Научная статья на тему '2008. 02. 051. Огарков А. П. Социально-экономическое развитие и обустройство села / Рос. Акад. С. -Х. Наук. - М. , 2007. - 398 с. - библиогр. : С. 390-396'

2008. 02. 051. Огарков А. П. Социально-экономическое развитие и обустройство села / Рос. Акад. С. -Х. Наук. - М. , 2007. - 398 с. - библиогр. : С. 390-396 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС - РФ - - ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ - РФ - - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 02. 051. Огарков А. П. Социально-экономическое развитие и обустройство села / Рос. Акад. С. -Х. Наук. - М. , 2007. - 398 с. - библиогр. : С. 390-396»

2008.02.051. ОГАРКОВ А.П. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБУСТРОЙСТВО СЕЛА / Рос. акад. с.-х. наук. - М., 2007. - 398 с. - Библиогр.: с. 390-396.

Проблемы социально-экономического развития села порождены системным кризисом, в котором продолжает находиться в настоящее время сельское хозяйство России. Тяжелое финансовое положение сельхозпроизводителей, диспаритет цен, трудности сбыта продукции, рост непроизводительных расходов и другие негативные процессы обусловили сокращение реальных доходов, бедность и безработицу значительной части сельского населения, а также обострили проблемы развития сельской местности, демографии и кадров.

В 1959 г. в стране насчитывалось 294,1 тыс. сельских поселений, в которых проживали 55,2 млн. человек; к 2002 г. эти показатели сократились соответственно до 155,3 тыс. и 38,7 млн. человек. Таким образом, в течение 43 лет страна теряла ежегодно в среднем свыше 3 тыс. сельских поселений (с. 4-5).

Как считает автор, решение проблем сельских территорий и АПК в целом нужно искать на пути комплексного социально-экономического развития и обустройства сельских поселений, существенного повышения качества жизни и деятельности селян. Комплексное развитие подразумевает формирование на сельских территориях среды, включающей не только жилье, сельские общественные здания, но и производственные объекты, системы инженерного оборудования и благоустройства. Основные задачи комплексного подхода состоят в следующем. 1. Создание нормативно-правовой базы долговременной государственной политики приоритетного развития сельского хозяйства и обустройства села. 2. Реализация комплекса мер, направленных на резкое повышение доходности сельскохозяйственного производства и АПК в целом. Требуется постоянное государственное субсидирование сельского хозяйства на уровне, приближающемся к уровню развитых стран. Источниками льготных инвестиционных кредитов могут быть: часть стабилизационного фонда, рента от природных ресурсов, профицит бюджета, амортизационные отчисления и др. 3. Целенаправленная работа по строительству в сельской местности новых объектов производственной, инженерной и социальной инфра-

структуры общего пользования. 4. Формирование и развитие рынка сельской строительной индустрии. Весь цикл создания строительной продукции должен состоять из следующих основных взаимосвязанных частей: научное и проектное обеспечение, развитие базы сельской строительной индустрии, развитие строительных организаций, осуществляющих подрядное строительство.

В рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 г.» целесообразно выделить и комплексно обустроить в 2007 г. по одному сельскому поселению в каждом субъекте РФ, в 2008 г. - в каждом административном районе, и в 2009 г. -в каждом сельскохозяйственном предприятии. Программу следует пролонгировать на последующее время до полного комплексного обустройства сельских поселений. Приобретенный опыт социально-экономического развития и обустройства села совместными действиями центра, регионов и органов местного самоуправления с широким участием населения может играть роль консолидирующей «национальной идеи» и лечь в основу общероссийской программы социально-экономического возрождения страны.

Программа «Социальное развитие села до 2010 г.», утвержденная постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г., должна быть реализована в два этапа: первый этап - 2003-2006 гг. и второй - 2007-2010 гг. Программа призвана способствовать улучшению условий жизнедеятельности на селе, повышению престижности проживания в сельской местности путем развития социальной и инженерной инфраструктуры. Предусматриваются мероприятия по научному, организационному и финансовому обеспечению программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Структура расходов из указанных источников на весь период реализации (при общем объеме финансирования программы в сумме 206,1 млрд. руб.) следующая: первый источник - 10,5% от суммарных затрат, второй - 43%, третий - 46,5% (с. 259).

В 2003-2004 гг. основными приоритетными направлениями реализации программы явились: развитие газификации, водоснабжения, жилищное строительство, развитие телекоммуникационной связи и сети автомобильных дорог, а также выполнение пилотных проектов комплексной застройки, развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований.

В 2004 г. на реализацию данной федеральной целевой программы из средств федерального бюджета было выделено 1783,6 млн. руб., причем на каждый рубль этих средств субъектами РФ привлечено 6,7 руб. из собственных бюджетов и внебюджетных источников (с. 269).

Выполнение программных мероприятий сдерживается отсутствием в отдельных субъектах РФ программ развития села, принятых региональными и муниципальными органами власти, что не позволяет подходить к решению программных заданий системно, а также обеспечивать ведение государственной статистической отчетности.

В конце 2005 г. Правительством РФ принят приоритетный национальный проект «Развитие АПК», основными направлениями которого являются: ускоренное развитие животноводства, развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, государственная поддержка обеспечения жильем молодых специалистов и их семей на селе. Общая сумма, выделяемая на реализацию проекта в 2006-2007 гг., - 30,9 млрд. руб. (с. 273).

В части развития малых форм хозяйствования проектом поставлена цель существенно увеличить к первому полугодию 2008 г. объемы реализации (товарности) продукции личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). В настоящее время в России насчитывается 16 млн. ЛПХ и 257 тыс. КФХ, занимающих 13% земель и дающих 58,6% валовой продукции сельского хозяйства. Однако этот важнейший сектор аграрной экономики только 15% своей продукции реализует на рынке. Основной путь решения проблемы - расширение (с помощью правительственного субсидирования) материально-технической и финансовой базы этих хозяйств. Предусматривается, в частности, развитие заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, увеличение числа перерабатывающих мини-комплексов, создание систем земельно-ипотечного кредитования и сельской кредитной кооперации (с. 284).

Проблема кредитования связана с высокими требованиями банков при оформлении кредитов (залоговое обеспечение кредита, расчет эффективности производства, рекомендации главы сельской администрации, поручительства физических и юридических лиц и др.). Как свидетельствует опыт Белгородской области, банки отда-

ют предпочтение двухэтапной системе кредитования ЛПХ: сначала кредиты предоставляются кооперативным организациям, например снабженческо-сбытовым кооперативам (в сумме до 10 млн. руб.), которые создают условия для приобретения хозяйствами молодняка, семян, кормов; и лишь затем кредитуются отдельные ЛПХ (до 300 тыс. руб.). Для расширения доступа субъектов малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам национальный проект предусматривает развитие системы финансовой взаимопомощи на селе путем создания 1000 кредитных кооперативов. Эта работа поручена Россельхозбанку, который в каждом кредитном кооперативе будет выступать в качестве ассоциированного члена (с. 285).

Эффективность в целом приоритетного национального проекта «Развитие АПК» во многом будет зависеть от координации процессов реализации этого проекта и таких федеральных целевых программ, как «Жилище», «Социальное развитие села до 2010 г.» и др.

Важнейшим направлением развития сельской местности является инженерное оборудование сельских поселений, в первую очередь освоение возобновляемых источников энергии и автономных энергосистем. Инженерная инфраструктура села крайне слаба. Так, водопроводом оборудовано только 22% сельских поселений (городских - 98%). Канализацию имеют 95% городских и только 3% сельских поселений. Для последних характерен пониженный уровень энергетического базиса, составляющий лишь 9% от общего расхода электроэнергии в стране и 6% от потребляемой тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение. Из-за трудоемкости быта сельский житель расходует на ведение домашнего хозяйства в среднем около восьми часов в сутки, тогда как в городе соответствующие затраты времени - три часа (с. 338-339).

В условиях децентрализованного расселения населения в сельской местности прокладка газовых сетей на большие расстояния при малых объемах потребления экономически неоправданна. Наиболее целесообразно в этих условиях применение возобновляемой электро- и теплоэнергетики.

В настоящее время энергобаланс России включает (по доле видов топлива): газ - 54%, уголь - 15, АЭС - 16, гидроэнергия -2,5, углеводороды - 11, нетрадиционные возобновляемые источники (солнце, ветер, геотермальные источники) - 1,5%. Для сравне-

ния: в мировом энергобалансе (в среднем) возобновляемые источники, в том числе гидроэнергия, составляют 13,5% (с. 343).

Необходимость применения на селе возобновляемых источников энергии и автономных систем обусловлена, прежде всего, величиной поселений. Согласно имеющимся расчетам, автономные системы эффективны для 86% общего числа сельских поселений (30% всего сельского населения), в том числе для малых поселений - до 200 человек, а также для средних - от 200 до 500 человек (с. 344).

Освоение возобновляемых источников энергии в сельской местности необходимо не только по причине их большей социально-экономической эффективности, но также и в целях повышения общего уровня потребления энергоносителей, уровня экологично-сти и комфортности проживания на селе.

Успешная реализация программ социально-экономического развития и комплексного обустройства села невозможна без научного обоснования этих программ. Наиболее важными направлениями фундаментальных и прикладных исследований являются следующие:

• стратегия развития и обустройства сельских поселений и территорий;

• основы социально-демографической политики на селе;

• разработка на основе индикативного планирования социально-экономических и технологических параметров (нормативов) для агростроительного проектирования;

• перспективные модели расселения и культурно-бытового обслуживания населения с учетом развития производительных сил АПК, требований экологии;

• системы приборов автономного инженерного оборудования зданий и поселений на основе возобновляемой энергии (с. 374-375).

В заключение книги автор отмечает, что итогом научно-обоснованного социально-экономического развития сельских территорий России явятся: хорошие условия жизнедеятельности сельского населения, совершенствование производства, преодоление депопуляции, безработицы, нищеты, решение проблемы закрепления молодых кадров на селе, ликвидация социальной напряженности в сельском сообществе, повышение образовательного уровня населения, улучшение экологической обстановки.

Е.Е. Луцкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.