Научная статья на тему 'Развитие организационной структуры управления сельским строительным комплексом'

Развитие организационной структуры управления сельским строительным комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ГИБКИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / INNOVATION / INTEGRATION / COOPERATION / FLEXIBLE SYSTEM OF MANAGEMENT / ORGANIZATION / SELF-ORGANIZATION / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габибов Наврузбек Ороджевич

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы управления сельским строительством, пути развития горизонтальной, вертикальной интеграции, кооперации предприятий агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE FOR MANAGEMENT OF THE CONSTRUCTION COMPLEX

In article are considered questions of improvement of the system of management of rural development, ways of development of horizontal, vertical integration, cooperation of the enterprises of the agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Развитие организационной структуры управления сельским строительным комплексом»

ГАБИБОВ Н.О.

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы управления сельским строительством, пути развития горизонтальной, вертикальной интеграции, кооперации предприятий агропромышленного комплекса.

GABIBOV N.O.

DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE FOR MANAGEMENT OF THE CONSTRUCTION COMPLEX

In article are considered questions of improvement of the system of management of rural development, ways of development of horizontal, vertical integration, cooperation of the enterprises of the agro-industrial complex.

Ключевые слова: инновация, интеграция, кооперация, гибкие системы управления, организация, самоорганизация, саморегулирование.

Keywords: innovation, integration, cooperation, flexible system of management, organization, self-organization, self-regulation.

При формировании в субъектах Российской Федерации государственной политики социально-экономического развития за последнее десятилетие весьма актуальной стала задача выявления потенциальных точек роста национальной экономики. Однако результаты проводимых исследований в области функционирования и развития различных ее отраслей в пореформенный период свидетельствуют об отсутствии стратегии развития и выделения приоритетов. Задача эта чрезвычайно сложна и многогранна: ее решение включает в себя и преобразование отношений собственности, и развитие нормальной конкуренции, и создание соответствующей рыночной инфраструктуры.

Установлено, что к значительному ухудшению социально- экономического положения в стране привело не только резкое снижение объемов бюджетного финансирования (в т.ч. и на строительство), но и весьма низкий уровень организационных отношений и, соответственно форм управления. Несмотря на некоторые позитивные изменения последних лет, социально-экономическая ситуация на селе по-прежнему остается напряженной. Создание условий труда для нормальной жизнедеятельности 38 млн. сельских граждан и полноценного роста потенциала сельской экономики является главной задачей национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие АПК», «Социальное развитие села до 2012 года», «Устойчивое развитие сельских территории до 2017 года», «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-20012 го-

ды». Анализ их реализации, сегодняшнее состояние материально-технической базы показывает, что восстановление, рост, а также содержание производственной и социальных сфер села невозможно без постоянно действующего, технологически единого строительного комплекса, сформированного на принципах кооперации. Именно поэтому совершенствование организационных структур является необходимой мерой и условием функционирования хозяйственного механизма в сельском подрядном строительстве (СПС) исходя из того, что основной целью СПС является обслуживание агропромышленного комплекса (АПК) и культурно-бытовых потребностей сельского населения.

Сельское подрядное строительство - это сложная межотраслевая система самостоятельно хозяйствующих субъектов (подрядных и специализированных строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектных, изыскательских и научно-исследовательских организаций, учебных заведений, управленческих фирм и других формирований, специализирующихся в области сельского строительства) в процессе возведения производственных сельскохозяйственных зданий и сооружений, жилых и общественных построек в сельской местности, производственных баз сельских строительных организаций, инженерных коммуникаций, культивационных и мелиоративных сооружений. СПС, как экономическая система, обладая своими специфическими особенностями, экономическими интересами, ожиданиями и целями, не может функционировать вне взаимосвязей с внешней средой, оказывающей на условия и результаты своего становления и развития весьма существенное влияние. Поэтому СПС является открытой системой, которая находится в непрерывном взаимодействии с другими отраслевыми системами и является подсистемой национальной экономики.

СПС, как важнейшее звено строительного агропромышленного комплексов, подчиняется общим закономерностям развития экономической информации. Пропорции в распределении капитальных вложений в поссовет-ский период свидетельствуют о том, что развитие сельских государственных подрядных организаций шло по пути неуклонного снижения ими объемов выполняемых СМР, отставания их технической оснащенности, внедрения новых методов производства работ. В советский период организационные формы управления и руководства строительством в определяющей степени зависело от того, каким способом осуществляется производство СМР - подрядным или хозяйственным. От этого также зависели основные тенденции и закономерности СПС: индустриализация процесса строительства, тенденция «обрастания» строительных объединений производствами и предприятиями смежных отраслей, тенденция к укрупнению возводимых объектов, переход к интенсивным методам и направлениям воспроизводства основных фондов, тенденция роста производительности труда при снижении фондоотдачи. Все это наряду с положительными тенденциями имели и отрицательные - это удорожание сметной стоимости объектов, низкое качество работ и т.д. Все же развитие базовых отраслей национальной экономики и социальной сферы

невозможно без развития капитального строительства. Этот сегмент национальной экономики в настоящее время приобретает особую значимость. Проведенный сравнительный экономический анализ концепций формирования и развития СПС показал отсутствие в настоящее время целостной экономической концепции развития исследуемого сегмента национальной экономики: имеются наблюдения экономической действительности, осуществляется выработка и уточнение понятий и гипотез, разрабатываются рекомендации, однако удовлетворительной экономической теории как основы анализа функционирования и развития организационных структур управления в сельском строительстве нет.

Так, за последние 20 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, а также изменение организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, произошло снижение объемов СПС и, как следствие, доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. В настоящее время водопроводом оборудовано 42% сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 44%, канализацией - 32%, горячим водоснабжением - 20%. Сеть участковых больниц в стране сократилось на 1994 единицы (41%), фельдшерско-акушерских пунктов - на 3408 единиц (7%). На 10 тыс.человек в сельской местности в России приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторными и поликлиническими учреждениями в нашей стране в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.

В сельской местности газифицировано 75% площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы природным газом. централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс.сельских поселений (31,8%), канализацией - 6,4 тыс. (4,5%). Большинство систем водоснабжения не имеют необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36% протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье. Однако объемы жилищного строительства в сельской местности, несмотря на наметившуюся тенденцию роста, по нашему мнению, не соответствует реальной потребности в жилье.

Для обеспечения интенсивного и устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффек-

тивного функционирования АПК необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления. В современных российских условиях сельские муниципальные образования не в состоянии самостоятельно эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения: для преодоления критического положения в развитии села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий; при этом весьма значительная роль в этом деле должна быть отведена СПС.

В целом для Республики Дагестан присущи общие проблемы СПС, характерные для Российской Федерации. Однако в период реформирования проявились некоторые особенности. Экономический анализ ряда источников позволил выявить современные проблемы социально- экономического развития республики : высокий уровень безработицы (22,5 экономически активного населения по методологии МОТ) и бедности населения (42,7% живут на доходы ниже прожиточного минимума). Данные проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной экономической политики в республике, отрицательно влияют на общественно-политическую обстановку в регионе. Доказано, что диспропорции в финансировании базовых отраслей экономики Дагестана негативно отражались на структуре территориального размещения основных производственных фондов и развитии социальной сферы: по объему ВРП и промышленного производства на душу населения среди субъектов Российской Федерации Дагестан находится в последней десятке, а уровень обеспеченности расходов консолидированного бюджета собственными доходами составляет 20,7%.

Серьезные проблемы накопились в социальной сфере республики. повышение качества предоставления социальных услуг населения требует укрепления материально-технической базы социальной сферы. По данным Федеральной службы государственной статистики показатели обеспеченности объектами социальной сферы в республике ниже среднероссийского уровня.

В республике более 300 школ (17,9%) находится в аварийном и ветхом состоянии. На сегодняшний день наблюдается острая потребность в капитальном строительстве и реконструкции более 230 объектов образования.

Техническое состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высоким (более 70%) уровнем износа. Растет количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов, планово- предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Из-за высокого износа основных фондов ухудшается качество питьевой воды, растет дефицит мощности водопроводных и канализационных сооружений, возросли до 30-50% потери энергоресурсов и воды. Ежегодно увеличивается на 2-3% площадь ветхого и аварийного муниципального и государственного жилищного фонда, который сегодня составляет 730,2 тыс.кв.м. (24% существующего фонда). В целом

30% жилищного фонда городов республики не имеет инженерных сетей канализации. Более 78% бытовых сточных вод сбрасывается в природную среду без очистки. Неудовлетворительное состояние водопроводных и канализационных сетей и очистных сооружений негативно влияет на качество воды, которая на 85% не соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм и ГОСТа. В некоторых районах республики качество питьевой воды достигло опасного для здоровья населения уровня и является источником эпидемий.

По мнению Межведомственной рабочей группы Комиссии Российского союза производителей и предпринимателей (РСПП), собственный строительный рынок на селе практически опустился до нуля, его заняли региональные монопольные строительные структуры.

Причинами отставания темпов строительства жилья на селе в 3-4 раза от городских, являются повсеместный вывод производства, переработки и реализации сельхозпродукции из села в пригород региональных центров и соответствующее их там обустройство, отсутствие долгосрочной, комплексной программы развития сельских территорий, единого подхода в планировании этого направления работы. Регионы в программах развития делают основную ставку на крупные хозяйства и холдинги вблизи административных центров, как им диктует инвестор. Сельские территории с 38 млн.населения и традиционно занятые сельским хозяйством, в этой экономической модели, выпадают из основных сельхозпроизводителей и лишаются перспективы своего развития.

Дезинтеграция сельского проектно-строительного комплекса привела не только к проблемам в развитии материальной базы АПК, но и к значительному ограничению внутренней миграции граждан России из трудноизбыточных регионов в малонаселенные с высокой потребностью трудовых ресурсов. Десятки тысяч дагестанцев, выходцев из других республик Северного Кавказа работали в областях и краях нашей страны - России. Их руками на селе построены тысячи объектов . Решались задачи производственные, культурологические, освоение живого государственного языка, значительно росли межнациональные браки. В целом строители способствовали формированию толерантной социальной среды. Как правило, работали совместно с местными жителями и это придавало положительный импульс развитию экономики хозяйств. Вслед за строителями шли агробригады, большей частью животноводы, многие из которых в некоторых регионах РФ работают по сей день.

Основой разрабатываемых схем развития сельских территорий на будущее должны стать «зоны сельского производственного развития», предусматривающие возврат производства, переработки и реализации сельхозпродукции на муниципальный и местный уровень, что даст повышение занятости населения, снижение стоимости и существенное увеличение объема производства продукции. Рабочая группа РСПП считает необходимым внести в управление процессом развития сельских территорий перераспределение функций в пользу единого федерального органа исполнительной власти, в

данном случае Минсельхоза России, и серьезное увеличение инвестиций в развитие социальной и инженерной инфраструктуры села.

Адаптированная к реальной ситуации организационная структура управления в СПС играет особую роль в обеспечении эффективного использования производительных сил, взаимодействия производственных и хозяйственных звеньев национальной экономики. В этой связи «естественный отбор» стратегий, институтов, мотиваций, способов производства происходит в условиях рационального целеполагания, основанного на позитивном опыте выбора наиболее эффективных решений в аналогичных ситуациях в прошлом, либо на результатах моделирования перспективно-возможных социально- экономических отношений. Рассмотрение СПС во взаимодействии с национальным АПК является весьма обоснованной.

В этой связи корпорация «Центрсельстрой» предлагает Концепцию, предусматривающую интегрирование, объединение усилий и возможностей сельхозтоваропроизводителей и строительных организаций, работающих на селе с целью обустройства сельских территорий, создания благоприятных социально-экономических условий, предпосылок для выполнения селом его важнейших общенациональных функций. Формой такого взаимодействия должен стать сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив, правой основой его создания является ФЗ от 08.12.1995г. «О сельскохозяйственной кооперации».

Предполагается формирование кооперативов на районном (межрайонном) и региональном уровнях, со временем они образуют Союз кооперативов сельских строителей на федеральном уровне - «Россельстрой». Инициатором процесса выступают сельхозтоваропроизводители (СТП) при активном участии строителей (изыскателей, проектировщиков, строительных организаций, предприятий строительной индустрии). Основной целью СТП является производство сельскохозяйственной продукции. Все остальные вопросы деятельности для него вторичны.

Существующая ныне практика, когда на СТП лежит инициатива и ответственность за реализацию инвестиционных проектов, заставляет его, в ущерб главной цели, отвлекаться на разработку и сопровождение проектов, на многочисленные проблемы землеустройства, технические условия, качества строительства, т.е. на все то, что составляет детально проработанную в части строительства сторону проекта, причем, удовлетворяющую постоянно усложняющимся требованиям банков. Участие в Кооперативе освободит основную фигуру села - сельхозтоваропроизводтеля - от несвойственных ему профессиональных функций. Возрастают перспективы минимизировать стоимость строительства, шире использовать профессиональные технологии сельских строителей, поднять конкурентные возможности в реализации проектов по созданию реальных активов на селе.

Объединение в кооперативы существенно повысит инвестиционную активность и привлекательность села. Основные средства всех членов кооператива становятся залоговым фондом для заемного финансирования строительных проектов. СПОК получает более полную возможность организовать

финансирование своих членов, привлекая кредитные ресурсы через банковские структуры и инвестиционные механизмы, вовлекая в свои ряды ассоциированных членов (без права голоса), и что особенно важно, на этапе реализации инвестпроекта не только погашать проценты по заемным средствам, но и получать устойчивый доход.

Кооператив берет на себя функции инвестиционного консультанта его участники совместно создают универсальные стандарты финансирования проектов на селе и их окупаемости по наращиванию производственных мощностей, строительству и ремонту жилья, совершенствованию объектов социальной инфраструктуры, по строительству сельских дорог.

По мнению д.э.н., проф., член.корр. Россельхозакадемии А.П.Огракова одним из важнейших путей решения проблем является комплексный подход к управлению на основе массового развития сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов (СПСК) при образовании вертикально-интегрированной структуры - «Россельстроя». На основе СПСЕ, создаваемых от сельхозпроизводителей - первичное (районное) звено, к областным (краевым, республиканским союзом СПСК) до федерального «Россельстроя», в современных рыночных условиях в наибольшей мере будут проявлены преимущества и устранены недостатки в управлении сельским строительным комплексом.

Формирование в сельском строительном комплексе России вертикально интегрированной акционерной проектно-строительной компании вполне обоснованно и отвечает государственной политике в области АПК. Базовой организационной структурой можно определить ОАО «Центрсельстрой» с входящими в его структуру региональными строительными организациями и передачей в его состав оставшихся государственных проектных институтов как государственной доли в уставном капитале компании. Минсельхозу РФ целесообразно передать часть своих функций акционерно-государственной структуре с правом прямого участия во всех уровнях управления инвестиционным процессом с целью создания гарантированного и равного доступа сельских подрядных строительных организаций к выделяемым на село капиталовложениям. Считаем целесообразным повторно вернуться к рассмотрению ранее предложенного Госдуме РФ поправок к Федеральному закону от 1.12.2007г. №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», определяющего форму и порядок образования комплексных саморегулирующих организаций технологически единого сельского строительного комплекса. Распространить на сельский строительный комплекс льготы сельхозтоваропроизводителей по получению государственных кредитов на развитие производственной базы промстройматериалов, реконструкцию и техперевооружению, оснащению техникой и транспортом опорных баз строительных организаций.

Формирование сельского проектно-строительного комплекса, функционирующего на основе единых строительных правил и нормативов с дальнейшим адаптированием к конкретным регионам, восстановление производства местных традиционных материалов, развитие малого и среднего бизнеса, а также кооперирование всех звеньев управления создаст реальные пред-

посылки к наращиванию инвестиционной активности в АПК.Сочетание организации и самоорганизации открывает новые возможности управления в условиях нестабильности.

Предлагаемая система развития СПС является инновационной формой интеграции строительного производства и агропромышленного производства. В этой связи представляется весьма логичным, что процесс управления СПС не может быть самопроизвольным, преследовать чисто рыночный подход, поэтому и целесообразен синтез рыночного и государственного регулирования деятельности сельского строительного комплекса.

Одной из основных идей развития сельского подрядного строительства России является формирование гибких интегрированных структур управления посредством реализации синергетического подхода, который учитывает неопределенность и включает ее в процедуру моделирования и управленческого действия. При этом организационная структура управления сельского подрядного строительства сыграет особую роль в обеспечении эффективного использования производительных сил в экономическом пространстве Российской Федерации, взаимодействии производственных и хозяйственных звеньев национальной экономики.

Большие сельские территории страны не обустроены, в некоторых районах некому выполнять элементарные строительные и ремонтные работы, село продолжает деградировать, свыше 10% поселений без постоянно проживающего населения. В стране дефицит продуктов питания, демографические проблемы, депопуляция. В то же время имеются трудоизбыточные регионы, имеющие специалистов-строителей для работы в любом районе страны.

Считаем целесообразным на вышеуказанной основе полностью согласующейся с инновационной политикой руководства страны, формирование межрегиональных гибких организационных структур управления, способные обеспечивать выполнение на селе всех видов общестроительных, дорожных работ, инженерных коммуникаций и благоустройство.

_Литература_

1. Федеральный закон от 22.07.2008 №148-Ф3 «О внесении изменений в Градо строительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Минсельхоз России. Национальный доклад «О ходе результатов реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». М.-2009

3. Габибов Н.О. Гибкие организационные структуры управления в сельском строительстве: теория и методология. Монография. - СПб.-2006.

4. Мытарев С.А. Единая система развития сельского строительства в России //Сельское строительство,№3,2011. - с 4-7.

5. Огарков А.П., Огарков С.А. Концепция и методические указания по созданию современных сельских населенных пунктов. М. - 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.