повышению трудоемкости цикла продажи, человеческим ошибкам, а, в конечном счете, снижению эффективности и удовлетворенности клиента результатом.

Важно понимать, что основная задача, решаемая информационной системой управления компанией — это аккумулирование и управление информацией, имеющей отношение к тому или иному контрагенту, в рамках выстроенных бизнес-процессов предприятия.

Кроме тех компаний, которые никогда не сталкивались с CRM-решениями, существует довольно много тех, кто внедряли и какое-то время использовали то, или иное решение, но с течением времени отказались от него и вернулись к привыч-= ным технологиям (как правило, это табличка в формате Excel, блокнот или бумажный ежедневник у каждого менеджера). В качестве причин отказа от внедрения и дальнейшего использования, были названы:

CRM;

Сложность в понимании работы Недостаточная мотивация сотрудни-

♦ Отсутствие заинтересованности руководителя во внедрении решения;

♦ Недостаточный функционал CRM системы;

♦ Отсутствие стан- -дартизации типовых операций;

♦ Технические

сбои;

♦ Другие причины.

В соответствии

с результатами данного опроса, можно сделать вывод, что основные :

причины отказа от CRM-решений делятся на две больших группы:3

♦ Организационные;

♦ Технические.

Причем, часть организационных причин (к примеру, сложность в понимании работы CRM и технические сбои) — это результат низкого качества самой программы CRM. В результате можно сделать вывод, что успех внедрения CRM-решения зависит от:

♦ Адаптированности CRM-решения к данному бизнес-процессу;

♦ Мотивации руководителя к проведению реформ и внедрению системы CRM.

Система управления взаимодействием с клиентами — это необходимый элемент построения эффективного отдела продаж, затрагивающий как организационную сторону деятельности сотрудников (изменение технологии ведения клиента и продажи продукта), так и техническую сторону деятельности (появление дополнительного программного обеспечения, сервисов). В про-

Конкуренты, владеющие СкМ-решениями, знают о своих клиентах все, начиная от периодичности и количества заказываемой продукции, до дней рождения и предпочтений руководителей и лиц, принимающих решения.

цессе внедрения и использования CRM происходит формализация и оптимизация существующей системы продаж на предприятии.

Следующим звеном авторской методики построения эффективного отдела продаж является внедрение конвейерного принципа работы с клиентами: разделение процесса продажи на множество мелких - операций и поручение их сотрудникам, специализирующимся только на данной работе.

Классический отдел продаж в малом предприятии, где каждый менеджер самостоятельно проводит все операции по привлечению и поддержке клиента, заменяется конвейером, где клиента «передают» через все этапы воронки продаж от сотрудника к сотруднику. Предлагаемое решение невозможно реализовать без всеобъемлющей формализации и CRM системы, объединяющей отдельных сотрудников в производственную цепочку.

Предлагаемое изменение системы работы отдела продаж позволяет:

♦ Снизить требования к менеджерам;

♦ Повысить управляемость отделом продаж;

♦ Снизить стоимость продажи;

♦ Повысить качество обслуживания клиента;

♦ Привязать клиента к компании, а не к отдельному менеджеру.

Управление

Штатные каналы коммуникации

Рис. 1. Структура управления отделом продаж.

В качестве примерной схемы реформирования классического отдела продаж предлагается следующая организационная структура, см. рис. 1.

В задачи и функции =

«Оператора М1» будет входить: холодный об-звон клиентской базы, выявление потенциальной заинтересованности в продукте компании.

Регламенты, обеспечивающие данный этап процесса:

♦ Регламент холод- = ного звонка

♦ Инструкция по работе с корпоративной CRM

♦ Инструкция по работе со справочником предприятий

Важность в компании: Низкая.

Время подготовки кандидата: 3 рабочих

дня.

Местоположение: Не имеет значения.

Оплата труда: По совершенным звонкам + % с каждой личной сделки.

Результат труда: Выявленные фирмы, потенциально заинтересованные в покупке продукта компании.

Менеджер М2. Задачи и функции: Телефонные звонки и выведение на встречу потенциальных клиентов, выявленных в результате работы оператора М1. Повторные продажи по существующей клиентской базе.

Регламенты:

♦ Регламент теплого звонка

♦ Инструкция по работе с корпоративной CRM

♦ Регламент типовых возражений

♦ Набор коммерческих предложений

Система управления взаимодействием с клиентами - это необходимый элемент построения эффективного отдела продаж, затрагивающий как организационную сторону деятельности сотрудников, так и техническую сторону деятельности.

♦ Регламент назначения встречи

Оплата труда: Оклад + бонус за каждую

назначенную встречу + % с каждой личной сделки.

Важность в компании: Средняя.

Время подготовки кандидата: 5 рабочих дней.

Местоположение: Не имеет значения.

Результат труда: Спланированная встреча с потенциальными = клиентами.

Менеджер М3. Задачи и функции: Встреча с клиентом, проведение презентации, продажа продукта компании клиенту на встрече. Ведение клиента в процессе продажи.

Регламенты:

♦ Регламент теплого звонка

♦ Инструкция по работе с корпоративной CRM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ Регламент типовых возражений

♦ Набор коммерческих предложений

♦ Регламент назначения встречи

♦ Рекомендации по ведению встречи

Оплата труда: Оклад + % с каждой личной сделки.

Важность в компании: Средняя.

Время подготовки кандидата: 15 рабочих дней.

Местоположение: Город присутствия клиента.

Результат труда: Продажа продукта компании новым клиентам, выведенным на встречу менеджером М2.

М5 Начальник отдела продаж. Задачи и функции: Контроль и развитие отде-

Рис. 2. Воронка продаж

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

ла продаж. Участие в управлении компа нией.

Регламенты:

♦ Рекомендации по ведению встречи

♦ Составление отчета отдела продаж

♦ Контроль отдела продаж

Оплата труда: Оклад + % с каждой сделки компании + личный бонус.

Важность в компании: Высокая.

Время подготовки кандидата: .

Местоположение: Желательно в головном офисе компании.

Результат труда: Развитие отдела продажи, постановка и выполнение планов продаж, рост объема продаж, высокая мотивация сотрудников.

В результате перестройки отдела продаж по данному принципу изменится и основная модель продажи: воронка продаж. В предлагаемом «конвейерном» отделе продаж она получит закрепление каждого этапа к определенному типу менеджеров, см. рис. 2.

Представленная методика повышения эффективности отдела продаж, конечно же, требует дополнительной доработки и уточнения, но уже в текущем виде проходит апробацию в нескольких компаниях и имеет опыт успешного внедрения в малом предприятии автора. Полученные результаты первых внедрений подтверждают выводы о повышении количества продаж и уровня обслуживания клиентов, ведут к снижению количества ошибок и времени обработки заказа. В качестве основных итогов внедрения данной методики руководители предприятий, где проходит ее апробация, отмечают:

♦ Повышение управляемости отделом продаж

♦ Снижение зависимости от ключевых сотрудников

♦ Снижение сроков обучения новых сотрудников

♦ Упрощение планирования отдела продаж

♦ Повышение точности планирования

Из возникших сложностей были отмечены:

Классический отдел продаж в малом предприятии, где каждый менеджер самостоятельно проводит все операции по привлечению и поддержке клиента, заменяется конвейером,

где клиента «передают» через все этапы воронки продаж от сотрудника к сотруднику.

♦ Сопротивление сотрудников, вызванное изменением в алгоритмах их работ

♦ Внедерение дополнительного программного обеспечения

= • Наличие пере-

ходного этапа, в рамках которого отдел продаж работает неэффективно В целом методика получила положительные отзывы и незначительные замечания, которые были учтены в последующих внедрениях. Финансовая оценка результата внедрения авторской методики может быть проведена не ранее, чем через 6 месяцев после окончательного перехода компании на использование представленной системы.

Итак, резюмируя представленный материал, можно отметить, что в большинстве малых предприятий можно получить значительный рост эффективности и снижение ошибок, если внедрить базовые принципы поточного производства, но делать это требуется на базе современных информационных решений. В противном случае возникнет значительное усложнение системы и внедрения не принесут ожидаемого эффекта, основным проблемным звеном которого является человеческий фактор. В статье автор прежде всего представляет свою методику, но используемые принципы едины и могут быть применены самостоятельно. Таким образом, данная статья может быть полезна руководителям малых предприятий, готовящихся к развитию своих компаний и выходу на новые рынки.

1. Полещук О. Машина продаж : системный подход к активным продажам / Ольга Полещук. — М. : Аль-пина Паблишерз, 2010.

2. Петров К. Н. Управление отделом продаж [Текст] : [планирование: построение эффективной структуры отдела продаж, использование СЯМ-систем; организация: прогнозирование продаж, подбор и мотивация торгового персонала; контроль: контроль затрат, анализ результативности сотрудников: перевод с английского] / Петров К. Н. — М.: Вильямс, 2011.

3. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.